Исповедь – это отдельное, установленное Церковью, Таинство. Ни в коем случае нельзя относиться к нему, лишь как к формальной преградой перед Причастием, как говориться: лишь бы что сказать! Исповедью чистой и искренней душа смиряется и очищается, исповедью в душу радость входит, исповедью дьявол посрамляется. Готовясь ко Причастию, надобно настроить свою душу на особый лад, привести её в состояние благоговения перед Святыми Дарами, помнить о своем недостоинстве.
В нынешнем приходе я два года и вот очень меня удивляет практика причастия по благословению, без исповеди, для тех, кто регулярно причащается. Дескать съел что-то, тот же телевизор, СКАЗАЛ что-то "с горяча", - это грехи, которые можно исповедовать ежевечерне перед Богом в домашней молитве, а на исповедь приносить только главные, серьезные. Оо
И вот последнюю каплю недоумения вызвала у меня приятельница (у нас разные духовники), когда сказала: "ну что тебе исповедоваться, благословись и иди на причастие ты ДВЕ недели лежишь, что ты могла нагрешить?" Ну я то знаю что... но тут разгорелась дискуссия по поводу того, что если я "коплю грехи до исповеди", то значит и не веду той самой внимательной внутренней жизни, ежевечерне не предстаю перед Богом, как "в последний день". Но живя в суете большого города - СПб, мне кажется нереальным (в меру моего малого духовного возраста) такое духовное предстояние. На мой взгляд некая душевная экзальтация, идти на исповедь только тогда "когда душа рвется". А если она в нечувствии пребывает? И на молитвы и к исповеди приходится себя тащить усилием воли? Что не ходить?
А если даже и есть временами горение такое, тогда смысл исповеди, если дома принесла покаяние, а смертных грехов не успела сотворить?
Не о том чтобы нести на дух длиннейший список всех упомненных ежедневных грехов, когда у священника очередь больше сотни человек. Но ведь покаяние приносим Богу и можно стоя в той самой очереди мысленно исповедать подробно, назвав духовнику только кратко: "Тщеславие, гнев, зависть, лень..." И озвучить именно самое больное.
Но как идти к причастию без разрешительной молитвы?
Может я чего-то не понимаю?