
Автором слов песни является австрийский писатель Рудольф Грейнц, чье стихотворение о подвиге крейсера «Варяг» было напечатано в Мюнхенском еженедельном журнале для молодёжи «Югенд», и переведено русской поэтессой Е.М. Студенской в апреле 1904 года. Музыку к стихотворению написал военный музыкант, композитор, дирижёр и педагог А.С. Турищев.
![]() |
Рудольф Грейнц (1866–1942) - австрийский писатель и поэт. Сын строительного советника. Писал популярные романы, рассказы и юморески о жизни, истории и традициях Тироля. Всего им написано около сорока романов, а также множество стихотворений о деревенской тирольской жизни. |
Евгения Михайловна Студенская (в девичестве Шершевская) (1874—1906) - русская поэтесса и переводчица. Из семьи почетного лейб-медика двора Его Императорского Величества Михаила Марковича Шершевского. До 1901 года публиковалась под девичьей фамилией, а затем под фамилией, которую приняла от первого мужа - Студенская. Переводила немецких, итальянских английских поэтов. Талант ее в полной мере не успел раскрыться. Ухаживая за больным мужем, Евгения Михайловна заразилась от него туберкулезом и умерла в расцвете лет
|
Алексей Сергеевич Турищев (1888–1962) - русский музыкант, воспитанник 12-го Астраханского гренадёрского полка. В 1905-м, когда Алексею было 17 лет, он победил в конкурсе на лучшую песню-марш для торжественного приема в Москве, который император Николай II устраивал в честь выживших офицеров и матросов крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». Турищев сделал инструментовку для духового оркестра и хора и даже получил право дирижировать первым исполнением «Варяга» на перроне Курского вокзала. Впервые песня была исполнена на Курском вокзале Москвы во время встречи моряков «Варяга» |
![]() |
В дальнейшем Турищев принял участие в Первой мировой и Гражданской войнах. В 1918–1957 годах был преподавателем и директором Пензенского музыкального училища. Во время Великой Отечественной войны опекал эвакуированных в Пензу воспитанников Центральной музыкальной школы при Московской консерватории.
Нетрудно увидеть, что Грейнц (а соответственно, и его переводчица) отошел от реальной картины случившегося - у него «Варяг» погибает в бою и тонет в море. Несмотря на это обстоятельство, стихотворение сумело передать главное — дух самоотверженного подвига русских моряков.
Музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев положил слова на величественную мелодию. Родилась песня - боевая, зажигающая сердца, торжественная
|
«Варяг» Музыка А.С.Турищева, слова Рудольфа Грейнца (перевод Е.Студенской) Наверх вы, товарищи! Все по местам! Последний парад наступает. Врагу не сдается наш гордый «Варяг», Пощады никто не желает. Все вымпелы вьются, и цепи гремят, Наверх якоря поднимают. Готовтися к бою! Орудия в ряд На солнце зловеще сверкают. Свистит, и гремит, и грохочет кругом, Гром пушек, шипенье снарядов. И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» Подобен кромешному аду. В предсмертных мученьях трепещут тела… Гром пушек, и дым, и стенанья… И судно охвачено морем огня… Настала минута прощанья. Прощайте, товарищи! С Богом, ура! Кипящее море под нами! Не думали мы ещё с вами вчера, Что нынче умрём под волнами. Не скажет ни камень, ни крест, где легли Во славу мы русского флага. Лишь волны морские прославят в века Геройскую гибель «Варяга». |
История создания песни «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» по воспоминаниям Турищева.

