Это цитата сообщения
RPGWORLD Оригинальное сообщениеВашему вниманию предоставляется написанная мной "Энциклопедия орков", где я попытаюсь сравнить 6 сеттингов и на основе их составить портрет орка.
Энициклопедия орков
В данной статье я собираюсь рассмотреть несколько популярных сеттингов, в которых имеется раса «орки», её описание и происхождение.
Как правило при слове орк – в нашей голове всплывает нечто зеленое с ростом в два метра, с выпирающими клыками и воинственным видом. Зачастую способное лишь к примитивному мышлению , однако всегда готовое к бою.
Как известно, само понятие «орк» пошло из англо-саксонских мифов. Именно оттуда черпал своё вдохновение ученый-лингвист Д.Ж.Р.Р Толкиен.
Итак, первый сеттинг с которого я начну – самый старый из всех
мною приведенных .
Мир Дж.Р.Р Толкиена
Происхождение орков - вопрос спорный. Иные звали их Melkorohini, "Дети Мелькора"; но более мудрые говорили: нет, рабы, а не дети - детей у Мелькора нет и не было. Тем не менее, орков породила злоба Мелькора, и, очевидно, он хотел надругаться над Детьми Илуватара, и создать существа, полностью покорные его воле и воспитанные в неутолимой ненависти к эльфам и людям. (
здесь и далее пояснения автора статьи будут выделяться красным) Таким образом выявляется причина врожденной ненависти к вышеуказанным существам. Причина банальна, но на это можно смело закрыть глаза, поскольку это одно из первых упоминаний о орках в современной литературе.
Это достаточно мерзкие с виду существа, ненавидящие всех вокруг и друг друга в том числе. Они без всякой причины уничтожают все и всех вокруг себя, а пытки считают развлечением. Причем тяга к убийству и пыткам у них настолько сильна, что перевешивает и волю их Властелина, и понятия о дисциплине военного времени В эти строках , чётко просматривается факт , что орки порождения зла. Их культура ничтожна, а у самих орков напрочь отсутствует понятие о чести и достоинстве. Подобный подход кажется мне слишком грубым разделением на «Хороший-Плохой», который присущ творчеству Толкиена.
Орки, участвовавшие в позднейших войнах, когда Мелькор-Моргот бежал и вернулся в Средиземье, не были ни духами, ни призраками, но живыми существами, умевшими говорить, обладавшими некими способностями к ремеслам и организации - по крайней мере, они могли этому научиться у высших существ и у своего Хозяина. [color=red] Таким образом выясняется, что сама раса орков, представляла собой мало организованные племена. Будет верно сравнить их с человечьим родом, существовавшим примерно 3000-4000 лет назад, с той поправкой что орки владели речью, проще говоря – умели говорить.
Они действительно были настолько испорчены, что не ведали жалости и не остановились бы ни перед какой жестокостью и подлостью.
У них были свои языки, и они говорили между собой на разных наречиях, в зависимости от того, к какому племени принадлежали (они делились на племена). Они нуждались в еде, питье и отдыхе; хотя многие были приучены переносить трудности не хуже гномов. Их можно было убить, и они были подвержены болезням; но умирали они и сами по себе, и не были бессмертны.
Таким образом, в мире созданном Толкиеном, орки – существа выведенные Мелькором. Жестокие и злобные племена, не имеющие собственной культуры. Выведенные для войны , они являлись лишь «стадом».
Тем самым орки Толкиена заслуживают звания «самые злобные и неконтролируемые орки».
Орки из Warcraft
Информации о орках из мира Warcraft(далее просто WC), довольно мало. Я буду строить свои предположения, основываясь в основном на компьютерной игре Warcraft и процитирую лишь небольшой отрывок:
Рождённые в другом мире – Драеноре, орки были насильно изгнаны в земли Штормового Ветра через врата, соединяющие параллельные измерения, ныне известные как Тёмный Портал и вынуждены вести кровопролитные войны с людьми, издревле населяющими эти плодородные места. Немногие знают, что орки когда-то были гордой, образованной расой с развитой иерархией и культурой на основе шаманских ритуалов. Однако, некогда могущественные кланы были со временем разрознены и порабощены набиравшим силу Пылающим Легионом. Но со временем орки побороли проклятие демонов…
Этот небольшой отрезок чётко даёт понять , что орки из WC – когда-то могущественные и образованная раса. Поэтому в отличии от орков Толкиена, они чуть более благороднее в этом плане. И несмотря на то, что в первой и второй частях легендарной WC , нам пытаются представить их, как захватчиков, творящих бесчинства на землях Азерота. То уже в третьей части, орки предстают в виде отдельных благородных племен( пример тому – вождь Траал). Но подобный ход легко объясним. Blizzard наверняка пошла на этот шаг, по причине того, что в предыдущей части , орки уже успели завоевать симпатии игроков. И поэтому им спешно пришлось «облагораживать орков». Хотя в Warcraft II , судя по брифингам, они представлялись нам злобными и не знающими жалости.
