
Целостным образом, который синтезирует все отношения между богами, есть у славян мировое дерево. В славянских фольклорных текстах по обыкновению в этой роли выступают Вырий, райское дерево, береза, явор, дуб, сосна, яблоня. Три основные части мирового дерева связаны с разными животными: ветви и вершина - с птицами (сокол, соловей), а также с солнцем и месяцем; ствол связан с пчелами; корни - с хтоническими животными (змеи, бобры).
С помощью мирового дерева моделируется тройная вертикальная структура мира - три царства: небо, земля и ад, четвертичная горизонтальная структура (север, запад, юг, восток, четыре ветра); жизнь и смерть (зеленое дерево, которое растет и цветет, и сухое дерево).
Мир казался славянам очень похожим на яйцо. Посреди славянской Вселенной расположена сама Земля, как желток в яйце. Верхняя часть «желтка» - наш Живой мир, мир людей. Нижняя часть - Мир Мертвых, Страна ночи. Для того, чтобы попасть туда, надо пересечь Океан-море, которое окружает Землю. Или прорыть колодец, и камень будет падать в этот колодец двенадцать дней и ночей.
Вокруг Земли расположены девять разных неб. Каждое из девяти неб славянской мифологии имеет свое собственное назначение: одно - для Солнца и звезд, другое - для Луны, еще одно - для туч и ветров. Седьмое небо славяне считали «твердью», прозрачным дном небесного Океана. Там сохраняются запасы живой воды, источник дождей.
На любое небо попадают благодаря Мировому Дереву, которое связывает между собой Низший Мир, Землю и все девять неб. Мировое Дерево похоже на огромный дуб. На этом дубе зреют семена всех деревьев и трав.
В мифах славян сохранились легенды о дубах, которые существовали еще док создания мира. В украинских колядках поют о том, что в то время, когда не было ни земли, ни неба, а только одно синее море - воздушный океан, - среди этого моря стояли два дуба, а на дубах сидели два голубя. Голуби спустились на дно моря, достали песок и каменья, из которого и образовались земля, небо и небесные светила.
Славянская сказка рассказывает о дубе, который вырос до самого неба. Полез старый на то дерево, лез он лез и залез на небо. На небе сидел петушок-золотой гребешок, который в огне не горит, в воде не тонет. Еще там стояли волшебные жерновки - эмблема весенней грозы, которая дает земле плодородие, а людям - их насущный хлеб.
Славянские боги собирались под Мировым деревом, чтобы решать судьбы человечества. Славяне создавали суд и правду под старыми дубами и глубоко верили, что все приговоры, которые провозглашены под кроной старых дубов, возглашены благодаря внушению божеств.
Много свойств мирового дерева сохраняет не только дуб, но и осина. Осина спасает от колдунов, упырей и ведьм, которые играют роль, производную от Змеи-Велеса. Змея-Велес высасывает молоко-дождь из небесных коров-туч. Колдуны, упыри и ведьмы крадут дожди и росы, выдаивают и высасывают коров, пьют кровь у людей. Чтобы защитить себя и скот, славяне использовали осину.
Мифическое мировое дерево-туча, из-под корней которого течет живая вода дождя, расцветает огневым цветом-молнией Перуна. Демонические змеи и ведьмы, с жадностью бросаясь на этот любимый напиток живой воды, попадаются под удар громовых стрел Перуна. Это также делает и Перунова палка - обостренный осиновый кол.
В славянских сказках колдуна может убить только осиновый кол. По углам двора для скота ставят срубленные осины - это пугает ведьм. Как средство спасения от болезней, которые насланы нечистой силой, используют осину. Например, если болят зубы, берут осиновый сучок и прикладывают к больным зубам. Потом читают заговор: «На море на океане, на острове на Буяне стоят высокие три дерева, под теми деревьями лежит заяц; переселись ты, зубная боль, к тому зайцу!».
www.testsoch.net/mirovoe-derevo/
еще о Мировом древе - здесь