Я давно копчу лирушный небосвод и помню, что какие то жалкие 5 лет назад Православное Сообщество еще не имело единственной целью поднять посещаемость портала «Православие и мир». Однако, все течет, все изменяется и теперь я иногда хожу по ссылкам, на которые модераторы данного портала считают своим долгом обратить внимание заинтересованной общественности.
Решив нынче узнать, наконец, главные «двенадцать фактов о Православной Церкви», я ознакомилась с одноименной статьей: http://www.pravmir.ru/pervye-shagi-v-pravoslavnoj-cerkvi-dvenadcat-faktov-o-kotoryx-nuzhno-znat/
К немалому моему удивлению, то, что я по своему оголтелому идеализму считала недисциплинированностью и разгильдяйством, является «глубоко личным проявлением веры». Привожу
«В самом начале службы может сложиться впечатление, что в храме неразбериха: люди проходят в переднюю часть храма, молятся перед иконостасом (рядом икон, стоящих перед алтарем), целуют различные предметы, зажигают свечи, несмотря на то, что уже идет служба. <…>
Православные верующие могут прибывать в разное время утрени или начала литургии, то есть где-то в продолжение часа. Когда бы они ни пришли, служба наверняка уже идет, но это не мешает им исполнить положенные по прибытию в храм личные молитвы.<…>
Это отвлекает новичков и даже может быть воспринято как неуважение, но вскоре вы начинаете понимать, что это не просто формальность, а глубоко личное проявление веры».
Когда опаздывающие на церковную молитву православные начинают заниматься во время службы своими делами это, как мне кажется, признак того, что они не понимают смысла храмовой, соборной молитвы. Для кого служится утреня, часы? Для священника в алтаре или для собранной во имя Христово молитвы общины?..
Хотела много и пламенно писать о разрушенном общинном самосознании современного церковного человека, но передумала. Откуда ему взяться, этому самосознанию, если люди делают свои первые шаги по таким ликбезам, а не через живое общение с членами Церкви?
Впрочем, я не знаю людей, которые входили бы в Церковь по книжкам и форумным тредам. Вирус Господней Любви передается только от носителя оного.
Я допускаю, что «мнение авторов может не совпадать с позицией редакции», но может быть стоит его, это мнение все же высказывать. Или редакторы согласны с подобным отношением к соборной молитве?