[292x338]
Есть тут у нас с
Mara_Woland давнишний спор. Суть его в следующем: она считает, что "попса" и "популярная музыка" это одно и то же. Я же считаю, что это далеко не так.
Начнём с этимологии.
Один из доводов, которые приводит
Mara_Woland такой. Дескать слово "попса" произошло от "попьюла мьюзик".
Это в каком-нибудь пиндостане есть такое понятие "поп" или "поп-мьюзик", но у нас никто так не говорит, у нас есть слово "попса" или ещё более презрительное "попсня".
Само слово "попса" (в отличие от поп-музыки) это ПОПулярная Советская музыка - ПОПС, т.е. "музыка совка", пережиток времен запудривания мозгов. Основа попсы - хит. Основа хита строка-крючок, цепляющая сознание 14-летних потребителей, осознающих себя "новым поколением", которому нужна своя субкультура, навроде пароля "свой-чужой".
ПОПСоветская музыка была в идеологическом противостоянии с джазом, роком и диско из за рубежа. Внутри же страны попсе противостояли бардовские варианты от одиночек до ансамблей. И еще чистым рашн-стилем были романсы.
Популярная музыка - это музыка, которая нравится многим, которую многие слушают и хотят слушать. Иначе она не была бы популярной.
Попса это уже не музыкальный продукт как таковой, а уже "вещь" с помощью которой просто-напросто рубится бабло с массовой публики ... Популярная музыка через многие годы остается популярной, а попса - она "одноразовая".Попсовые группы создаются исключительно ради денег и ни на секунду об этом не забывается.
Mara_Woland утверждает, что любая популярная музыка есть попса. Тогда под это определение можно подвести
ЛЮБУЮ музыку. Тогда выходит, что все группы либо достигают признания среди широких масс и опускаются до попсы, либо становятся известны только "своим" и эти "свои" их попсой не считают. А может, потому и не считают, что "свои"? Если слушают многие, обязательно кому-то не по душе придется.
Тогда, может, не надо употреблять это слово ко всем исполнителям, которые кому-то не нравятся? Вот, к примеру, мне не нравится Эминем или те же "Король и Шут", но я не могу назвать из попсой - поскольку эта музыка относится к определенному жанру - рэп и рок. И если не нравятся они мне, то нравятся множеству других людей...
А вообще, наверное, я не с того начал.
Существуют несколько значений, которые вкладывают в это понятие:
1. Музыка из разряда "я такое г. не слушаю", "мне оно не нравится", независимо от стиля и направления. Никто ведь не говорит:"Не слушай ты этот уральский рок";
2. Популярная музыка любого качества, но не рок, т.е. есть рок, а всё остальное - попса.
3. Просто популярная музыка.
4. Музыка хренового качества, тупого свойства, без смысловой нагрузки, с детскими рифмами, лысой аранжировкой и т.д.;
5. Коммерческое направление, т.е. когда проект является не творчеством, а бизнесом;
6. То что навязывается слушателю;
7,8... Дополните сами.
Может быть из-за этого спор? Из-за того, что мы имеем в виду разные определения?
Хотя, по моему скромному мнению, чаще всего если музыка - попса, то она подходит сразу под несколько определений. И она всё-таки искусственно навязывается слушателю. Отсюда вытекает ещё одно отличие - отсутствие свободы выбора, т.е. нельзя выбрать из множества стилей и исполнителей то, что понравится. Можно выбрать из рук вверх, вирусов, иванушек и прочих блестящих.
Поп-музыка лишь один из стилей, у него, конечно, всегда будет свой слушатель (я вот могу послушать Грейга Девида какого-нибудь, или Джексона с Мадонной - а ведь это тоже поп-музыка), также, как и рок, блюз, джаз и т.п.
Кстати кто ни будь может мне объяснить почему при наличии огромного выбора классической музыки, джаза, и прочей достойной музыки не относящейся к поп формату, 90% населения нашей страны упорно слушает просто феерическое г***о ? Меня этот вопрос мучает не первый год. Впрочем судя по разнообразным чартам, и в других странах ситуация ненамного лучше.
Я всегда воспринимал поп музыку как некий симбиоз бизнеса и творчества. Одни творят, другие продают продукт их творчества, третьи этот продукт потребляют, между интересами всех этих групп есть какой то баланс, и в идеале все счастливы. Не скажу, что мне близок такой подход, но его ёще можно терпеть. Сейчас же реалии таковы, что из этих трех групп рулят только продавцы (имеются в виду крупные фирмы звукозаписи), они полностью контролируют процесс. Музыканты превратились в наёмную рабочую силу, а слушатели, то есть мы с вами в ту или иную целевую аудиторию. Шоу-бизнес практически ничем не отличается от любого другого бизнеса связанного с производством, продвижением на рынке, и продажей какого угодно товара, будь то ноутбуки или кондомы. Наверно это хорошо для бизнеса, я не знаю, не специалист, но то, что это плохо для музыки - это точно. При таком подходе результат соответствующий: все довольно профессионально сыграно, спето, записано, сведено, но невыразимо скучно и однообразно. В общем, при нынешнем положении дел, поп-музыка обречена, быть вторичным, примитивным, утилитарным продуктом, недостойным высокого звания «Культур-Мультур».
Для тех, кто читает обычно начало и конец, подитожу.
Популярная музыка - была, есть и будет - то, что люди любят и слушают, там и Нирвана и Дельфин и ДДТ и вообще что угодно, независимо от жанра. скажите мне что это всё попса, и я захлебнусь слюнями от смеха. ПОПСА - другое дело, исскуственно созданный коммерческий продукт с учётом модных тенденций в музыке. Ну и бог с ней, благодаря попсе мы все понимаем, где настоящая музыка, а где отстой... Кстати, создавать темы типа "смерть попсе" - это ведь тоже, так сказать, попса своеобразная. С учётом очень даже модной в среде
пианэраф нифармалаф тенденции - обсирать попсу.
Update:вот недавно я услышал слово "попса" применительно к детской книжке. Нет, так обозвали не Гарри Поттера, а сказки Пройслера. Тут уже мне поплохело окончательно. Так что такое попса, скажите ради всего святого! Скоро я услышу, что "попса" -- это все, ради чего стоит жить...