• Авторизация


ПРО УРОДОВ И ЛЮДЕЙ 03-06-2005 09:04 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ПРО РЕЖИССЕРА

Балабанов Алексей Октябринович

Родился 25 февраля 1959 г. в Свердловске. В 1981 г. окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института. Работал ассистентом режиссера на Свердловской к/с. В 1990 г. окончил режиссерское отделение ВКСР (экспериментальная мастерская "Авторское кино" Л.Николаева, Б.Галантера).

ПРО ФИЛЬМ

Россия, 1999 г.
Жанр: Русский
Режиссер: Алексей Балабанов
В ролях: Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Анжелика Неволина

ПРО РЕЦЕНЗИИ

Предоставляю вам три рецензии на фильм.

НОМЕР РАЗ.

Что бы ни говорил А.Б. в своих интервью - почвенники растерзали бы этого "патриота" за фильм Про уродов и людей. Подумать только: в эпоху Старых песен о главном снять фильм о садомазохизме! Так и слышатся визгливые вопли о растлевании демократами народной души. Но фильм взрывчат отнюдь не обильной демонстрацией женских ягодиц, скандальные слухи о которой роились еще во время съемок.

В чинном петербургском семействе, где живет девушка Лиза, папочка-инженер витийствует за обеденным столом о чем-то туманно-возвышенном; длинноволосый, похожий на поэта жених Лизы вдохновенно служит нарождающейся музе кинематографа; в другом семействе слепая мамочка разучивает классические романсы со взятыми на воспитание китайчатами, сиамскими близнецами, - апофеоз прогресса, либерализма и гуманизма. Но с черного хода просачиваются сюда скабрезные открыточки, и вот грохнувшегося о паркет инженера провожают в последний путь, обнаженная Лиза дергается под розгами, прямо в гостиной снимаясь для порнографического фильма, - причем ручку киноаппарата крутит ее романтический вздыхатель, а про снег, серебрящийся в лунном сиянии, китайчата распевают уже в дешевом балагане, пристроенные туда как приманка-диковинка.

А.Б. делает плотскими откровенные социальные метафоры: кадры, где утонченную Екатерину Кирилловну с особым сладострастием, явно наслаждаясь властью над госпожой, сечет плотненькая бойкая горничная - лучший образ предвестья революции. Герои фильма - лики России: Лизу сопровождает музыкальная тема первого бала Наташи Ростовой, а сиамские близнецы - "телесная" пародия на сам герб Российской империи.

Один из китайчат стал алкоголиком, и вот на Востоке, куда в конце концов отъезжают близнецы, Россия благополучно спивается, а на Западе, куда, окрыленная новыми надеждами, едет Лиза, - предается мазохизму. Нет в нашем кино бесстрашнее сатиры на отечественную ментальность, чем кадры высветляющегося лица Лизы, когда по ее гордо обнаженным ягодицам мерно хлещет плеть брутального наемного садиста. "В лунном сиянии снег серебрится..." Это самая скорбная песнь о Родине, исполненная кинематографистом.

Дразня и провоцируя, А.Б. крушит "священных коров". В его фильмах они разлетаются в куски... Неужели впрямь все они пустотелы? Рад ли этому А.Б. - или за его широкой улыбкой скрываются предостережение и горечь?

Олег Ковалов


НОМЕР ДВА.

Конец прошлого века. Две благополучные семьи, Загадочный Иоганн, владелец фотостудии в подвальном помещении, где создан некий фотографический театр Маркиз де Сада. И фотографические открытки с униженной наготой женского тела, вызывающие похоть и злорадствующее торжество власти. Взгляд фотографа умеющий видеть в девочке ангельские кудри и милую улыбку, и тот же взгляд, разлагающий тело, взгляд порнографа. Иоганн отмеченный дьяволом, Иоганн убивающий душу. Именно он постепенно разрушает благополучие семей и превращает обычных людей в уродов. И аромат порока охватывает мир...
Режиссеру явно не хватает рамок и размеров одного фильма для исчерпания темы. Но это не упрек - просто к теме бережно относится. Вот даже "Брата" продолжил. А "Про уродов и людей" с первых же секунд заставляет вспоминать снятый семью годами раньше "Счастливые дни". То же умиленное перебирание граммофонных пластинок. Та же небольшая группа людей, странным образом обреченная на общение друг с другом и не менее странным - на изоляцию от всего остального мира. Тот же Петербург - с наконец выговоренным отношением к нему: "Мертвый город!", "Ненавижу этот город!". Лика Неволина и вовсе появляется едва ли не в той же позе и том же костюме, в которых последний раз появилась в "Счастливых днях". И та же черно-белая пленка. Вернее - с подходом: вначале пару минут черно-белая, а потом ("спустя, - типа, - 15 лет") - вирированная, коричнево-белая, на манер пролога и эпилога "Сталкера" Тарковского.

Черно-белое: первое появление на земле русской некого Иоганна. Первопечатник своего рода. В коричневой гамме - он уже культовая фигура, автор открыток садомазохистского свойства, с устоявшимся кругом распространения и собственной "командой". Не знаю - отчего во всех рецензиях всю вину возлагают на него одного. Да, он мгновенно пристрелит того, кто устроит малейший скандал. Но его помощник занимается похищениями людей. Его сестра невозмутимо доводит работодателя до инфаркта. Иоганн - главарь, но не демиург. Следует, правда, заметить, что Маковецкий здесь фантастичен, это его лучшая, на мой взгляд, роль. Скупейшая мимика тем не менее до того инфернальна, что вполне объясним произведенный персонажем эффект, остальные просто меркнут.

Вопреки идеально воссозданной атмосфере самого начала ХХ века, вся эта история больше напоминает "Судьбу барабанщика" Аркадия Гайдара, нежели прозу Брюсова, Амфитеатрова, Сологуба. И это снова не упрек. "Судьба…" - очень экзистенциальное произведение. И в ней, и в "Уродах" (и в "Счастливых днях") сюжетное, фабульное, удары розгами - не очень существенно. Существенны метафизический ужас, метафизическое одиночество - медленно, но неотвратимо охватывающие героев по мере того, как у них отнимают СВОЕ и подменяют это ЧУЖИМ. Здесь даже ни один назидательный, педагогический, так сказать, мотив не прочерчен до конца. Например, тот, о котором мы говорили в "Женщине-обезьяне": урод стремится к норме и наоборот. Публика на иоганновы сеансы ходит препочтеннейшая.

Здесь важно то, что произведенная подмена становится естеством, приятным естеством. Даже зловещий Иоганн после сильного потрясения поблек, завязал. А его благородный оператор продолжает заниматься порнографией. А один из сиамских близнецов (тут сло-о-ожная интрига!) насильно "подсаживаемых" на алкоголь, спивается вусмерть уже без принуждения. А деликатнейшая барышня Лиза - жертва очередного насилия, непосредственно садистского - вырвавшись на волю, первым делом идет в специфичное заведение, где ее сечет малый в кожаном облачении… Homini nihil miseries aut superbius (Ничего нет несчастнее и надменнее человека).

Лучшей рекомендацией фильму я считаю фразу моего друга, возвращавшего кассету: "Хороший фильм. Хороший мрачный фильм…".

Игорь Галкин

НОМЕР ТРИ.

Посмотрите обязательно. Очень цепляет. А Маковецкий блистателен.

После фильма хочется думать...

Енотя
enotya
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПРО УРОДОВ И ЛЮДЕЙ | КиноКлуб - КиноКлуб | Лента друзей КиноКлуб / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»