Оркам из WC уважают чувство «товарищеского плеча» и всегда готовы помочь товарищу в бою, хотя случаи, когда один клан предавала всю расу орков – достаточно много.
Дальнейшей информации по оркам из WC не найдено . И благодаря махинациям Blizzard , орки из WC получают почетное звание «самых противоречивых орков».
Орки из Warhammer 40000
Многие люди склонны утверждать, что орки из Warcraft , взяты прямиком из вселенной W40K(тем более вселенная «вархамерра» появилась гораздо раньше детища Blizzard) . И действительно, если попытаться провести серьезный анализ, то отыскать сходства не так уж и сложно.
Процитирую небольшой отрывок:
Орки - примитивные потомки некогда развитой расы. Они жестоки и любят войну.(
Странное чувство дежавю,не так ли? Орки из WC – тоже потомки развитой расы. Тем самым Blizzard пошли по самому лёгкому пути, не придумывая ничего особого, позаимствовав орков из чужого сеттинга )
У них имеются некоторые знания в области техники, оставленного их предками, что делает их еще более опасными. Орки по натуре анархичны и агрессивны, постоянно воюя как между собой, так и с другими расами. Миры орков разбросаны по галактике в таком же объеме, что и миры людей, свидетельствуя о прошлой эпохе превосходящего технического знания.
Прошло много десятков тысяч лет после того как Человечество впервые столкнулось с воинственной и жестокой расой Орков. Все это время Человечество вело постоянные войны против этих варварских созданий, и, скорее всего, эти войны никогда не закончатся.
Хоть в основе снова стоят войны на почве шовинизма и жажды к войне , это компенсируется глубиной проработки данной расы в мире W40K.
Происхождение Орков теряется во мраке тысячелетий. Некоторые считают что Орки, это дегенерировавшие демоны Хаоса. Другие выдвигают предположение о том, что Орки были искусственно созданы как раса воинов, в древние времена какой-то древней расой, Эльдарами и К'тан. Как бы то ни было, родного мира Орков еще никто никогда не видел, хотя Орки широко расселены по галактике.
Раса Орков рассеяна по всей галактике, также как и люди, но в отличие от Человечества, Орки разделены на тысячи империй, возглавляемых Варлордами (Warlords). Варлорды стремятся завоевать территории своих соседей, будь то люди, Эльдары или Орки. Войны продолжаются до тех пор, пока его самого не разобьют в сражении. Это в природе Орков, они всегда атакуют еще не подготовившись и никогда не думают о следующей схватке.
То есть не существует чётко теории о происхождении орков. Однако я склонен доверять теории о искусственном создании.
Имперские ученые выдвинули гипотезу, что на родном мире Оркоидов существовала некая разумная раса, которая и ответственна за появление Орков. Эта раса развила выдающийся интеллект и стала преобладающей за срок жизни нескольких поколений. Они осознали и развили технологию и даже создали легендарную (и во многом потерянную) стандартную конструкцию шаблонов расы Орков. Историки считают, что именно эта раса начала экспансию Орков в космос. Теперь физически слаборазвитая подчиненная раса, Снотлинги, как думают, являются единственным живым остатком этой потерянной расы. Внезапное повышение интеллектуального уровня Снотлингов в те далекие времена можно объяснить только как результат действия какого-то катализатора. Снотлинги симбионтны с грибами, которые они культивируют и едят. Предолагается, что эти грибы росли в подземных жилищах древней культуры и вызвали генетическую мутацию в умственных способностях этих древних Снотлингов. Через поколения, диета из этих грибов стимулировала рост мозга и интеллектуального потенциала. Согласно древним легендам Орков, эти интеллектуальные существа известные как легендарные Мозговые Бойзы (Brainboyz) имели небольшие размеры и силу, и искуственно вывели подчиненные расы воинов - Орков и слуг - Гретчинов. Но в дальнейшем Орки стали доминировать над всеми расами. Это произошло, скорее всего, в результате катастрофы, вызвавшей быстрый регресс Снотлингов.
