В последнее время только подавленный и ленивый не пишет на тему типирования по разным системам, стилистики и прочего . Я не претендую на экспертность в этой публикации, скорее, пишу про мои наблюдения, которые как-то сами уложились в голове.
Ретро-детективный сериал "Шифр" (2018-2023) мне понравился своей атмосферой и правдивым отражением времени повествования.
Четыре женщины: Катерина Свиридова (актриса Елена Панова), Анна Дорофеева (Екатерина Вилкова), Ирина Зимина (Марьяна Спивак) и Софья Теплицкая (Яна Дюбуи) в 1940-х служили в ГРУ. Благодаря своим способностям подруги принесли много пользы Советской Армии. В дальнейшем их пути разошлись. Но через 12 лет после Победы Анна Дорофеева попадает в экстремальную ситуацию, поэтому женщины снова становятся командой, чтобы помочь Анне избежать наказания за преступление, которое та не совершала....
Думаю, художники по костюмам прорабатывали каждый образ по системе К. Пирсон, Я представляю, как сложно было киношным стилистам создавать образный гардероб каждой героине, ведь пришлось учитывать издержки эпохи дефицита и повестки на невзрачную скромность. Однако задачу удалось решить блестяще. Смотрим на героинь внимательно.
Самая яркая и дерзкая- несомненно, героиня Е. Вилковой- капитан Анна Дорофеева (кстати, после войны девушки держали в строжайшем секрете свою деятельность в ГРУ).. Статная, изящная блондинка в кружевных блузках, ажурных перчатках, необычных шляпках. Всегда с безупречным макияжем и маникюром- её красная помада по ходу фильма покорит не одно мужское сердце.
В создании этого потрясающего образа активно использовался силуэт нью-лук, Анне очень идут длинные приталенные юбки.
Визуальный контент образа Анны дополняют её уверенные интонации и раскатистый тембр.
Анна явно бросает вызов скучной повседневности, опостылевшей работе официанткой и чувству нереализованности. Из более ранних образов советского кинематографа эта героиня Е. Вилковой рифмуется у меня с Людмилой Гурченко. А по системе Пирсон Анна совпадает с двумя архетипами: Бунтарь и Эстет (Любовник).
Не менее сложным является образ Ирины Зиминой (Марьяна Спивак)- учителя математики, матери двоих детей и жены обкомовца. И да, майора ГРУ.
Её гардероб представлен добротной классикой. Ирина- высокая женщина с устойчивой фигурой, она транслирует благополучие, равновесие, порядочность , возникает ощущение, что на неё можно положиться. На мой взгляд, базовый архетип по Пирсон- Опекун (Заботливый), но с чертами архетипа Герой.
На следующем фото видно, как стилистам удалось решить вопрос статусности героини, ведь она жена высокопоставленного чиновника. Привнести особую статусность в имидж для Опекуна бывает очень непросто. "Скучная" классика традиционно считается прерогативой этого архетипа.
Согласитесь, редкая советская женщина могла позволить себе такой каракулевый комплект!
Путь Ирины, не смотря на кажущееся благополучие, довольно тернист. В учительском коллективе ей многие завидуют, а брак с мужем-обкомовцем оказался не таким прочным, как думалось. Женщина ищет правду не только в расследованиях. но и в собственной жизни. Она совсем не хочет предавать свои принципы и продолжать жить с неверным мужем. Ирина отстаивает своё право развиваться как личность, а не превращаться в домашнюю наседку, думающую только о быте и нарядах. Решение даётся Ирине непросто, но она стойко преодолевает препятствия. На мой взгляд, именно в этом заключается перекличка образа с архетипом Герой.
Многие наряды Ирины лаконичны и сдержаны, угадывается отсыл на военную одежду, особенно в костюмах без лацканов. Они подчёркивают достоинства внешности женщины и транслируют её стойкость и решительность.
Эта фотография, на мой взгляд, типовая для всех четверых.
