• Авторизация


Ведические смыслы и изображения в картинах В.И.Сурикова 26-01-2024 16:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


        Во второй половине XIX века и в начале XX века старообрядчество в России находилось на подъеме и стало популярным во всех слоях общества. И это не смотря на то, что старообрядчество находилось под запретом, хотя уже за исповедование старых верований уже не казнили и не отправляли в тюрьмы. По подсчетам нашего недавно умершего историка В.Пыжикова более 40% населения Российской империи исповедовали или сочувственно относились к дониконовским верованиям русского народа. Практически сплошь староверческим был русский север, в своей массе его исповедовало казачество и т.д. 

     Не могли остаться в стороне от такого явления и образованные слои общества, в том числе и художники. Влияние старообрядчества на творчество великих русских художников обнаруживается в их работах. На своих сайтах я рассказал о наличии ведических символов и надписей в работах М.А.Врубеля, В.М. Васнецова и др. Великие художники они потому и великие, что они в своих работах отображали запросы времени и требования духовной жизни народа. Не мог остаться в стороне и В.И.Суриков, великий русский исторический живописец, выходец из казачьего сословия, академик и действительный член Императорской Академии художеств.

    В декабре 2023г. в Русском музее Петербурга прошла юбилейная выставка  работ В.И.Сурикова, посвященная 175-летию со дня его рождения. Эту выставку осмотрел и я, наглядно и воочую увидев нечто такое в его творчестве, что  заставило меня немного рассказать на этом сайте о ведических смыслах в его работах. Без понимания таких вещей невозможно понять во всей своей сложности замысел его картин, во всяком случае правильно интерпретировать авторский смысл изображений.

     Я долго стоял у картины В.И.Сурикова "Милосердный самарянин".  Во многом это связано с тем, что я впервые смог подробно осмотреть подлинник картины. Это понятно - я проживаю в Ленинградской обл., а картина находится в фондах Красноярского художественного музея им. В.И Сурикова. 7290692_16_01_24g__Miloserdnii_samaryanin_1_2 (610x396, 54Kb)

     Но чем больше я вглядывался в подлинник картины, то тем больше  убеждался в ошибочности интерпретации авторского замысла искусствоведами. 

   Сюжет картины основан на евангельской притче Христа о милосердном самарянине. В ней Иисус рассказывает книжнику о том, кого можно считать своим ближним. Во как об этом рассказано в Евангелии от Луки: "..Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же..." (Лк. 10: 30–37).

     Небольшое пояснение. Самаряне и иудеи враждовали между собой на религиозной основе. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Но самарянин сам понимает простую истину - для совершения милосердных дел нет различия между людьми.

    На картине мы видим, как самарянин с помощью слуги оказывает помощь несчастному. От себя художник ввел в изображение фигуру слуги, который не упоминается в притче. Этот персонаж понадобился художнику для уравновешивания композиции картины. 7290692_18_01_24g__Miloserdnii_samaryanin_1_5 (310x290, 15Kb)

 

 

Правее фигуры самарянина вдалеке видна некая фигура человека, которую обычно трактуют как удаляющегося левита.  Но это не левит просто потому, что человек приближается к самарянину и  несчастному. Я отдельно выделил это спорное изображение и показал его слева. На увеличенном изображении видно, что художник показал овал лица человека, которое устремлено к нашу сторону, и, значит, он идет к нам. Одновременно на это указывает и выступающая из под хламиды этого таинственного персонажа левая ступня его ноги, которая направлено опять-таки к нам. Так что это явно не левит, а кто-то другой. Но кто?

 

 

    На то, что это не просто земной человек, показывает созданный художником ореол вокруг фигуры. 7290692_16_01_24g__Miloserdnii_samaryanin_5_1 (366x248, 23Kb) На фоне голубого неба ореол смотрится как несколько более темная голубая область неба, а на фоне грунта пустыни как более темная область. Я показал фото области ореола слева.

     После повышения контрастности и четкости становится видно, что В.И. Суриков надписал кто это - ЯР, один из 4х главных богов ведизма. Божественный статус этого изображения художник показал созданием ореола святости вокруг его изображения, подобно нимбам у святых и богов в христианстве.

