
"Самое главное в построении собственной судьбы — умение обращаться с мостами.
Чьи-то мосты строить, по чьим-то проходить, чьи-то сжигать, а чьи-то просто игнорировать"
Мост в мифопоэтической традиции выступает прежде всего как образ связи между разными точками сакрального пространства.
В этом смысле мост изофункционален пути, точнее, — наиболее сложной его части.
Мост мыслится обычно как некая импровизация еще неизвестного, не гарантированного пути.
Мост строится как бы на глазах путника, в самый актуальный момент путешествия и на самом опасном месте, где путь прерван, где угроза со стороны злых сил наиболее очевидна, подобно перекрестку, развилке дорог.
По своей сути символизм «узких врат» и «опасного моста» связан с безнадежными, казалось бы, ситуациями: надо попасть туда, «где ночь встречается с днем», или найти дверь в стене, войти на Небо через проход, открывающийся лишь на мгновение, пройти между двумя постоянно сталкивающимися скалами или между челюстями чудовища.
Все эти мифологические образы выражают необходимость преодоления противоречий, устранения полярности, характерной для человеческого существа.
В обрядах перехода — это переход от одного плана явлений к другому, переход к реальности.
В изначальном состоянии (Золотом Веке), человек мог переходить этот рубеж по своей воле, так как не существовало смерти. После её появления переход (мост) возможен лишь после смерти или в мистическом состоянии при инициационных церемониях.
Могли это совершать и солярные герои. Пересекая опасный мост, человек доказывал, что он чего-то стоит и возвращался к утерянному раю. Мост между мирами может представляться радугой, небесным змеем (драконом).
Также ассоциируется с Вратами Правыми и лестницей со ступеньками-мечами. Два берега реки, которые надо соединить символизируют два мира - жизни и бессмертия. Узкие мосты, мосты с острыми, как бритва краями, мосты-мечи и т.д. олицетворяют тонкое разделение между противоположностями, беспространственность в сфере сверхъестественного, пути, неприступные для обычного физического опыта и чувств; путь, который можно достичь, переступая физическое мыслью и духом, как в Упанишадах и в легенде о Святом Граале.
В древнекитайской символике мост, соединяющий с потусторонним миром, был очень узким, и грешники падали с него в грязный поток. «Путешествия» при посвящении в тайные китайские общества включали переход через мост (къяо) — золотой мост, представленный белой повязкой. Мост в виде ствола дерева должен перейти также паломник Сюань-цзян, который несёт буддийские ученые манускрипты из Индии
В японской традиции божества Идзанаки и Идзанами, стоя на мосту-радуге, сотворяют землю. Они опускают в море яшмовое копье, в результате, из стекающих соленых капель образуются первые восемь островов.
В скандинавской мифологии мост-радуга Биврёст охраняется стражем, который перед концом мира трубит в рог, призывая богов к последней битве.
У финнов герой «Калевалы» Вяйнямёйнен, отправляясь в потусторонний мир, должен перейти мост из мечей и ножей.
У греков мост ассоциировался с образом Ириды — богини радуги, вестницы богов. Радуга и Млечный Путь считались мостами между небом и землей.
Средневековые рыцарские легенды говорят о мосте — «гладком, сверкающем на солнце мече», по которому Ланселот должен пройти к месту заточения Гвиневеры, а переход по нему «полон мук и страданий». Переход по мосту-мечу символически связан с Посвящением, что подтверждается фактом, что подстерегающие его на другом берегу львы исчезают, когда испытание выдержано.
В народных сказках мост осмысляется как наиболее опасная и ответственная часть пути, способ переправы через водную или огненную преграду, а также место поединка с мифическим противником.
В восточнославянских сказках на калиновом мосту герой вступает в единоборство со змеем. Иногда схватка происходит на ледяном мосту, который создан на море дыханием змея, или на трех мостах: сначала на медном, потом на серебряном и, наконец, на золотом.
Одна из трудных задач в русских сказках — построить за ночь большой чудесный мост: одна мостина серебряная, другая золотая.
Мост — переход от смерти к бессмертию, от нереального к реальному.