сперто у Деквена, первоисточник тут:
http://wowcasual.info/?p=6535#more-6535
У нс с ним очень много общего, только с семьёй ему повезло больше...
Я увлекаюсь компьютерными играми больше двадцати лет. В начале 90-х, когда я был еще студентом, родители купили мне “Поиск-1″, первый из массовых PC-клонов, появившихся на просторах тогда еще Советского Союза. Помимо изучения бейсика и текстового редактора, я с увлечением играл в “арканоид” и другие игры. Потом была “четверка” с двумя метрами оперативки и тайтлы, которые сейчас считаются классикой жанра. Я старался не пропускать ни одной игры в жанре шутера, RPG, RTS, даже пробовал квесты. Последние пять лет я играю исключительно в ММО.
Помешало ли это мне в моей реальной жизни? С уверенностью могу сказать, что нет. Компьютерные игры не помешали мне получить два высших образования, выучить английский, встречаться с девушками и жениться на одной из них и теперь воспитывать ребенка, помотаться по миру, издать сборник фантастических рассказов. Не скажу, что моя карьера исключительная, но мне есть чем похвастаться и тут. До генеральских чинов не дослужился, но принимал участие в уникальных в своем роде проектах и встретил массу интереснейших людей. Думаю, что если я когда-нибудь задумаю писать профессиональные мемуары, то книга получится интересной. Сейчас я мужчина средних лет, у которого есть все стандартные “атрибуты” в меру успешного представителя “среднего класса”. Конечно, не все так гладко. Приступы задротства случались и если брать тот же WoW, то бывало, я хардкорил не хуже чем те, кто мне годятся в сыновья.
Впрочем, постинг не о том, как мне ловко удается совмещать увлечения и все остальное. Несмотря на то, что компьютерные игры развиваются уже лет тридцать, в обществе по-прежнему существуют стереотипы типа “компьютерные игры это наркотик, а геймеры больные наркоманы” или “играть в компьютерные игры - это детское увлечение”.
Можно привести примеры “серьезных” увлечений, которые лично мне кажутся не менее детскими. Но я не хочу здесь срывать покровы с альпинистов, рыбаков, любителей телесериалов и собирателей марок. Я хочу попробовать разобраться в том, почему же компьютерные игры все в массовом сознании пока еще являются “играми для детей”.
Вторичность игровых вселенных
Цитата:
“В плане содержания я бы подразделил игры на три группы: 1) игры, основанные на портированном из других областей культуры содержании; 2) игры, сопровождающие “основной продукт”; 3) оригинальные проекты.
К первой группе можно отнести практически весь жанр RPG. Подавляющее большинство таких игр - это перенесенные на PC-платформу ролевые настолки (AD&D и другие системы), которые в свою очередь ведут свою родословную от фэнтезийных и научно-фантастических (Sci-Fi) вселенных. Мне могут возразить — дескать, недавно вышедший Arcanum не является ни первым, ни вторым. На что могу ответить: данный игровой мир относится к так называемому паропанку (steam punk), и ноги растут из совместного романа двух классиков киберпанка Брюса Стерлинга и Уильяма Гибсона — “Дифференциальный исчислитель”.
Твердо шагающий по планете First Person Shooter также недалеко ушел от традиционного содержания: война с пришельцами в DOOM-I/II, Quake, Unreal, Half-Life. Heretic и Hexen — те же фэнтези-сопли, только по-другому размазанные. И если не война с пришельцами, то война с “плохими парнями”, будь то фашисты из Wolf 3D или конкурирующая бригада братков из Kingpin. Список ожидаемых на следующий год релизов также не вызывает особого оптимизма. Duke Nukem Forever, Unreal 2, Return to the Castle Wolfenstien, New DOOM. Разработчики идут по давно наезженной колее сиквелов.
RTS? Вспомните 95-96 годы. Противостояние двух столпов жанра Warcraft II и C&C. С тех пор игровые миры RTS в основном делятся на все то же фэнтези и все то же “звездное” Sci-Fi.
