Такая простая задачка.
24-02-2005 14:20
к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Как-то раз Елизавета Петровна пригласила меня к себе в гости.
Вот так подошла и сказала:
- Как ты отнесешься к тому, если я приглашу тебя к нам в гости?
Я конечно растерялся.
А что Вы хотите от семилетнего мальчика, к которому подошла взрослая, любимая и обожаемая всем классом не просто учительница, а психолог, и вот так по-простому обратилась.
Стоял, как вкопанный, в легком помешательстве.
- Вот и Олег будет рад, – продолжала она. - Познакомитесь поближе, может быть, подружитесь.
Только тут я вспомнил, что Олег, наш новенький, недавно переведенный из другой школы, стоящий рядом с ней, ее сын.
- Да, - мотнул я головой, - Хорошо.
- Тогда давай договоримся на субботу, часов так в 12-ть.
- Хорошо.
- Давай-ка я напишу тебе наш адрес и нарисую, как найти дом.
Вечером я восторженно рассказывал родителям о том, что меня пригласила в гости сама Елизавета Петровна.
Время тянулось мучительно долго.
Настала суббота. Собравшись с самого утра, я намаялся вдоволь, с нетерпением ожидая, когда же сдвинется эта неподвижная стрелка.
До места меня провожал отец, сдав из рук в руки.
Елена Петровна жила в маленькой двух комнатной квартире с сыном Олегом и своей престарелой матерью, имя которой не помню.
Она отвела меня в маленькую детскую комнату, сама отправилась на кухню.
Олег сразу, со свойственным ему жаром стал мне демонстрировать свои заграничные игрушки и, не дожидаясь пока я приду в себя, предложил какую-то игру.
Я помню, насколько все это было необычно. Удивительные игрушки, которых в наших магазинах днем с огнем, экзотические фотографии на стенах, Елизавета Петровна с Олегом в Нью-Йорке, в Рио-де-Жанейро, статуэтки, маски, книги иностранных издательств. Это сейчас перечисленное обыденно, а тогда, в маленьком провинциальном городе, в стране с коммунистической идеологией и закрытыми границами.
Даже обед был необычен. Прозрачный куриный бульон, с половинкой яйца.
У нас дома первое всегда густое. Что называется: “Ложка стоит”, “Первое и второе в одной тарелке”. А тут, даже не знал, как есть.
Потом были игры, разговоры, разглядывание фотографий, воспоминания связанные с ними...
Но запомнился мне на всю жизнь, до мельчайших подробностей, один эпизод.
- А, ну-ка Олег, дай листок бумаги.
- Мам, опять ты за своё.
- Давай, давай.
...
- Вот, держи.
...
- А сейчас я задам нашему дорогому гостю одну несложную задачку.
...?
- Ты не волнуйся. Простая. Вот смотри. Дано. Девять точек, расположенных в квадрате, четыре по углам, четыре в центре каждой стороны и одна в самом центре квадрата. Нужно сделать следующее. Четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от бумаги, т.е. так, чтобы конец каждой линии был началом следующей, соединить все точки. Понял?
...
- Смотри, как просто, соединить, если бы не условие непрерывности. Подумай и рисуй. Вот тебе ручка.
Для меня эта задача была неприятной неожиданностью. Совсем не рассчитывал, что придется, что-то решать. Страшно хотелось не ударить в грязь лицом, выглядеть глупо. Ведь буквально минуту назад ко мне относились так уважительно...
И вот!
- Что будет?
Свершено не зная, что делать, без мыслей в голове, взял ручку.
Тупо уставившись на лист с тремя рядами точек, я уже внутренне соглашался с мыслью:
- Сейчас опозорюсь.
- Ты пробуй, пробуй, не бойся. Не получится с первого раза, нарисуешь еще.
Я начал чертить. Нарисовал одну линию, проходящую через три точки, начал другую.
- Гениально, - буквально закричала Елизавета Петровна, вскинув руки и вырвав у меня из-под руки листок, - Гениально. Ты решил эту задачу.
- Как решил? Что решил? Я же...
- Все, все, больше не надо, Ты решил эту задачу, не начертив до конца вторую линию. Это говорю тебе я. Решил.
Она вырвала у меня и ручку:
- Вот смотри решение.
Раз, два, три, и она сама начертила решение.
- Видишь, как просто.
Я ошалело смотрел на листок.
- Ты решил. Молодец.
- Как, но я же ...
- Решил, не спорь со мной. Сейчас я тебе все объясню. Решение этой задачи заключается в том, чтобы преодолеть рамки, в которые мы сами себя ставим.
...
- Не понял?
- Нет.
- Смотри. Видишь, как расположены точки? В квадрате. Когда люди начинают решать эту задачу, они видят этот квадрат. Видят и ограничивают себя этим квадратом. Так же, как ограничивают себя во многом другом некими непонятными якобы принятыми правилами. Понял?
- Да, - неуверенно сказал я.
- А ты проведя первую же линию, начал её за пределами квадрата и вывел за него. А это значит, ты не стал ограничивать себя его рамками. Рамками, выдуманными нашим воображением, нашим самоограничением. Понял?
- Да, - сказал я.
Но, если честно, тогда я так и не понял.
Я шел домой со странным чувством.
С одной стороны меня похвалили, похвалили страстно, эмоционально. И это было безумно приятно. Можно было ощущать себя … Как там меня назвали? Гением! Как приятно!
С другой стороны, где-то в глубине души, червячок подсказывал мне, что похвала была преждевременной. Я все-таки не решил эту задачу. Поэтому до Гения, было далековато. Очень даже далековато. Да, вышел за границы, но ведь не решил.
- Так Гений или не Гений?! А Гением быть было бы приятно. Но …
И все-таки, тогда я решил, что гордиться есть чему. А родителям не обязательно рассказывать, что задачку я до конца сам не решил. Что тут такого, если скажу, что решил.
Ведь так приятно быть Гением. Пусть и в глазах родителей.
Правда потом я натерпелся, когда с ответным визитом к нам в гости пришла Елизавета Петровна и стала рассказывать тот эпизод. Сидел, слушал, ни жив - ни мертв. Но все обошлось. Елизавета Петровна оказалась женщиной необычайно тактичной и рассказала эпизод, без ненужных для меня подробностей. За что я был ей вдвойне благодарен.
Много раз потом я вспоминал тот эпизод, с задачкой, с благодарностью. Как выяснилось позже, он мне дал два основополагающих понятия в жизни:
Первое. Не ограничивай себя выдуманными рамками.
То, что ты видишь, не есть вся реальность, она значительно шире. Не бойся видимого. Смотри на жизнь шире. Решение рядом. Порой стоит посмотреть с другой точки зрения, не принятой, необычной, выходящей за принятые рамки, и оно - решение придет.
Второе. Похвала, не заслуга.
Это всего лишь метка, которая дана, для того, чтобы определить правильность и скорректировать направление движения.
Конечно, тогда всего этого я не понял.
Понимание пришло позже.
Тогда же это просто запало, записалось на подкорку, и всплывало, помогая в дальнейшем.
Вот такая простая задачка.
вверх^
к полной версии
понравилось!
в evernote