• Авторизация


Без заголовка 09-09-2010 04:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения bloc-notes_NG Оригинальное сообщение

Японский танк «Ха-го»

Японский танк «Ха-го» доставлен 7 июля с курильского острова Шумшу в сахалинский порт Корсаков.
[700x525]
[700x525]«Ха-Го» в музее Абердинского полигона
Тип 95 — японский лёгкий танк 1930-х годов. Также известен под названием «Ха-Го». Разработан в 1933—1934 годах для сопровождения механизированных кавалерийских соединений. Серийно производился с 1936 по 1943 год, использовался во Второй японо-китайской войне и был, наряду со средним «Чи-Ха», основным японским танком Второй мировой войны. Являясь довольно удачной конструкцией для середины 1930-х годов, в ходе войны безнадёжно устарел, однако нехватка бронетехники вынудила японцев использовать его до самого конца Второй мировой на всех театрах военных действий.
В ходе наступления Красной Армии в Маньчжурии в августе 1945 года многочисленные японские танки фактически никак себя не проявили и большей частью были захвачены советскими войсками прямо в парках.Принять участие в активных боевых действиях довелось лишь 25 «Ха-Го» 11-го танкового полка, располагавшегося на островах Шумшу и Парамушир Курильской гряды.
Большая часть захваченных советскими войсками в Маньчжурии японских танков, в том числе «Ха-Го», были переданы Народно-освободительной армии Китая, в составе которой они приняли участие в Третьей гражданской войне в Китае. С другой стороны, не меньшее количество танков, захваченных американцами, было передано армии Чан Кайши. Кроме этого, небольшое количество захваченных в Бирме «Ха-Го» использовалось впоследствии французскими войсками в Индокитае.
[699x525]
[437x699]


Японский танк «Ха-го» доставлен с курильского острова Шумшу на Сахалин
Боевая машина простояла на Шумшу без движения с 1945 года.
– Во время сражения советские десантники подбили танк из противотанкового ружья. Чтобы боевая машина не досталась противнику, японцы танк подожгли, в ствол засунули гранату, – рассказал исследователь нашей военной истории, советник областного агентства по культуре Игорь Самарин. – Кроме того, на танке частично отсутствовали детали. По частям удалось собрать гусеницы. Что могли, сняли с других японских танков, оставшихся на Шумшу, в центральной его части, после сражения. Их для своих хозяйственных нужд использовали уже советские танкисты, которые стали служить на острове после войны.

В ходе реставрации предстоит перебрать и собрать заново ходовую часть. Это самый сложный этап для специалистов. Поэтому боевая машина разобрана до основания. Нужно будет, в частности, наварить металл на части корпуса, основательно изъеденные коррозией. Для музейного экспоната, к сожалению, не удалось найти бронированных плит, которые закрывают двигатель. Поэтому наши мастера сделают их имитацию, что вполне нормально при реконструкции исторических объектов, отметил И.Самарин. Потом останется только покрыть восстановленную технику антикоррозийным составом и нанести камуфляжную окраску, которая была принята в японской армии периода Второй мировой.
Сама транспортировка танка с далекого острова в областной центр была процессом не менее сложным, чем идущая сейчас реставрация. Ведь на Шумшу нет причалов для судов, которые могли бы взять на борт этот исторический экспонат. Нет там нормальных дорог и обустроенных мостов, по которым можно было вывезти бронемашину к морю. Поэтому специалисты одной из северо-курильских компаний решили перевозить танк по воздуху. Груз этот – специфический, и за один раз его не увезти. Пришлось разделить Ха-Го на две части. С него сняли башню, двигатель, элементы ходовой части. Вначале вертолет забрал корпус, затем все остальное и отвез в Северо-Курильск. Перевозка заняла в общей сложности 50 минут и прошла в течение одного дня, 17 июня. В северо-курильском порту Ха-Го погрузили на судно, которое шло в Корсаков.
Решение о вывозе танка Ха-Го с острова Шумшу было принято в мае 2009 года на оргкомитете «Победа» под председательством губернатора области Александра Хорошавина. Из бюджета области были выделены деньги, доставкой экспоната занялось областное министерство транспорта, связи и дорожного хозяйства. Был объявлен конкурс, в результате которого определились нынешние подрядчики.

Понятное дело, идея с перевозкой танка возникла не в последний момент.

– Думали мы об этом давно, – пояснил И. Самарин, – поначалу даже хотели привезти с Шумшу два танка. В 2006 году я вместе с советником тогдашнего комитета международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Николаем Вишневским побывал на Шумшу. Там мы окончательно определились с будущим экспонатом. Решили, что вывезти лучше один танк. Выбор остановился на том, который сейчас уже в Южно-Сахалинске.