Ко второй группе я отношу те игры, которые заведомо делаются вдогонку чему-то более основательному. Хрестоматийный пример: в империи Лукаса основным номером “работают” его кинофильмы. Помимо этого, в ассортименте есть все, от пластмассовых Дартов Вейдеров и до подарочных сервизов, на которых изображены сцены битвы при Татуине. Компьютерные игры являются таким же сопутствующим товаром, который хорошо расходится, особенно в первые несколько недель после премьеры фильма. Кроме Star Wars в качестве ледокола, за которым в фарватере тянутся компьютерные игры, можно упомянуть Star Trek и Indiana Jones, по мотивам которых тоже не первый год штампуются игры.
На PC сейчас “портируется” все то, что более-менее хорошо идет в других секторах индустрии развлечений. То, что уже прошло испытание кассой. И я думаю, так будет продолжаться и дальше, причем с возрастающим размахом. Когда находят рудную жилу, то ее разрабатывают до упора…
Мое личное отношение к подобному состоянию дел двойственно. С одной стороны, печально наблюдать ничем не регулируемое размножение фантастических миров, приключенческих сюжетов на PC и дефицит оригинальности. Грустно, читая очередной обзор по ожидаемому релизу, с первых абзацев натыкаться на что-то типа: “действие происходит в системе HJ-99kkJ в самый разгар конфликта между гильдией космических торговцев и Федерацией Независимых Сил”. Упоминавшийся выше Max Payne в плане содержания — не более чем очередная вариация на тему обиженного всеми подряд “человека с ружьем” (полицейского, спецназовца в отставке, подставленного разведчика), которому “нечего терять”. Тема, затертая до дыр.
С другой стороны, состояние дел вполне естественно для столь молодой области культуры, как компьютерные игры. Персональный компьютер (PC и Mac) появился чуть больше двадцати лет назад. На мой взгляд, игры сейчас переживают период становления и в плане содержания во многом зависят от той традиции, которая существовала до них…
Пока же есть смысл утверждать, что во многом материал и содержание, на котором делаются игры, вторичен”.
Эта стена текста из моей давней статьи для “Игромании”, написанной десять лет назад. Констатирую простой факт – за десять лет мало что изменилось. Оригинальные проекты были и есть, но их очень мало и о ни не делают погоды. “Несерьезность” компьютерных игр идет в том числе и от того факта, что эти вариации на тему фантастики. Заезженные штампы не станут интереснее, если в них добавить побольше полигонов. Для людей читавших и смотревших фантастику игры несут мало чего нового.
Отсутствие государственной поддержки
Думаю, что люди моего возраста, помнят классическую фразу “важнейшими из искусств для нас являются кино”. Сказал ее “вождь мирового пролетариата”, Владимир Ильич Ленин. Почему он такое сказал? Что такого было особенным в кино, что на него так рассчитывали коммунисты? Многое объясняет полная фраза, сказанная Лениным. “Пока народ безграмотен, важнейшими из искусств для нас являются кино и цирк”. Правда, смысл несколько меняется?
В начале прошлого века кинематограф был забавой для низов общества, эдаким высокотехнологичным балаганом, где народ развлекали пафосными любовными историями и детективами. Братья Люмьеры показали свой паровоз в 1895-ом. Первые фильмы, которые принято считать шедеврами жанра, наподобие “Броненосца “Потемкина” стали появляться в 20-е годы. В 20-30 и дальше, в СССР кино становится мощнейшим инструментом идеологии и пропаганды. Именно через него в обществе массово распространялись идеологические стереотипы.
Примерно тоже самое можно наблюдать и в истории кинематографа фашисткой Германии. Не буду цитировать лидеров нацистов, но факт есть факт – кино немцы стали смотреть чаще.
