• Авторизация


Ответьте пожалуйста, кому не в лом, уже сегодня 03-06-2008 20:26 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1. Мне нравится, когда мой идеальный интернет собеседник (или автор дневника, блога) говорит о…
2. Для меня главное, чтобы мой идеальный интернет-собеседник не говорил о…
3. Меня бесит, когда мой и.и.с. …
4. Мой и.и.с. … пола
5. Мой и.и.с. похож(а) на…
6. От моего и.и.с. я жду…
7. Мой и.и.с. … возраста
8. Мой и.и.с. такой же, как я в …
9. Мой и.и.с. отличается от меня в …
10. Мой и.и.с. думает обо мне, что я …
11. По профессии мой и.и.с. …
12. По образованию мой и.и.с. …
13. Я общаюсь в интернете, чтобы …
14. Я никогда не буду общаться с человеком в интернете, если он …
15. Я буду доверять собеседнику только, если…
16. Я разочаруюсь в человеке, если…
17. Я могу все простить человеку, если…
18. Если мой и.и.с. начинает… , то я …
19. По социальному положению мой и.и.с. …
20. Самое главное качество в и.и.с.- это
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
aksiusha 04-06-2008-00:16 удалить
1. Мне нравится, когда мой идеальный интернет собеседник (или автор дневника, блога) говорит о…собственной жизни
2. Для меня главное, чтобы мой идеальный интернет-собеседник не говорил о…политике
3. Меня бесит, когда мой и.и.с. …молчит месяцами
4. Мой и.и.с. …женского пола
5. Мой и.и.с. похож(а) на…ни на кого он не похож :) уникум
6. От моего и.и.с. я жду…чего угодно
7. Мой и.и.с. любого… возраста
8. Мой и.и.с. такой же, как я в …сфере интересов
9. Мой и.и.с. отличается от меня в …восприятии и оценке каких-то вещей
10. Мой и.и.с. думает обо мне, что я …открытый человек
11. По профессии мой и.и.с. …не важно кто
12. По образованию мой и.и.с. …см.11
13. Я общаюсь в интернете, потому что здесь тоже есть жизнь :)
14. Я никогда не буду общаться с человеком в интернете, если он …кажется не искренним
15. Я буду доверять собеседнику только, если… он будет предельно открыт и откровенен
16. Я разочаруюсь в человеке, если…почувствую обман
17. Я могу все простить человеку, если…он жив :)
18. Если мой и.и.с. начинает… тупить, то я …ухожу в реал :)
19. По социальному положению мой и.и.с. …
20. Самое главное качество в и.и.с.- это
aksiusha, для курсовой моей, точнее, для отчета по ней)
на самом деле исследование я не особо анализировала - написала раньше, чем собрала ответы))






В наше время интернет стал замещать многие социальные институты, все больше и больше новых функций начинает выполнять он для человека. Это и место общения, и средство массовой информации, и работа, для некоторых. Специфика этого пространства дает пользователям интернета дополнительные условия для достижения своих целей, какими бы они не были. Анонимность раскрепощает, невозможность контроля развязывает руки, и некоторые успешно пользуются этим. Кто-то для пиара политических деятелей, кто-то для продажи каких-то товаров, кто-то для раскрутки новой книги, альбома или фильма. Согласно Московичи, в любом анонимном сообществе люди ведут себя недобросовестно, не обнаруживают своих лучших качеств, уровень человеческой общности стремится к низшему уровню ее членов. Действия и и мысли не сводятся к “среднему”, они скорее на нижней отметке. Закон множества мог бы именоваться законом посредственности: то, что является общим для всех, измеряется аршином тех, кто обладает меньшим. Короче говоря, в сообществе первые становятся последними. Взятый в отдельности, каждый из нас в конечном счете разумен; взятые же вместе, в толпе, даже в кругу друзей, мы все готовы на самые последние сумасбродства. Всякий раз, когда люди собираются вместе, в них скоро начинает обрисовываться и просматриваться толпа. Они собой приобретают некую общую сущность, которая подавляет их собственную; им внушается коллективная воля, которая заставляет умолкнуть личную волю. Но, чтобы управлять «толпой» интернет-пользователей необходимо создать некоего персонажа, которому доверяли бы, и к мнению которого прислушивались бы. Поэтому интересно изучить особенности восприятия обитателей интернета и механизмы влияния на интернет-пользователей.Объект: Социальное восприятиеПредмет: Особенности социального восприятия человека человеком в интернете.Задачи:1)Изучить литературу об особенностях социального восприятия.2)Исследовать социальное восприятие человека человеком в интернете.3)Проанализировать результаты.