Картина Ильи Репина "Большевики", холст, масло, 129 х 89 см.
Написал ее художник в 1918 году (сначала она называлась "Красноармейцы Троцкого отнимают у ребенка хлеб").
Художник картину считал "эпохальной", и, живя в Финляндии, всегда непременно выставлял ее на своих финских выставках.
В «Пенатах» периодически появлялись эмигранты, сбежавшие от нового режима, и их рассказы, по большей части достоверные, хотя и не без некоторого гиперболизированного драматизма, очевидно, и навели Репина на идею создать картину о новой стране, Советской России.
В письме к своему другу Виктору Базилевскому Репин писал:
«…Пробравшаяся в Финляндию знакомая дама рассказала о драматическом случае, свидетельницей которого она была: несколько пьяных солдат, глумясь и хохоча, выдёргивают из рук худенькой испуганной девочки краюху хлеба…»
Именно этот мерзкий эпизод и послужил сюжетной основой для картины «Большевики». Это довольно большое по размерам полотно, 125х89 см, очень плотно населено самыми разнообразными персонажами.
Главный герой картины – пьяный солдат-красноармеец на козлиной ноге и с сальным и красным грубым лицом, похожим на свиную морду, оскалившуюся в жуткой ухмылке, практически лишенный всего человеческого. Его больная нога, вытянутая к краю полотна, наводит на мысль о колченогом сатане, явившемся в диком омерзительном облике среди современников художника. Это он вырывает из рук маленькой девочки буханку черного хлеба.
Девочка также прописана довольно гротескно. Это не маленький несчастный ангелочек, а скорее испуганный зверек, который также скалит зубы, пытаясь отбить у злодея свою добычу, и не отступает, хотя сил явно недостаточно.
В целом сцена выглядит исключительно мрачной и гротескной. Это ощущение подчеркивает плотная компоновка композиции, а также ее доминирующий омерзительный зеленовато-коричневатый колорит.
Усадьба в Куоккале, где жил и работал Репин и где умер и был похоронен в 1930 году, была полностью разрушена советской артиллерией в 1944 году, а сама Куоккала была повторно аннексирована россией в составе других финских земель.
После аннексии финская Куоккала была переименована в "Репино", а "усадьбу" Репина построили заново, чтобы не было лишних вопросов.
Все картины Репина были вывезены в Ленинград еще до 1941 года, во время первой аннексии, но судьба "Большевиков" была некоторое время неизвестна, картины не было ни в каких каталогах - она как будто исчезла.
На самом деле, "Большевики" так и не попали тогда в руки большевиков. Картину хранила у себя младшая дочь художника - так холст оказался в США, где впоследствии попал сначала в частную американскую коллекцию, затем - в фонд Мстислава Ростроповича, когда он в 1974 бежал из россии в США.
Но в 2007 году весь фонд Ростроповича, который он собирал 30 лет, вместе с "Большевиками" (общее количество - 450 работ) попал на лондонский аукцион Sotheby's. Планировалось распродать коллекцию за 13–20 млн. фунтов.
Но за день до торгов российский олигарх Алишер Усманов внезапно выкупил всю коллекцию за стартовую цену. Согласие владелицы выглядит странным, ведь в ходе торгов она гарантированно получила бы гораздо большую сумму. Учитывая, какую в этом деле заинтересованность проявила ФСБ и лично путин - похоже, что это была очередная операция спецслужб.
А Алишер Усманов скорее всего был только контактным лицом, ведь после вывоза фонда в Московию он ни одной картины себе не получил – все они попали в государственный фонд.
Так "Большевиков" через 90 лет захватили их потомки - люди, которых Репин искренне ненавидел и презирал. Круг замкнулся.