***
В многосерийке «Большая перемена» был собран весь цвет четырех поколений актеров, начиная от популярных народных до только что закончивших театральные училища. Мне приходилось оправдывать фантасмагорические ситуации и несуразный текст. О «Большой перемене» много писали, и с успехом она прошла за рубежом. Вот такой силы таланты были в то время в России. Любой бред в их исполнении выглядел милым и обаятельным, а главное – искренним. М.Кононов "Неопубликованные мемуары"
***
Свету хотели взять на роль жены Ганжи (Александр Збруев). Но когда разыгрывали сцену, где Збруев силком тащит супругу в комнату, Света укусила «деспота» за палец - да так, что у него пошла кровь. Александр обиделся и сниматься с Крючковой отказался.
В напарницы к Збруеву взяли Наталью Богунову. А кусачей актрисе предложили сыграть Нелли Ледневу. Героиня Светланы стала всенародной любимицей. После окончания Школы-студии Крючкову пригласили сразу в пять ведущих театров Москвы.
Незадолго до начала съемок «Большой перемены» Ролан Быков репетировал роль Пушкина во МХАТе. Но министр культуры Фурцева запретила ему играть. «Наша национальная гордость не может быть таким уродом!» - заявила начальница.
Артист впал в депрессию и вообще собирался распрощаться с профессией. На предложение сыграть бригадира Петрыкина в комедии Коренева Быков сначала ответил отказом. Однако потом остыл и понял, что именно такая роль поможет ему отвлечься.
Самым молодым учеником 9-А был студент училища имени Щукина Виктор Проскурин, сыгравший роль Генки Ляпишева. На момент съемок ему исполнилось 20 лет. Большинству же «школьников» перевалило за 30. Збруеву-Ганже исполнилось 34, Быкову-Петрыкину - 43, а Евгению Леонову (отцу Нелли Ледневой) - 46.
Проскурин попал в «Большую перемену» практически «по блату». Он дружил с дочкой режиссера, Леной Кореневой. Однажды забежал к приятельнице на чай. «Сниматься хочешь?» - подмигнул гостю хозяин дома. Витя обрадовался и тут же согласился.
Однажды Проскурин замерз на съемках. Взрослые товарищи налили ему водки - чтоб согрелся. Юноша с непривычки тут же захмелел. Как раз работали над сценой, где Генка лезет целоваться к Люське - Ирине Азер. «Давай просто обнимемся. Камеры стоят так, что ничего не видно», - попросила партнерша. Но Проскурин с пьяных глаз буквально впился ей в губы. «Еле отцепила», - вспоминает актриса.
Наталья Гвоздикова питала симпатию к обаятельному балагуру Савелию Крамарову, который играл роль жадноватого Тимохина. Он несколько раз подвозил Наташу домой и спрашивал: «Как вы считаете, такая девушка, как вы, может выйти за меня замуж?» Актриса в ответ смущенно хихикала. Но до романа дело так и не дошло. Гвоздикову пугала репутация Крамарова. «Савелий в принципе очень любил женщин, - рассказывает Наталья. - Думаю, помимо меня у него были и другие симпатии...»
Забыть Крамарова Гвоздиковой помог Евгений Жариков, с которым она познакомилась на съемках другого сериала - «Рожденная революцией». Эта влюбленность закончилась свадьбой.
Не обошлось на съемочной площадке без бунтов. Например, Александр Збруев наотрез отказался надевать робу - одежду заводских трудяг. По цеху он щеголял в замшевой курточке. Режиссер сначала негодовал, а потом согласился, что стильная одежда придает хулигану Ганже особый шик.
Но самые сложные отношения у Алексея Коренева и съемочной группы сложились с исполнителем главной роли Михаилом Кононовым. «Нестор Петрович» вел себя надменно, демонстративно сидел в сторонке, читал журналы и всем видом показывал: он попал в этот фильм случайно. Кроме того, Кононов взял на вооружение неприятный прием. Чтобы «разогреть» себя, ему нужно было с кем-нибудь поругаться. Однажды он сильно обидел Наталью Богунову (жену Ганжи). Актриса долго плакала. Утешать ее пришлось всем коллективом.
Фильм собирались назвать «Приключения школьного учителя». Новость о том, что скоро на экраны выйдет новый фильм, напечатали в газетах. На следующий день в Министерство образования пришло 400 писем от работников указки: «Не надо издеваться над учительством! Педагогика и приключения - веши несовместимые». Тогда оператор Анатолий Мукасей предложил название «Большая перемена» - вроде бы и о школе, но в то же время с философским подтекстом. Учителя успокоились. А фильм стал хитом - и среди наставников, и среди подопечных.
Георгий Садовников, автор повести «Иду к людям», по которой была снята «Большая перемена»:
- В фильме меня возмущало, что рабочие ходят в американских джинсах, да и квартиры у них тоже ничего себе.
(материал из сети)