• Авторизация


Такая простая задачка. 24-02-2005 14:20 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Как-то раз Елизавета Петровна пригласила меня к себе в гости.
Вот так подошла и сказала:
- Как ты отнесешься к тому, если я приглашу тебя к нам в гости?
Я конечно растерялся.
А что Вы хотите от семилетнего мальчика, к которому подошла взрослая, любимая и обожаемая всем классом не просто учительница, а психолог, и вот так по-простому обратилась.
Стоял, как вкопанный, в легком помешательстве.
- Вот и Олег будет рад, – продолжала она. - Познакомитесь поближе, может быть, подружитесь.
Только тут я вспомнил, что Олег, наш новенький, недавно переведенный из другой школы, стоящий рядом с ней, ее сын.
- Да, - мотнул я головой, - Хорошо.
- Тогда давай договоримся на субботу, часов так в 12-ть.
- Хорошо.
- Давай-ка я напишу тебе наш адрес и нарисую, как найти дом.

Вечером я восторженно рассказывал родителям о том, что меня пригласила в гости сама Елизавета Петровна.
Время тянулось мучительно долго.

Настала суббота. Собравшись с самого утра, я намаялся вдоволь, с нетерпением ожидая, когда же сдвинется эта неподвижная стрелка.

До места меня провожал отец, сдав из рук в руки.

Елена Петровна жила в маленькой двух комнатной квартире с сыном Олегом и своей престарелой матерью, имя которой не помню.
Она отвела меня в маленькую детскую комнату, сама отправилась на кухню.
Олег сразу, со свойственным ему жаром стал мне демонстрировать свои заграничные игрушки и, не дожидаясь пока я приду в себя, предложил какую-то игру.
Я помню, насколько все это было необычно. Удивительные игрушки, которых в наших магазинах днем с огнем, экзотические фотографии на стенах, Елизавета Петровна с Олегом в Нью-Йорке, в Рио-де-Жанейро, статуэтки, маски, книги иностранных издательств. Это сейчас перечисленное обыденно, а тогда, в маленьком провинциальном городе, в стране с коммунистической идеологией и закрытыми границами.
Даже обед был необычен. Прозрачный куриный бульон, с половинкой яйца.
У нас дома первое всегда густое. Что называется: “Ложка стоит”, “Первое и второе в одной тарелке”. А тут, даже не знал, как есть.
Потом были игры, разговоры, разглядывание фотографий, воспоминания связанные с ними...

Но запомнился мне на всю жизнь, до мельчайших подробностей, один эпизод.
- А, ну-ка Олег, дай листок бумаги.
- Мам, опять ты за своё.
- Давай, давай.
...
- Вот, держи.
...
- А сейчас я задам нашему дорогому гостю одну несложную задачку.
...?
- Ты не волнуйся. Простая. Вот смотри. Дано. Девять точек, расположенных в квадрате, четыре по углам, четыре в центре каждой стороны и одна в самом центре квадрата. Нужно сделать следующее. Четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от бумаги, т.е. так, чтобы конец каждой линии был началом следующей, соединить все точки. Понял?
...
- Смотри, как просто, соединить, если бы не условие непрерывности. Подумай и рисуй. Вот тебе ручка.

Для меня эта задача была неприятной неожиданностью. Совсем не рассчитывал, что придется, что-то решать. Страшно хотелось не ударить в грязь лицом, выглядеть глупо. Ведь буквально минуту назад ко мне относились так уважительно...
И вот!
- Что будет?
Свершено не зная, что делать, без мыслей в голове, взял ручку.
Тупо уставившись на лист с тремя рядами точек, я уже внутренне соглашался с мыслью:
- Сейчас опозорюсь.

- Ты пробуй, пробуй, не бойся. Не получится с первого раза, нарисуешь еще.
Я начал чертить. Нарисовал одну линию, проходящую через три точки, начал другую.
- Гениально, - буквально закричала Елизавета Петровна, вскинув руки и вырвав у меня из-под руки листок, - Гениально. Ты решил эту задачу.
- Как решил? Что решил? Я же...
- Все, все, больше не надо, Ты решил эту задачу, не начертив до конца вторую линию. Это говорю тебе я. Решил.
Она вырвала у меня и ручку:
- Вот смотри решение.
Раз, два, три, и она сама начертила решение.
- Видишь, как просто.
Я ошалело смотрел на листок.
- Ты решил. Молодец.
- Как, но я же ...
- Решил, не спорь со мной. Сейчас я тебе все объясню. Решение этой задачи заключается в том, чтобы преодолеть рамки, в которые мы сами себя ставим.
...
- Не понял?
- Нет.
- Смотри. Видишь, как расположены точки? В квадрате. Когда люди начинают решать эту задачу, они видят этот квадрат. Видят и ограничивают себя этим квадратом. Так же, как ограничивают себя во многом другом некими непонятными якобы принятыми правилами. Понял?
- Да, - неуверенно сказал я.
- А ты проведя первую же линию, начал её за пределами квадрата и вывел за него. А это значит, ты не стал ограничивать себя его рамками. Рамками, выдуманными нашим воображением, нашим самоограничением. Понял?
- Да, - сказал я.
Но, если честно, тогда я так и не понял.

