Тканевый переплет
..досталось мне на очередном аукционе за три копейки =0) Всем срочно завидовать! Текст без сокращений и перевираний!
Прекрасная, подробнейшая вступительная статья об авторе и подробный разбор самого произведения - без него никуда, ибо смысл и ценность текста без комментов специалистов щас уже трудно понять/оценить.
Чтение медитативное, ибо минимум действий, максимум диалогов. В общем-то, вся книга состоит из сплошных диалогов, а место действия - один и тот же постоялый двор и его окрестности. И еще вставные новеллы - рассказы встречных-поперечных Дон Кихоту людей. Оживляют повествование и вписывают приключения хитроумного идальго в контекст окружающей действительности, впрочем, тоже весьма схожей с действительностью романной, придуманной.
И да, собственно текст - это рассказ в рассказе, рассказчик представляет некую рукопись, которую по частям и по случаю попала ему в руки. Отсюда ремарки и комментарии рассказчика к "первоначальному тексту" ("летописи", "хроники" разных авторов), а так же пространный пролог в начале первого тома, где рассказчик проводит эдакую презентацию своей книги и объясняет, почему она написана именно так, как написана, при этом рассказчик оч резко и едко противопоставляет свою литературную манеру манере массовой литературы того времени. причем спосок претензий к массовой лит-ре применим и к нашему времени =0))) Например, об аннотациях:
Единственно, чего бы я желал, это чтобы она (книга - прим. мое) предстала пред тобой ничем не запятнанная и нагая, не украшенная ни прологом, ни бесчисленным множеством неизменных сонетов, эпиграмм и похвальных стихов, коими обыкновенно открывается у нас книга.
О словоблудии:
(...) меж тем как другие авторы уснащают свои книги, хотя бы даже и светские, принадлежащие к повествовательному роду, изречениями Аристотеля, Платона и всего сонма философов, чем приводят в восторг читателей и благодаря чему эти самые авторы сходят за людей начитанных, образованных и красноречивых.
О купленных или самосочиненных аннотациях, статьях, рецензиях:
Прежде всего у вас вышла заминка с сонетами, эпиграммами и похвальными стихами, которые вам хотелось бы поместить в начале книги и которые должны быть написаны особами важными и титулованными, - это уладить легко. Возьмите на себя труд и сочините их сами, а затем, окрестив, дайте им любые имена (...).
Особая мякотка - сонеты, эпитафии и эпиграммы в начале и конце книги =0) откровенно пародийные и издевательские, с одной стороны превозносящие героев и их приключения, с другой - смеющиеся над нелепостью всего произошедшего.
Кроме стихотворений, юмора в тексте есть и юмора много, но понятен только в контексте (историческом, литературном, историко-литературном) =0) оч много размышлений автора о военном деле, точнее, о свойствах характера военных и о том, что военное дело есть дело благородное. Еще больше размышлений о литературе - вообще и о рыцарских романах, об их вреде/пользе. Бытописания есть, и оно отдельно интересно =0)
Больше всего меня заинтересовал сам психиатрический случай Дон Кихота: что это - маниакальный бред? психоз, невроз? интернеты говорят, что реактивный психоз, но уж больно систематизированная, четкая идея фикс у него. Неоднократно автором подчеркивается, что Дон Кихот весьма разумен во всем, что НЕ касается темы рыцарства. Одновременно ВСЕ, что ни видит вокруг идальго - интерпретируется в духе рыцарских романов, герой буквально смотрит мир сквозь романно-рыцарские очки: таз для бритья у него Мамбринов шлем, икона богородицы несомая богомольцами - благородная дева, ведомая в плен, крестьянская девка - прекрасная Дульсинея и т.п.
Дон Кихот отказывается видеть мир таким, какой он есть на самом деле. Эдакий протест против скучной пошлой реальности. Эскапизм своего рода. В наше время его назвали бы ролевиком-фанатиком =0) вообще, читая описания того, как воспринимал окружающий мир герой, не отделаться от "знакомо до боли"... толканутые, гаррипоттерианцы.. если бы не старомодная форма/стиль, то как будто вчера Сервантес все это написал =0) даже не столько фанатское помешательство на чем-либо, а само жгучее желание смазать карту будня плеснувши краску из стакана, жажда справедливости, вопль протеста против всех благоразумных и респектабельных, лживых, подлых, жадных, лицемерных... ну и конечно супергеройство =0) спасать, совершать подвиги... соорудить себе костюм геройский и вершить добро направо и налево!
Кто сказал, что Сервантес устарел? =0)))