Надо отметить, что на дальнем курильском острове достаточно старой японской техники. И состояние некоторых танков получше. Особенно тех, что стоят на высоте Северная, где и был пик сражения. Но то поле боя является достопримечательным местом, поэтому никто не имеет право изменить его вид, что-то оттуда забрать или привезти. Еще несколько танков, как уже упоминалось, стоят вдали от места сражения, в центральной части острова в урочище Кузьминовка. Там располагалась танковая часть японцев, там потом стояли и наши танкисты. Они, как уже говорилось, использовали эти бронемашины для разных хозяйственных нужд, а потому они основательно разобраны. Понятное дело, музеефикация таких остатков невозможна.
– А Ха-Го, на который пал выбор, первым пытался отразить атаку наших десантников, – пояснил И.Самарин.– У нас сохранились воспоминания японских танкистов, непосредственных участников тех событий августа 1945 года. Они рассказывают, что этот танк принадлежал командиру 4-й роты легких танков, капитану Ито. Когда советский десант высадился на острове, капитан поднял своих подчиненных, первым оказался в месте, где закрепились наши. Однако его машина сразу же была подбита из противотанкового ружья. Участвовать в массированной атаке на советские войска ему уже не довелось. После этого японцы отвели танк за 3 км от поля боя и попытались уничтожить, чтобы машина не досталась противнику.

Кстати, японские ветераны, участвовавшие в том сражении, в 1995 году приезжали на Шумшу и опознали там танк своего командира. Вспомнили, как проходило его уничтожение… Таким образом эта бронемашина отвечает всем требованиям историков – участвовала в сражении, получила небольшие повреждения, сохранила свою комплектность более чем наполовину. Главное, что мы все получим возможность видеть подлинного свидетеля последних дней Второй мировой войны, которая завершилась на наших островах.

[360x376]
В рамках празднования 65-летия окончания Второй мировой войны он будет установлен в сквере областного краеведческого музея в Южно-Сахалинске. Корпус танка и запасные части, необходимые в дальнейшем для его реставрации, доставлены на приемно-транспортном рефрижераторе «Тарава». Из порта боевая машина будет передана специалистам, которые займутся ее реставрацией. Танк соберут, удалят ржавчину, покроют специальным составом от коррозии, покрасят так, как он выглядел в 40-х годах прошлого века. При этом пробоины, оставленные советским оружием в корпусе, заделывать не будут. Для транспортировки на Сахалин выбрали именно эту машину, так как ее отсутствие не исказит историческую панораму. Дело в том, что сейчас поле сражения представляет собой площадку 1,5 на 1,5 км с компактно расположенными останками японской военной техники (14 объектов) и долговременными огневыми сооружениями. В будущем здесь планируется устроить своеобразный музей под открытым небом, поэтому кардинально менять что-либо не предполагается. Будут внесены небольшие изменения, которые придадут наглядность этому историческому месту: проложены тропы, установлены аншлаги, произведены работы по консервации образцов техники.

Если бы кто-нибудь решил подробно описать боевые действия 1945 года на Сахалине и Курилах, посвятив каждому острову, району по книге, уверен, одна из самых богатых по содержанию, была бы книга об острове Шумшу.
Это был самым укрепленным островом Курильской гряды. Японцы создали на острове-крепости весьма сильную противодесантную оборону: 34 дота, 24 дзота и отрыли до 40 км противотанковых рвов. Были построены подземные убежища для личного состава, склады боеприпасов. В них были оборудованы госпитали, электрические и телефонные станции. Глубина подземных галерей, достигавшая 50 метров, обеспечивала неуязвимость от артиллерийских снарядов и авиационных бомб. Гарнизон острова составляли 6 батальонов, на вооружении которых имелось 275 пулеметов, 98 орудий и 7 танков. На Шумшу действовали два аэродрома. Главная магистраль острова связывала порт Катаока с мысом Кокутан на севере. От шоссе к побережью отходили грунтовые дороги. Общая протяженность коммуникаций – 120 км – весьма значительна для небольшого (20х13 км) острова, это благоприятствовало маневру противника силами и средствами.
На близлежащем острове Парамушире размещались одна бригада, два артдивизиона и 17 танков. Их можно было достаточно быстро перебросить на Шумшу и сосредоточить на острове-крепости, где было до 23 тысяч человек и находились искусно сооруженные ложные районы обороны, стоянки самолетов, позиции танков и артиллерии. Эти макеты вводили наше командование в заблуждение. В целом, сторона противника имела превосходство в живой силе и танках.

