• Авторизация


Без заголовка 21-11-2008 12:47 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Прочитала только что на одном профессиональном портале статью о прогрессивном варианте развития фирмы - так называемых "счастливых" компаниях - фирмах, где нет жесткой иерархии и графика рабочего дня, каждый сам себя мотивирует, рад трудиться на благо и пр. Конечно, в статье есть оговорки, что не каждый сотрудник может работать в такой компании, но при этом создание такой системы возможно даже в банках.
В связи с опытом нашей конторы, задумалась о том, насколько все это верно.
Конечно, фирма "с человеческим лицом" - это хорошо. Мало того - это нормально. И для того, чтобы это человеческое лицо иметь, совершенно не обязательно уничтожать иерархию и жесткий график работы, надо просто уметь относиться к людям как к людям.
А вот все остальное - сомнительно. Авторы статьи сами пишут, что подбор персонала в такую "свободную" компанию - проблема, поскольку нужны не просто профессионалы, но люди, которые будут разделять ту же философию. И вот здесь и кроется подвох.
Да, есть такие творческие компании, где все друзья, работают на общее дело, никто никого не контролирует, все готовы на жертвы ради общего дела - но много ли таких?
Уже в школе становится понятно, что есть самомотивированные и самоорганизованные дети, и те, кто без контроля и шагу не ступит.
Можно аргументировать это тем, что им неинтересно. А вот дай им интересное дело - тут они себя и проявят.
Но проблема в том, что бизнес (любой!) не может состоять только из интересных дел, потому что рутина доминирует. Потому что есть бестолковая, но обязательная работа. Потому что есть клиенты, с которыми ты не согласен, но вынужден уступать. И так далее.
И мотивация бывает в этих случаях самая вульгарная - финансовый результат. Деньги и все блага, которые за них можно купить.
Но поскольку сотрудники часто не связывают свою постоянную зарплату с результатом выполнения такой вот неинтересной работы, нужна дисциплина и организация труда.
В некоторых случаях поступают по-другому - разделяют зоны ответственности и права сотрудников. Кто-то из них отвечает только за творчество - и к ним гибкий подход и много прав, а кто-то - только за рутину, и к ним применимы все законы иерархии и дисциплины. Правда, не дай бог, эти люди работают в одной среде - начинается внутреннее недовольство - почему ему можно, а мне нельзя, я ведь тоже пашу как лошадь?
Да и потом - никто не отменял "звездной" болезни. Много вы знаете людей, способных на самоограничения и самодисциплину? Людей, для которых большие права означают и большую ответственность? Сами "творцы" порой, поняв свою незаменимость и особый статус, начинают садиться на шею фирме. Мягенько так - то сюда надо, то туда, то такие проблемы, то сякие. И в какой-то момент начинается халтура - тут не додумал, там не досмотрел, здесь из-за отсутствия творца на работе что-то не успели, не сдали.
Свобода творчества в бизнесе весьма и весьма ограничена. Потому что бизнес - это взаимодействие двух сторон. И ты, может быть, весь из себя такой свободный творец, а твой заказчик должен 14-го числа (и не минутой позже!) начать производство, и опоздание на день может стоить ему в сотни раз больше этого самого дня. Иногда "вовремя" важнее "гениально".
Вероятно, в идеальном мире, если бы каждый занимал ровно свое место, иерархия и жесткость были бы не нужны. Ведь когда ты делаешь с в о е дело, ты горишь, ты волнуешься о результате, и тебе никакой контроль не нужен, ты сам себе - лучший контроль. Но живем-то мы в мире обычном...

Ссылка на статью, о которой я так путанно написала вот
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (14):
Ульса 21-11-2008-13:02 удалить
почитала статью. мне кажется, лучше НЕ запрещать гимнастику на рабочем месте, чем ее проводить насильно :)

