Оба октябрем, неровным, нервным и норовным, отмечены...
Вроде бы за два столетия о Михаиле Лермонтове сказано всё:
кое-что лучше бы и не говорили.
Сегодня прочитала, что Лермонтова можно считать
основателем...русского спецназа...
Не, ежели нашу элиту почнут муштровать и строками мятежного Поэта,
вреда сие не принесет, уж точно.
Впрочем когда еще было сказано, что
Лермонтов как бы соткан из противоположностей: "Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего".
Ираклий Луарсабович Андроников.
Лучше не сказать. А просто взять эту потрясающую книгу
и читать, читать, читать...
Как и лермонтовские стихи.
Осень
Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
1828
Лермонтову 14 лет...
Это стихотворение сохранилось не полностью,
следующий листок тетрадный вырван.
Помимо этого осеннего
еще ТРИ датированы
четырнадцатым годом жизни уже поэта.
Поэт
Когда Рафа́эль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал, —
Своим искусством восхищенный,
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И, утомленный и немой,
Он забывал огонь небесный.
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Всё тише, и призра́к бежит!
Но долго, долго ум хранит
Первоначальны впечатленья.
Автограф стихотворения - в письме Лермонтова к М.А.Шан-Гирей в декабре 1828 года. "Сикстинская мадонна" Рафаэля имеется в виду. Тема, считается, была предложена в пансионском литературном кружке С.Е. Раича.
Рисунок Лермонтова с картины Гвидо Рени.
Мадонна с младенцем. В видении юного поэта.
Классическое русское образование,
рождавшее, пестовавшее и создававшее
художников - кисти и слова...
Цевница
На склоне гор, близ вод, прохожий, зрел ли ты
Беседку тайную, где грустные мечты
Сидят задумавшись? Над ними свод акаций:
Там некогда стоял алтарь и муз и граций
И куст прелестных роз, взлелеянных весной;
Там некогда, кругом черемухи млечно́й
Струя свой аромат, шумя, с прибрежной ивой
Шутил подчас зефир, и резвый и игривый.
Там некогда моя последняя любовь
Питала сердце мне и волновала кровь!..
Сокрылось всё теперь: так поутру туманы
От солнечных лучей редеют средь поляны.
Исчезло всё теперь, но ты осталось мне,
Утеха страждущих, спасенье в тишине,
О милое, души святое вспоминанье!
Тебе ж, о мирный кров, тех дней, когда страданье
Не ведало меня, я сохранил залог,
Который умертвить не может грозный рок,
Мое веселие, уж взятое гробницей,
И ржавый предков меч с задумчивой цевницей!
Прочтите еще раз! Вчитайтесь в каждое слово, отнюдь не случайное в этом потрясающем размышлении ОТРОКА.
Свирель, из кедра, включите...
И читайте. Под ее грустное нежное пение...
"Беседка тайная, где грустные мечты сидят, задумавшись"... Вообразили?
И сложные, на две-три строки, фразы, через сплетение коих не продираешься, пытаясь выловить смысл, все понятно: что и где "струит", что "шумит" и что с чем "шутит"...
И все, поведанное нам юной душой, проникнуто настроением... свирельным... которая сама по себе "божий промысел", "на радость всем, на грусть" (пожалуй, единственное, что пробирает меня у...понятно, да? - у кого, не здесь будь помянута). Цевница - народный духовой инструмент, из нескольких свирелей состоящий.