Я шел домой со странным чувством.
С одной стороны меня похвалили, похвалили страстно, эмоционально. И это было безумно приятно. Можно было ощущать себя … Как там меня назвали? Гением! Как приятно!
С другой стороны, где-то в глубине души, червячок подсказывал мне, что похвала была преждевременной. Я все-таки не решил эту задачу. Поэтому до Гения, было далековато. Очень даже далековато. Да, вышел за границы, но ведь не решил.
- Так Гений или не Гений?! А Гением быть было бы приятно. Но …
И все-таки, тогда я решил, что гордиться есть чему. А родителям не обязательно рассказывать, что задачку я до конца сам не решил. Что тут такого, если скажу, что решил.
Ведь так приятно быть Гением. Пусть и в глазах родителей.

Правда потом я натерпелся, когда с ответным визитом к нам в гости пришла Елизавета Петровна и стала рассказывать тот эпизод. Сидел, слушал, ни жив - ни мертв. Но все обошлось. Елизавета Петровна оказалась женщиной необычайно тактичной и рассказала эпизод, без ненужных для меня подробностей. За что я был ей вдвойне благодарен.


Много раз потом я вспоминал тот эпизод, с задачкой, с благодарностью. Как выяснилось позже, он мне дал два основополагающих понятия в жизни:

Первое. Не ограничивай себя выдуманными рамками.
То, что ты видишь, не есть вся реальность, она значительно шире. Не бойся видимого. Смотри на жизнь шире. Решение рядом. Порой стоит посмотреть с другой точки зрения, не принятой, необычной, выходящей за принятые рамки, и оно - решение придет.

Второе. Похвала, не заслуга.
Это всего лишь метка, которая дана, для того, чтобы определить правильность и скорректировать направление движения.

Конечно, тогда всего этого я не понял.
Понимание пришло позже.
Тогда же это просто запало, записалось на подкорку, и всплывало, помогая в дальнейшем.
Вот такая простая задачка.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (24):
PSI 24-02-2005-14:34 удалить
Так Гений или не Гений?!- определил для себя?
А вообще здорово, что в раннем возрасте есть тот, кто формирует фундамент.
Olenka_B 24-02-2005-15:38 удалить
про рамки - это хорошо. но не всегда.
Дичка 24-02-2005-15:47 удалить
А из маленьких гениев всегда вырастают большие умницы?:)
ЗЦвЧП 24-02-2005-15:50 удалить
Olenka_B, давай не будем ... про черные.... )))
ЗЦвЧП 24-02-2005-15:53 удалить
Дорогая Леди Ди, Надеюсь, ты в этом убедишься ... Гений всегда перед глазами)))
Beautyfly 24-02-2005-15:58 удалить
Не знаю, как фразу сформулировать ,чтоб просто и понятно было... но попробую...
Результат решения этой задачки все-таки большее имеет значение для психолога, чем для ребенка (в то время для тебя это было не понятно)... Но, как считаешь, действительно нужно говорить ребенку о таких вот непонятных для него вещах - эта информация займет свое место в будущем в сознании этого ребенка... или может не следует загружать детский мозг такими объяснительными вещами (ведь тебя информация тогда напрягла - ты понял ,что ее не понимаешь)?
ЗЦвЧП 24-02-2005-16:19 удалить
Beautyfly, Объяснение тогда я понял ... не дурак все же был... Информация, связанная с этим объяснением, меня нисколько тогда не напрягала...
Напрягал свой внутренний мир, свои размышления: Решил - не решил? Гений - не гений?
Так что твой вывод:
- "...решение этой задачки ... в то время для /ребенка/ было не понятно ..."
не правильный,
все было понятно...
не понятны были выводы, которые я сделал позже ... то, что Первое и Второе)))
Возможно, я не правильно понял твой вопрос))) А?
PSI 24-02-2005-16:24 удалить
Beautyfly-ты как всегда права, в тот момент психолог ставил задачу посмотреть у ребенка творческое, нестандартное мышление. Видимо она, уже делала свои выводы и хотела подтверждения.
А вот не загружать детские мозги, позволь не согласиться. Мозг, как и любая мышца, требует тренировки, если её не будет то неминуемая деградация. А мы детские мозги просто недооцениваем. Объём восприятия информации детей до 3 лет равно объёму академика.
ЗЦвЧП 24-02-2005-16:30 удалить
PSI, Даже не верится, что в 3 года был академиком ... и вот до чего докатился... эх....
Beautyfly 24-02-2005-16:36 удалить
ЗЦвЧП, вот твои слова:
...
Понял?
- Да, - сказал я.
Но, если честно, тогда я так и не понял.

