Предисловіе.
Выпуская настоящій новый самоучитель международнаго языка эсперанто, мы считаемъ совершенно излишнимъ повторять сдѣлавшіяся общимъ мѣстомъ соображенія о значеніи даннаго языка какъ средства сообщенія народовъ другъ съ другомъ. Многіе относятся еще скептически къ идеѣ созданія искусственнаго языка, который могъ бы служить дѣлу братскаго единенія чуждыхъ другъ другу народовъ и облегчить экономическія и др. международныя сношенія. Споръ объ этомъ теперь безполезенъ, такъ какъ практика эсперанто, успѣвшаго въ короткое время завоевать всемірную извѣстность и пріобрѣсти сторонниковъ не только среди поборниковъ мирнаго единенія народовъ, но и въ средѣ практическихъ дѣятелей, можетъ служить лучшимъ доказательствомъ въ пользу положительного рѣшенія вопроса. Въ нѣкоторыхъ странахъ эсперанто введенъ въ школы; недавно этотъ языкъ предложено изучать полицейскимъ для международныхъ служебныхъ сношеній; персоналу краснаго креста, какъ учрежденія международнаго, тоже предстоитъ ознакомиться съ эсперанто и т. д. Словомъ, этотъ языкъ постепенно завоевываетъ положеніе международнаго.
Тѣмъ не менѣе, давая нашимъ читателямъ этотъ, по отзывамъ компетентныхъ лицъ, прекрасный самоучитель эсперанто, мы руководились не одними только соображеніями желательности ознакомленія нашихъ читателей съ этимь языкомъ будущаго, но имѣли въ виду и чисто педагогическую цѣль: оказывается, что изученіе эсперанто можетъ имѣть значеніе въ смыслѣ подготовки и облегченія изученія другихъ языковъ. Это объясняется строгою логичностью и простотою эсперанто, изученіе котораго требуетъ отъ учащагося того сознательнаго отношенія, которое при изученіи другихъ языковъ, къ сожалѣнію, отодвигается на задній планъ, и преобладающее значеніе пріобрѣтаетъ простое заучиваніе. При изученіи эсперанто главное вниманіе обращается на логическое построеніе словъ, на ихъ словообразованіе изъ корней. Естественно, что это обстоятельство потомъ, при изученіи другихъ языковъ, въ значительной степени состоящихъ изъ тѣхъ же корней, оказываетъ большое вліяніе на успѣшность усвоенія новаго языка. И это усвоеніе происходитъ уже сознательно, такъ какъ законы каждаго изъ живыхъ языковъ имѣютъ извѣстныя логическія основанiя, сравненіе которыхъ съ законами эсперанто даетъ нѣкоторую мнемоническую и логическую опору для усвоенія болѣе сложной грамматики и словообразованія любого изъ арійскихъ языковъ.
В. Битнеръ.