Четыре года прошло с тех пор, как я ушла из школьного преподавания. Все порывалась написать большой жирный пост с обобщениями и наблюдениями, воплями, истерическим смехом и прочими неадекватностями, но желание забыть этот кошмар и отвращение к школьной теме было настолько сильно, что рука на клавишу не поднималась.
А тут, значит, статья на Мегамозге. И ответ на нее.
Лично я, как молодой преподаватель, сполна хлебнувший всего того, что описано в первой "пессимистической" статье, конечно, больше склонна согласиться с ее автором. Хоть я и преподавала не в ВУЗе, а в обычной общеобразовательной школе (с 5-го по 12-й класс), но статья настолько обобщающая, что затронутые в ней темы и проблемы не имеют границ - ни языковых, ни государственных, не зависят от места - будь то школа, ВУЗ или еще что. Все, что описано в статье (российские реалии), так же справедливо и для Эстонии, уже далеко проехавшей по пути "европейских" стандартов образования.
По поводу ответной статьи ("оптимистической") - могу сказать, что автор ее явно женщина, явно проработавшая преподом недолго и в "тепличных" условиях, и не особенно привыкшая зрить в корень.
Начнем с начала.
Выбор - научная или педагогическая магистратура?
После бакалавра передо мной встал выбор - идти в научную или в педагогическую магистратуру. Чтобы попасть в научную, надо было то ли иметь достаточный общий балл, то ли сдать спец экзамен - уже даже и не помню, но т.к. 1) к этому времени со мной приключилась любовь всей моей жизни, сильно отвлекавший от учебы и 2) вся родня в один голос вопила "какую профессию тебе даст научная?! где ты будешь работать?!" , то с научной у меня не срослось - не хватило баллов да и желания особого рвать жопу тельняшку на груди ради их получения не было. Желания не было большей частью от того, что идти в научную магистратуру не имеет смысла без четкой цели продолжить образование дальше - написать докторскую как минимум. Для написания докторской, вопреки розовым мечтам сферических студентов в вакууме, необходимо лет 5-6 сидеть безвылазно в родном универе, точнее в его библиотеке + иметь возможность и доступ к библиотекам заграничным, где есть материалы по твоей теме. И, опять же, вопреки розовым мечтам, 80% стоящих материалов в моей области (русская и славянская филология, литературоведение, современная российская литература) - невозможно скачать в инете =0)) я вам больше скажу, не только каких-то специфических глубоко законспирированных монографий и диссертаций в инете нет, но даже просто 90% опубликованных книг (!) еще не оцифровано. Здесь, для непосвященных: имею в виду не сами тексты, худ.литру, а именно труды литературоведческие, критические и т.п. Ну и плюс удаленность от исторической родины и собственно предмета моих научных интересов. Извините, не настолько финансово благополучно все у всех, чтобы в любой момент иметь возможность сорваться в Ленинскую библиотеку или Дом Книги на недельку-другую. Короче говоря, выбранная мною сфера деятельности как-то в условиях Эстонии была (и остается) не особо перспективной и не сулила практически ничего хорошего.
Безусловно, гори я огнем науки с должным накалом, то плюнула бы на любовь всей своей жизни, на родню, нашла бы себе подработку в макдаке, взяла бы учебный кредит с рассрочкой лет на 10 и пошла бы в научку =0) но я была слишком романтик и слишком прагматик. Любовь и родня мне были дороже, а рвать жопу тельняшку на подработках с туманными перспективами (оценивать свои шансы трезво в процентах умею даже я, математический кретин) очень не хотелось.
Но к слову, из нашего курса даже те, кто закончили научную магистратуру - ни один не остался писать докторскую. Хотя высокий потенциал нашего курса отмечался всеми преподами единодушно, и девчонки с научной уж точно не были дурами, наоборот, все вместе и каждая в отдельности была куда усидчивее, имели куда больше практической сметки и больше мозгов, заточенных под научную деятельность, чем у меня.
Что ж, выбора особо не было - чтобы получить вменяемый диплом с четко пропечатанной профессией, надо отучиться на педагогическом.
Учеба на педагогическом.
Тут началось самое интересное =0) мы значились как преподаватели русского и литературы для иностранцев, т.е. для тех, для кого русский не является родным - в нашем контексте - эстонцам. И по закону высшее образование в Эстонии обязано быть на эстонском. Вот наша программа и была скроена и сшита наподобие чудовища Франкенштейна - все, что касалось русского и литры, на русском, все, что касалось педагогики - на эстонском. Если принять во внимание то, что предыдущие три года бакалавратуры были чисто на русском - это некислый такой удар по мозгам. Никто не делал нам скидок на то, что для нас эстонский не родной. АдЪ был кромешный, стоит ли говорить, что и без того устаревшая и бестолковая программа педподготовки прошла как-то мимо меня? На всем курсе у меня была репутация наиболее зацикленного на русском языке человека с отменным чувством языка и "языковым" слухом, что далось мне отнюдь не погружением в иностранные языки. Любой иностранный язык до сих пор остается для меня лишь набором слов, кое-как слепленных грамматикой. Я моноязыкий филолог =0( Впрочем, девчонки с курса, гораздо лучше меня знавшие эстонский, пробуксовывали не меньше, просто проявляли гораздо меньше упрямства и больше усидчивости, чем я.
А мое отвращение к "педагогике" нарастало с каждым курсом. И нет чтобы просто принять как данность весь маразм происходящего и тупо себе зубрить и сдавать, так нет же - мне хотелось разобраться, будь проклята моя дурацкая привычка везде искать причины-следствия, искать "общий смысл", мотивы и т.п. Вот эти-то разборки до добра не довели. Начать с того, что педагогику нам преподавали преподы, которые в школе реально не работали вообще, либо работали несколько лет и очень давно. Продолжить тем, что вся программа была основана на 1) переводных классических трудах по педагогике трехсотлетней давности либо 2) творениях эстонских "ученых" (читай: наскоро слепленные компиляции, дикая мешанина советских обломков-остатков и западных новейших пед.тенденций). Закончить тем, что два года штудирования морально устаревшей теории вообще никак не могут подготовить учителя к его работе. Мне это стало понятно в конце первого семестра. И т.к. я ленивый упрямый баран, органически не воспринимающий то, что мой мозг однажды посчитал неинтересным, не стоящим внимания, бесполезным и неинформативным - то вся последующая учеба была спущена в клозет.
