• Авторизация


Без заголовка 05-11-2023 21:56 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения макошь311 Оригинальное сообщение

СТАРАЯ-СТАРАЯ СКАЗКА

[показать]Вечерами, когда Солнышко отправлялось спать, а на небе начинала свой таинственный путь красавица-Луна, бабушки веками рассказывали внукам сказки, чтобы помочь чадам побыстрее отправиться в царство ночных грез.

Впитывая эти волшебные истории, дети, сами того не ведая, приобщаются к родной культуре. Ведь именно сказки являются основным источником, из которого ученые черпают знания о религиозных воззрениях древних славян.

Когда Баба Яга была девочкой,
Чудо-юдо еще было маленьким,
Змей Горыныч был птенчиком немощным,
Царь Кощей был мальчиком-паинькой, –
На болоте, что у озера тихого,
Народился на заре добрый молодец…

Веня Д'ркин
       

БАБА-ЯГА

Баба Яга считалась патроном инициации – посвятительного обряда-испытания, показывающего, что человек стал взрослым и может быть полезным для сородичей.

Центральным действием ритуала являлась имитация смерти. Посвящаемого клали в гроб (зарывали в землю, "сжигали" – в зависимости от принятого в данном племени способа погребения), опаивали "мухоморчиками", и он "отправлялся" в Тридевятое царство – загробный мир. Делалось это не только для того, чтобы доказать мужество и силу человека, но и с целью очистить его смертью (до наших дней сохранилось альтернативное название Гиены огненной – "чистилище"), обновить его организма (вспомните купание в кипящем молоке героя сказки "Конек-Горбунок"). Неофит как бы получал новую душу, становился новым человеком.

[показать]Мифическим персонажем, встречавшим инициируемых на границе между миром живых и миром мертвых, являлась Баба-Яга. "Забор вокруг избы из человеческих костей, на заботе торчат черепа людские с горящими глазами, вместо столбов у ворот ноги человечьи, вместо запоров руки, вместо замка – рот с острыми зубами". Сама старуха напоминает помещенного в гроб покойника: "На печке лежит Баба-Яга костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос". Одним из способов погребения у древних славян было захоронение в тесном срубе "без окон, без дверей", поставленном на столбы, чтобы уберечь тело от хищных животных. В народном сознании возвышающаяся посреди леса домовина и полуистлевший мертвец в ней превратились в сказочную избушку на курьих ножках и ее старую хозяйку.

Несмотря на зловещий вид, Яга встречает героя довольно любезно и оказывает помощь, показав путь в заветную страну. Ведь Герой продемонстрировал, что понимает, с кем имеет дело, и не боится: сказал волшебное слово, чтобы повернуть избушку к лесу задом (типичный пример заговорной магии, этакий "Сезам, откройся!" на славянский манер); не погнушался отведать старухиной еды и переночевать в ее жилище. Человек, ведущий себя столь уверенно, в достаточной степени "мертв", чтобы попасть в Тридевятое царство. Кроме того, в Герое явно есть не только доблесть, но и сила – качество, отличающее настоящего бога-воина – "богатыря".

В языке соседствующих со славянами тюркских племен есть слово "яга", которое означает "шаманское моление высшим силам". Наши русоволосые предки знали древнее божество "Яже" – так в песнях называли ящера, некогда исчезнувшего прародителя всего живого (сравните с привычным слуху словом "пращур").

Баба Яга изначально – очень древнее божество славянского пантеона, прародительница, хранительница рода. Она наделена ярко выраженной женской физиологией, однако стара и одинока, что отражает раннюю стадию развития религии, когда плодородие мыслилось без участия мужчины. В дошедших до нас сказках Яга действительно хозяйка, но уже не людей, а зверей и птиц (в некоторых случаях славяне мыслили смерть как перерождение в какое-либо животное). Не случайно именно она дает герою помощников, которые проводят его неторными тропами замогильного мира к заветной цели.

[показать]БЕРЕГИНИ

Обязательным спутником сказочного героя является птица, олицетворявшая для древнего человека крылатую душу умершего (сравните с христианскими ангелами). Более поздней интерпретацией этого представления является летучий корабль: не последнюю роль в его изобретении сыграл способов погребения в лодках, особенно распространенный в северных странах. По той же причине крылатыми (или умеющими одним махом преодолевать огромные расстояния) становились кони. Долгое время у многих народов мира сохранялся обычай хоронить скакунов вместе с почившим хозяином, чтобы тот смог с помощью верных животных попасть в царство мертвых. Связь этих животных с потусторонним миром подчеркивает их масть: в сказках они либо белые (цвет существ, потерявших телесность), либо золотистые (намек на пламя погребального костра, вместе с дымом уносящее душу покойного в страну мертвых).