     Справка. С основными сведениями о ведизме и Руси ЯРа вы можете ознакомиться в категории 2. 

     Обратите внимание на то, что ореол имеет неправильный характер, отличный от обычного овального. При этом аура имеет неоднородный характер, внутри видны сгущения и линии, образующие изображения. 

 

7290692_16_01_24g__Miloserdnii_samaryanin_3_1 (320x217, 20Kb)    На фото я выделил некоторые изображения внутри ауры. На левом краю ауры художник расположил левый профиль человеческого лица, на правом - правый профиль. Лучше всего прописан едва различимыми красками средний нижний лик человека. Это лик идентифицируется только при условии знания ведической мифологии. В этом месте перед нами находится изображение обожествленного правителя Рюрика - он опознается по носу с горбинкой и очкам. Подобные изображения находятся на множестве камней на территории современной России. Другие изображения пока опознать не удалось по причине отсутствия фото необходимого качества. Но известно, что ведические мастера наносили в обязательном порядке 4-х основных богов ведизма - ЯРа, Рода, Магужи и Мары. Обычно на изображениях присутствует и лик жены Рюрика Аси, которая как и ее муж, также была обожествлена при жизни.

     Внутри ауры художник изобразил множество цифр, являя тем самым редкое знание ведических реалий. Цифры 373, выполненные как внутри фигуры ЯРа, так и несколько выше, относятся к главной Арконе ЯРа, которая управляла жизнью и деятельностью ведической Руси ЯРа. Помимо этих цифр художник нарисовал  цифры 31 и 75, которые относятся к подчиненным главной Арконе ЯРа дочерним Арконам ЯРа. Местоположение некоторых из них уже установлены - 75 Аркона ЯРа это г.Гатчина Ленинградской обл., 31 находилась, судя по всему, в районе Северного Кавказа около горы Бештау. По моим наблюдениям мастера Арконы ЯРа номер 75 привлекались к созданию высокохудожественных произведений, подобных этой картине.  Другими словами В.И.Суриков знал про ведический пантеон богов, знал про деление ведической церкви на отдельные Арконы ЯРа (подобие современным епархиям), знал про достаточно сложное устройство Аркон внутри ведической церкви, знал требования к изделиям ведических мастеров - они все должны быть подписаны с указанием авторства (как минимум Аркон ЯРа). Откуда у него столь обширные знания? Кто его учил? А может быть он сам относился к мастерам-ведистам? Вопросы, вопросы, вопросы...!

    Обратите внимание на то, как художник расставил акценты в своей картине - в христианской притче Христа он счел необходимым указать на то, что воздаяние за милосердие идет от ведического бога ЯРа! Это говорит о многом в мировоззрении гениального русского художника.

    В.И.Суриков мастерски сумел передать атмосферу раскаленной безжизненной пустыни рассеянным солнечным светом, мягкими контурами, прозрачными тенями. Но с другой стороны   отсутствие четких изображений второго плана вместе с миниатюрными изображениями не позволили искусствоведам обнаружить и идентифицировать многое из того, о чем я написал выше. Однако использование современных технических средств позволяет  по новому взглянуть на картину и проникнуть в глубину авторского замысла. 

    За эту работу В.И.Суриков был награжден малой золотой медалью Академии художеств. После завершения учебы художник подарил эту картину своему доброму "самарянину" П.И.Кузнецовув знак глубокой благодарности за оказанную ему материальную поддержку во время учебы в Академии.

    Ведические мотивы   приведены и в другой картине В.И.Сурикова "Боярыня Морозова", которая  также выставлялась на юбилейной выставке. 

7290692_19_01_24g__Boyarinya_Morozova_1_3 (610x308, 77Kb) 

Эта картина посвящена нравственному и духовному  подвигу Феодосии Прокофьевны Морозовой и её родной сестры Евдокии Прокофьевны Урусовой во времена правления в России царя Алексея Михайловича. Е.Ф.Урусова изображена справа от розвальней в платке, наброшенном на плечи, она идет в отчаянии, сцепив кисти рук.

