Дворец Гуэля. Деталь фасада. Орёл
В подвале Дворца Гуэля. Усмирение медальона с собачьей головой
К пятидесяти годам Гауди по-прежнему одинок; он становится все более религиозным. Мастера уважают и побаиваются – резок, эксцентричен, замкнут. От былого щегольства ничего не осталось, главное, чтобы было удобно: бесформенный костюм, туфли на заказ – из корней кабачка. Он соблюдает все посты, его пища – сырые овощи, оливковое масло, орехи, мед с хлебом и родниковая вода. Из центра Барселоны перебирается в спроектированный им «Парк Гуэль», подальше от суеты.
Парк Гуэль. Часовня
Планировка «Парка» напоминает сжатую пружину – от подножия к вершине серпантином поднимаются извилистые тропинки и крутые лестницы.
Парк Гуэль. Башенка
Парк Гуэль. Прогулка по лабиринту
В парке Гуэль наши пассивные поиски «Макса-евросакса (я ведь не знал ни адреса его, ни телефона, и даже фамилию не помнил!» неожиданно увенчались успехом: мы напали на след. Весь обмен информацией был построен на одном-единственном вопросе, заданном случайно встреченному в парке исполнителю мелодий на hang’e : «Do you know Max, a russian musishen?». Тот оживился: «Yes, of course! If you go to the place before gothic cathedral, you can find him easy!».
Итак, решено: вечером мы направляемся в готический квартал, а днём осмотрим собор «Святое семейство».
Парк Гуэль. Жерло водостока.
...В разгаре карьеры Гауди заявил, что отныне будет работать только над религиозными заказами, а если предложат светский проект, то сначала спросит позволения у Мадонны из Монсеррата. С 1910 года его единственная цель, боль, страсть и забота – собор «Святое семейство», Саграда Фамилиа. Его и похоронили здесь, в крипте – маленькой подземной часовне, где весной и осенью по колено воды.
Саграда Фамилиа
Дмитрий Травкин (еженедельник «Дело», СПб, 1/3/2004) пишет: «Храм представлял собой один из ранних заказов, сделанных мастеру, но в то же время он оказался последней его работой. Строительство началось, когда архитектору было чуть больше тридцати, но не завершилось и по сей день.
Это был огромный и безумно дорогой проект, но именно на него постоянно не хватало средств. Работы то начинались, то прекращались. Гауди уже перевалило за шестьдесят, когда он полностью сосредоточился на храме. К этому времени мастер уже фактически отрешился от всего мирского, войдя в состояние анемии.
И мир отрешился от архитектора, пережившего свою эпоху. «Святое семейство» в этом новом мире не могло получить и гроша. Гауди жертвовал на строительство свои собственные деньги, а сам при этом чуть ли не побирался».
Cедьмого июня 1926 года в Барселоне был торжественно пущен первый трамвай. Играл оркестр, «отцы города» произносили речи, толпа теснилась, завороженно созерцая движение ярко-красного вагона. Лишь одно событие слегка омрачило солнечный день: через несколько часов после пуска трамвай нашел свою первую жертву! Ею оказался нищий старик без документов – типичный «бомж». Его кальсоны держались на английских булавках, в карманах у него нашли Евангелие и горсть орехов. Пострадавшего отправили в больницу Святого Креста, предназначенную для бедных и бездомных, неподалеку от собора Саграда Фамилиа. Там старик и умер. Тело его уже собирались отправить в общую могилу, когда одна женщина случайно узнала покойника… Это был Антонио Гауди.
Саграда Фамилиа. Фронтальные барельефы.
2002-ой год был назван годом Гауди. Совсем недавно промелькнула информация, что Ватикан откликнулся, наконец, на предложение представительства Святой церкви в Барселоне и многочисленные обращения страстных поклонников архитектора и дал согласие на его причисление к лику святых. Теперь специальная ватиканская конгрегация начала опрос людей, лично знавших «кандидата», которые могли бы свидетельствовать в пользу его святости.