Помню, как смеялась сквозь слезы над гениальными высерами диванных методистов о том, что такое школа, и как надо преподавать: на минуточку - к этому времени я три года как сама выпустилась из гимназии и прекрасно помнила и помню, что такое на самом деле школа. Особенно доставил курс по философии - абсолютно формальный феерический бред, который надо было выучить наизусть по учебнику, который написал препод этих курсов. Учебник, который сами эстонцы не могли читать без дымящихся в ушах волосах - настолько корявой переводной копипастой был этот "учебник". Курс психологии был еще хуже. Единственным светлым пятном в нем был как раз учебник - слава богам, коллективный труд настоящих ученых (Основы психологии, Глейтман и К). Офигенская книга для тех, кто действительно хочет увязать все причины и следствия происходящего в человеческих головах =0)) Но и он не спас, т.к. преподавать по нему нам никто и не думал, из него просто надергали материал для 20-минутного теста. Собственно детской психологии нам преподали мало, в слайдах - которые тоже надо было просто скачать с сервера и заучить наизусть. Актуального в этих материалах было меньше, чем ничего.
Качество преподавания.
Вообще на контрасте с русскими преподами эстонцы выглядели не просто бледно, а прямо-таки отвратительно серо. Они очень любили самих себя и свои слайды. Они очень любили тесты. Их задача была примерно такая же, как у работника на сортировочной линии, по которой идут тонны мороженой трески. Они приходили отчитать материал и поставить галочки в журнале посещаемости. Ни к каким вопросам, мыслям, постановке и решению проблем они не побуждали. Что, скажете, что это мы, русские, их так воспринимали? =0)) Ага, вы бы видели эстонцев, лекции напролет преспокойно щелкавших в телефонах и ноутах. Нафига напрягаться - все лекции скачиваются с сервера и тупо зубрятся. Это мы, русские, как идиоты, вели конспекты и пытались понять, о чем на лекции вообще речь, потому что инфы со слайдов нам было мало, мы ясно видели все купюры в текстах слайдов, пытались заполнить смысловые пробелы из речи преподов - но хрен там. Преподы тупо читали тест со слайдов =0))))))))))) Таких были не единицы, такими были все, кто нам преподавал те два года. Для сравнения - русские преподы никогда не показывали нам слайдов, кроме практических заданий. Русские преподы всегда читали лекции, т.е. вели монолог или диалог с нами, изредка заглядывая в конспект лекции, а чаще не заглядывая в него вообще. Да, конечно, потом я находила отдельные тексты и отрывки материалов их лекций в книгах и учебниках, но в целом текст лекции был их творчеством, уникальным и неповторимым - его нельзя было скачать или вообще где-то достать. Его даже бесполезно было списывать из конспекта однокурсника - каждый студент записывал то, что считал нужным и важным, перерабатывая текст на лету, по ходу записи. Каждую свою или чужую мысль преподы поясняли, перефразировали, обсуждали, рассматривали со всех сторон, приводили примеры, знакомили с контекстом, задавали коварные вопросы - зачем и почему происходит то-то, отчего и почему оно вот именно так, и не иначе? Скучных лекций и преподов у нас не было =0) Были скучные лично для меня предметы, но даже зубодробительная историческая грамматика благодаря объяснениям и пояснениям препода превращалась в увлекательный квест...
Итоги учебы.
И вот бесполезная трата времени подошла к концу. Уже писался диплом - без особого энтузиазма, прямо скажем - и подошло время пед.практики. Невиданный аттракцион похуизма, по ошибке названный практикой, взбесил меня и возмутил до глубины души. Насрать (не просто наплевать, а именно насрать!) было всем - руководителям практики, нашим преподам и кафедрам, всем. Учить нас чему-то по-прежнему никто не собирался. Тупо отсиди неделю на чужих уроках. Тупо пробултыхайся неделю на "собственных", тупо один раз своди детей в музей игрушек. Конец. Никаких объяснений, никакого контроля, никакой учебы. Все вопросы - без ответа, либо ответ - "начнешь работать - поймешь". НИКАКОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОЛЬЗЫ.
Пояснение. На самом деле я не считаю два года пед.магистратуры такой уж совсем пустой тратой времени. Знание истории вопроса и теория в любом деле важна и нужна, только надо иметь в виду, что после истории вопроса должна следовать инфа актуальная на данный момент. И что после теории должна идти закрепляющая материал практика. Я согласна на теорию и историю при условии, что последующие 1-2 года будут посвящены сугубо современным методикам и практике. Однако, вся магистратура как раз и состояла из 2-х лет, где не нашлось места ни для того, ни другого. Все горы информации, вываленной на наши головы без особой системы и связности между собой, лишь позволили понять, что педагогика - это не так просто как большинству кажется, и даже профессорская степень в педагогике не гарантирует, что человек сам сможет преподавать (это мы поняли на собственной шкуре - на примере наших эстонских преподов).
После учебы.
Дальше - проваленный (как у всего потока, хе-хе) экзамен по той вот "философии", пролонгирование срока защиты диплома на полгода - что значит надо уезжать домой, писать диплом и искать работу.
Заступление на службу =0)
Это был 2008, кризис. Этим же летом я обошла все местные школы в родном городе, и меня приняли в ту, в которой остро ощущался недостаток свежей крови - городскую легенду-гестапо. Тогда я об этом не знала, оно и к лучшему =0) Приняли меня туда учителем истории искусства на эстонском языке. Ибо мой посредственный эстонский на фоне умений др. преподов в нашем маленьком русском гетто мог сойти за идеальный, а школа должна выполнять план по предметам на эст.языке. Плюс учителя искусства всегда трудно найти - один из самых неблагодарных предметов, о которых начальство вспоминает только когда требуется представить школу где-то на конкурсе или просто нужно где-то засветиться - вот тогда дается разнарядка на рисунки, поделки и прочее "искусство".