Гипотеза: Я предполагаю, что в сети интернет особой популярностью пользуются агрессивные люди, склонные к провокациям и игре на самых худших сторонах человеческой натуры. Некоторые механизмы, используемые в PR – технологиях. В интернет-пространстве обитают много персонажей, пришедших туда не просто «провести время», а с конкретной целью воздействовать на умы и чувства людей. Это и деятели шоу-бизнеса, и политики, и литераторы, и музыканты. Наиболее активно используют возможности интернета все-таки люди шоу-бизнеса, журналисты и литераторы. Первые чаще пользуются картинками, фотографиями, вторым более свойственная словесная провокация. Это зависит от особенностей восприятия их почитателей. Но и те, и другие пользуются одними и теми же законами.Существуют различные психологические эффекты, которые используются PR-профи. Одним из важнейших принципов действия этих эффектов - выделение объекта (подвижного и неподвижного) на каком-то фоне. Если надо привлечь к чему-то внимание, то можно:§всячески приукрасить объект или, наоборот, выделить его простотой среди более сложных объектов;§поместить объект на тон однотонный либо с простой «фактурой».Использование определенного цвета также может вызвать нужный результат, например, для привлечения внимания традиционно используется красный цвет.Кроме того, для удержания и привлечения внимания аудитории возможны:§подача уже известного материала с новыми акцентами;§последовательное увеличение какого-либо параметра сигналов (под сигналами следует понимать любые воздействия на аудиторию);§переход к другому средству PR-композиции или даже каналу восприятия;§«свертка» всех акций в хорошо опознаваемый людьми символ или имя. Например, так произошло в Украине во время «оранжевой революции». Даже самый удачный образ проваливается, если он статичен. Мало привлечь внимание к персоне, необходимо его удержать, что значительно сложнее. Поэтому необходимо постоянно работать над драматургией образа, развивать его, раскрывать новые черты. Имидж развивается по принципу «мыльной оперы»: с персонажем постоянно должно что-то происходить.Для поддержания динамики образа необходимо создавать интересные события. События, возникающие в жизни публичных личностей стихийно, также требуют соответствующего освещения. Не следует забывать, что трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. Здесь основной девиз: «главное - пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо». Даже самый удачный образ проваливается, если он статичен. Мало привлечь внимание к персоне, необходимо его удержать, что значительно сложнее. Поэтому необходимо постоянно работать над драматургией образа, развивать его, раскрывать новые черты. Имидж развивается по принципу «мыльной оперы»: с персонажем постоянно должно что-то происходить.Для поддержания динамики образа необходимо создавать интересные события. События, возникающие в жизни публичных личностей стихийно, также требуют соответствующего освещения. Все эти механизмы применяемы не только в интернет пространстве. Мне, в первую очередь, интересно, как формируется образ другого в Интернете и как образ другого в Интернете влияет на поведение человека в виртуальной коммуникации. Основные особенности условий интернет-коммуникации Условия, в которых происходит виртуальная коммуникация, существенно изменены по сравнению с условиями реального общения. Логично предположить, что эти измененные условия накладывают свой отпечаток на процесс восприятия собеседника. Итак, основные особенности условий Интернет-коммуникации (существенные для рассмотрения данной проблемы) следующие:Ограниченный сенсорный опыт: до сих пор большинство сред коммуникации в Интернете - текстовые. Это означает, что единственный источник информации о собеседнике в виртуальной коммуникации - это его текстовые сообщения. В процессе общения в Интернете, в отличие от реального общения, исходно полностью отсутствуют индикаторы социальной позиции человека и невербальное поведение. Анонимность - для других пользователей известен только сетевой адрес компьютера. Всю остальную информацию каждый пользователь предоставляет остальным исключительно по своему выбору. Эти особенности коммуникации в Интернете позволяют поставить два вопроса: 1. Во-первых, как формируется образ Другого в условиях отсутствия той информации, которая в реальном общении содержится во внешнем облике? 2. Во-вторых, как влияет на поведение человека то, что он воспринимается с точки зрения анонимного, невидимого для него самого партнера по коммуникации? В таких условиях социальное восприятие в Интернете можно определить как восприятие анонимного незнакомца. Первое, что происходит при восприятии незнакомого человека - его категоризация, то есть, отнесение его к определенной социальной группе. Известно, что осуществление категоризации на основании внешнего облика - процесс, который преобладает на этапе формирования впечатления о незнакомом человеке. При первом знакомстве люди склонны в первую очередь определять, кем является воспринимаемый человек, то есть, его принадлежность к социальной группе: национальность, пол, возраст, статус, профессиональную принадлежность, эстетическую привлекательность и т.