 

 

    В 1650-х  годах начались реформы патриарха Никона, которые стали началом великой национальной трагедии - раскола русского народа и Русской церкви. Почти сразу после своего восхождения на патриарший престол Никон стал вносить изменения в священные тексты и обряды по образцу константинопольской, греческой обрядовой практики. В том числе двуеперстное крестное знамение было заменено на троеперстное, а тех, кто продолжал креститься двумя перстами, объявили еретиками и предали анафеме. Для старообрядцев в двоеперстном крестном знамении два пальца символизировали единство двойной природы Христа - божественной и человеческой, а загнутые и соединенные три оставшихся - Троицу. Именно двуеперстие стало символом борьбы для непримиримых приверженцев старых верований. Феодосия Прокофьвна Морозова (урожденная Соковнина, в иночестве Феодора, 1632 - 1675г.г.) была вдовой. После смерти своего мужа боярина Глеба  Ивановича Морозова, родственника самого царя, ей и её сыну досталось огромное состояние. В силу богатства и знатности Ф.П.Морозова была одной из самых приближенных лиц ко двору царя. Однако это не помешало ей остаться приверженкой старой веры и стать ученицей протопопа Аввакума - видного противника никоновских реформ. 

    Вначале Ф.П.Морозову уговаривали принять церковную реформу под угрозой конфискации имущества, устраивали допросы, пытали - подвешивали на дыбе, угрожали сожжением, но боярыня не сдалась. Её не сломила даже смерть единственного сына, который погиб вскоре после насильственного разлучения с матерью и приставления к нему "воспитателей". В конце концов после личного распоряжения царя Морозову вместе с сестрой, княгиней Урусовой, заточили в Боровский острог, где в земляной яме они были умерщвлены голодом. 

     На картине Сурикова изображен момент 29 ноября 1673г., когда боярыню провозят на простых крестьянских розвальнях на "позорище" перед отправкой в Боровский острог на смерть. В "Повести о боярыне Морозовой" сказано так: "... И везена бысть мимо Чудова (монастыря)  под царские переходы. Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше».

     Исследователи из конкретных изображений, свойственных для старообрядцев, на картине отмечают немногое; это двоеперстие у Морозовой и старообрядческие лестовки опять-таки у боярыни и у странника в толпе.

   Лестовки - у боярыни на левой  руке, которой она держится за сани и у странника, стоящего в толпе  справа. 7290692_IMG_20231224_111456_972_1 (700x269, 51Kb) Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы — символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы. На крайнем правом фото я привел лестовки, которые были экспонированы на юбилейной выставке.

     Хотя художник разместил странника на правом краю картины, но явный показ лестовки на его руке заставляет нас внимательно присмотреться к этому изображению. 7290692_Strannik_1_1 (341x436, 63Kb) Недаром для его показа художник разорвал толпу сторонников боярыни, которые находятся на этой же стороне. Конечно, он открытый сторонник опальной боярыни, на это указывает не только лестовка, но и обнаженная голова - он снял шапку, провожая осужденную. Но обратим внимание на его посох, явно не соответствующего простому страннику.  По форме это иерейский посох, которые имеют право носить только священнослужители высокого ранга. Одновременно это дорогое изделие, состоящее из двух частей. Верхняя сделана из металла, за которую держится "странник" - она явно не по карману простолюдину, и нижнюю из дерева, вставленную в металлическую часть, Поэтому не стоит умиляться простому, пусть и добротному одеянию этого персонажа.  

     Кто это, раскрывает нам обозначение, нанесенное на блестящий металл поперечины посоха (показано стрелкой). Пусть она и замаскирована специально художником отблеском, но вполне можно разобрать цифры - 3731! Т.е. проводить и укрепить боярыню на её скорбном пути пришел священнослужитель той части православной церкви, которая сохраняла ведические корни и которая под натиском беспощадных репрессий уходила в тень. Отсюда и маскировка этого священнослужителя под простого путника. Одним словом провожает боярыню служитель ведической церкви Арконы ЯРа номер 31, которая подчинялась главной - 373 Арконе ЯРа. Т.е. и на этой картине мы снова сталкиваемся с теми же обозначениями, которые находятся на картине "Милосердный самарянин"!