Литература и история искусства - это, конечно, жутко гуманитарно, но как-то далековато, да? =0) Директор школы, она же единоличный тиран и главный гестаповец, была другого мнения. Раз кандидат закончил к 17 годам художественную школу с отличием - то какие вопросы? Обычная городская художка + без пяти минут магистр самого престижного универа страны + категория эстонского языка = да почти профессиональный историк искусства, бегом в лабаз, заверните мне двух!!! В общем, я слегка удивилась, но обрадовалась, что нашла хоть какую-то работу во время кризиса. Ну и это все большой такой камень в сферический огород пресловутых максималистов-идеалистов, считающих, что все в этом мире должно быть по правилам. Что у школ стоят очереди в три хвоста из лютых профессионалов, жаждущих передавать свои знания малявкам =0))) или что школы НЕ аккумулируют недоучек, неудачников, неопытный молодняк и прочих всяких.
Кстати, наблюдение о неопытном молодняке: тенденция такова, что в школах стремительно стареют кадры, но новые кадры школы принимать не хотят =0) Почему? Очень просто, если вы осилили мои злые буквы о том, КАК готовят будущих педагогов. Директора школ, знаете ли, мало похожи на сферических идеалистов или 13-летних феечек - они прекрасно знают, что почем. Как мне призналась одна такая директриса - никто не хочет быть опытной грядкой для молодого специалиста, т.к. в 70% случаев молодой препод = провал. А если препод провальный - это большая головная боль, ибо прежде чем это поймешь и ужаснешься результатам, он уже успеет завалить тебе всю статистику, испортить отношения с детьми и вызвать возмущение родителей.
Начало работы в школе.
В общем, в 2008 началось мое педагогическое свободное плавание =0) Сначала мне (24 года, никакого опыта, даже своих детей нет) пытались навязать классное руководство в 6 кл (!!!), и хотя я согласилась - дело как-то незаметно слили (слава богам, как потом оказалось). Зато дали полную ставку - это значит по 6-7 уроков в день всю неделю в классах от 5-го до 12-го. моя первая з/п была - 7 тыс. крон. Столько получали в то время ценные работники на щедром заводе. И это была моя первая и последняя такая з/п в школе, см. Кроение ставок =0)))
О ставках.
Ставки кроит руководство. Вероятно, где-то есть спец бумажки, где мудрое министерство образования все прописало и описало, вероятно даже, что где-то есть закон, это дело регламентирующий. Однако - на заметку принцесскам и рыцарям на белых конях - каждая отдельно взятая школа есть единоличная вотчина директора. Если у кого-то есть сомнения в том, что директор может НЕ подчиняться каким-то там правилам или законам - путь этот кто-то сразу идет обратно в детсад или лучше в дурку, с такими-то представлениями о жизни =0) Директор школы, особенно если это человек волевой (другие в директорских креслах и не задерживаются) есть единоличный (!) правитель своего маленького феодального хозяйства. Никакой педсовет, никакие учительские протесты ему не указ, и один из рычагов давления - это как раз ставки, т.е. нагрузка - сколько кому часов (уроков) в этом учебном году поставить, в каких классах (поясняю, что от ставки напрямую зависит з/п - сколько часов отработал, столько денег и получил). Самодержавие, несомненно, имеет свои плюсы, т.к. часто по сути оно является единственной защитой и последним бастионом перед наступающим и крепчающим с каждым годом маразмом диванных методистов и педагогов от министерВства образования. Но как у чего угодно, у директорского самодержавия есть обратная сторона - деспотия, тирания и рабовладение.
ЧЕМУ учить?
С подготовкой материалов к урокам (ЧЕМ занять детей, ЧЕМУ научить) - никаких проблем не возникло, т.к. общая министерская программа прописана детально, а составлять по ней план уроков, искать материал и готовить задания для меня не составляет труда. Проблема в другом.
КАК учить?
Как себя вести. Как реагировать. Как объяснить. Самое элементарное - как зайти в класс, как познакомиться, как себя поставить. И любой хоть раз пробовавший преподавать вам скажет, что вот это КАК - это и есть 95% успеха и эффективности педагогической работы. Эта "психология", умение обращаться с детьми, умение управлять группой, зарабатывать авторитет, держать в узде стаю мартышек, которым арпиори ничего не надо кроме погулять и порубиться в майнкрафт за компом - вот эти умения важны. Без них бесполезны все материалы и задания, какими бы интересными они ни были. Без дисциплины нет обучения. Без уважения к учителю нет обучения (вспомним мое собственное отношение к преподам в универе, рассуждавшим о педагогике, однако не работавшим в школе ни дня).
Вот этому самому КАК - нас в ВУЗе НЕ учили. Эту тему стыдливо обходили стороной. Почему? =0)) потому что гладиолус =0))) потому что сами преподы от школьной практики были далеки, они сами кроме как в книжках, детей не видели, дела с ними не имели. Пед.программа - устарела лет на 20-30, перезагружена теориями, которые давно уже не работают. Сама по себе педагогика - очень костная-костистая вещь. И да, как говаривал мой старый мудрый научный руководитель - "педагогика - это не наука" =0) Не наука. Подтверждаю. Это искусство. К этому либо есть природная склонность и талант, либо нет. И сие мнение поддерживают как раз директора школ, которые неохотно имеют дело с молодыми педагогами - ибо неизвестно, есть ли такой талант у юнца из педа или нет. На выяснение этого необходимо как минимум год, а экспериментировать на живых детях, знаете ли.... странно, что это еще не запретили как медицинские эксперименты над людьми. Мало кто реально представляет себе, какие травмы, комплексы и искривления характера/мировоззрения/психики может причинить/нанести/развить учитель в ребенке. Если бы знали и представляли - вообще бы все школы позакрывали нафиг. Или подготовке учителей стали бы уделять куда больше внимания.