п. Поэтому влияние невидимости пользователей Интернета друг для друга на социальное восприятие очевидно. Это прежде всего трудности определения его социального статуса, поскольку в виртуальной коммуникации отсутствуют индикаторы социальных ролей, которые в реальности отражаются во внешнем облике. То есть, в Интернете нет признаков принадлежности другого к определенной социальной группе. Что происходит в результате того, что Другого в Интернете нельзя отнести к социальной группе? Во-первых, неопределенность социального статуса может вызывать дискомфорт из-за того, что человек не знает, с кем он общается. Этот дискомфорт тем больше, чем более важна для человека собственная социальная принадлежность. В том случае, когда дискомфорт не возникает, скорее всего для человека не так важна собственная социальная принадлежность. Во-вторых, известно, что образ другого складывается из двух компонентов: прошлого опыта того, кто воспринимает, и информации о том, кого воспринимают. Поскольку в Интернете информация о том, кого воспринимают, сведена к минимуму, то на формирование образа Другого в Интернете наиболее существенное влияние оказывает прошлый опыт человека. То есть, образ другого в Интернете достраивается на основании прошлого опыта человека. Так, образ другого может наделяться чертами идеала Я. Кроме того, другому человеку могут приписываться собственные черты объекта восприятия. Это приводит к своеобразным последствиям "Как сказал однажды опытный пользователь Интернета, "куда бы я ни направился в киберпространстве, я наталкиваюсь на одинаковых людей!". Приоткрыв зажмуренные глаза еще чуть-чуть, другой добавил: "Куда бы я ни направлялся, я нахожу.... СЕБЯ!". Итак, образ другого в Интернете в условиях анонимности строится не столько на основе информации о нем, сколько на основе приписывания ему некоторых черт, которыми собеседник не всегда обладает. Идеализация собеседника или приписывание ему собственных черт может объяснять возникновение симпатии к собеседнику. Этим же объясняется и часто встречающееся разочарование при встрече в реальности знакомых только по виртуальному общению людей. Разочарование объясняется столкновением образа другого, сформировавшегося в виртуальном общении, и гораздо более реалистичного и часто субъективно "худшего" впечатления при личной встрече в реальности. Таковы основные закономерности восприятия другого человека в виртуальной коммуникации с точки зрения субъекта социального познания. Однако восприятие человека человеком, в отличие от восприятия неодушевленных объектов, подразумевает двойное взаимодействие - другой самим своим присутствием влияет на поведение человека. Влияние присутствия других людей на поведение человека было одним из первых феноменов, изучавшихся в социальной психологии. Так, в ряде исследований было установлено, что когда индивид становится объектом восприятия, его активность, направленная на решение задачи, усиливается. Этот феномен получил название социальной фасилитации. С другой стороны, в дальнейшем в экспериментах Ф. Г. Олпорта было установлено, что увеличение активности в присутствии других людей сопровождается снижением качества решений - в присутствии другого человека испытуемые склонны генерировать более общепринятые, стандартные, банальные ответы. Индивидуальная деятельность как бы усредняется и подводится под общий шаблон. Этот феномен получил название социальной ингибиции. Оба эти феномена объясняются тем, что человек стремится быть понятным для присутствующего в ситуации другого человека. Причем другой человек, никак не участвующий в деятельности, воспринимается как обобщенный другой, лишенный индивидуальности, некий усредненный человек. Снижение качества решений сложных задач связано именно с тем, что человек стремится быть понятным для усредненного, обобщенного наблюдателя и стремится решать задачу усредненными, понятными для него, но не соответствующими сложности задачи способами. При этом анонимность, т. е. невидимость наблюдателя усиливает эти тенденции. Человек в условиях анонимности еще в большей степени стремится быть понятным для наблюдателя, чем тогда, когда наблюдатель является видимым. Анонимность усиливает ориентацию воспринимаемого человека на "усредненного другого", стремление быть понятным с конвенциональной, общей для всех людей, точки зрения. Это стремление есть не что иное, как стремление ориентироваться на социальные нормы, вести себя, опираясь на