На рассвете 18 августа, в густом тумане, десантные суда подошли к Шумшу. Многим пришлось вплавь, под огнем добираться до берега. Своя артиллерия на берег вовремя ещё не была доставлена. Через штыковые атаки десант прорвал береговую линию обороны японцев между мысами Кокутан и Котомари.
Обстановка на острове оставалась сложной. Японские береговые батареи обстреливали перекрестным огнем подходившие к пункту высадки корабли. Темп наращивания наших сил на плацдарме, особенно артиллерии, оставался невысоким. Отсутствовала связь с судами огневой поддержки.
Основной бой проходил на высотах 165 и 171. Потеряв 15 танков и до 100 солдат, японцы перешли к обороне. Им удалось отбросить десантников к подножию высот.
В это же время перешли в контратаку до двух батальонов японской пехоты и 18 танков. В единоборство с ними вступили подрывники морские пехотинцы старшин сержант Иван Кобзарь, старшина 2-й статьи Петр Бабич, сержант Рында и матрос Власенко, которыми командовал техник лейтенант Александр Водынин. Они дрались геройски, подорвали семь танков и ценою своей жизни остановили врага.
К исходу 18 августа главные силы десанта были высажены, а ночью началась выгрузка полевой артиллерии и транспорта. Этому способствовал разгром батарей противника на мысах Кокутан и Котомари. К 11 часам 19 августа все было готово для решительного наступления в целях захвата всего острова. Но в это время японское командование заявило о том, что части 91 пехотной дивизии к 16 часам прекратят боевые действия. Однако это была уловка. Когда советские корабли вошли во Второй Курильский пролив, на них обрушился артиллерийский огонь. Тогда советские части перешли в общее наступление и отбросили японцев за реку Мари-Гава. Удар по береговой обороне у Катаоки и Касивабара нанесли самолеты 128-й авиадивизии.
Только 22 августа началась капитуляция на Шумшу, которая была завершена к исходу следующего дня. Факты свидетельствуют о том, что, несмотря на императорский указ от 14 августа 1945 года об окончании войны, японская армия на Карафуто и Курильских островах не капитулировала, а продолжала упорное сопротивление до начала сентября.
Освобождение Шумшу явилось решающим событием в ходе всей Курильской операции. Северные острова Большой Курильской гряды до Итурупа включительно без больших усилий были заняты войсками Камчатского оборонительного района, а все острова к югу от него - войсками 16-й армии, переброшенной на кораблях с Южного Сахалина. К 1 сентября завершилось освобождение всех островов Курильской гряды. Всего было разоружено и пленено до 60 тыс. японских солдат и офицеров. Эта исконно русская земля, протянувшаяся на 1 тыс км от южной оконечности Камчатки до Хоккайдо, перестала быть плацдармом агрессии против нашей страны, стала служить делу обороны Советского Союза и средством его прямой связи с Тихим океаном.
Сегодня на Шумшу нет жилых поселков, в том числе брошен и Байково, который сильно пострадал еще в ноябре 1952 года от разрушительного цунами. Посреди бывшего поселка видны жалкие останки некогда величественного памятника морякам-тихоокеанцам, погибшим при штурме Шумшу в 1945 году. Действуют лишь два маяка и пограничная застава в северной части острова

Татьяна Сергеева, РИА Сахалин-Курилы

[500x375]
[466x699]


[699x537]«Ха-Го», захваченный американскими войсками на Иводзиме,1945 г.
[700x418]«Ха-Го», захваченный советскими войсками после боёв на Халхин-Голе.1939г.
Первым серьёзным боевым испытанием для танков «Ха-Го» стало столкновение Квантунской армии с советскими войсками в районе реки Халхин-Гол в 1939 году. Механизированная бригада в составе 3-го и 4-го танковых полков имела в своём составе 35 танков типа «Ха-Го», организованных в три линейных и одну резервную роту в составе 4-го танкового полка.

