Перечитала.
Последний раз я её читала ещё в школе, сочинение по ней писали. Лет 25 уж прошло. Я помню, свои чувства относительно данного литературного произведения в юности. Я была зла. Как же я была зла! Возводить в герои необразованную женщину, из поступков которой молитва, бездумное предание страстям, без мыслей о последствиях, и выбор легкого пути - смерти, самоубийство. Вместо того чтобы принять на себя ответственность за поступок. Какой она "луч света"? А наша учительница по литературе свято требовала только такое мнение.
А меня штормили эмоции. Какого черта вообще это произведение делает в школьной программе? Какого черта её с самоубийством возводят на пьедестал? Чтобы школьники сассоциировали себя с ней? У подростка те же проблемы: не принадлежит себе, взрослые его контролируют и решают как ему жить, с одной стороны родители, с другой стороны "тирания" учителей, деться некуда, изменить положение никак не удастся и что всем строем пойти прыгать с моста?
Но выражать собственное мнение в сочинениях нам было никак нельзя, я что-то умудрилась выдавить из себя, что было бы приятно взору учительницы. А "Гроза" Островского засела глубоко в душу, как легкий путь избавления от любых проблем. И каждый раз, когда в моей жизни наступал сложный момент, когда хотелось просто спокойствия и оптом избавиться от всего, в памяти призраком вставала "Гроза" и моя злость про лёгкий путь и "героизм".
В моей жизни на данный момент всплыла тема "терпения, невозможность терпеть и возможности выхода из ситуации терпения". И мне нестерпимо захотелось перечитать "Грозу". Конечно, теперь я сумела оценить слог. Эти кружева слов ввели меня в изумительный восторг. Только купаясь в диалогах можно простить и пьесу и автора и даже мою учительницу за всё. Получила истинное наслаждение.
Я до сих пор не понимаю и не разделяю взгляда о том, что Катерина "луч света". Луч света там - Кулигин. В самом что ни на есть прямом смысле. Он человек от науки, а все остальные, набожные, необразованные, тёмные люди. Возможно кроме Бориса, вроде как в Москве вырос и учился, но эту сторону автор не раскрыл.
Возможно в то время набожная красивая женщина - и была идеалом, потому на ней то все и зациклились и оправдать пытались и вменить героизм и даже Варварин отъезд притягивали за уши к её смерти, вроде как благодаря поступку Катерины, Варвара то и ушла. Так ничего подобного, сначала ушла Варвара, а потом уже Катерина наложила на себя руки. И в пьесе не указано, что они знали о решениях друг друга, их поступки идут параллельно. А вообще пьеса то, если вдуматься про жизнь, про психологию.
И в ней три героя. Катерина, Варвара и их брат и муж Тихон. Они все втроем находятся в ситуации терпения. И в этой ситуации есть только три варианта: продолжать терпеть: Тихон; проявить свои лидерские качества, жить своим умом и идти своим путем: Варвара; сдаться и решить проблемы все оптом - самоубийством: Катерина.
Критики писали, что "Гроза" хоть и заканчивается трагически, оставляет освежающий эффект. Они учуяли его своими чувствами, но не выявили анализом, кто даёт то тот самый "освежающий эффект". А даёт его Варвара, которая выбрала - уйти, и строить свою личную, лучшую для неё жизнь. Вот то самое облегчение. Хоть кто-то смог. Выход то на самом деле есть. А Островский-то был тонким психологом, не спроста из духовенства. И с другой стороны, странно, для выходца из духовенства не учесть такой момент: когда Катерина размышляет быть или не быть, сначала она эмоционирует по поводу того что придется возвращаться домой и опять терпеть, терпеть, терпеть, а потом успокаивается, когда начинает думать о своей будущей могилке, спокойствии, травке и цветочках на ней растущих. Это я могу думать о спокойствии после смерти, в моей картине мира нет ни ада, ни рая, ни гиены огненной, я умру и на этом все закончится. Для меня смерть - спокойствие. А ведь глубоко верующий человек весь мозг бы себе поломал о грехе самоубийства, и о гиене огненной и о том, что после самоубийства возможно будет ещё хуже чем, на текущий момент. И где рассуждения о терпении и смирении? Которые обязаны были появится в мыслях набожного человека хотя бы раз на протяжении пьесы. Островский ведь показывает нам мысли Катерины. И там про смирение и терпение в православном смысле ни слова. О душевной боли, о страданиях, о страхах, о страстях и желаниях, о грехе, но не об обходимости смирится и терпеть.
И это либо недоработка, либо незнание человеческой природы, либо "пасхалка". Но человек за 5 минут не может отринуть Бога. Из своего личного опыта могу сказать, что у меня на это ушло три года чтобы успокоится и ещё год чтобы оклематься. А тут только Катерина ужасалась гиене огненной и уже ей видится спокойствие после самоубийства. Для реалистичности картины - это грубая ошибка. А как работа психолога для масс - браво.
Сказка-терапия для взрослых.