эти нормы исключительно. Таким образом, анонимность усиливает стремление человека вести себя, опираясь на социальные нормы. А, поскольку анонимность - это основная особенность большинства сред виртуальной коммуникации, изложенные положения позволяют позволяет объяснить некоторые особенности поведения в виртуальной коммуникации. Согласно традиционной точке зрения, анонимность снижает внимание к себе, самоосознавание, вследствие чего снижается также и самоконтроль. В результате люди становятся более импульсивными, а также более восприимчивыми к ситуации. Однако существует и другая, рассмотренная выше, модель воздействия анонимности на поведение. Согласно этой модели, человек в условиях анонимности не теряет контроль над собой, а, наоборот, стремится вести себя в соответствии с социальными нормами. Здесь необходимо уточнить, что социальные нормы могут быть по крайней мере двух видов. Первый - это общечеловеческие социальные нормы(например, стандарты красоты, силы, могущества, в какой-то мере - атрибуты социального статуса; общепринятые правила вежливости) Второй вид норм - это нормы конкретной социальной группы (в Интернете это устав конкретной конференции, форума, чата, и т.п.) Анонимность приводит к поиску в ситуации каких-либо норм вообще и к стремлению ориентироваться на те нормы, которые человек в результате в ситуации находит. В том случае, если в ситуации явно или неявно представлены конкретные социальные нормы, человек стремится ориентироваться на них. При их отсутствии человек стремится ориентироваться на общие социальные нормы. В Интернете это может проявляться двояко. То есть, человек может найти конкретные социальные нормы в ситуации (это может быть уставом конференции, чата, и т.п.) и вести себя или строго соответствуя им, или, наоборот, резко им противореча. При отсутствии явно обозначенных социальных норм в ситуации человек стремится ориентироваться на наиболее общие социальные нормы. В виртуальной коммуникации анонимность также вызывает соответствующие изменения в поведении в стороны его большей закрытости и конвенциональности. При этом человек также имеет выбор - вести ему себя, соблюдая нормы, или, наоборот, противореча им. Понятно, что стремление нарушать нормы, будь то нормы конкретной социальной группы или общие нормы, не связано со свободой от социальных норм вообще. Подчеркнуто конфликтное поведение, негативизм в конечном итоге также исходит из социальных норм, как и нормативное поведение. Нарушая нормы, человек ведет себя, основываясь именно на них. Это позволяет объяснить основные закономерности поведения людей в виртуальной коммуникации, в частности, широко распространенное в Интернете конфликтное поведение., проще говоря - разнообразный флуд. Согласно традиционной точке зрения на такое поведение, в виртуальной реальности люди выражают агрессивные тенденции, которые в принципе для них характерны и которым особенности виртуальной реальности (анонимность и физическая недоступность) просто позволяют проявиться. С другой стороны, согласно рассмотренным положениям, антинормативное поведение может также быть стремлением ориентироваться на социальные нормы, взятым с обратным знаком. То есть, конфликтное поведение связано не с тем, что человек перестает контролировать себя. Оно, скорее, объясняется тем, что он стремится вести себя прямо противоположно социальным нормам, при этом ориентируясь на них. Кроме того, ориентация на общие социальные нормы объясняет то, что виртуальные персонажи наделяются утрированными, очень выразительными атрибутами силы, могущества, красоты и т. п..То есть, стремление соответствовать общесоциальным нормам ведет к использованию общекультурных стандартов в виртуальной коммуникации. Особенности восприятия образа по Леонтьеву В исследование И. Рока испытуемым показывали квадрат из твердой пластмассы через уменьшающую линзу. "Испытуемый брал квадрат пальцами снизу, через кусок материи, так что он не мог видеть свою руку, иначе он мог бы понять, что смотрит через уменьшающую линзу. Его просили его сообщить свое впечатление о величине квадрата. Некоторых испытуемых просили как можно точнее нарисовать квадрат соответствующей величины, что требует участия как зрения, так и осязания. Другие должны были выбрать квадрат равной величины из серии квадратов, предъявляемых только зрительно, а третьи - из серии квадратов, величину которых можно было определять только на ощупь. У испытуемых возникало определенное целостное впечатление о величине квадрата. Воспринимаемая величина квадрата была примерно такой же, как и в контрольном опыте с одним лишь зрительным восприятием". Это показывает, что предметный мир, взятый