Вот здесь подходим к первому тезису исходной статьи - интровертам в школе не место. Да. Десять раз да. Потому что педагогика - это искусство. Художнику необходимо иметь талант, свое особое видение мира, особенный склад ума и характера. Учителю - прежде всего необходимо иметь: 1) подходящий характер (открытость, общительность, толерантность, терпеливость, эмпатия, любопытство до людей, лидерские качества и т.п.), который вырастает и базируется на 2) таланте = природных склонностях (высокоразвитые социальные навыки, склонность к рефлексии и самоанализу, талант к психологии) и 3) особенном складе ума (логика, систематичность, педантизм в деталях, умение обобщать, выделять главную мысль и т.п.). Согласитесь, такой микс в одном человеке - большая редкость, хотя бы потому, что логичность, аналитические способности, рефлексия - как раз достоинства интроверта, а общительность, эмпатия, социальный навыки и лидерские качества - достоинства экстраверта. Получается, что "педагог" - это крайне редкий вид супер-мутации =0)
В статье-ответе был абсурдный по сути аргумент в пользу интровертов - типа преподаешь 45 минут и потом сиди в тиши кабинета, рефлексируй. Чушь собачья. В работе педагога 80% времени тратится на подготовку материалов и заданий, 10% - работа в аудитории (объяснение материала, выполнение заданий), 10% - поддержание дисциплины и порядка. И вот эти последние 20% могут перечеркнуть те 80%. Парадокс - то, на что тратится больше всего времени и сил, не является главным в работе педагога. Можно сколько угодно сочинять программу урока в тиши кабинета, но зайдешь в класс - и если в первые 5 минут не сумел навести порядок, все - алескапут, зе фин, приехали. Дальше можно не продолжать - никакого толку от урока не будет. И от такого преподавателя тоже.
Отступление, минутка ненависти.
Ну вот, кстати, из сказанного лочичненько вытекает причина и корень всех маразмов министерВства образования. Диванные философы от педагогики опираются в своих решениях на "исследования" и "статистику" (читай: на теоретическую с потолка взятую чепуху и не надо лепить горбатого про то, откуда берутся честные цифры сих "статистик"). Здесь работает закон корпорации с огромущей иерархической лестницей - чем больше ступенек, тем меньше шансов, что реальная, настоящая и стоящая инфа о реальном положении дел доберется до начальства, заседающего на самой верхней ступеньке. Одновременно я полностью согласна с тем, что главнокомандующему, чтобы эффективно им управлять процессом, не стоит слишком вдаваться в сам процесс и его детали. Чиновники от образования не обязаны работать параллельно на полставки в школах. Но сукаблять они явно обязаны быть по образованию педагогами + иметь 2-5 летний опыт работы в школе! ...минутка ненависти подошла к концу, едем дальше =0)
Кузница души.
Что касается лично меня, то работа в школе таки перекроила мой характер. Ибо я, как знают немногие меня знающие, сугубый интроверт - тот самый:
[показать]Однако ж, когда работаешь в школе - не до розовых свитерков и философских посиделок =0) Тут, знаете ли, настоящая кузница души, перековывающая орала на мечи. Через лет 5-10 из меня бы вышел неплохой учитель, но... оглядываясь назад: слишком молода, слишком детская феечкина внешность, слишком мягкий характер, слишком наивна и доверчива, готова сочувствовать и верить каждому слову коварных мартышек, готовых на все, лишь бы не учиться. Авторитета, естественно, у меня не было, как не было и шансов его заработать - ибо зарабатывается он в первые дни знакомства, на первых уроках, а как это делать правильно - никто не научил и не подсказал, а у самой изначально не тот характер, чтобы щелкать хлыстом с порога. Мой хлыст зачехлен и извлекается только тогда, когда все дипломатические методы уже исчерпаны - это хорошо в мире взрослых, но в мире детей и мартышек - абсолютно провальная стратегия (родители детей и владельцы собак подтвердят).
Едем дальше.
Глупость и молодость позволили мне выживать в течение трех лет - было еще здоровье и нервы =0) И с каждым годом преподавание шло чуточку лучше, а желание преподавать становилось все меньше. На подготовку программ и материалов уходило в разы меньше времени - ибо я, как и мои хитрые мартышки, достигла бюрократического дзена - от нас требуют бумажек, так вот получите и подавитесь своими бумажками, тупой копипастой для за ради "чтобы было". А на уроках я буду заниматься чем-нить интересненьким.
В конце первого года работы.
Правда, щастье продлилось недолго. Самую благодатную и благодарную аудиторию быстренько отобрали при очередном кроении ставок - все с 5 по 9 класс забрали и передали заслуженным (читай: бесполезным) учителям, которым часов не хватало. А что - рисование преподавать может каждый, даже марьванна без пед.образования и с профессией инженера-чертежника (не вру, один из 6 классов именно такой и отдали).
Было очень смешно, когда сии корифеи табунами ходили за мной и просили объяснить, как научить детей рисовать (ведь трудно научить рисовать кого-то, когда сам в руки карандаша лет 30 не брал), или с просьбами поделиться программами/материалами на эст.яз (трудно составлять прогу на эстонском, если сам его не знаешь). А что, я добрая душа =0)) и широкая. К этому времени у меня накопилась тулева хуча материалов как классических письменных так и интерактивных заданий для выполнения за компом и т.п. Как любопытная мартышка и заядлый коллекционер я собирала и складировала ВСЕ - материалы и статьи из инета (типа "искусство для чайников" и прочие веселые штуки), программки для рисования, фильмы и мультфильмы, вела блог, где вывешивала не только задания и презентации, но и вообще всякую веселую чушь о рисовании и искусстве. Особенно мне нравилось рвать малькам шаблоны и расширять горизонты по части современного искусства - это было моей отдельной, особой, самопровозглашенной культуртрегерской миссией - показать и доказать, что современное искусство (тату, комиксы, стрит-арт и пр.) - это очень-очень клево и весело, научить отличать искусство от китча. И епть-етидреть, как-то где-то мне это действительно удавалось =0))
Что оставили мне от всей феерии? Обязанность составлять программы (планы уроков на год), которыми теперь будут пользоваться приближенные директору марьванны. На минуточку - когда я начала работать, ДО меня не было составлено ни одного плана, все материалы с треском и дымовой завесой забрал с собой предыдущий педагог, расставшийся с этой школой на скандальной ноте. Вообще работать учителем искусства мне пришлось с абсолютного нуля - ни планов, ни кабинета, ни пособий, ни учебников, ни каких-либо материалов. Голый человек в голом поле. За все приходилось бегать, просить, канючить, доказывать, что тебе это надо. Искусство, как труд, музыка и физ-ра - самые несчастные предметы, про них вспоминают только когда школе надо похвастаться своими достижениями (образцово-показательно уравнения не порешаешь, чтением стихов тоже никого не удивишь, и про аксоны и бемоли тоже не порассказываешь) или представить свою школу на каком-то мероприятии. Только для этого они и нужны, по сути, директору. Ученикам они нужны, чтобы хорошенько побездельничать и оторваться, родителям они не нужны вообще .
