• Авторизация


О грустном и вечном 24-11-2008 00:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


***
Чтобы собраться вместе, родственникам нужен серьезный повод - похороны, например. К живому человеку никто никак не соберется в гости - причины-то всегда найдутся. И только навсегда упущенная возможность поговорить за стопочкой водки заставляет людей отложить все и приехать - когда уже, по большому счету, все равно, но традиция обязывает.

***
После отпевания священник говорил, что плакать и скорбеть - это эгоизм, и после похорон можно идти хоть на концерт, хоть в кино - ведь это самый радостный день для человека, чья душа скоро встретится с богом. Я согласна, да - когда мы плачем по покойнику, то жалеем прежде всего себя - как же мы теперь без него? Еще нам страшно - ведь истинно верующих в жизнь после смерти мало. И я понимаю, о чем он говорил и что он прав. Но...
Но еще - еще мы все земные человеки, и уж в бессмертие на земле мы точно верим, оттого так хотим остаться хоть в чем-нибудь - если не в великом деле или изобретении, так хоть в детях или в доброй памяти соседей. И оттого человек, по которому никто не скорбит и не плачет - прожил, скажем так, странную жизнь. Поэтому слезы и скорбь - это еще и любовь после смерти, остающаяся в живых, это раскаяние и покаяние, это дань ушедшему от нас человеку.
А вот все искусственные траурные ограничения - бред и глупость. Они придуманы только для внешнего мира - чтобы прикрыть отсутствующее содержание формой, чтобы окружающие увидели по черному платью и бледному лицу глубину твоих страданий. Но все это не имеет никакого смысла: боль либо есть, и тогда вообще все все равно и можно выйти к гробу хоть в зеленом, хоть в красном и петь песни, - либо ее нет, и тут можно надеть десять черных платков и пятнадцать скорбных лиц - и это будет просто ханжество. Боль всегда с тобой, что бы ты ни делал. Все остальное - суета.

Простите, что я вытащила эту тему, об этом никто не любит говорить. Хотя женщины умеют - выговаривать свои страхи, свою панику, выносить ее в слова, чтобы хоть немного уменьшить тяжесть.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (7):
Elena_Prikhodko 24-11-2008-09:35 удалить
никогда не носила траурных ленточек
когда бабулю хоронили надела черный шарф на голову
а когда папу хоронили, никаких черных вещей
я тоже не верю в эти формальные бредовые ограничения
кстати на папиных похоронах нарыдалась, а вот на поминках сидела с его друзьями и они рассказывали всякие смешные истории про него, вернее, вспоминали, и мы все с теплотой его всПОМИНАЛИ
Исходное сообщение Infiel
Я согласна, да - когда мы плачем по покойнику, то жалеем прежде всего себя - как же мы теперь без него?

Оль, не всегда... Когда я узнала о смерти отца, которого на тот момент не видела уже 10 лет и даже не знала, что с ним, ... плакала. Долго. Много. Потому что жалела... его. Не пожил... У него в жизни не было радости. И он был очень несчастным человеком. Так и не по-ЖИЛ... НЕ жил... Вот от этого иногда плачем...
Спасибо, Оленька. За что, ты знаешь...

Одевать или не одевать черное - это действительно дань некоей традиции. Это совершенно не прибавляет и не уменьшает никому "количества" личного горя.
А слезы... Это так индивидуально. Я, наверное, немного соглашусь с Милкот, ибо жалеем или сожалеем о том сколь мало ЖИЛ человек, в независимости от его возраста.

Когда умер мой отец я не плакала, хотя он был в том возрасте когда жить и жить. Я была отчасти зла на него за его образ жизни, и, возможно, это лишило меня сожаления о его уходе.

Когда умерла моя свекровь я плакала, мне от души было жаль эту женщину, у которой была очень не простая жизнь. Она сама поспособствовала приближению своего конца не желая отказаться от излишних физических нагрузок, которые, при перенесенном ею инсульте, были просто на грани самоубийства...
Она никого не желала слушать, и инсульт повторился с новой силой ударив по едва зажившему, что привело к неминуемому концу.
Наверное слезы были вызваны еще и тем, что все наши усилия и убеждения не увенчались успехом, что мы оказались бессильны что-либо исправить.

Когда умер свекор я не плакала. Было ощущение некоей "закономерности" что-ли, как не кощунственно это звучит. Мне было жаль его, но не так как свекровь.

И совсем свежая трагедия... Я иногда и сейчас плачу.
Плачу жалея своего мужа, который потерял всю семью: родителей и брата. Плачу от того, что страшную смерть выбрал себе человек. Плачу от сожаления что не жилось ему, не ПОЖИЛОСЬ. Плачу от того, что бессильна что-то изменить...
Infiel 25-11-2008-21:14 удалить
Милкот, Наташ, я, наверное, жестче, что ли. Мой отец тоже жизнь прожил, прямо сказать, бездарную - и когда он умер, мне тоже думалось как раз об этом - не пожил. Но я почти не плакала - на похоронах только если немного. Я не знаю, как это - любить отца. Сочувствовала, стеснялась. Но не любила. Об этом, наверное, стоило плакать...
Infiel 25-11-2008-21:20 удалить
Крестная, Олечка, очень мудро ты написала - о каждом плачешь по- разному. А иногда просто по ситуации плачешь (на похоронах трудно не плакать, начинаешь думать о собственной бренности). А иногда жалеешь не ушедшего, а его убивающихся родных.
Когда умер мой дедушка, мне 10 лет было. Я любила его до безумия, так, что даже на кладбище не поехала - не могла смотреть на это. И долго потом плакала по деду. И потому, что любила, и потому, что мало пожил (ему было 63), и потому, что бабушка осталась одна, и потому, что мама отца больше любила...
Infiel 25-11-2008-21:21 удалить
Elena_Prikhodko, так, видимо, специально придумано - поминки помогают хоть как-то снять напряжение. Воспоминания, все близкие рядом...
Elena_Prikhodko 25-11-2008-21:31 удалить
Infiel, наверное, так и есть
иначе напряжение не снять


Комментарии (7): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник О грустном и вечном | Infiel - Неверности | Лента друзей Infiel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»