как система только "объектно-объектных" связей, амодален. Только при возникновении субъектно-объектных связей, взаимодействий возникают многоразличные и к тому же меняющиеся от вида модальности. Вот почему, как только мы отвлекаемся от субъектно-объектных взаимодействий, сенсорные модальности выпадают из наших описаний реальности. Из двойственности связей, взаимодействий "О-О" и "O-S", при условии их сосуществования, и происходит всем известная двойственность характеристик: например, такой-то участок спектра электромагнитных волн и, допустим, красный свет. При этом не нужно только упускать, что та и другая характеристика выражает "физическое отношение между физическими вещами". Дальнейший естественно возникающий вопрос - это вопрос о природе, происхождении сенсорных модальностей, об их эволюции, развитии, о необходимости, неслучайности их меняющихся "наборов" и разных, говоря термином Энгельса, "совместностей" отражаемых в них свойств. Это проблема филогенетического развития образа мира, поскольку:1.Необходима "ориентировочная основа" поведения, а это образ2.Тот или иной образ жизни создает необходимость соответствующего ориентирующего, управляющего, опосредствующего образа его в предметном мире. Нужно исходить не из сравнительной анатомии и физиологии, а из экологии в ее отношении к морфологии органов чувств и т. п. Энгельс пишет: "Что является светом и что - несветом, зависит от того, ночное это животное или дневное". Особо Лентьев ставит вопрос о "совмещениях": 1. Совмещенность (модальностей) становится, но по отношению к чувствам, образу; она есть его условие (Б. М. Величковский обратил мое внимание на одно исследование, относящееся к раннему младенческому возрасту:). (Как предмет - "узел свойств", так образ - "узел модальных ощущений".) 2. Совмещенность выражает пространственность вещей как форму существования их. 3. Но она выражает и существование их во времени, поэтому образ принципиально есть продукт не только симультанного, но и сукцессивного совмещения, слития (Никто из нас, вставая из-за письменного стола, не отодвинет стул так, чтобы он ударился о книжную витрину, если знает, что витрина находится за этим стулом. Мир сзади меня присутствует в картине мира, но отсутствует в актуальном зрительном мире. От того, что у нас нет панорамного зрения, панорамная картина мира не исчезает, она просто иначе выступает. Общий вывод: всякое актуальное воздействие вписывается в образ мира, т е. в некоторое "целое". Всякое актуальное, т. е. сейчас воздействующее на перцептирующие системы, свойство "вписывается" в образ мира, то это не пустое, а очень содержательное положение; это значит, что: 1.Граница предмета устанавливается на предмете, т. е. отделение его происходит не на чувствилище, а на пересечениях зрительных осей. 2.Вписывание в образ мира выражает также то, что предмет не складывается из "сторон"; он выступает для нас как единое непрерывное: прерывность есть лишь его момент. ("Эффект туннеля": когда нечто прерывает свое движение и, как следствие своего воздействия, оно не прерывает своего бытия для меня). Возникает явление "ядра" предмета. Это явление и выражает предметность восприятия. Процессы восприятия подчиняются этому ядру. У человека мир приобретает в образе пятое квазиизмерение. Оно ни в коем случае не есть субъективно приписываемое миру! Это переход через чувственность за границы чувственности, через сенсорные модальности к амодальному миру. Предметный мир выступает в значении, т. е. картина, мира наполняется значениями. Углубление познания требует снятия модальностей и состоит в таком снятии, поэтому наука не говорит языком модальностей, этот язык в ней изгоняется. В картину мира входят невидимые свойства предметов: а) амодальные - открываемые промышленностью, экспериментом, мышлением; б) "сверхчувственные" - функциональные свойства, качества, такие, как "стоимость", которые в субстрате объекта не содержатся. Они-то и представлены в значениях! Здесь особенно важно подчеркнуть, что природа значения не только не в теле знака, но и не в формальных знаковых операциях, не в операциях значения. Она - во всей совокупности человеческой практики, которая в своих идеализированных формах входит в картину мира. Иначе это можно сказать так: знания, мышление не отделены от процесса формирования чувственного образа мира, а входят в него, прибавляясь к чувственности. Некоторые общие выводы: 1. Становление образа мира у человека есть его переход за пределы "непосредственно чувственной картинки". Образ не картинка! 