У Толкиена орки не имеют как таковой иерархии, кроме «главный\ низший». В W40K мы видим более глубокую проработку всей расы орков. С другой стороны, у Толкиена орки не являлись самостоятельным народом.
Размножаются орки из W40К довольным странным способом – спорами.
Вторичная растительная структура Орков также определяет странный способ размножения. Вторичная генная спираль содержит генетический код всех видов Оркоидов, не только вида, к которому принадлежит данное существо. Во время жизни Оркоида, он рассеивает спороподобные клетки (бессознательно, во многом этот процесс сходен с отшелушиванием отмерших клеток кожи у людей), выполняющие ряд функций. Одна из них - идентификационная. Чувствительные обонятельные органы Оркоидов получают через споры информацию о виде, возрасте, статусе и т.д.
Споры также являются репродуктивным механизмом Оркоидов. Попав в подходящие условия, спора эволюционирует в вид, чью генетическую информацию содержит. Споры требуют темноты и влажности для прорастания, подобно обычным грибам. Наиболее подходящими местами являются пещеры и леса, ходя и в более сухих условиях достаточное число спор сохраняет жизнеспособность. После прорастания и развития споры начинается рост Оркоида, подобно любому вегетативному процессу. Время, требуемое для полного развития, зависит от вида.
Из всех рассмотренных мною интерпретаций орков, данная является наиболее интересным образцом. Глубокая проработка конфликтует с довольно банальными целями их существования. Однако в отличии от Толкиенских орков, орки из W40K не являются настолько злобными и отсталыми существами.
Орки в первую очередь созданы для войны, и это ведет к конкуренции и даже войнам между различными племенами. Может показаться, что Орки дезорганизованы и непослушны, но они способны к высшей степени сотрудничества. Техномаги Адептус Механикус обнаружили низкий уровень второстепенной психической энергии в умах всех Орков и Гретчинов.
Когда амбиции и завоевания одного Варлорда растут, это привлекает прочих Орков в его армию под его командованием. Это значит, что Орочьи армии не могут собираться чересчур быстро, превращаясь в огромные орды появляющиеся из ниоткуда и атакуя ничего не подозревающие планеты. Вааагх! будет продолжаться, пока Орки не будут побеждены или пока у них будет с кем сражаться.
Орк из W40K – существо хоть и постоянно воюющее, однако имеющее собственную культуру и собственный образ, который на
мой взгляд является более привлекательным, нежели образ орка из Толкиена, где они олицетворяли зло, берущее массой и злобой.
Любопытный факт:
Если раненный орк попадает к Болебойзу( медик орков ) , то после успешно проведенной операции, больной рискует проснуться с новой биомеханической конечностью. Болебойзы любят ставить эксперименты и очень любят боль. Поэтому редкий больной способен уйти без нового устройства, либо еще одной удаленной конечности.
Орки из Тамриэля ( The Elder Scrolls )
История Тамриэльских орков коротка и печальна. Как ни странно, но и в мире Тамриэля , орки – существа потерявшие своё былое могущество.
Орки рождены в позднейшие дни Начальной Эры. История не по праву именует их звериным племенем, родственным народу гоблинов, но на самом деле Орки - дети Тринимака, сильнейшего из духов-предков Альтмери. Когда Тринимак был поглощен князем Даэдра Боэтой, и трансформировался внутри этого отвратительного бога, Орки также претерпели изменения.
Таким образом и здесь орки – жертвы обстоятельств. Потерявшие своё было могущество и вынужденные вести кочевой образ жизни. Однако в отличиe от W40K и Толкиенского мира, они не являлись просто злобным воинственным племенем. Хотя они относительно дружелюбные, с их стороны тоже предпринимались попытки пойти в поход на Тамриэль:
В далеких годах орки собирались захватить весь Тамриэль. Была долгая война, орки были побеждены, практически все уничтожены. Осталась их очень малая часть, и этих орков заставляли работать - они были рабами. Их детенышей в то время использовали на городских ярмарках в качестве шутов, а также на цирковых выступлениях. Так, со временем орки перестали быть врагами для общества и стали довольно быстро размножаться по всей стране.
Чуть позже, орки стали цениться по всему Тамриэлю, за свою выносливость и за свою мощь.
Стоит заметить, что орки из Тамриэля, известным своим «кодексом чести» и равноправию в их обществе. Женщины-орки имеют такие же права, как и мужские особи.
Таким образом орки из Тамриэля зарабатывают звание «наиболее цивилизованного вида орков» из всех приведенных выше.