Образ подполковника Катерины Свиридовой (Елена Панова) поначалу показался мне скомканным и невнятным. Но, просматривая сезон за сезоном, я поняла, что очень ошиблась. Да, героиня кажется неброской, но она отчётливо и многогранно открывается по ходу сюжета.
Катерине, пожалуй, труднее всех. На начало истории женщина только что вернулась из лагерей, куда попала по 58-й статье, оставив маленькую дочку на мужа. Приехав в Москву после реабилитации, Катя работает в библиотеке, а клеймо несправедливого ареста портит ей жизнь. Женщину ненавидит подросшая дочка, её травит новая жена бывшего мужа.
Катерина волевая умная женщина, она не даёт себе раскисать и понимает, что жалость к себе только усугубит положение. Снова появившиеся на горизонте подруги, участия в расследованиях стали для Свиридовой пространством для восстановления сил, обретения уверенности и её жизнь постепенно наладилась.
Как правило, Катя одета во что-нибудь однотонное, одежду нейтральных оттенков. Ясное дело, по началу ей покупать особо не за что...Волосы и лицо героини тщательно ухожены, но украшения отсутствуют на протяжении всего сериала. Из аксессуаров мы можем наблюдать лишь изящные часики и ридикюль. Это и понятно, представительницам архетипа Мудрец украшения только мешают. Они могут ими любоваться, но надеть серьги или браслеты просто забывают.
Сдержанная, по-советски скромная, но не теряющая достоинства, в её облике читается интенсивная, сокровенная работа мысли. Главный цвет героини- синий. В нашем бессознательном он ассоциируется с компетентностью, опытом (большинство одежды из сегмента форменной именно синих оттенков).
Голос у Екатерины негромкий, интонации монотонные, но резонные. С такой женщиной спорить очень трудно, её неразговорчивость очень авторитетна.
Следуя фабуле и смысловому посылу фильма, художники по костюмам раскрывают в основном потенциал образа Катерины, но не потенциал её внешности. Героине очень идут насыщенные оттенки бирюзового и синего, просто преображают её, подчёркивая колорит этого Мудреца с вероятными чертами Правителя.
Очень жаль, но лишь в двух эпизодах Екатерина предстаёт перед зрителями в поистине великолепных, раскрывающих лучшие грани её внешности платьях: история её краткосрочной работы в Доме одежды (на фото именно она) и экипировка под иностранку в последнем расследовании сериала.
Настал черёд самой молодой участницы коллектива Сони Теплицкой (Яна Дюбуи). Осиротевшая в войну еврейка была принята в ГРУ будучи ещё почти подростком. Софья Львовна обладает редчайшей фотографической памятью.
Невысокая, плотная (на момент начала истории актриса была на сносях, что усердно прятала), очень милая. Мелкие кудряшки обрамляют личико, придавая ему юное очарование. Соня очень простая в общении, скромная, искренняя и впечатлительная. Столкновения со смертью девушку сильно ранят, до такой степени сильно, что она порой не может пользоваться своим редким даром.
Непосредственная и открытая манера общения производит впечатление на такого ответственного защитника Родины и комсомольца Кима Вершинина.
Она носит сарафаны (кстати, единственная из всей группы) или платья на пуговицах синего, зелёного или коричневого цветов. Соня немного напоминает героиню Л. Ахеджаковой. из "Иронии судьбы"
Этот образ "берёт" своей миловидностью и непосредственностью, поэтому я бы отнесла его к архетипу Простодушный (Ребёнок). А это и чистота, и цельность, и посыл на единство с окружением.
Надо сказать, что образная линия главных героинь явно продумана до мельчайших деталей и видится мне очень органичной. Причём, эта гармония сохраняется на протяжении всех 4 сезонов, она успешно проживает серьёзные трансформации. Основная сильная сторона такой продуманности- синхронность четырёх образов, они прекрасно функционируют не только каждый себе, но и в группе, прекрасно дополняя и поддерживая друг друга.