Что мне не понравилось в Израиле, так это заборы, ограды и загородки. Очень много. Очень везде. А очень иногда хочется пройти прямо!
Или посмотреть. Как, например, в тот день, когда вечером мы подошли к музею Израиля. Закатное солнце играло в струях фонтана храма книги. Красотища! Но посмотреть только в какую-то бетонную щель, и уж точно не сфотографировать. А пока добрались до места - момент был упущен(
Музей Израиля имеет огромную территорию, на которой расположены отдельные здания, уличные инстоляции и смотровая площадка. За недостатком времени обойти все не получилось, ну и пусть, ну и ладно - я и так уже к тому времени былла как тазик, переполненный впечатлениями: чуть крену дашь - они, бац! и выыпрыгивают, внутри не держатся.
Храм кнниги (внешне) я не оценила. Этакое - напоминающее вантуз без палки.
Зато внутри бесценно: развешены, разложены фрагменты страниц Кумранских свитков.
Бесценно, но вообще-то мало понятно. А от висящего над головой "пестика" еще и тревожно. Ну как припечатает.
От Храма книги к археологическому крылу пробегали по "железному саду". В сумерках мне показалось, что деревья настоящие, ан нет! И тут облом, вместо живых свидетелей времени сплошная железная концепция, Вот зачем они так? После гефсиманских олив...
В лиловых сумерках успели посмотреть гигантский макет (1:50) Иерусалима времен второго храма. Я в очередной раз убедилась, что топографический кретинизм заболевание системное и с уменьшением масштаба никуда не девается. Казалось бы все как на ладони, а результат прежний - "где, где наша гостиница?" "какой, какой дорогой мы шли?"
Но зато как прекрасны силуэты на фоне вечернего неба!
Мне кажется, что эта скульптура очень многое говорит о еврейском искусстве (я сейчас без иронии, а где-то даже с симпатией). Надо сказать, что после этой поездки: после музейчика в Хайфе, сувенирных магазинчиков и особенно уличных графити, я совершенно по-другому стала воспринимать Шагала. Раньше думала, куда уж универсальнее! Теперь же он дляя меня глубоко национален.
Переходим к главному! Археологическому крылу. О, братцы, сколько позитива))) И кто бы мог подумать, в таком месте и так что прям волной накрыло! Я и сейчас сижу с бессмысленной улыбкой на лице, поскольку фотографии пролистала.
Ведь археология это что? Черепки, ржавые монеты, в лучшем случае статуи с отбитыми носами. При чем это накладывается на картинку с первобытным человеком обезьяноподобного вида. Короче, школа постаралась вбить "знания".
Конечно, где-то как-то по случаю я видела забавные картинки, которые наталкивали на подозрения, что, например, наскальные рисунки не так уж и примитивны. Но все это были отдельные впечатления, бессильные против усвоенной общей исторической картины.
Боюсь, что после израильского музея меня мотнуло в другую крайность. Можно говорить об истории искусств, но уже не хочется говорить о развитии. Древние прекрасно рисовали, лепили, резали. Говорить о примитивности древнего искусства, все равно, что говорить о примитивности Норштейна на основании того, что его ежик не натуралистичен. Так называемая "примитивность" не от неумения, а от иных задач, вот что я думаю. Прекрасное - вовсе не синоним красивых форм. То что мы увидели здесь - это в большом своем объеме харАктерное и ироничное, вполне себе на уровне современного понимания задач искусства. То есть ничего не меняется, понимаете? У человека, который жил в девятом столетии до нашей эры было абсолютно такое же чувство юмора, как у челоека современного - от этой мысли ваще крышу сносит.
Слишком много написала. Так что теперь просто картинки. Все экспонаты до нашей эры, начиная с 9 века, кажется.
1. Назначение у этих ..эээ ... предметов печальное, по сути это гробы. Но, как говорится, "покойник хотел, чтобы на его похоронах звучали только веселые песни" (с)
2. Комедия дель арте?
3. Распространенный типаж
4. Опять для праха покойничков, хотя я сначала думала, что это что-то вроде переносной печки.
5. Где-то с метр лев в лину. Бронза. Привет из 6 века до н.э.
6. К вопросу о "не умели". Да ведь как живой!
7. Тетенька
Дяденька. По-моему это уже готовый мультфильм)
8. Светильник. Очень характерны "носатые" чашки. Древние любили жить среди живых предметов.
9. Египтянка с коробом на голове - это не наш вариант, но как знаком тазик с бельем..
10. Не берусь утверждать точно, но дядька на диване что-то держит под мышкой. Похоже кота. И пялится похоже в телевизор.
11. Домашних животных, кстати, очень много. И почти все с любовью.
12. Ишь, привстал на стременах. В голове вертится парадный портрет то ли Александра I, то ли II, где он сохраняя достоинство осанки приветствует войска таким же уважительным "привстал". Но у Александра такой очаровательной собачки, дублирующей нрав хозяина, на том портрете точно не было)
13. Этот - мой фаворит.
14. Обнимашки.
15. Упрямое животное!
16. Казимир бы одобрил
17. Вон откуда у оловяных солдатиков ноги растут.
18. Услужливый ангел
19. Ветер, ветер, ты могуч..
20. Полное ощущение, что похожа на какую-то знакомую. Не могу вспомнить
21. Кровожадненько
22. Пошто животинку мучаете! (с) Выклдываю из-за загадочности "летающих" мужиков.
23. Купила мама коника
24. Сувенироное пошло.
.
Сколько их! Пупсиков.
Как схвачен образ!
25. О, это отдельная песня. Немного не в тему. Но очень уж на меня произвело впечатление.Украшенный (инкрустированный) череп. Зубки то как хорошо сохранились. И помер, видно, молодой, и после смерти в чести был.
26. Тут всякие этнические штучки пошли. Но тоже смешные, хотя и более жетские.



27. И буквально несколько фотографий из крыла изящных искусств.
Довольно много импрессионистов: Моне, Ренуар, Сислей, Ван Гог очень неожиданный - с камышами
Написано Босх, а вроде не Босх, крупноваты фигуры и сюжет не распадается, как бусины с разорванной нитки.. Читать надо внимательнее - "школа Босха". Сделает этот наперсточник мужика - как пить дать.

А теперь об особенностях начиональной живописи:
Михаэль Гросс. Лошадь. 1958
Авигдор Ариха. Выход. 1981
Что сказать в завершенье. Я, конечно, могла бы предпложить, что среди посетителей музея кроме нас практически не было туристов, потому что время неурочное, музей "на отшибе" и мало кто добирается, могла бы - но истинная причина, я думаю, в другом. Израиль не устраивал нам торжественного приема, а принимал тепло по-домашнему, по принципу "будут только свои".
Кстати! Свои как раз были. Несколько групп мальчиков и девочек в военной форме не просто слонялись из зала в зал - было понятно, что у них здесь проходят занятия. Наверное, что-то вроде патриотического часа. Сидели прямо на полу, кто-то докладывал, кто-то спорил. В руках автоматы, на лицах обычное, ребячье. Я не знаю, хороош это или плохо. Это их страна, их жизнь.
Исходное сообщение Denkerin Искусство древних действительно впечатляет. И от моих представлений тоже отличается)Они такие наблюдательные и такие добродушно веселые. Представить, что они давно мертвые вообще невозможно!