В конце второго года работы.
Кроме составления планов у меня были прочие обязанности, которые как-то незаметно превратились в таковые из моих когдатошних инициатив (типа ведения блога). Еще мне оставили все гимназические классы - вот спасибо, подарочек. Настоящая история искусства на эстонском языке. Без всяких там рисовалок и веселушек. А почему? =0)) а потому, что дураков нет такой сложный специфический предмет вести на эстонском да еще и в гимназии - где головы учеников заняты выпускными экзаменами, а на "рисование" они приходят отдохнуть и побеситься (читай: НЕТ рычагов воздействия, невозможно дисциплинировать и заставить учиться). А школе надо отчитываться и хвастаться везде, где только можно, что вот у нас есть полноценный предмет на эстонском языке (рейтинг школ - знаете про такое? а что директор наш - член гор. правления и какой-то там депутат?)
Во избежание инсинуаций - я нисколько не в обиде на сложившуюся тогда ситуацию, когда на второй год моей работы мною стали в буквальном смысле затыкать все дыры. Начиная с внезапной организации выпускных и "последних звонков" вместо сбежавшего посреди учебного года массовика-затейника. Продолжая обязанностями помощника библиотекаря: биб-ку переводили на штрихкодовую систему, для чего надо было сделать глобальную инвентаризацию и ввести все учебники в спец.программу, а наша библиотеркарша комп вообще впервые в жизни видела, толком его включать не умела, не говоря о прочем. Кстати, по образованию и профессии она была бухгалтером. А еще ее заставляли давать библиотечные уроки в рамках программы по привитию привычки к чтению. Стоит говорить, кто составлял сию программу и проводил уроки вместо нее? =0)))) Ну и закончить должностью руководителя проектной деятельности - очень модная одно время гейропейская тема, вся Европа на ушах стояла от системы "предприимчивая школа", призванной интегрировать в школы принципы предпринимательства и личной инициативы, принципы проектной деятельности.
Ретроспективка.
К слову сказать, тогда я и не понимала всей политической и организационной/бюрократической подоплеки происходящего со мной, т.к. оставалась все тем же интровертом - кроме моей работы меня ничто другое совершенно не интересовало - ни школьные интриги и рокировки, ни интриги и рокировки в городе и школьной среде в целом. Обо всем вышесказанном (кроение ставок, почему мной затыкали дыры) я узнала гораздо позже, под конец третьего года работы, когда у меня уже от учительской ставки остались рожки да ножки, а в нагрузку дали управление проектной деятельностью (опять же - дураков и эстонограмотных в школе не было, чтобы этим заниматься) - вот тогда я сблизилась с административным этажом школы, который не настолько погряз в интригах и сохранил ясность мышления, в результате общения с которым для меня стали явными многия и многия тайны =0)) В том числе и про то, что до меня на должности "искусника" никто больше года не держался и последние года 3 это место вообще пустовало по известным причинам (помним: дураков нет =0))) Кстати, позже, когда с гимназистами установились более менее ровные отношения, от них я тоже наслушалась про марьванн, которые их учили до меня. Да что там - на фоне всех предыдущих я в глазах учеников вообще была звездой, хоть и звезданутой на голову =0)
В общем, все перемены я воспринимала как должное, как смирный и трудолюбивый ослик. Это потом, перед моим уходом из школы и после него, мне уже бывшие коллеги открыли глаза на то, как на протяжении трех лет все педагоги молча и с глазами по пять копеек смотрели на эту молодую дурочку, на которую все валят и валят, при этом оставляют практически без какой-либо моральной/финансовой поддержки, а она все терпит и везет себе и везет свой воз и маленькую тележку. Доброта коллег, заметьте, когда я работала - проявлялась в 1-2 сердобольных замечаниях типа "шла бы ты отсюда, здесь нет ничего хорошего". Пока я везла - всех устраивало. Ибо позиция прожженных педагогов везде одинаковая - "пусть молодые пашут, а мы посмотрим и попользуемся". И в этом нельзя их винить, ибо они уже хлебнули лиха и прекрасно знают, как инициативы оборачиваются обязанностями за нихренсобачий.
Конец третьего года работы.
Итак, за три года в школе я перепробовала уже многое и мне это, в общем-то нравилось, потому что я люблю разнообразие, а школа, увы - сплошная рутина. Преподавать - это все равно что в беличьем колесе бежать, каждый год одно и то же. Бесконечно выдумывать новые задания на одни и те же темы - вскоре надоедает, особенно если со временем выкристаллизовывается корпус наиболее эффективных заданий/материалов и все это превращается в "от добра добра не ищут". Переход библиотеки на штрихкоды завершился, меня оттуда сняли. Массовика затейника нашли нового. А проектная деятельность уже шла на спад - в последний год гейропа прикрутила финансовый кран (читай: спонсирование внедрения предпринимательских инициатив в школьную систему закончилось) и школьные проекты вдруг резко перестали интересовать директора. Пришли заказанные мной еще год назад эстонские учебники по истории искусства для 10-12 классов, отпала необходимость рыть землю носом в поисках материала - стало совсем скучно. Пришла очередная разнарядка от министрества образования с какими-то новыми системами оценивания эффективности обучения, рейтингом учителей и т.п. В общем, весной 2011 сидела я на очередном педсовете, слушала про эти баллы, а потом вышла и написала заявление на увольнение по собственному желанию =0) Директору всучила его между делом, встретив ее на лестнице. Тут же, на перилах, она мне его подмахнула.