Орки из Gothic(Готика)
История орков из Gothic– еще более туманна, чем в случае с Warcraft. Известно, что орки – создания Адданоса, однако поклоняются они Белиару.
Уже несколько лет орки ведут войны с людьми. Опять же причиной конфликтом является банальный факт нетерпимости двух рас друг к другу.
Орки из Готики имеют собственный диалект и зачатки собственной культуры. У них тоже существует некое подобие иерархии.
Военное дело орков развито достаточно неплохо, пример тому – многолетняя война, которую король Миртаны Робар II никак не мог выиграть. Хоть орки и не владеют металлургией, кроме банальных знаний по обработке бронзы и металла, но всё-таки на орках-воинах встречалось некое подобие кольчуги. Кроме того в Минтеаль( Рудниковая долина) мы можем также видеть некое подобие осадной машины, сделанной орками при осаде паладинов зажатых в крепости.
Однако сами орки из Готики не олицетворяют беспощадность и злобу, как орки Толкиена. В данном случае орки лишь народ ведущий завоевательную войну с соседом. Их культура примитивна и чем-то напоминает культуру африканских аборигенов.
Надеюсь, что остальная информация станет доступна после выхода Gothic III , где нам обещают более подробно рассказать о расе орков и даже примкнуть к их рядам.
Орки из мира Dungeon & Dragons
Данная вселенная славиться
одной из наиболее глубокой проработкой орков. Хотя они всё также остаются варварами живущими за счет войны, не способными влиться в цивилизованное общество и являющееся одной из бед всего Фаэруна.
Четыре подрасы орков, как известно, бродят по Фаэруну. Первая из этих подрас - серые орки Востока, кочевые орки, фанатичные в поклонении своим божествам. Вторая - воинственные горные орки Севера, весьма подобные в физических способностях оркам, представленным в "Руководстве Монстров", но с весьма отличающимся сообществом и взглядом на жизнь. Третья - полуорки, одна из "бездомных" рас Фаэруна, смешанный народ без истории, которую он может назвать своей собственной. Четвертая подраса включает орогов глубокого Подземья, могущественных оружейных мастеров и военных лидеров, давно забытых поверхностными народами.
Война наполняет каждый аспект общества орков. Когда они не совершают набеги и нападения на своих врагов (часто на другие племена орков), орки тренируются в борьбе, изготавливают и восстанавливают оружие и осадные механизмы и вообще сгорают от нетерпения в ожидании следующего сражения.
Как мы видим, орки всё равно остаются расой воинствующей и живущей за счет набегов и войн. Видимо эту черту стараются выделить в каждом сеттинге, тем самым заклеймив орков навечно.
Орки имеют дикое, патриархальное общество. Фактически невозможно найти женщину-орка в положении светской власти в сообществе орков. Мужчины-орки, как правило, берут несколько жен, с которыми они поступают обычно немногим лучше чем с трофеями или рабами. Сыновья орков, как ожидается, обучатся в бою, как только они смогут держать оружие, и борьба среди родных братьев поощряется. Отец-орк не имеет никакого интереса в выращивании ребенка, который не сможет выстоять против своих братьев, и болезненный или маленький орк никогда не живет долго.
Женщины-орки имеют немного возможностей продвинуться. Редко, особенно жесткая женщина-орк может пробить себе путь в оркскую армию и служить рядом со своими братьями как равная, но главным образом женщинам-оркам остается роль слуги и матери. Женщины орков также физически сильны и способны, как и мужчины, но общество орков ограниченное и зверское
Подобный «спартанский» образ жизни, лишний раз подчеркивает воинственность орков. Это одно из коренных отличий от орков Тамриэля. Тем самым мы не можем назвать орков из D&D цивилизованной расой. Именно поэтому орки были и остаются – варварами.
Орки - подобно эльфам, дварфам и многим другим расам, теперь достаточно известным на Фаэруне - не истинные уроженцы Торила. Первое перемещение орков на Фаэрун произошло много тысяч лет назад, через порталы, построенные одной из рас создателей. В течение тысяч лет после того, как они изначально мигрировали на Торил, орки были немногим больее чем дикари, слишком занятые борьбой и враждующие между собой, чтобы привлечь внимание великих эльфийских наций. Этот век истинной дикости среди орков Фаэруна, как полагают, продолжался в течение более чем пятнадцати тысяч лет. Приблизительно в -3800 DR орки Севера наконец объединились в фактические племена. Меньше чем 200 лет спустя племена, объединенные мощными лидерами орков, сформировали первую оркскую орду. Этот легион орков сперва направил свое внимание на юг - в -3605 DR они начали большое вторжение на неоперившуюся нацию Нетерил и принесли немалое опустошение, прежде чем Нетерезы и эльфийские армии отбросили их. Несмотря на свое поражение, орки поняли, что имеют вкус к войне, и начиная с этого времени периодические вторжения орков продолжают угрожать южным царствам каждые несколько поколений, когда поселения орков становятся достаточно большими для формирования новой орды.