Как правило, сказочные персонажи обладают человеческими чертами – лицом и способностью говорить. Таковы сладкозвучный Сирин, возрождающийся из пепла Феникс, Жар-Птица, девы лебеди. Эти полуживотные-полулюди – "потомки" древнего мифического персонажа по имени Полкан, что в буквальном смысле означало "полуконь". Он охранял солнечных коней Световита. Впоследствии народная фантазия наградила этими функциями Сивку-Бурку (Сива у полабских славян – божество плодородия и жизни). Другой вариант мифа – история Конька-Горбунка. Этот уродливый горбатый персонаж с длинными ушами – ни что иное, как фаллический символ, а прыганье верхом на нем к окошку светлицы, где томится красна девица – символическое лишение девственности, в более широком смысле – возвращение в материнское лоно и новое рождение.

У сказочного героя есть и другие помощники – хищные звери, обитающие в дремучих среднерусских лесах. Среди них особое место занимает волк. Этот образ на протяжении многих веков связывается в сознании людей с оборотнями. Однако изначально волк был положительным персонажем славянской мифологии. Охотники палеолита чтили этого зверя за ум, выносливость и удачливость, считая его пожирателем нечистой силы. Доброе начало видели в волке и земледельцы – особенно весной, когда всходили яровые хлеба и лен, а в лесах появлялось множество косуль, оленей, кабанов, которые не прочь были полакомиться молодой порослью. Волки легко загоняли копытных, невольно оберегая поля от потравы. И по сей день в глухих деревнях существует поверье, что встреча волка в пути предвещает добро, а нападение стаи на скотину сулит скорую удачу и богатство.

Еще один сказочный персонаж, со временем превратившийся в спутника ведьм и чародеев – Кот Баюн – дух сновидений. "Пойдет направо – песнь заводит, налево – сказку говорит. Там чудеса, там леший бродит, русалка на ветвях сидит". Путешествие по призрачному миру грез – путь по грани между реальностью и страной теней. Еще один шаг – и перед одурманенным мухоморчиками неофитом предстанет во всем своем грозном величии мир мертвых – заповедное Кощеево царство!

[показать]КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ

Когда шаман севера хочет исцелить больного, он погружает себя в транс и отправляется в подземный мир, чтобы уговорить повелителя мертвых не забирать душу пациента. Кроме того, мир теней таит в себе несметные сокровища и тайны, позволяющие усовершенствовать мастерство целителя. Всеми этими богатствами в славянской мифологии заведует персонаж, которым вот уже много веков пугают непослушных детей – Кощей Бессмертный.

Буквально старославянское "кощь" переводится как "сухой", "тощий", что близко по смыслу к "кость", "окостенеть". Прилагательное "кощное" подразумевало тьму кромешную, преисподнюю, а словосочетанием "кощное царство" наши предки называли царство мертвых. Таким образом, сам русский язык раскрывает перед нами суть Кощея – злого духа, старого чародея, повелевающего усопшими.

В основе сюжета, в котором от сказки к сказке участвует этот "фольклорный элемент", лежит древний миф: демон тьмы крадет деву солнца у ее жениха – бога-громовика. Тот разыскивает злодея и убивает его (в древнерусском варианте разбив яйцо из хрусталя – материала, который издавна считался символом души). Однако не стоит верить счастливому концу истории: согласно древнему поверью, ближе к зиме демон оживает и вновь похищает дневное светило (отсюда закрепившееся за повелителем тьмы прозвище Бессмертный).

Причина столь большой популярность этого персонажа среди сказителей в особенностях среднерусской природы: мало того, что ночи у нас кромешные, так еще и зима – холоднее не придумаешь. Кощей – символ окостенелости, оцепеневшей от мороза зимней природы. Неслучайно герои сказок частенько превращаются им то в дерево, то в камень. Как не странно, этот же миф породил представление о мертвой и живой воде, которую Герой добывает в Тридевятом царстве: мертвая – это первые весенние дожди, оттепель, которая растапливает снег, затягивает нанесенные зимой раны; живая – теплые ливни, в которых умывается пробудившееся ото сна Красно Солнышко и начинает дарить земле долгожданное тепло и плодородие.

Еще одно богатство Тридевятого царства – молодильные яблоки, произрастающие на волшебных ветвях Мирового древа. Древние считали, что его волшебные плоды способны вернуть человеку молодость. Это объясняется местом произрастания яблони: пройдя через очищение смертью, инициируемый, как уже говорилось, возрождается к новой жизни в более совершенном и, соответственно, более здоровом виде.