 

     На левой щеке странника художник нанес нечто необычное - изображение лика - хорошо видны два глаза изображения и нос. 7290692_24_01_24g__Pytnik_4_1 (660x304, 69Kb) Имя того, кто изображен, В.И.Суриков в соответствии с ведическими традициями вписал внутрь изображения - это Мара (буква А читается два раза).  Обращаю ваше внимание на то, что при написание имени Мары художник воспроизвел ведический канон написания её имени - внешний облик лица вместе с носом создавал букву М, внутрь которой вписывались буквы А и Р (R), которые вместе и читаются как Мара, богиня потустороннего мира.   Такое написания её имени было каноническим. 

    Художник недаром создал изображения лица и рук странника не гладкими, а бугристыми, что позволили вписать туда средствами тайнописи множество других ведических изображений, Я помимо лица выделил на лбу в районе переносицы ЯРс, что значит Русь ЯРа (таковой для ведистов была современная Евразия) и на левой кисти знакомые цифры 31. 

     На выставке экспонировалась первоначальный эскиз странника. Но видно, что на картине изображение странника претерпело заметные изменения. 

7290692_22_01_24g__Syrikov (620x408, 80Kb)

 

 

 

 

Оказывается, при компановке изображений на картине художнику понадобилось изменить поворот головы, но вот мужчину, который позировал ему, уже не удалось найти. Поэтому В.И.Суриков частично переделал первоначальный вариант, но добавил к нему собственные черты лица.    Что само по себе многое говорит о его убеждениях, как минимум о сочувствии к староверам!

    

    Страшен пламенный лик  Морозовой  и её глубоко запавших глаз на изможденном мертвенно-бледном лице. Она готова принять любые муки, пойти на смерть.     Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами, сложенными в двуперстие. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Взгляд боярыни направлен к небу - она держит ответ только перед Богом. 7290692_19_01_24g__Boyarinya_Morozova_1_1_1 (370x174, 37Kb) Но этот взгляд Морозова перевела вверх после молчаливой молитвы к иконе "Богоматерь Умиление". И на этой иконе видны миниатюрные изображения ведических символов и надписи. На левой (для нас стороне) иконы я выделил вверху подписанное мужское изображение правого профиля в  шлеме - это  ЯР. Внизу расположены уже знакомые нам номера Аркон ЯРа - 373 и 75. Из-за миниатюрных размеров иконы художник не стал маскировать третью цифру 3 в номере - я ее оставил в авторском исполнении. Цифру 7 Суриков создал большего размера и вытянул ее вверх для создания номера 75, для чего 5-ку он разместил рядом с семеркой вверху. Одновременно с другой стороны я рамкой выделил другие цифровые обозначения - 373 и 31 Арконы ЯРа. 

        В этой картине С.И.Суриков показал Ф.П.Морозову как человека железной воли, глубокой веры, высокой жертвенности и огромной внутренней свободы. В образе Феодосии Прокофьевны Морозовой, виднейшей деятельницы русского раскола, В.И.Суриков увидел и показал нам образец подлинного героизма, главный и единственный источник которого - вера в правоту своих убеждений и святость своего дела.

    Надписи, подобные описанным выше, обнаруживаются и на других картинах выставки. 7290692_23_01_24g__Razin_2_1 (610x338, 67Kb) На картине "Степан Разин" меня несколько удивил размер паруса лодьи, на которой плывет удалой атаман со товарищи. На мой взгляд этот размер избыточен для картины - он занимает слишком много места. Но с другой стороны художник мог сделать это преднамеренно, поместив и замаскировав там некие изображения.

