Константин Бальмонт - поэт из Серебряного века. Фото Яндекс.Картинки.
У Поэта Константина Бальмонта было много женщин. Воспевая их, он оставил нам множество прекрасных стихов о любви. Но есть среди его любовных историй одна особенная.
Константин Бальмонт был человеком, который искренне видел себя гением, избранным. Он был очень известен и любим в России в конце XIX века - начале XX. В 1905 году в письме к Валерию Брюсову он писал: «Только два человека в России достойны носить высокое звание поэта: Бальмонт и Брюсов».
Ощущением собственной избранности пронизаны многие его стихи:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть море
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
С Миррой Лохвицкой Бальмонт познакомился в 1897 году. Мирра была старшей сестрой поэтессы Надежды Лохвицкой, в будущем известной как Тэффи.
Мирра Лохвицкая - её называли "Кометой Серебряного века". Фото Яндекс.Картинки.
Лохвицкая, Мирра Александровна(по мужу Жибе́р — фр. Gibert; 19 ноября [1 декабря] 1869, Санкт-Петербург, Российская империя — 27 августа [9 сентября] 1905, там же) — русская поэтесса, подписывавшаяся псевдонимом Ми́рра Ло́хвицкая; сестра Тэффи и Н. А. Лохвицкого. К концу 1890-х годов достигшая творческого пика и массового признания, вскоре после смерти Лохвицкая была практически забыта. В 1980—1990-е годы интерес к творчеству поэтессы возродился; некоторые исследователи считают её основоположницей русской «женской поэзии» XX века, открывшей путь А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.
Мирра росла в удивительной семье, где было пятеро детей и стихи писали все – и дети, и их родители. Сделать первые шаги в литературе ей помог известный историк Владимир Соловьев, очарованный ее стихами. Поддержал и Немирович-Данченко, уверенный в необыкновенном поэтическом даре девушки.
Имя Мирра Мария Лохвицкая взяла из-за смерти прадеда, который согласно семейной легенде, умирая, произнес: «Ветер уносит запах мирры»…
Сегодня мы не помним имя Мирры Лохвицкой, а ведь ее считали русской Сафо, предшественницей Ахматовой и Цветаевой. Ее стихи оказали огромное влияние на развитие русской поэзии.
В то время, когда Мирра познакомилась с Константином, оба уже были известными поэтами. Мирра была замужем и очень счастлива в браке. Бальмонт тоже был женат и уже во второй раз.
Между нею и Бальмонтом вспыхнул роман. Литературоведы до сих пор спорят, был ли это роман только в стихах, или он перешел и в реальную жизнь. Некоторые даже считают, что отцом одного из сыновей Мирры был Бальмонт… Но вряд ли мы это когда-нибудь узнаем.
Но в стихах события разворачивались самым серьезным образом.
Бальмонт пишет Мирре:
Я знал, что, однажды тебя увидав,
Я буду любить тебя вечно.
Из женственных женщин богиню избрав,
Я жду - я люблю - бесконечно.
Она ему отвечает:
Сулит блаженство, но не счастье,
Влюбленный взор твоих очей.
В нем нет любви, в нем нет участья, –
Ты дашь блаженство, но не счастье,
Лобзаний жадных сладострастье
Во тьме удушливых ночей.
Сулит блаженство, но не счастье,
Ревнивый взор твоих очей.
Их диалог длился несколько лет. В нем – все оттенки отношений, и некоторые стихи даже трудно понять вне контекста.
Надежда, восхищение, ожидание, предвкушение, страсть…
Бальмонт:
Хороша эта дикая, вольная воля;
Протянулась рука, прикоснулась рука,
И сковала двоих – на мгновенье, не боле, -
Та минута любви, что продлится века.
Лохвицкая:
Но была я чиста, и, как снег, холодна,
И свободна, как ветер степной.
Никого не любя, я томилась одна.
Отчего же ты не был со мной?
Это был настоящий роман в стихах, перекличка двух настоящих поэтов. И этот роман писался сам собой, не по взаимному уговору. Тем не менее, он написан по всем правилам жанра: в нем есть завязка, кульминация и развязка.
Постепенно нежность и восхищение сменяются отчуждением и непониманием.
Всё как в жизни!
Влюбленным приходится трудно – на них косо смотрят окружающие, а ни на какие радикальные шаги они так и не решились. Предчувствие грядущей катастрофы, ужас, отчаяние, даже ненависть…
Но в конце концов они прощают друг друга:
Вдвоем враги - теперь друзья,
Когда легли меж нами реки.
Тебя понять умела я -
Ты не поймешь меня вовеки.
Ты будешь женщин обнимать,
И проклянешь их без изъятья.
Есть на тебе моя печать,
Есть на тебе мое заклятье.
И в царстве мрака и огня
Ты вспомнишь всех, но скажешь:
"Мимо!" И призовешь одну меня,
Затем, что я непобедима...
Возлюбленные расстались. Мирра тяжело переживала разрыв. В 1905 году она умерла от чахотки. Ей было всего 36 лет… Повлияла ли на ее раннюю смерть разлука с Бальмонтом? Этого мы не знаем.
Могила М. А. Лохвицкой на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге
Через два года, в 1907 году у Константина родилась дочь, которую он назвал Мирра. Почти всю жизнь Мирра Бальмонт прожила в Париже, лишь ненадолго приехав в детстве в Россию – ее мама, русская, жила во Франции.
В 1920 во Францию переехал и Бальмонт, эмигрировавший из России.
Жизнь Мирры Бальмонт с самого начала не складывалась. Нищета, неустроенность. Родители ничем не могли ей помочь – тоже еле сводили концы с концами, к тому же Бальмонт в очередной раз был женат и не на матери Мирры.
У Мирры было много детей, но все они воспитывались в приемных семьях.
А Бальмонт прожил долгую жизнь и умер в 1942 году в Париже, куда эмигрировал в 1920. Как и большинство уехавших, он страшно жалел о том, что сделал такой выбор. Уже через несколько месяцев после отъезда он писал своей жене:
«А между тем все мысли идут туда, все чувства туда стремятся, и я почти никогда не перестаю жалеть, что я уехал. Я живу призрачно, и нельзя здесь жить иначе, потому что, оторвавшись от родного, я ни к чему не прижился здесь. Я, правда, как и в Москве это было, весь в своих мыслях, в своей работе, в стихах, в грезе. Но то, что меня читают беженцы, мне в конце концов все равно, воистину безразлично, за самыми малыми исключениями. Если бы мои писания доходили в Россию, это было бы совершенно другое. Но вряд ли туда что-нибудь достигает.»
Мирру Лохвицкую он помнил всю жизнь, её образ проходит через многие его стихотворения.
Ах, Серебряный век. Такой романтичный и такой трагический...
А что вы думаете?