Если продолжать по статье:
Зарплата - как уже говорилось, напрямую зависит от ставки. Ставки кроит диретор, учитель на это повлиять не может. Ни в сторону уменьшения (иначе навлечешь немилость и вообще можешь в след. году на бобах остаться), ни в сторону увеличения (зависит от объективных обстоятельств + степень приближенности к директору, степень ценности как кадра). В Эстонии з/п учителей складывается из такой запутанной мозаики - мозг свихнешь: что-то из гос.бюджета, что-то из городсткого, доплаты такие, доплаты сякие. На полной ставке у учителя - в районе 700 евро. Это средняя з/п, жить можно, но с трудом. Мое личное мнение - если смотреть со стороны, то з/п неплохая, у нас в гетто получают по 300-500 евро большинство, но если соизмерить з/п с ответственностью и нагрузкой (дома не отдых, а та же работа, отпуск - не отпуск, а та же работа), то з/п просто смешная.
Совместительство и подработки - если работаешь не на ставку, можешь попробовать. Но стоит иметь в виду расписание. Оно не резиновое и под тебя его специально никто переделывать не будет. Расписание меняется =0)) в него войдут так же замены, на которые тебя внезапно назначат вместо заболевших или командированных учителей. В него войдут "уроки спокойствия" (когда самых отпетых мартышек выгоняют из класса - они идет в спец класс и делают задания оффлайн, а ты следишь за их поведением). В твое "свободное" расписание напихать могут что угодно и когда угодно. Само расписание меняется от четверти к четверти от цикла к циклу. Сможешь найти постоянную работу на полставки в таких условиях? =0) Флаг в руки! Впрочем, справедливости ради скажу, что некоторые учителя "второстепенных" предметов работали на две-три школы, но такая работа - от безысходности и на износ + если реально удается договориться о более-менее вменяемом расписании во всех школах.
Репетиторство. Не для всех. Только для тех, кто завязан на гос.экзамены. А тот, кто на них завязан - итак в привелигированном положении - ему полная ставка + доп. уроки. Репетиторствовать никчему и некогда.
Карьера. Младший учитель, учитель, старший учитель, методист, завуч, директор. Кроме последних двух ступеней - разница в обязанностях и нагрузке колоссальная, разница в з/п - незаметна. Мнение большинства - рвать волосы на грудях незачем. Никто на моей памяти даже из заслуженных учителей, которые легко могли это сделать, не подавали заявок на старших учителей или тем более методистов. Нах никому не сдалось.
Отдельная тема - карьера после ухода из школы (как раз мой случай) =0)) школа в прямом смысле этого слова - школа жизни. Там чудеса творятся - интроверты становятся эсктравертами, честные - коварными и скрытными, поднасобачиваешься в психологии, поднатореешь в интригах, в совершенстве овладеешь бюрократическим кунг-фу. Если хватит ума вырваться из этого беличьего колеса вовремя - прямая дорога на какую-нить управленческую, чиновничью, административную, клиентообслуживающую должность. Преимущества бывших педагогов перед др. кандидатами очевидны всем работодателям, хоть сколько-нибудь смыслящих в кадрах. Я лично и в кризис нашла новую работу в течение недели, решение о принятии на работу мой новый директор сделала после первых 15 минут собеседования, хотя само собеседование продлилось еще 2 часа, но чисто ради "поболтать" =0)
Другое дело - если вырваться вовремя не удалось. Тогда это почти приговор. Не шучу, какие уж тут шутки. 90% коллег моих были как раз из числа неуспевших - 40-50-летние тетки, злые, циничные, разочарованные, откровенно завидующие молодым учителям (кроме меня в школу в то время приняли еще 3-4 юнцов, поэтому имела возможность для наблюдений и выводов) типа "вот вы уйдете - а вы уйдете обязательно, если не дуры - а мы тут останемся, блеать!", вечно ворчащие, сплетничающие. Серпентарий, одним словом. Как они работали? По накатанной =0) В силу проф. интереса общалась с учителями лит-ры - была, мягко говоря, удивлена узколобостью и зашоренностью, закостенелостью взглядов и вкусов, однообразием методов и способов подачи материалов (не хвастаясь скажу, что между делом, кроме материалов по искусству, обращала внимание на материалы по лит-ре - вы удивитесь, чего только уже не понапридумано, чтобы увлекательно преподнести ту же классику детям!). Но зато дисциплина на их уроках была - слышно как муха на окне лапки вылизывает!
Финансирование. Не интересовалась этой темой прицельно, однако, здесь все зависит от пробивных характеристик лобной кости директора школы. Наша аки оркский таран Crom из Властелина колец - тот самый с волчьей головой и огнем в пасти - умела выбить финансирование откуда и от кого угодно.
Разница в возрасте. Несущественно. Существенен характер учителя и умение себя поставить. Прошли времена, когда уважали пожилых. Прекрасно помню и видела, как старушек обижали и не уважали, и как отлично спевались с молодыми учителями. И наоборот. Так что никакой корреляции между возрастом и степенью уважения нет.
Высокое и светлое. Как-то где-то и даже в этом же дневнике я написала, что обучение есть насилие над личностью. От этого убеждения меня пока еще никакие аргументы и факты не отвратили. Действительно, для мальков и мартышек школа - это одно большое гестапо, мальки и мартышки не в состоянии (по многим объективным причинам) понять, зачем и для чего и почему именно так им нужно чему-то учиться. Начиная работу педагогом, нужно четко для себя уяснить и смириться с тем, что ты и твои усилия детям не нужны. Мораль о пользе учебы читать действительно бесполезно, и бесполезно делать урок "интересным". Единственный выход - объяснять на пальцах (маленькими порциями, из урока в урок), почему твой предмет важен, где конкретные навыки и знания, которые ты даешь, могут пригодиться. Это очень сложная задача. Сверхсложная. Не столько потому, что большинство учителей встанет в тупик от вопроса "почему важно уметь отличать цианид от цикад и Тициана", "зачем учить стихи и таблицу умножения наизусть", "зачем знать косинус 45". Сложная потому, что мозг малолетних мартышек еще не умеет толком устанавливать причинно-следственные связи и связи вообще. Для них мир как калейдоскоп - из отдельных цветных фигурок. Мир, в котором есть четкие границы, правила, законы. Где отдельные области знаний не взаимосвязаны друг с другом и потому будущему программисту вовсе незачем ни рисование, ни литература, ни даже биология.