ориентация на результат и послабления в плане того, в какие рабочие часы с гимнастикой или без он будет достигнут, вот это, мне лично кажется привлекательным вариантом. не крайности - "счастливая"-"жесткая", а нечто среднее.
ага.
и даже самый последний землепашец имел не менее трех рабов.
великая вещь утопия.
Infiel 21-11-2008-13:26 удалить
Ульса, ориентация на результат - великое дело, я сама очень за. Но даже в нашем творческом бизнесе важно вовремя быть на работе, потому что может позвонить клиент со срочной просьбой или вопросом. И как тут мерять результат?:)))
Infiel 21-11-2008-13:27 удалить
Мари_Мишон, ну да, коммунизм - каждому по потребностям, каждому по способностям.
Вообще, я не против прекраснодушия, но многих это развращает.
Ульса 21-11-2008-13:47 удалить
Infiel, мерять так - звонил клиент и не нашел помощи - плохой результат, сиди дурак, как прикленный, если не можешь организовать горячую линию по сотовому или делигировать какие-то выставления счетов и пр. секретарю-ассистенту-коллеге. должное количество персонала и ассистентов, также как уважение к коллегам и сверка графика, чтобы в отделе всегда кто-то был и принял клиента на себя.
vinder_zonder 21-11-2008-14:02 удалить
Инвестор мой как раз по такому принципу работу строит в фирме в целом. Т.е. если работник пришел на работу в час дня, его не будут пытать, почему задержался. Но и в ответ ждут примерно того же - что об отлучках по возможности будет предупреждать, что на работу это не повлияет, что вопросы решит по телефону, сорвется и побежит если что срочное, что сам за свой участок будет отвечать и т.д. Если не соответствует и не выполняет - человек либо сам уходит, либо его увольняют. Принцип "морального неискупимого долга" держит людей даже на не особо великих зарплатах именно у него. И заставляет дорожить местом, где всегда можно договориться об аутсорсе, где можно болеть и т.д. Правда, это не во всех его бизнесах так вольно. В банке, в аудиторской фирме и т.д. - там строже. Но тоже основано именно на личной сознательности. Т.е. если ты хочешь полдня потратить на выгуливание своей мамы, прибывшей из Нового Уренгоя в Москву впервые, или даже два дня - ты озаботишься, чтобы твои дела либо были сделаны заранее, либо перераспределены по времени с другими коллегами. Т.е. принцип общий, но работает во всех видах компаний, которыми он владеет, по-разному.
Infiel 21-11-2008-15:22 удалить
Маяка, Маш, ну это логично - люди ищут на работе не только деньги, но и всякие блага (болеть, отпрашиваться и пр.). Главное - чтобы это было все в меру. А вот вопрос меры - и есть самый сложный.
Infiel 21-11-2008-15:28 удалить
Ульса, опять же верно - но для контор, где куча всякого промежуточного персонала. А вот у нас бизнес построен так, что каждый отвечает за свой сектор работы, и отсутствие человека - не смертельно, конечно, но проблематично. К запланированным отсутствиям - отпускам, например, можно заранее подготовиться. А вот опоздания и всякие отпрашивания - совсем другой разговор. Звонит клиент, ему срочно надо что-то там подвинуть, поправить - а человека на месте нет. Можно просить других - но они в чужом файле могут и не разобраться, или ошибиться. В итоге - напряжение, все нервничают.
Я бы, конечно, очень хотела работу с гибким графиком, но моя должность этого не позволяет - клиент может позвонить в любой момент, и я должна быть на месте (и при этом в офисе!), чтобы оперативно решить вопрос.
Ульса 21-11-2008-15:30 удалить
Infiel, именно поэтому в примеры "счастливых компаний" обычно приводят дизайнерские фирмы и другие, не завязанные на банковский, например, день и вообще не торговые.
Infiel 21-11-2008-15:31 удалить
Маяка, строго говоря, у нас тоже все организовано на том же самом принципе. Но в какой-то момент люди расслабляются - "Тут учителя лапочки, понимают, как нам тяжело учиться и работать " (с) - и им начинает казаться, что они пашут не покладая рук, а их никто не ценит, проклятые наниматели на их работе наживаются :)
vinder_zonder 21-11-2008-15:54 удалить
Infiel, вопрос меры оказывается на совести самого работника... Потому-то так трудно работников подобрать - чтобы не расслаблялись, меру знали и совестью страдали. Это да...
Infiel 24-11-2008-00:13 удалить
Ульса, ага, а мы как раз дизайнерская фирма :)))
Infiel 24-11-2008-00:13 удалить
Маяка, все тот же пресловутый человеческий фактор...
Ульса 24-11-2008-00:19 удалить
Infiel, ну, про распределение свободы между отделами в этих чудо-фирмах я бы с удовольствием почитала. сдается мне, самый закабаленный завсегда отдел продаж или идентичный ему - больше привязка к рабочему времени клиента.


Комментарии (14): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Infiel - Неверности | Лента друзей Infiel / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»