Прекрасны и желанны дары Тридевятого царства. Но на пути к ним Героя ждет еще одно препятствие. Что это за сказка без чудовищ? Прошу любить и жаловать: "страшилка" славянских детишек – великий и ужасный Змей Горыныч!

[показать]ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ

Принято считать, что этот славянский дракон является повелителем подземного мира. Казалось бы, на это указывает славянская мифология (уже упоминавшийся выше Яже), да и прозвище Горыныч намекает на горы, которые многие народы мира считают логовом демонов преисподней.

Однако на среднерусской равнине каких-либо значительных возвышенностей нет. Зато есть бескрайнее небо, по которому день и ночь плывут облака. Белоснежные барашки превращаются в замки, а на смену этим огромным конструкциям приходят тучи – черные, страшные, многоглавые, которые пышут молниями и… похищают Солнце – основу жизни земледельца.

Змей Горыныч – "сын горы небесной" – слуга Кощея Бессмертного, его верный сподручный. Он крадет для своего господина красавиц (Луну, звезды, Солнце), а также охраняет подземное царство не хуже трехголового Цербера – греческого стража ворот Аида.

Змей хитер: ради достижения своей цели, он способен менять облик, превращаясь в прекрасных юношей и девушек (свежесть и омоложение природы после дождя, после зимы). Он же является хранителем кладов, целебных трав, живой и мертвой воды: главное богатство земли – урожай, невозможен без дождя, который, однако, может быть и губительным.

Непроста жизнь русского земледельца: отгремела гроза, прояснилось небо, и вот уже Солнце немилосердно жжет лучами посевы. Казалось бы, победили Змея Горыныча, самое время и радоваться! Ан нет: пришло время для безобразий другого персонажа из свиты Кощея Бессмертного – Вия.

[показать]ВИЙ

Этот мифический персонаж, чье имя буквально означает "ресницы", гораздо шире представлен в фольклоре Малороссии, климат которой отличается от северных районов большей засушливостью. Это царство Вия – нечистого духа с закрытыми тяжелыми веками глазами. Стоит поднять их – и ничто не утаится от его очей. Подобно Медузе-Горгоне, он сжигает взглядом все живое, обращая в прах города и деревни.

В образе Вия наши предки отразили испепеляющую силу Солнца, не только дающего жизнь, но и способного вызвать засуху, пожар.

Русским сказкам этот персонаж знаком как слепой старик с убивающим взглядом. Глаза его не видят из-под лохматых бровей и железных век (предположительно, человек мифопоэтического сознания так понимал грозовые тучи, скрывающие солнце-зрение). Но стоит поднять их – и рать противника уничтожена, вражеский город поражен!

Этот удивительный старик подчиняется только собственной воле: он способен и помочь Герою спасти прекрасную царевну, а может помешать осуществлению его планов.

Однако в финале сказки победа оказывается на стороне добра-молодца. Не страшны ему ни Кощей, ни Змей, ни слепой старикан. А все потому, что главным действующим лицом славянского фольклора является никто иной, как Иванушка Дурачок.

[показать]ИВАН ДУРАК

Перед нами – обыкновенный древний росич, достигший половозрелого возраста. Ему пора жениться, пора совершать подвиги во славу своего рода. Но прежде, чем отправиться под венец или всерьез заняться военной практикой, юноша должен пройти обряд инициации – только после посещения Тридевятого царства (очищения псевдосмертью) он может стать Царевичем – полноправным членом общины.

Казалось бы, все понятно. Однако есть одна любопытная деталь: во всех сказках он оказывается умнее своих старших братьев (читай – более взрослых представителей рода, которые уже прошли посвящение в мужчины). Секрет удачливости Ванечки очень прост: он – Дурак.

"Бог дураков любит", – утверждали наши предки. Эти бесхитростные души не склонны раздумывать, прежде чем совершить какое-либо деяние. Полагаясь на "авось", такие люди бессознательно доверяют свою судьбу высшей силе: больше им надеяться не на что. Иван идет, "куда глаза глядят", наобум, и именно этот бессмысленный путь оказывается спасительным.

Конечно, русские сказки ни в коем случае не призывают нас быть дураками: они лишь намекают, что для постижения мира одних знаний недостаточно. Прислушивайтесь к своей интуиции, доверяйте воле провидения! А уж "кривая" обязательно выведет!

http://cosmoforum.ucoz.ru/forum/5-272-22504-16-1324902053

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | ОСИНКА_25 - Дневник ОСИНКА_25 | Лента друзей ОСИНКА_25 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»