Если обратить внимание на тот же Голливуд, то тамошнее кино зачастую также выполняет роль мощного идеологического инструмента. Начиная от “семейных” фильмов, проповедующих соответствующие ценности, до интерпретаций мировой истории в нужном ключе. Конечно, это не единственный фактор, который позволил кинематографу вылезти из “коротких штанишек”. Некоторые считают, что американское кино в 30-е поднялось за счет денег мафии, но отрицать направляющую роль государства в пропаганде через этот механизм, думаю, не стоит.
На мой взгляд, компьютерные игры пока еще не рассматриваются государственными идеологами, как коммуникативный инструмент, который можно использовать во благо системы. Да, движки компьютерных игр используют для создания тренажеров для армии и авивпилотов, но узкопрофессиональная функция.
Конкуренты
Вы никогда не задумывались, почему в СМИ PC-игры и геймеров представляют в отрицательном свете? Да, это жаренные новости, хорошая еда. Кто-то кого-то убил потому что переиграл в, скажем, Postal или FarCry. Почему так? Потому что по сути компьютерные игры это один из главных конкурентов для традиционных СМИ, которые уже давно не информируют, а развлекают. Ток-шоу, новости про события с другого конца света, телесериалы – это не информация, это приманка в виде развлечения. Главным же блюдом является реклама… Да, Кэп, спасибо, думаю, что люди уже поняли. Традиционным СМИ выгоден тот стереотип, который существует, потому как они имеют дело с противником и иногда проигрывают войну. Я как раз тот случай. Как-то меня спросили в блоге, как ты находишь время на игры? Я ответил просто – не смотрю телевизор. Те два-два с половиной часа, которые другие тратят на просмотр телевизора, я провожу в игре.
Нет, я вовсе не осуждаю тех, кто интересуется мировой политикой, но вряд ли в теленовостях будут рассказывать о том, что играть на компьютере это хорошо. Стереотипы относительно “несерьезности” будут культивироваться как можно дольше, ибо – это информационная война с конкурентов.
ММО-сообщество
Давеча читал оффорум РуВоВа. Разные темы, начиная от вопросов как попасть в рейды после полугодового перерыва и заканчивая обсуждением рыбалки в Тернистой Долине. Везде одно и тоже. Рано или поздно тред сваливается в кидание какашками, писькомерство, элементарное неуважение к собеседнику. Я не говорю, что раньше трава была зеленее. Читая постинги Джефа Каплана на сайте гильдии Legacy of Steel десятилетней давности, я прихожу к выводу, что парень и его друзья были еще теми фриками.
Я уже пятый год вращаюсь в ММО-сообществе и могу делать какие-то выводы о том, что представляет из себя активная геймерская тусовка, которая толчется на форумах. Буду нелицеприятен – это агрессивная среда, больше похожая на школьный двор во время большой перемены. И дело не только в воспитании, а в приоритетах, целях и образе жизни этой части играющей публики. Если кто-то постарше захочет поиграть и пойдет на такой форум за советом, то скорее всего получит по полной. Конечно, не везде так и нормальных людей найти можно. Но общий фон… Ругня, детский плач, жалобы, выяснение отношений или у кого писюн длинее. Попасть в эту среду и стать в ней своим для взрослого человека, скажем так, проблематично. Да и не нужно. Не думаю, что кто-то из родителей детей-школьников очень хочет стать своим в компании друзей их чад.
Резюме. В глазах зрелого общества геймерская тусовка это толпа инфантильных школьников-студентов. И самое обидное, что это, отчасти, правда.
Лично я воспринимаю компьютерные игры как одну из новых форм искусства. На сегодняшний день это самая продвинутая в технологическом плане область культуры, позволяющая создавать произведения искусства, которые не могут создавать другие “технологии” – печатный станок, кинокамера, резец скульптора, кисть художника. Ее потенциал огромен и пока еще не осмыслен и, тем более, не реализован. Пока эта сфера искусств находится в зачаточном состоянии и страдает всеми присущими “болезнями роста”.
Когда-нибудь компьютерные игры вырастут из коротких штанов и станут в один ряд с признанными областями искусств. А пока… пока мы имеем, то, что имеем.