Один «Ха-Го» был потерян 30 июня от огня 45-мм противотанковой пушки ещё на пути к месту боевых действий. Вечером 2 июля, 3-й танковый полк при поддержке 4-го танкового полка перешёл в наступление на советские позиции. Танковые части наступали без поддержки пехоты и чётких инструкций, но очаговая советская оборона на участке атаки позволила поначалу быстро и с небольшими потерями прорвать её. На этом успехи японских бронетанковых сил закончились, уже 3 июля при атаке на советские подразделения на восточном берегу реки японские танки были встречены огнём артиллерии, танков БТ-5 и бронеавтомобилей БА-10, что привело к полному разгрому 3-го танкового полка и потере 41 машины из 44 введённых в бой, в том числе нескольких «Ха-Го», один из которых был захвачен советскими войсками. Со стороны Красной Армии потери составили всего три БТ-5.Первые же столкновения показали низкие противотанковые качества японских танковых орудий, что позволило вооружённым более мощными и дальнобойными пушками БТ расстреливать японские машины с дальних дистанций.
[700x525]«Ха-Го» в музее Армии США в Гонолулу. Надгусеничные полки, глушитель и некоторые другие детали на машине отсутствуют

52 танка «Ха-Го» составляли основную силу 14-й армии при вторжении на Филиппины и активно применялись в ходе боевых действий с первых столкновений 22 декабря 1941 года и до последних, 7 апреля 1942 года. Танки обычно возглавляли атаки пехоты, иногда совершая быстрые броски к объектам, уже захваченным пехотой с целью окончательно сломить сопротивление врага. 22 декабря произошло первое на этом участке военных действий танковое сражение, в ходе которого «Ха-Го» 4-го танкового полка разбили противостоявшие им M3 «Стюарт» 192-го отдельного танкового батальона армии США. Бронетанковые силы сыграли большую роль в захвате Филиппин, во многом благодаря нехватке у американцев противотанкового вооружения.

В июне 1942 года с участием танков «Ха-Го» был высажен японский десант на Алеутские острова. Небольшое количество «Ха-Го» принимало участие в боях за остров Гуадалканал, где в октябре 1942 они понесли тяжёлые потери.

14 танков «Ха-Го» в составе 6-го и 7-го специальных десантных отрядов морской пехоты принимали участие в обороне островов Гилберта в ноябре 1943 года, где они впервые столкнулись с новыми американскими танками M4 «Шерман». Один «Ха-Го», вступив в бой с «Шерманом», сумел поначалу заклинить снарядом башню (по другим данным — повредить пушку) последнего, но «Шерман», воспользовавшись своим четырёхкратным преимуществом в массе, попросту таранил японский танк и вывел его из строя.Пользуясь своим почти непробиваемым для пушки «Ха-Го» бронированием, «Шерманы» обычно безнаказанно расстреливали японскую бронетехнику. После захвата островов Гилберта американцами, в феврале 1944 года 9 «Ха-Го» принимали участие в обороне Маршалловых островов, где были быстро уничтожены пушками «Шерманов».

Появление на поле боя «Шерманов» враз сделало безнадёжно устаревшим «Ха-Го», как, впрочем, и остальные японские танки, которые к 1944 году стали неизменно нести тяжелейшие потери в практически любом столкновении с гораздо более совершенной техникой противника.
«Ха-Го», подбитый австралийскими войсками на Новой Гвинее

Несколько «Ха-Го» в составе танковой группы 36-й пехотной дивизии принимали участие в обороне Новой Гвинеи в 1944 году, но использование танков с обеих сторон было довольно вялым. Единственное танковое сражение произошло 3 июля, когда два «Ха-Го», охранявших аэродром Виске, вступили в бой с двумя американскими плавающими танками LVT, вскоре уничтожив один из них и обратив в бегство другой.

На Марианских островах, являвшимися важным стратегическим звеном в системе обороны Японии, были сосредоточены значительные по японским меркам бронетанковые силы 9-го танкового полка, в том числе 58 танков «Ха-Го». Большая их часть была потеряна 15—17 июня в отчаянных, но безрезультатных контратаках японцев против высадившихся на острове Сайпан американских войск. Уже к концу июня японцы потеряли большую часть своих танков, практически бесполезных против многочисленных «Шерманов» и «Стюартов» M5, поддерживаемых огнём противотанковой артиллерии.

«Ха-Го» принимали участие в обороне 15—16 сентября острова Плейлу, где 15 или 16 машин этого типа из состава танковой роты 14-й пехотной дивизии пошли в контратаку против высадившихся американских сил. Танки двигались с десантом на броне на максимальной скорости, но в быстрой и ожесточённой схватке были вместе с десантом полностью уничтожены американцами, ведшими яростный обстрел фугасными снарядами из пушек «Шерманов» и лёгких гаубиц.
«Ха-Го», захваченный американскими войсками на Иводзиме

Около 20 «Ха-Го» применялось японцами при обороне Филиппин в октябре 1944 — марте 1945 года, где практически все они были потеряны в боях против имеющего подавляющее как количественное, так и качественное превосходство противника. Одни из последних уцелевших на Филиппинах машин использовались в самоубийственной атаке, когда два танка, «Ха-Го» и «Чи-Ха», гружённые взрывчаткой, на полном ходу таранили колонну «Шерманов».

