отсутствие угрызений совести в конкретном случае означает, что в этом конкретном случае ты считаешь себя правым.
угрызения совести -- всего лишь признание своей неправоты постфактум (хотел выпендриться, это слово латынью написать. Был бы неправ, мучался бы совестью).
Георгий_А, гм, гм, гм!
Можешь ли ты согласиться с тем, что совесть ~ желание делать, как правильно; угризения совести ~ когда думаешь, что сделал неправильно?
Знания требуются, чтоб определить, что такое правильно. Всекие релятивизмы, рефлексии и т.д. Они годятся в успокоения совести :) Если не переходят в истерию :)
Сила/слабость - да, не "ни при чем", но немножко наоборот, нет? Не " угрызения совести это проявление силы или слабости", а проявление (внешнее) угрызения совести зависит от силы или слабости :)
"Все ведающее заведомо повинно. Тем, что мне дана совесть (знание), я раз навсегда во всех случаях преступления ее законов, будь то слабость воли или сила дара (по мне — удара) — виновна. "(М.Цветаева)
Надо же. И думала примерно в таком ключе, и эту цитату сразу нашла.
Своими словами. Совесть -четкое знание, как именно должно поступить (в том или ином конкретном случае). Если идем против совести - нас мучают угрызения.
По-видимому, они мучают всех. С трудом соглашусь, что есть люди, которых совсем не мучает.
Совесть - это некий продукт совокупности морали и устоев общества (это разные вещи)
Постановка твоего вопроса неправильна.
Угрызения совести, скорее - это проявления нравственности/бенравственности.
То есть, чем сильнее нравственное начало в человеке, тем сильнее угрызения совести (если шо)
---------------------
Блин, что же делать с кашей-то в башке? )))
(это я риторически повосклицала в общих чертах)
Харпия, что значит "внешнее проявление угрызений совести"?
Всякое внешнее проявление является демонстрацией. Всякая демонстрация несет в себе долю неискренности.
Хм. Ну скажем так: всякая демонстрация не является тождественностью происходящему внутри ( то есть, несет в себе долю неискренности, да :) )
Если я в своей новой системе ценностей нахожу точку, которая в соответствии с нормами "морали и устоев общества" должна вызывать сильные муки совести точно так, как это происходило в старой системе, но не вызывает, то я хочу понять, где подвох? Или это моя новая система ценностей до чёрта не годится, или морали и устои общества столько лет водили меня за нос?
Георгий_А, просто ты не можешь "усвоить" новую систему, она тебе чужая. И это все. В детстве ты "усвоил" другую и принял ее, как задающую правила поведения. Это про мораль. "Устои общества" - вещь намного сложнее, не исчерпывается моралью.
Та_самая_Эль, то, что ты (извини за "ты" - надеюсь, не возражаешь) написала - это тоже внешнее проявление чего-то. Это неискренно?
Кстати, хорошая иллюстрация непреодолимости воспринятой в детстве системы ценности - внешнее проявление=демонстрация=неискренность. На то существует и культура выражения эмоций, которая и отличает представителей разных народов (японцев, например).
:)
Георгий_А, раз тебе интересно, то поймешь. Это точно!
Но никакая система не может ТОЧНО описать мир :) Хотя мне тоже спокойнее живется, если "система" у меня в голове :)
Георгий_А, ладно, не будем спорить о терминах :)
Мне кажется, ты знаешь главные принципы. Может, просто еще не сформулировал про себя... Но уже на пути к формулировке. Да?
Харпия, всё уже давно сформулировано... а в остальном как у Р. Баха в "Бегстве от безопасности":--Такие огромные фолианты мелкого шрифта — и в конце концов единственный их мудрый вывод: “Тебе самому решать, Ричард. Откуда нам знать, что потребуется именно тебе?”
Георгий_А, Dobranoc!
Вопрос твой... сейчас у меня будут угризения совести из-за того, что я рада, что для меня он существует только в теоретическом плане (в данном аспекте) :)
Тем не менее: Dobranoc!