Север не был единственным регионом Фаэруна, почувствовавшим дикие когти орков. В -1081 DR банда восставших Малхорандских волшебников открыла портал на родину орков и впустила огромную орду существ в мир несколькими годами позже. Результат Войн Врат Орков - время величайшего опустошения и войн, причиненных Фаэруну расой орков. Орки были наконец побеждены в -1059 DR и рассеяны по всему региону.
В данном случае орки не просто пережитки давно потерянной расы, а самостоятельные племена. Это еще одно из коренных отличий от привычных образов этой расы.
Как я уже говорил, орки были и остаются одной из бед Фаэруна. Поскольку одно из их основных занятий война, то это как правило ведет к постоянным конфликтам с другими расами и влечёт за собой военные действия.
Начиная с тех давних времен, орки остаются чумой на поверхности мира. На Севере орды орка разрушили (или помогли уничтожить) много великих королевств дварфов, людей и эльфов, включая Аммариндар, Фалорн, Делзун, Иэрлэнн и Иллефарн. Орды орков в разные времена разорили Чессенту, Васт и Побережье Меча аж до самого Калимшана. Лишь вопрос времени - когда орки соберутся снова.
Это объясняет враждебное отношение к этой расе.
Орки из D&D не отличаются особой культурой. Их варварский стиль жизни, вряд ли позволит им завоевать почёт и уважение среди всех рас Фаэруна. В большинстве своём, они внушают в основном страх и трепет ,и как правило презрение ко всем особям этой расы.
Вот список всех разнвоидностей орков в D&D системе:
[i]Серый орк (Gray orc), Серые орки столь же злобные, дикие и варварские, как их северные кузены, но они испытывают недостаток адреналина горных орков для побед и порабощения.
Полуорк (Half-orc), Большинство полуорков - неприветливые индивидуумы, пережившие ужасное детство. Они слишком грубы и дики, чтобы хорошо уживаться с людьми, и слишком хрупкие и вдумчивые, чтобы соответствовать оркам.
Горный орк (Mountain orc), Горные орки прежде всего воинственны и разрушительны. Они твердо полагают, что в один прекрасный день они должны наконец сокрушить цивилизованный мир и унаследовать земли, по праву принадлежащие им.
Орог (глубинный орк) (Orog (deep orc)), Ороги провели тысячи лет, борясь против ужасных существ за жизненное пространство в Подземье. Теперь, когда они наконец начали возвращаться в поверхностный мир, они находят, что он будет чем-то вроде рая. Более сильные и лучше оснащенные, чем большинство их врагов, ороги быстро занимают лидирующее положение в восточных племенах горных орков около Анорача.
Вывод
Итак мы рассмотрели шесть игровых миров( если угодно – сеттингов) . В каждом из них, орки лишь какое-то подобие цивилизованной расы.
Попробуем же сложить образ типичного орка, используя все вышеперечисленные сеттинги.
Итак, орки, либо остатки величия былой расы, либо давно зародившие племена.
Основной род занятий – война. На войне они совершенствуют свои навыки и добывают трофеи и рабов, за счёт которых они и живут.
Чёткой иерархии у орков нет. Самые высокие места занимают в основном шаманы и прочие существа, активно использующие магию. Либо же у «верхушки» стоят наиболее сильные особи, за счет своей мощи занявшие власть у руля клана.
Отношение остальных рас к оркам не отличается доброжелательностью. В основном из-за варварского образа жизни, который ведут орки и постоянных разрушений, которые они причиняют другим расам.
Живут орки скученно. В основном делятся на племена( кланы). Сообразительностью и умом они отличаются, зато их сила и мощь известна повсеместно.
Остаётся надеяться, что когда-нибудь создатели новых сеттингов сойдут с привычной тропы и мы увидим орков в новом обличии. Не как кровожадных варваров, а как зачатки чего-то нового.
(c)DAEMON (16.03.06)
При написании использовались следующие материалы:
40Кфлаффбиблия
«Преобразованные мифы» Д.Ж.Р.Р.Толкиен
www.ElderScrolls.net
Орки и полуорки
Публикация данного материала возможна только с согласия автора!