Отступление. Великий гуманистический посыл программы "предприимчивой школы" как раз состоял в том, чтобы на практике показать детям, как именно взаимосвязаны и взаимодействуют разные предметы (литература и математика, например), как все это в жизни применяется. Некоторые принципы "предприимчивой школы", насколько я помню, все-таки вошли в программу образования, но как они там будут реализовываться - большой вопрос. Учителей необходимо самих сначала обучить методикам "предприимчивости", объяснить зачем и почему это надо, и это не так уж просто.. была я на таких курсах, видела реакцию и слышала мнение учителей.
Компетентность. Кое-какое мнение о компетентности реального педсостава в обычной общеобразовательной школе уже можно было составить после преодоления миллиона злых букв в сем посте =0)) моя школа не была какой-то особенно плохой, наоборот, она стояла в первых рядах - как гимназия (статус гимназии немногим школам удалось отстоять в свое время) и как школа с довольно высокими результатами госэкзаменов. В мою школу, в отличие от большинства, очень охотно принимали молодых специалистов. Большей частью потому, что текучка кадров там была ужасающая и постоянно ощущались последствия некомплекта педсостава. Вопрос первый - почему текучка? почему молодняк не задерживался? На своем примере скажу и на примере других молодых коллег, ушедших со мной или через несколько лет после меня:
1) отсутствие контроля - принимали людей буквально с улицы, без опыта, и совершенно не следили за тем, что они творят на уроках. Мои уроки вдруг вспомнили посетить через полгода после начала работы =0) когда я уже порядком наломала дров и исправить первое впечатление или как-то выбраться из минусов кармы было уже практически невозможно. Плюс даже когда посетили уроки - практической поддержки не оказали, советов не дали, разбора полетов тоже не сделали. Полная свобода продолжать творить херню, закапывать себя и доводить ситуацию до полного непонимания между тобой и учениками.
2) отсутствие поддержки - первое время, такое важное для молодого учителя, когда его надо направить, сориентировать в ситуации, как-то вообще передать сакральные знания об особенностях классов или отдельных учеников, проследить за его отношениями с классами, чтобы они начались хотя бы с той ноги - так вот в это первое время юнца из педвуза бросали одного. На все робкие сигналы или жалобы - ноль внимания. Всем насрать. Наоборот в порядке вещей начать пить свежую кровь - поставить на самые трудные классы, от которых старые учителя отказались, поскидывать на молодого учителя кучу занудных обязанностей - типа организации каких-то кружков, внеклассных мероприятий, конкурсов, занятий, обновить или составить программу и т.п. Как следствие - нервы не выдерживают, здоровье тоже машет ручкой.
3) начать требовать результат - ага-ага, дождаться, когда ситуация выйдет из-под контроля и тут вспомнить про статистику и регламенты, про оценки и рейтинги. Это все равно что в начале курса дать студенту учебник по теории, забить на него большой и толстый, а в конце семестра потребовать на экзамене выполнять практическую работу. Помню, меня отругали за то, что у одного ученика было 6 единиц в цикле (циклы или периоды, в учебном году 5 циклов). Ну а фиг ли, если было шесть тем, по результатам каждой должен был быть рисунок (епть!!! всего лишь рисунок на тему!!!), а этот мелкий ленивый гаденыш не удосужился нарисовать ни одного =0))) не потому что пропускал, болел или без рук - просто потому что не хотел и игрался в телефоне на уроках. Меня попросили придумать другую систему оценивания, чтобы уравнять в правах ленивых гаденышей и нормальных учеников. Ибо нефиг портить статистику. Других молодых учителей точно так же ругали за плохие оценки, которые вырисовывались у учеников в конце (!) курсов. Где логика??
Итого рецепт отвращения молодежи от работы в школе: принимая нового специалиста на работу, надо сначала нагрузить его по самое небалуй, не проконтролировать процесс, отказать в поддержке и коцесса рректировке провыполнения поставленных задач, потом отругать и наказать за ошибки. В конце обязателен ушат говна, который надо вылить на голову молодого сотрудника, чтобы понял, сцука, какой он никчемный неумеха.
В таких условиях об углублении своих знаний и самообразовании речи быть не может. В состоянии постоянного стресса, знаете ли, не до того как-то, особенно в первые годы работы в школе. А последующих годов работы в школе - просто не бывает, т.к. молодой спец через 1-3 года просто сбегает куда глаза глядят из этого ада.
Самое важное наблюдение. На минуточку - учить молодого учителя учить детей (вот такая тавтология) школа не считает своей обязанностью. Школа отчего-то думает, что два года теории и две недели практики делают из 24-летнего балбеса супер-педагога. Стоит ли говорить, что если бы на любом другом предприятии применялся тот же угребищный принцип, то вся наша экономика развалилась бы в одночасье? А почему тогда образование не должно страдать от такого подхода к обучению кадров?
Второй вопрос компетентности - каковы последствия некомплекта кадров? точнее, как некомплект сказывается на компетентности? Очень просто - на оставшихся учителей идет повышенная нагрузка, что не оставляет ни сил, ни времени для самообразования или элементарного вынырка из пучины рутины для ради "а что в мире-то творится? каковы новейшие новинки в моей области? новые идеи, методы, подходы?". Второе - дыры затыкаются неспециалистами, неудачниками, откровенным шлаком. Вопрос об их компетентности уже как-то неловко и ставить. Ну вот мы и имеем набор из сорока четырех пожилых тетек-церберов, задерганных, усталых, перегоревших. Бабы-ягодки в собственном соку. Одна из них мне доказывала, что надо, надо поскорее переходить на систему подобную ЕГЭ, чтобы дети не писали сочинений, а просто ставили галочки или отвечали на вопросы. А почему надо? потому что с каждым годом сочинения пишутся все хуже, госы заваливаются, статистика уходит в минуса. Потому что дети не могут писать сочинения, это им слишком трудно. Блеать!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Лекции и информация. Да, соглашусь на все 100% - роль учителя кардинально изменилась. Он больше не может быть источником информации. Вся инфа у нас в инетах. Учитель - это теперь в первую очередь научатель =0) научатель и прививатель определенных навыков поиска, фильтрации и обработки информации. Научатель умений, скилл-мастер, который может научить тебя ДЕЛАТЬ что-то с информацией, понимать ее, оперировать ею, оценивать ее, анализировать, сравнивать, а не просто вбивать ее в голову. Вот эту простую мысль очень трудно вбить в голову самим учителям. А учителям учителей - тем более. Они так и продолжают бубнить про Пиаже и Выготского.
