Недавно познакомилась с творчеством французского художника Жоржа Сёра.

Жорж Сёра. «Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт». 1884-86 г.
Когда картина была выставлена в 1886 году на 8-й выставке импрессионистов, разные литературные группы восприняли её в совершенно разных ключах: реалисты написали о ней как о воскресной гулянке парижского люда, а символисты в застывших силуэтах фигур услышали отзвуки шествий времён фараонов и даже панафинейские шествия. Всё это вызвало насмешку художника, который хотел всего лишь написать «весёлую и яркую композицию с равновесием горизонталей и вертикалей, доминантами тёплых цветов и светлых тонов со светящимся белым пятном в центре».
Публицист Феликс Фенеон считал полотно весёлым и жизнерадостным и отзывался о нём так: «воскресная разношёрстная толпа… наслаждающаяся природой в разгар лета».

1859 — 1891
Жорж-Пьер Сёра, французский художник-импрессионист, основатель неоимпрессионизма, родился 2 декабря 1859 г. в Париже в богатой семье. Его отец, Антуан-Кризостом Сёра, был юристом и уроженцем Шампани; мать, Эрнестин Февр, была парижанкой. Посещал Школу изящных искусств. Затем служил в армии в Бресте. В 1880 г. вернулся в Париж. В поиске своего стиля в искусстве изобрёл так называемый пуантилизм — художественный приём передачи оттенков и цвета с помощью отдельных цветовых точек.

Жорж Сёра. Сена в Гранд-Жатт, весна. 1888г.
Весна на картине художника - это и порыв ветерка, подгоняющего парусную лодку, и множество ярких образов - точек, создающих радостную картину пробудившейся природы.

Жорж Сера - Порт Сера-ан-Бессен - Вход в гавань, 1888

Жорж Сёра - Песчаный берег в Ба-Бютен, Онфлер. 1886

Жорж-Пьер Сёра - Вид на Форт-Самсон
Оригинальное название: View of Fort Samson
Год создания: 1885. Месторасположение: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Характеристики: холст, масло. 65 x 81 см
В 1885 году Сёра провел несколько недель в Гранкан, нормандской деревне на побережье Ла-Манша. Форт Самсон был в пятнадцати минутах ходьбы от Гранкан. В этой картины огромны различия в стиле и нанесении краски с признанными импрессионистами. В то время, как Моне и Ренуар использовали большие и маленькие мазки в различных направлениях, методы Сёра предполагают большую однородность и упорядоченность, мазки состоят из отдельных точек.
Разместив линию горизонта чуть выше середины, автор достигает взаимосвязи между землей и небом, которая лучше всего выражает ощущение спокойствия. На картине представлен песчаный подъем в сторону форта с невысокими стенами, все это увенчано двумя возвышающимися крышами - одна темно-синяя, другая красная. Это самое яркое пятно работы, которое контрастирует с зелеными кустами вдоль стен. На правом краю парусная лодка скользит по синей глади моря. Вся композиция состоит из тонких мазков кисти, что позволяет ввести больше цветов в каждой части полотна. Например, для изображения неба используются голубые, зелено-синие, лавандовые оттенки, а трава на переднем плане формируется из зеленых, розовых, бледно-голубых, белых и древесных тонов.
P.S.
Почему заинтересовало творчество Сёра? Нужен всегда какой-то посыл, толчок, новость, картинка, увиденная случайно. В июле отмечали у сестры дни рождения, весенние и летние. Раньше не смогли собраться вместе. Мои племянники, побывавшие в Санкт-Петербурге, вручили нам, дамам - именинницам, подарки из Эрмитажа.

Открыла картонную упаковку, а там оказалось нечто воздушное, легкое, по-летнему яркое - шарф из натурального китайского шелка с изображением - репродукцией картины художника Сёра из коллекции Эрмитажа. Именно «Вид на Форт-Самсон».

Вот такой подарок получила. Теперь радостное лето с картины Сёра будет всегда со мной, когда только пожелаю.

В этот последний августовский день желаю вам, друзья, не грустить об уходящем лете, его ярких картинах, солнечной погоде... Впереди нас ждет золотая во всех отношениях пора... А лета кусочек у каждого в памяти будет свой, оригинальный, несравнимый..., который можно носить с собой.
31 августа 2021г.
Серия сообщений "живопись":
Часть 1 - Марк Шагал
Часть 2 - Дождливые картины Леонида Афремова
...
Часть 24 - Зима на картинах Виктора Юшкевича
Часть 25 - Destino
Часть 26 - Жизнерадостные картины Жоржа Сёра