Последними сражениями для японских танков на Тихом океане стали сражения за острова Иводзима и Окинава в 1945 году. На Иводзиме размещался 26-й танковый полк, имевший в своём составе 17 танков «Ха-Го». Большая часть японских танков использовалась в качестве стационарных окопанных огневых точек в безуспешных попытках придать им хоть какую-то боеспособность против превосходящих американских сил. Немногочисленные контратаки танков против высадившихся американцев в феврале 1945 с лёгкостью отражались «Шерманами» и огнём «базук».Последними сражениями для танков этого типа стало сражение за остров Шумшу (Симушу). Детальная информация у Широкорада в книге «Дальневосточный финал».

По схожему сценарию события развивались на Окинаве, где в боях принимали участие 13 «Ха-Го» 27-го танкового полка. Большая часть японских танков была уничтожена в контратаках к маю 1945 года, но впоследствии, когда боевые действия приобрели позиционный характер, танки участия в боях почти не принимали.

«Ха-Го»
Классификация лёгкий танк
Боевая масса, т 7,4
Компоновочная схема отделение управления спереди, моторное сзади
Экипаж, чел. 3
История
Количество выпущенных, шт. 2300
Размеры
Длина корпуса, мм 4380
Ширина корпуса, мм 2070
Высота, мм 2280
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная поверхностно закалённая
Лоб корпуса (верх), мм/град. 12 / 0°
Лоб корпуса (середина), мм/град. 9 / 72°
Лоб корпуса (низ), мм/град. 12 / 18°
Борт корпуса (верх), мм/град. 12 / 34°
Борт корпуса (низ), мм/град. 12 / 0°
Корма корпуса (верх), мм/град. 6 / 64°
Корма корпуса (низ), мм/град. 10 / 0°
Днище, мм 6—9
Крыша корпуса, мм 6—9
Лоб башни, мм/град. 12 / 7°
Маска орудия, мм/град. 12 / 0°
Борт башни, мм/град. 12 / 11°
Корма башни, мм/град. 12 / 7°
Крыша башни, мм 9
Вооружение
Калибр и марка пушки 37-мм Тип 94
Тип пушки нарезная
Длина ствола, калибров 36,7
Боекомплект пушки 75
Углы ВН, град. −15…+20°
Пулемёты 2 × 6,5-мм Тип 91
Подвижность
Тип двигателя рядный 6-цилиндровый дизельный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 110
Скорость по шоссе, км/ч 45
Скорость по пересечённой местности, км/ч 26
Запас хода по шоссе, км 250
Удельная мощность, л. с./т 16,2
Тип подвески подвеска Хара
Удельное давление на грунт, кг/см² 0,66
Преодолеваемый подъём, град. 33°
Преодолеваемая стенка, м 0,8
Преодолеваемый ров, м 1,85
Преодолеваемый брод, м 1,0
До нашего времени в музеях сохранилось 15 танков «Ха-Го» и один танк «Ке-Ну».

Россия:
Музей бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке («Ха-Го» и единственный сохранившийся «Ке-Ну»).
Парк Победы в Москве.
Остров Шумшу, Курильские острова (2 «Ха-Го»).
США:
Музей Абердинского полигона.
Музей форта Де-Рюсси в Гонолулу.
Музей Паттона в Форт-Ноксе.
Музей Национальной гвардии США в Клакамасе (2 «Ха-Го»).
Музей морской авиации в Квентико.
Исторический парк Нимица во Фредериксберге.
Япония — «Ха-Го» возле управления полиции в Токио.
Великобритания — «Ха-Го» в танковом музее в Бовингтоне.
Австралия — «Ха-Го» в Мельбурнском танковом музее.
Таиланд — «Ха-Го» возле Министерства Обороны Таиланда в Бангкоке.

Помимо этого, сохранилось несколько десятков, в основном повреждённых в боях, «Ха-Го» на островах Тихого океана: Понпей, Пелелиу, Бабелдаоб и Чуук Республики Палау, атолле Тарава, островах Гуам, Сайпан, Уэйк и Новой Гвинее, а также острове Кар-Никобар в Индийском океане.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | RuzmanBluezzz - Дневник Anton Kuzmin | Лента друзей RuzmanBluezzz / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»