2. Чувственность, чувственные модальности все более "обезразличиваются". Образ мира слепоглухого не другой, чем образ мира зрячеслышащего, а создан из другого строительного материала, из материала других модальностей, соткан из другой чувственной ткани. Поэтому он сохраняет свою симультанность, и это- проблема для исследования! 3. "Обезличивание" модальности - это совсем не то же самое, что безличность знака по отношению к значению. Сенсорные модальности ни в коем случае не кодируют реальность. Они несут ее в себе. Поэтому-то распадение чувственности (ее перверзии) порождает психологическую ирреальность мира, явления его "исчезания". Это известно, доказано. 4. Чувственные модальности образуют обязательную фактуру образа мира. Но фактура образа неравнозначна самому образу! Так в живописи за мазками масла просвечивает предмет. Фактура, материал снимается образом, а не уничтожается в нем. В образ, картину входит не изображение, а изображенное (изображенность, отраженность открывает только рефлексия, и это важно!). Особенности восприятия по Юнгу На восприятие может повлиять перенесение. Перенесение само по себе есть не что иное, как некоторая проекция бессознательных содержаний. Сначала проецируются так называемые поверхностные содержания бессознательного, о чем можно узнать из снов, симптомов и фантазий. Собесдник может выступать в качестве возможного любовника. Может выступает, как отец: либо добродушный, либо, скажем, грозный, в соответствии с теми качествами, которыми обладал в глазах человека его действительный отец. Иногда собеседник обретает для человека и материнские черты. Все эти проекции фантазий имеют своей основой личные воспоминания. Наконец, могут появиться фантазии, выходящие за границы обычного. Собеседник наделяется тогда довольно жуткими свойствами, выступая, скажем, в качестве колдуна или демонического преступника или же в качестве олицетворения соответствующего блага: как Спаситель. Или же он выступает как смешение обеих сторон, Разумеется, он вовсе не обязательно предстает сознанию пациента в таком виде, а просто на поверхность выступают фантазии, наделяющие его такими чертами. Таким людям часто очень трудно бывает понять, что фактически их фантазии происходят от них самих, и не имеют ничего (или имеют очень мало) общего с характером собеседника. Это заблуждение происходит оттого, что для этого вида проекций отсутствуют личные базисные воспоминания. В каждом отдельном человеке помимо личных воспоминаний есть великие "изначальные" образы, как их удачно однажды назвал Якоб Буркхардт, т. е. унаследованные возможности человеческого представления в том его виде, каким оно было издавна. Факт этого наследования объясняет тот по сути дела странный феномен, что известные сказочные образы и мотивы повторяются на всей Земле в одинаковых формах. Эти образы и мотивы Юнг назвал архетипами (а также "доминантами"). Он открыл наличия двух слоев в Бессознательном, что мы должны различать личное бессознательное и не- или сверхличное бессознательное. Последнее обозначается также как коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное представляет собой объективно-психологическое, а личное бессознательное - субъективно-психическое. Именно потому, что оно отделено от личного и является абсолютно всеобщим, и потому, что его содержания могут быть найдены повсюду, чего как раз нельзя сказать о личностных содержаниях. Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные (намеренно забытые) тягостные представления, так называемые подпороговые (сублиминальные) восприятия, т. е. - чувственные перцепции, которые были недостаточно - сильны для того, чтобы достичь сознания, и, наконец, содержания, которые еще не созрели для сознания. Оно соответствует часто встречающемуся в сновидениях образу Тени. (Под Тенью Юнг понимал "негативную" часть личности, а именно сумму скрытых, невыгодных свойств, недостаточно развитых функций и содержаний личного бессознательного. Изначальные образы - это наиболее древние и наиболее всеобщие формы представления человечества. Они в равной мере представляют собой как чувство, - так и мысль; они даже имеют нечто подобное собственной, самостоятельной жизни, вроде жизни частичных душ, о которых говорится в тех философских или гностических системах, которые имеют своим источником познания восприятие бессознательного. Представление об ангелах, архангелах, "тронах и господствах" у Павла, архонтах у гностиков, небесной иерархии у Дионисия Ареопагита и т. д. происходит из восприятия относительной самостоятельности архетипов. Итак, тем самым видно также тот объект, который избирает либидо, после того как оно оказывается высвобожденным из личностно-инфантильной формы перенесения. Оно, следуя своему уклону, погружается в глубины бессознательного и оживляет там