   

 

 

 

Действительно, увеличив контрастность и резкость изображения паруса, удалось выявить некоторые ведические изображения. 7290692_23_01_24g__Razin_1_2 (510x224, 44Kb) Я выделил на левой стороне внизу паруса говорящие о многом ведические изображения. Внизу мы видим правый профиль женского изображения с поворотом головы на нас. Копна волос лика создана в виде надписи, рассказывающим нам о том, кто это. Это Ася, жена обожествленного при жизни правителя Руси ЯРа. Немногим выше находятся глаза и нос другого лика - это Мара. Художник разместил эти изображения впритык друг к другу неспроста. Дело в том, что Ася была жрицей храма Мары высокого посвящения. В.И.Суриков знал и это! Обычно изображения Аси и Мары на артефактах компоновались подобным образом. Рядом художник разместил уже знакомые нам номера Аркон ЯРа - 3731, т.е. 373 и 31. Суриков замаскировал эти изображения, создав их чуть более темными серыми красками на общем сером фоне паруса. 

    На картине "Покорение Сибири Ермаком" художник поместил ведические изображения на обрыве берега реки с правой стороны картины. 7290692_24_01_24g__Ermak_2 (610x286, 73Kb)

 

 Я выделил в этом месте только огромное изображение ЯРа (надпись сделана на лбу), другие изображения нанесены ниже.        

 
7290692_24_01_24g__Ermak_1_1 (387x378, 44Kb)
 

  

 

 

 

 

 

 

      Во времена ведической Руси ЯРа подобные изображения создавались в том числе и в подобных местах. Этим обеспечивалось благословение богов для всех проплывающих по реке. Подобные изображения в таких местах дошли до нашего времени, их наверняка видел и В.И.Суриков.

     

 

 

 

 

 

     К великому моему сожалению, на юбилейной выставке не было шедевра В.И.Сурикова "Утро стрелецкой казни". 7290692_24_01_24g__Strelci_2 (510x288, 57Kb) Но я эту картину многократно видел в Третьяковской галерее, где и обратил внимание на один нюанс, который не замечают искусствоведы. Рядом с центром картины художник расположил какой-то странный столб с дощатыми поперечинами, чем-то похожий  на столб объявлений. На нем, скорее всего,  должна была находиться грамота, с перечислением вин казненных. Но этого нет.

 

   

 

Значит этот столб понадобился художнику совсем для другого. 7290692_24_01_24g__Strelci_1 (700x204, 42Kb) Для раскрытия тайны я выделяю это изображение и осветляю его.

 

     

 

 

 

 

 

 

В этом месте художник выполнил изображения и надписи в стиле ведических мастеров, максимально насытив изображениями доску. Многие изображения выполнены в стиле лигатур, при котором для создания изображений используются элементы других, расположенных рядом. Слева я выделил мужское лицо левого профиля с горбатым носом, надпись под ним подтверждает, что это ЯР. Созданы только глаза и нос лика, контура лица нет. Нанесены также номера Аркон ЯРа, которые нам уже встречались на картинах Сурикова - 373, 31 и 75. Для сокрытия надписей от непосвященных художник темными красками затенил ведические надписи, аналогичные отмеченных выше. Я выделил только самые заметные. 

     Расположив подобный столб с надписями и изображениями внутри толпы казнимых и их родственников, В.И.Суриков показывает, что идейным знаменем стрельцов была древлеправославная вера вместе с ведическими корнями, сохранявшимися внутри нее.  

     Итог.  Незнание и и как следствие неучет исследователями творческого наследия В.И.Сурикова ведической тематики в его работах рождают искаженные представления о смысле его шедевров, глубине авторского замысла. В своих шедеврах художник показал себя знатоком ведизма. В картинах В.И.Сурикова ведические изображения и надписи носят не иллюстративный характер, а входят как составная часть в элементы картин, подчеркивая всю глубину авторского замысла. В рассмотренных картинах я выделил только часть ведических изображений. Полный же анализ картин художника откроет  еще множество неожиданного, неведомого нам, современным его почитателям.

 

 

 

 

  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Ведические смыслы и изображения в картинах В.И.Сурикова | rc-pf - Дневник rc-pf | Лента друзей rc-pf / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»