Заметим однако, что так как эти образы черпают свою силу в воле и воображении людей, то они зависят от веры в них, и надо думать, что теперь рога дьявола уже не так страшны, как в средние века. Так, когда маги Юлиана Отступника вызвали перед ним олимпийских богов, то боги эти имели истощснный и измученный вид. Действительно, в то время никто в них уже не веровал.
Итак, всякая коллективная астроидея (человеческие мысли в астрале), то есть созданная несколькими людьми, сильнее астроидеи отдельного человека. На этом основано построение и действие магической цепи. Основным правилом ес служат слова, начертанные Кунратом на одном из его пантаклей, а именно coagula--solve, что значит: сначала собери, а потом распространи астральную силу. Магическая цепь образуется соединением людей, связанных одной идеей и волей одного человека. Все члены цепи должны быть отрицательными, за исключением их главы, который является положительным, то есть все члены должны лишь воспринимать волю шефа, и усвоив ес, возвращать ес ему же в виде астральных токов; шеф является, таким образом настоящей астропсихической батареей и может направлять по своему усмотрению громадный запас астральной силы... Все общества, объединснные внутренней дисциплиной и единой волей, являются магическими цепями, и люди образуют эти цепи, нисколько не подозревая, что они следуют законам Магии. Однако, если положительные и отрицательные элементы, то есть члены общества, расположены неумело, то они нейтрализуют друг друга и воля общества не может быть выражена с достаточной определснностью и силой.
Эгрегорами называются астральные существа, порождснные сообществом людей, объединснных одной мыслью и волей, и представляющие дух сказанного общества. Создание эгрегоров основано на законе магической цепи. Как мы уже говорили, магическая цепь создаст в астрале коллективные астроидей, то есть мысли, желания и образы. Когда магическая цепь настойчиво действует в продолжение некоторого времени и представляет собою большое общество, все члены которого держатся известных принципов и направляют свою волю к известной цели, то в астрале создастся самостоятельное существо, представляющее сумму убеждений и целей общества. Эта сумма является как бы принципом нового существа, называемого эгрегором.
Получив от членов общества достаточный запас силы, эгрегор начинает жить уже самостоятельной жизнью; однако он не пользуется вполне свободной волей, так как вся его жизнь направлена к достижению целей, составляющих его принцип. Но, с другой стороны, он и сам влияет на членов общества и заставляет их служить целям последнего. Таким образом, между эгрегором и создавшим его обществом людей устанавливается взаимодействие. При борьбе земных обществ между собой их эгрегоры, эти астральные гиганты, также вступают в ожесточснную борьбу, увлекая в нес и людей. Умершие члены общества составляют как бы часть эгрегора, питая его и после своей смерти своими психическими силами. Поэтому никакую идею в мире нельзя уничтожить насилием. Действительно, мученики за эту идею лишь усиливают представляющего ес в астрале эгрегора. При распадении общества на земле, эгрегор его иногда ещс долго существует в астрале и старается осуществить цели общества, вызвав к жизни новое общество и как бы возродясь в нём...
Среди мировых эгрегоров надо прежде всего отметить двух главных, а именно эгрегоров добра и зла. Первый из них представляет единение почивших святых, а также хороших живущих людей и добрых мыслей, а второй -- единение злых людей, умерших или живущих, и злых желаний и мыслей. В Каббале первый из них называется Михаэль, а второй -- Самаэль. Последний и является дьяволом или сатаной эзотеризма.' (Тухолка -- "Оккультизм и Магия", С-Петербург, 1907, стр. 55-61).
(С) Ч.У.Лебитер "Астральный план"