то, что до сих пор дремало. Оно обнаруживает сокрытый клад, из которого всегда черпало человечество, из которого оно извлекло своих богов и демонов и все те сильнейшие и могущественнейшие идеи, без которых человек перестает быть человеком. Как представляется, архетипы - это не только отпечатки постоянно повторяющихся типичных опытов, но и вместе с тем они эмпирически выступают как силы или тенденции к повторению тех же самых опытов. Дело в том, что всегда, когда некоторый архетип являет себя в сновидении, в фантазии или в жизни, он всегда несет в себе некоторое особое "влияние" или силу, благодаря которой воздействие его носит нуминозный, т. е. зачаровывающий либо побуждающий к действиям характер. В силу своей специфической энергии (они соотносятся как заряженные силой автономные центры) они оказывают зачаровывающее, захватывающее действие на сознание и вследствие этого могут весьма сильно изменять субъекта. И вот, если человек не может отличить личность врача от этих проекций, то в конечном счете теряется всякая возможность взаимопонимания и человеческие отношения становятся невозможными. Иногда человек приписывает их свойства не собеседнику, а себе самому. Это тоже плохо. В случае проекции он колеблется между избыточным и болезненным превознесением до небес своего собеседника и исполненным ненависти презрением к нему. В случае интроекции он впадает в смешное самообожествление или моральное самоуничижение. Ошибка, которую он совершает в обоих случаях, состоит в том, что он приписывает содержания коллективного бессознательного некоторому определенному лицу. Таким образом он превращает другого или себя самого в бога или дьявола. Здесь проявляется характерное действие архетипа: он захватывает психику со своего рода изначальной силой и вынуждает ее выйти за пределы человеческого. Он вызывает преувеличение, раздутость (инфляцию!), недобровольность, иллюзию и одержимость как в хорошем, так и в дурном. Именно поэтому люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых особенно умных сверхчеловеков, для которых "бог умер" и которые поэтому сами становятся богами, и притом божками мелкого формата, с толстостенными черепами и холодными сердцами. Дело в том, что по Юнгу, понятие бога - совершенно необходимая психологическая функция иррациональной природы, которая вообще не имеет отношения к вопросу о существовании бога. Ибо на этот вопрос человеческий интеллект никогда не сможет ответить; еще менее способен он дать какое-либо доказательство бытия бога. Кроме того, такое доказательство излишне; идея сверхмогущественного, божественного существа наличествует повсюду, если не осознанно, то по крайней мере бессознательно, ибо она есть некоторый архетип. Исследование образа идеального интернет собеседникаЧтобы выяснить, с каким человеком больше всего хотелось бы общаться интернет-пользователю, я воспользовалась методом незаконченных предложений. Это метод психологической оценки. Традиционно, первое слово или первые слова, предъявляемые проводящим обследование, называются "основами". Данный метод применяется с различными специфическими целями, напр. для изучения личности, оценки аттитюдов, предсказания достижений и идентификации различий между группами. В процессе его использования люди сообщают значительное количество ценной информации о своей личности. Наибольшую пользу Н. п. приносят в тех случаях, когда применяются для получения информации о том, как индивидуум обычно ведет себя или какое впечатление он хочет произвести на других. Метод незаконченных предложений может использоваться в групповом обследовании и потому относится к классу сравнительно экономичных методов. Хотя полученные этим методом данные плохо поддаются автоматизированной обработке, полученные в его помощью данные легко можно обработать в рамках конкретных задач обследования. За прошедшие годы были разработаны сотни разнообразных форм тестов завершения предложений. Бланк незаконченных предложений Роттера, разработанный Джулианом Роттером и его коллегами; Тесты завершения предложений Дж. Фарес; "Незаконченные предложения" Сакса и Леви. Я модифицировала метод под свои цели. В качестве основ я придумала двадцать незаконченных предложений, которые предложила закончить пользователям интернета. Первоначально я собиралась воспользоваться случайной выборкой, просто обращаясь ко всем пользователям с просьбой продолжить незаконченные. Но так сложилось, что наиболее активные, энергичные и легкомысленные люди не выполнили моей просьбы, так как им не хотелось тратить время на выполнение такого трудоемкого для интернет-пользователя задания. Поэтому, вследствие естественного отбора, в выборку попали люди терпеливые, вдумчивые, интересующиеся самоанализом своего внутреннего мира. Незаконченные предложения1.