«Летом 1904 года капельмейстер 12-го гренадерского полка Христиан Мартынович Шретер дал мне слова о гибели «Варяга» и я написал песню — «Наверх вы, товарищи, все по местам». Эту песню я оркестровал на духовой оркестр и разучил с хором и оркестром. Оркестр был в составе 80 человек. Я разделил оркестр: часть музыкантов пели, а часть играли. К хору были дополнены лучшие запевалы по 3-4 человека от роты, и, таким образом, был хор примерно в 100 человек, оркестр — в 40 человек. Исполнялась песня с оркестром на перроне Курского вокзала при встрече героев с «Корейца» и «Варяга», второй раз — на торжественном обеде в Спасских казармах (около Сухаревой башни).
Я ... дирижировал хором и оркестром при встрече героев «Корейца» и «Варяга». Запевалы из рот были распущены по ротам и разучили эту песню в ротах. В Спасских казармах, кроме 12-го гренадерского полка, стоял 2-й гренадерский Ростовский полк — эта песня перешла в роты Ростовского полка, а потом ее стали петь и остальные полки Московского гарнизона. Солдаты, уходя в запас, распространили эту песню среди народа. Таким образом, песня стала народной, а истоки этой песни идут от меня, как автора этой песни...»

Крейсер "Варяг" и капитан первого ранга В.Ф. Руднев

Войны почти всегда начинаются внезапно...
Начало русско-японской войны застало крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» в нейтральном корейском порту Чемульпо. Корабли находились там в распоряжении российского посольства в Сеуле.
8 февраля 1904 года японская эскадра, насчитывающая 6 крейсеров, 8 миноносцев и 3 транспорта, остановилась на внешнем рейде, заблокировав выход из порта Чемульпо. Утром 9 февраля 1904 года командующий японской эксадрой контр-адмирал Уриу поставил перед капитаном «Варяга» Всеволодом Федоровичем Рудневым ультиматум - сдача или бой. Руднев выбрал последнее.
Собрав экипаж, Руднев обратился к морякам со словами: «Помните, что у русских слова «сдаваться» нет! Честь обязывает нас идти на прорыв... Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый обязанности точно, спокойно, не торопясь, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю».
Два русских корабля против семнадцати японских!
Туман рассеялся, и русские корабли, снявшись с якоря, пошли в свой последний бой. Очевидец с одного из иностранных кораблей, находившихся в тот день в Чемульпо, вспоминал: «...«Варяг» шел вперед и казался колоссом, решившимся на самоубийство. Палубы всех судов были покрыты экипажами»... Эти очевидцы видели все, но не поняли главного: обдавая их дымом из труб, «Варяг» шел мимо них в бессмертие...
Стоявшие в том же порту Чемульпо англичане, французы, итальянцы и американцы были потрясены силой духа русских. Но вели себя по-разному. Капитан английского крейсера заранее уведомил японцев о намерении русских прорываться в Порт-Артур. Иностранные корабли подняли флаги расцвечивания. Когда «Варяг» и «Кореец» двинулись в открытое море, на итальянском крейсере оркестр играл гимн России.
И грянул бой...

«Варяг» за час выпустил более 1000 снарядов. Попали ли они в цель - неизвестно. Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул. Официальные же японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни каких-либо потерь. Но град снарядов обрушился и на наши корабли. «Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 185 матросов получили ранения разной степени тяжести. Вода хлынула в пробоины, на палубе начался пожар, выходили из строя орудия, Руднев был ранен в голову, кругом лежали десятки убитых и раненых. «И стал наш бесстрашный и гордый «Варяг» подобен кромешному аду». Эти строки из песни – не преувеличение. Оставался один выход - уничтожить корабли. «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов, а «Кореец» взорван.

Затопленный «Варяг» в Чемульпо, 10 февраля 1904 года

Взрыв Корейца на рейде Чемульпо
Моряков «Варяга» и «Корейца» подобрали шлюпки с итальянского, французского и английского крейсеров. Американцы в помощи отказали.
12 февраля 1904 года газета «Новости дня» писала: «От министерства иностранных дел. Русское правительство передало великобританскому правительству выражения искренней признательности за участие, оказанное английским крейсером «Тальбот» в спасении экипажей русских военных судов «Варяг» и «Кореец» в Чемульпо»
Японцы согласились разрешить командам погибших кораблей вернуться на родину при условии обещания их личного состава не участвовать в войне. Император Николай II позволил такое обещание дать, и русские моряки вернулись домой.
______________________________________________
tunnel.ru