Взятки. Не сталкивалась, не знаю.
Блатные. В реалиях школы - дети со скандальными родителями. Лекарство - спокойствие, четкая система оценивания, факты - ваш сынулька мне не сдал ни одной работы практической, а вот его контрольная, посмотрите, посчитайте баллы сами. Никаких поблажек и прогибов под истеричных мамаш. Дашь слабину - авторитет твой в классе упадет до абсолютного нуля. Если за ребенка просят не родители - сложнее. Отказать директору поставить выпускнику 5 в аттестате (три года до этого выпускник вместо учебы писал на уроках смски подружке на соседней парте) - практически невозможно. И оставим сразу вопли "если бы захотели - отстояли бы свою точку зрения". Идите отстаивайте свои точки и зрение на митингах, господа. Потом сообщите о результатах - приняло ли правительство во внимание ваши точки и зрение? Да, директор не вытащит из ящика стола наган и не поставит вас к стенке. Может быть, даже уволит не сразу. Но избавится от вас обязательно (см. Школа = Феодальная вотчина), если вы ему раз отказали - значит откажете еще, а ему это не надо. Чем кончались бунты на кораблях, знаете? Вот-вот =0) Это не страх и не шкурничество, так работает система. Хотите пойти против системы? уходите из школы и идите на митинг =0)
Опоздания. Опять согласная я =0) Правило 10 минут действует безотказно в сочетании с правилом "три опоздания на 10 минут в течение цикла = прогул". Строгая математика и никаких сантиментов.
Планка качества. Да. Да-да. Первое время работаешь для учеников, потом - для самого себя. Первый год я хотела, чтобы было интересно им, потом - чтобы интересно было мне, поэтому постоянно обновляла корпус материалов и заданий. Это держит в тонусе и позволяет не заплесневеть. Колеса должны вращаться =0))
Отдушина. С работы приходишь домой не домой, а опять на работу - это правда. Даже если материалы заготовлены на неделю вперед - всегда учителю есть что делать: проверять, оценивать, писать очередной план или отчет, готовиться к контрольной или конкурсу и т.п. Беличье колесо, беличье колесо. Обязательно надо иметь интерес вне своей сферы или на некотором отдалении от нее. У меня лично с этим проблем никогда не было, т.к. я homo curiosus, но вот времени не хватало =0( Выход - разнообразиваться параллельно работе, поэтому я соглашалась и на помощника библиотекаря, и на массовика-затейника и на проектную деятельность.
Последствия и проблемы. Катастрофические. Не впишешься в систему - будешь все равно что кинутый между многотонными шестернями шпунтик. Перемелет нафиг, если не успеешь вовремя соскочить. Одной из причин моего ухода стал муж, который терпел три года, а потом сказал, чтобы больше не может жить с той стервой, в которую я превратилась. Но лично я нисколько не жалею о работе в школе - во всех смыслах: ни о том что потратила там лучшие годы своей жизни, ни о том, что ушла. Работа в школе как ледяной душ - сильно отрезвляет, и лишает иллюзий как эспресс-курс взросления. И ушла я оттуда очень вовремя - недостаточно испорченная, почти здоровая и готовая к новым подвигам =0)
Помню, как первые месяцы на новой работе никак не могла привыкнуть к счастью - вернуться с работы вовремя и НИЧЕГО не делать =0)))) К сожалению, я видела, общалась и даже некоторое время коллегствовала с девчонками, которые задержались в школе дольше, чем я, и ушли позже, через 4-5 лет работы. Вот там последствия для психики и деформация характера уже, кажется, необратимые =0( Там реально милая девушка мутировала в стервозу, совершенного пессимиста, злюку-колюку, мизантропа, неудовлетворенного собой и жизнью и человечеством в целом. Ужас =0( Места для радости в той отравленной душе не осталось, во всем только черное и красное, сплошное брюзжание, недовольство, критиканство на пустом месте, постоянные конфликты со всеми начиная с коллег, заканчивая офисными креслами.
Преподавание - это всего лишь работа. Сложный и спорный вопрос. Если относиться к преподаванию как наши приснопамятные преподы-эстонцы по педагогике (5 лет назад составил презентацию, закачал на сервер и долби по ней еще лет 10) - то да, это просто работа: пришел, отчитал, а там хоть трава не расти. Если же хоть как-то, если даже не сердцем, но хоть каким-то внутренним органом болеть за свое дело - то нет, это не просто работа. Это творчество, это искусство. Это огромная ответственность - бросать зерна в землю.
ЗЫ: вспомнила про защиту моего диплома на пед.магистратуре =0)) своего рода запоминающаяся была защита. Тема, как водится - тупо разработка спец.курса для гимназистов, моя тема - современная русская лит-ра. Большая часть диплома писалась в последний год учебы, шлифовалась летом и осенью (защититься весной не дали, т.к. провален экзамен по философии), сама защита проходила уже зимой, когда я отработала свои первые пол учебного года. Помню как сейчас - серый день, кучка преподов в аудитории и вот я, задолбанная работой, усталая и пофигистичная, совершенно без огонька читаю с бумажки резюме своей дипломной. Закончила читать - настало время вопросов. Одна преподша спрашивает - вот вы уже отработали полгода в школе, скажите, что бы вы изменили в своем дипломе в соответствии со школьными реалиями? Я поднимаю голову от бумажки, смотрю мутным взглядом и просто так говорю - "его всего переписывать пришлось бы". Ржач в зале, занавес =0)
Грустная история, если подумать. Ничему нас не научили - это раз, а два - моя дипломная руководительница, так же ни дня не отработавшая в настоящей школе, никак не помогла и не направила меня на путь истинный. Мой "курс" не вызвал ни тени подозрения у нее в том, что он абсолютно сферичен и годится только для вакуума, но никак не для реальной школы.
Возможны продолжения и дополнения.