Мне нравится, когда мой идеальный интернет собеседник (или автор дневника, блога) говорит о…2.Для меня главное, чтобы мой идеальный интернет-собеседник не говорил о…3.Меня бесит, когда мой и.и.с. …4.Мой и.и.с. … пола5.Мой и.и.с. похож(а) на…6.От моего и.и.с. я жду…7.Мой и.и.с. … возраста8.Мой и.и.с. такой же, как я в …9.Мой и.и.с. отличается от меня в …10. Мой и.и.с. думает обо мне, что я …11. По профессии мой и.и.с. …12. По образованию мой и.и.с. …13. Я общаюсь в интернете, чтобы …14. Я никогда не буду общаться с человеком в интернете, если он …15. Я буду доверять собеседнику только, если… 16. Я разочаруюсь в человеке, если…17. Я могу все простить человеку, если…18. Если мой и.и.с. начинает… , то я …19. По социальному положению мой и.и.с. …20. Самое главное качество в и.и.с.- это…Анализ результатовПроанализировав ответы, я не увидела ни одного, который бы говорил о желании общаться с конфликтным, провоцирующем скандалы человеке. Поэтому моя гипотеза была сразу опровергнута. Единственное, что более менее, напоминало о стремлении к какому-то конфликту, это желание уверенных в своих знаниях и способностях филологов и философов общаться с представителями технических профессий. Это оказалось достаточно популярной тенденцией в жж и на лиру. Но, возможно, это не показатель конфликтности, а просто следствие того, что на лиру и в жж не так уж и много технарей, и интерес к ним вызван их дефицитом. Из 25 ответивших для девяти человек это оказалось важным.Некоторые девушки заявили, что им важно, чтобы идеальный собеседник был обязательно интересным мужчиной, но, если бы он вдруг проявил заинтересованность не просто для «простого человеческого общения», они бы разочаровались в нем. В остальном же ничего противоречивого в ответах испытуемых я не обнаружила. Желающие дискутировать – ищут достойных соперников, желающие поддержки и внимания – ищут тех, кто способен им это дать. Многим бы хотелось общаться примерно с самими собой, но старше на 10-15 лет, узнавать что-то новое. Только 2 человека из 25 хотели бы сами делиться опытом.Если пользователь интернета интересуется каким-то видом деятельности, он желает общаться, с человеком, достигнувшего в этой деятельности успеха.Почти все (22 из 25-ти) пользователи интернета способны резко перестать общаться с собеседником в интернете, если он их чем-то заинтересовал, независимо от того, насколько приятным было общение ранее.Мне показалось, что основным критерием в выборе идеального собеседника является его полезность создаваемому интернет-пользователем собственного образа. Считающие себя умными предпочитают общаться с теми, кто не развенчает их мнение о себе, считающие себя остроумными – с теми, кто посмеется над их шутками и пошутит в ответ и т.д. Идеальный интернет-собеседник – «доброе зеркало».Заключение Итак, невидимость собеседника в виртуальной коммуникации приводит к тому, что образ другого в виртуальной коммуникации начинает определяться не столько чертами другого, сколько особенностями субъекта восприятия - образ другого начинает строиться по аналогии с образом себя. То есть, образ другого достраивается на основе опыта того, кто его воспринимает, наделяется чертами субъекта восприятия или идеализируется. Этим можно объяснить возникновение симпатии при виртуальном знакомстве и частое разочарование при встрече.Кроме того, в Интернете человек становится объектом восприятия со стороны анонимного незнакомца. Это приводит к поиску социальных норм в ситуации и к стремлению соответствовать или противоречить им. Этим объясняется использование общекультурных стандартов в Интернет-коммуникации, а также конфликтное поведение в Интернете, флуд и т.п. Необходимо отметить, что эти закономерности характерны, скорее всего, только для восприятия не знакомых ни реально, ни виртуально между собой людей. То есть, они проявляются при общении с совершенно незнакомыми или малознакомыми людьми. По мере продолжения виртуального знакомства эти тенденции должны ослабляться, так же, как и в реальном общении. ЛитератураЮнг К.-Г. «Личное и сверхличное, или коллективное бессознательное»Рок И., Харрис Ч. «Зрение и осязание» - В кн. «Восприятие. Механизмы и модели» С. Московичи «Наука о массах»А.Н. Леонтьев «Образ мира»А. Е. Жичкина «Социально-психологические аспекты виртуальной коммуникации»




Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ответьте пожалуйста, кому не в лом, уже сегодня | МЫ_С_ЛИ_РУ - КНИГА МУДРОСТИ. Всенародный цитатник Ли.Ру | Лента друзей МЫ_С_ЛИ_РУ / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»