Так понял или не понял тогда?...тут уже я ничего не понимаю...

...Рамками, выдуманными нашим воображением, нашим самоограничением...
Эту фразу ты тогда понял?

Beautyfly 24-02-2005-16:41 удалить
PSI, я не утверждаю...я спрашиваю.
Так твое мнение - ребенку можно объяснять некие абстрактные вещи, даже если замечаешь, что он не совсем понимает?
ЗЦвЧП 24-02-2005-16:43 удалить
Beautyfly, уела, уела))))
сдаюсь, не смог донести правильно мысль .... наверное старею)))
ЗЦвЧП 24-02-2005-16:45 удалить
Можно и нужно))) Но антураж желателен, чтобы не походя, абы как ....
Beautyfly 24-02-2005-16:57 удалить
ЗЦвЧП, ясно и понятно теперь.
Вперемешку с интуицией и чувствительностью вполне можно применять.
PSI 24-02-2005-17:04 удалить
Beautyfly - в педагогике (хотя эту науку я не люблю), есть такой термин проблемное обучение. Т.е. когда обучающемуся дают информацию как проблему тогда усвояемость происходит легко и на долго. П.э. даже если ребёнку не будет, что-то понятно у него включается мотивация, и он стремиться найти ответ на вопрос.

Лихоман 24-02-2005-20:23 удалить
Хорошо, когда в жизни были такие учителя...
Вдвойне хорошо, когда они встретились в самом начале школьной жизни - это просто большая удача.
И все же.
Я бы не стала ставить ребенка в неловкое положение - а просьба вдруг по середине игры решить задачку очень необычна - при первом посещении чужого дома. С задачей можно было бы подождать и до следующего раза. Ведь, если бы ты не справился с задачей (вернее с ее психологическим подтекстом), то у тебя могло пропасть желание появляться в этом доме...

Что же касается возраста, то на небольшом правда опыте своих племянниц и сына я убедилась, что детский мозг работает потрясающе! Не надо его жалеть, надо его загружать, пока ребенком движет здоровое любопытство, а не принудительность школьной программы.
Liraks 24-02-2005-21:49 удалить
ЗЦвЧП,
Ценное общение! Особенно, если учитывать, что в нашей системе образования всегда были жесткие рамки и как правило самое любимое качество наших педагогов в детях - что бы ребенок был тих, спокоен и исполнителен. Дети требуюшие индивидуального подхода утомляют и отвлекают от учебного процесса.
Написала и подумала(а не слишком ли я занудна)...:)
Lo-Real 24-02-2005-22:23 удалить
Иногда так оно и получается, что из какого-то детского впечатления или воспоминания делается ценный вывод на всю жизнь!
ЗЦвЧП 25-02-2005-01:07 удалить
Лихоман, Согласен, но жизнь подбрасывает нам свои положения)))
ЗЦвЧП 25-02-2005-01:08 удалить
Liraks, Все верно и никакого занудства)))
ЗЦвЧП 25-02-2005-01:09 удалить
Lo-Real, Да, это как раз тот случай)))
Лихоман 25-02-2005-02:24 удалить
Исходное сообщение ЗЦвЧП
Лихоман, Согласен, но жизнь подбрасывает нам свои положения)))

ЗЦвЧП и за это и за многое еще другое я и люблю ее... жизнь...)))
Слушай..... изобрази решение, а?


Комментарии (24): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Такая простая задачка. | ЗЦвЧП - Дневник ЗЦвЧП | Лента друзей ЗЦвЧП / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»