Когда-то эта книга - "Черные доски" Солоухина - на меня произвела огромное впечатление. Мне лет 12-13 было, может, чуть больше. От этого и удивительно - ведь это чистая публицистика, да еще и на тему древнерусского искусства - чем она так меня зацепила? Однако же зацепила, и все мои скудные познания в иконописи как раз из этой книги. Мама старалась меня возить по музеям, и книга легла на душу начинающего туриста. Перечитала после отпуска и получила то же удовольствие - настолько это открытый, искренний, чистый и настоящий текст.
Интеллигенты-энтузиасты сохранили церкви все, что она сейчас имеет. Но про это уже забыто - сегодня церковь выгоняет музеи из своих бывших владений и скоро снова станет одним из крупнейших владельцев недвижимости в России. Это бессовестное церковное (я бы даже сказала - поповское) лобби и ужасный закон о передаче бывшей церковной собственности в ее владение вызывает у меня возмущение и омерзение. В Рязани особенно явно с этим столкнулась - епархия выгоняет музей из рязанского Кремля (а музей там довольно неплохой), забирает все себе, при этом требуя реставрации за бюджетный счет, и за бюджетный же счет необходимо построить или приспособить новое здание для экспозиции. Не кажется ли вам после этого, что нет никакой связи между Богом и церковью? Я-то давно так думаю.
Десять дней мы путешествовали по России и, естественно, все 10 дней смотрели церкви и монастыри - у нас больше нечего смотреть, гражданской архитектуры старше 18 века у нас вообще практически нет, а то, что есть - в не самом лучшем состоянии, особенно в провинции. Все ценности русской культуры и истории заключены в церквях и монастырях, никуда не денешься. Все монастыри действующие, но насельников (монахов) - от 10 до 25 человек И что же получается? Получается, что малюсенькая кучка людей живет в государственных культурных и исторических ценностях, уж извините за корявость, и при том диктует гражданам, как эти ценности посещать. и посещать ли вовсе. Все эти юбки и платки в какой-то момент жутко раздражают. Вся эта красота, в которой они живут, сохранена искусствоведами, художниками, историками, реставраторами, общественными деятелями. Сохранена для того, чтобы у нас была история, было наследие, в конце концов, просто была красота, а вовсе не для того, что там молились 10 человек, уж простите. Я могла бы понять, если бы церковь строила новые монастыри и там устанавливала свои правила, но ведь нет же - она хочет забрать готовое и красивое, да еще и за государственный счет, и потом заводить там свои порядки и говорить мне, что для того, чтобы посмотреть царские палаты 16 века, я должна надеть юбку, а никак не брюки. Не кажется ли вам это странным?
У меня много соображений на этот счет, пост мог бы оказаться слишком длинным, это просто самые острые.
Любопытно, что иногда сами экскурсоводы как-то теряют представление о том, что они водят светскую группу туристов, а не паломников, и почему-то предполагают, что всем непременно будет интересно приложиться к каким-то там мощам и поставить свечку перед особо чудотворной иконой. Почему-то автоматически считается, что в группе нет, например, мусульман или иудеев или атеистов. В итоге все это начинает выглядеть престранно - "так, даю вам 15 минут, чтобы поставить свечки". В моем представлении, паломничество, то есть посещение святых мест - совершенно отдельное мероприятие, к нему готовятся и приезжают с соответствующими мыслями и настроем, зачем же в кучу-то все? Знаю, знаю, что форма важнее содержания, и турист переварит все - просто в очередной раз размышляю на эту тему.
Исходное сообщение Infiel Вся эта красота, в которой они живут, сохранена искусствоведами, художниками, историками, реставраторами, общественными деятелями. Сохранена для того, чтобы у нас была история, было наследие, в конце концов, просто была красота, а вовсе не для того, что там молились 10 человек, уж простите. Я могла бы понять, если бы церковь строила новые монастыри и там устанавливала свои правила, но ведь нет же - она хочет забрать готовое и красивое, да еще и за государственный счет, и потом заводить там свои порядки и говорить мне, что для того, чтобы посмотреть царские палаты 16 века, я должна надеть юбку, а никак не брюки. Не кажется ли вам это странным?Прекрасный аргумент, кстати. Кажется.