• Авторизация


От Агнешки - день... Настоящей Агнешки... 10-10-2019 14:06 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Agnieszka75 Оригинальное сообщение

Агнешкин день... Настоящей Агнешки...

 
 
 
Два дня подряд, поэтически отмеченных. 
 
Поднимающих нас с вами над обыденностью,
 
над  рутиной бытия,
 
над суетой сует...
 
Агнешка Осецка много моложе Марины Цветаевой,
 
но и ей время  отмерило сполна.
 
Трехлеткой она встретилась с войной(в 1939  пришла на польскую землю лютая годзина). И дальше...Вроде успешная жизнь  - в любимом творчестве, в любви, в признании и популярности, в дружбе со столь же талантливыми людьми. На первый взгляд...На беглый взгляд.
 
 
Булат Окуджава за год до их почти одновременного ухода написал:
 
 
Поверь мне, Агнешка, грядут перемены…
 
Так я написал тебе в прежние дни.
 
Я знал и тогда, что они непременны,
 
лишь ручку свою ты до них дотяни.
 
 
А если не так, для чего ж мы сгораем?
 
Так значит, свершится все то, что хотим?
 
Да, все совершится, чего мы желаем,
 
оно совершится, да мы улетим.
 
 
Улетели...
 
Агнешка 7 марта 1997.
 
Булат - 12 июня того же 97-го...
 


 
Вчера искала тот прежний сайт Агнешки Осецкой, с которого по любезной наводке Солнечного ветра перевела "Аппетит на черешню"...Тщетно. То ли  модернизирован...то ли...
 
Нашла другой.
 
И была хоть частично, но вознаграждена.
 
 И предлагаю вашему вниманию
 
Алфавит воспоминаний.
 
Так назвала портрет, по сути, Агнешки ее задушевная подруга, Магда Умер.
 
Опубликовано в журнале "Гала"  5 марта 2002 года.
 
 
 
~~~~~~~~~~~~~~
 
 
В пятую годовщину агнешкиного ухода. Очень трудно вообразить себе Агнешку, от которой не осталось и следа. Потому что есть. Я также чувствую некую беспомощность и страх перед  намерением писать.
 
Выбрала воспоминания об Агнешке в виде алфавита.
 
 
 
А -алкоголь.
 
Сначала далекий знакомый, затем милый, красивый друг, доктор, кокон, последняя спасительная соломинка и, наконец, враг. Смертельный. Написала о себе в книге "Разговоры в танце", что является алкоголичкой.Это очень шокирующее и невероятное признание для нашей пьяной страны.
 
 
В - Бог
 
Она горячо верила, что Бог - как и Поэт-  заботился о ней напрямую. И что поэты имеют у Него специальные права. Думаю, что только с Ним разговаривала до конца искренне. Когда она умирала, ходила в церкви разных конфессий, зажигала свечи, о чем-то молила и за что-то просила прощения. Как-то попросила, чтоб я сфотографировала ее на ступеньках перед алтарем. Это говорит больше, чем какие-либо слова.
 
С - тетя Бася.
 
Барбара Сикорска. Сестра ее мамы, пани Марии. То она уговорила 10-летнюю Агнешку начать вести дневник. Она была суровым, злым, но ласковым и любящим критиком всего, что Агнешка писала. «Она принадлежала к тому типу людей, которые читают Паскаля в оригинале, но не цитируют его при каждом удобном  случае »
 
D дипломатия
 
 С этим имела серьезные проблемы. Ее кумиром в деле дипломатии был Анджей Ярецкий - друг и моральный авторитет, "он умел тактично поведать о том, о чем думает, то, на что я была не способна. Я всегда отказывалась  и от того, и от другого" Помню, как однажды вернулась из Америки:"Теперь буду говорить то, что думаю, там все так делают. Нужно говорить правду прямо в глаза. Хватит этого лицемерия". Но после реакции нескольких знакомых, которым  сказала то, что действительно думает, - отказалась от этого намерения. Истинную правду привносила в литературу. Самой искренней была на бумаге, спрятанная за разными образами. "Даже, когда пишу о 10-летнем мальчишке, то им и являюсь. Банально, но так и есть"
 
E элегантность
 
Об элегантности не  имела и, что, наверное, важнее, не хотела иметь ни малейшего понятия. Ей было скучно с журналами, косметикой, модой. «Я знаю, что манжеты бывают то  шире, то уже ( вижу),
брюки то худеют до размера макарон, то раздаются до ширины шароваров, лица то синеют, то  светятся, как фонари, я понятия не имею, для чего ". У нее была элегантная душа.
 
F Фотография
 
Страсть,  столь же важная, как и писание. Фотографированию посвятила она свою последнюю книгу, очень личную, под названием "Вначале был негатив"
 
G Гедройц Ежи. 
 
Наверное, наивысший моральный авторитет. Впервые поехала в Париж в 1957 году. Шел ей тогда 21 год. Говорила мне, что пан Ежи был для нее первым настоящим учителем истории. Очень его любила, хотя истории не выносила.
 
H Хелена
 
На самом деле, пани Хелена. Домработница и Судьба. Она знала Агнешку 
маленькой девочкой и  относилась к ней, как к девчонке. Хелена является автором знаменитой фразы: «Бедная моя Пани, она ничего не  умеет, только пишет».
 
I другая. (inna)
 
 
«Моему отцу удалось превратить   меня в чудака», - писала она. Ее любимейший мужчина Виктор Осецкий боролся против трех китов этой страны: коммунизма, глупых священников и национализма. Знаменитый пианист и композитор решил научить ее пяти языкам, запретил читать газеты и Сенкевича. Когда мама заступилась за автора Трилогии, сказав: «Но, Виктор, в конце концов, он получил Нобелевскую премию, она должна прочитать», - он спокойно ответил: «Я ничего не должен, и она ничего не должна ».И так как он считал, что
она должна плавать и летать на планерах - любя его, она не стала  профессиональной пловчихой. В планер ей, к счастью, не позволили сесть.
 
J язык польский
 
Говорила, что польский язык - это ее настоящая Родина. Порой шутила, что это ее единственная взаимная любовь в ее жизни. Красиво о нем писала:"К примеру, этот звательный падеж. Он потешный. Делает, что может, чтобы обратить на себя внимание. Дурачится, что-то из себя воображает, порой троится... но возможностей  у него  и вправду мало. Прежде всего, он только звательный падеж."
 
К. Кардиограмма
 
Когда врачи сказали ей делать различные анализы, принимать таблетки и вообще
беречь себя -  ​​кивнула головой, но на самом деле не приняла к сведению. Она сказала, что у нее воспаление души и порок сердца, а на это все 
нет лекарства. Но ей понравилось слово кардиограмма, «потому что это рифма на сто грамм»
 
 
L стенания. lamenty
 
Были это действительно  регулярные дружеские встречи (раз в два-три месяца) в следующем составе:Magda Czapiska, Krystyna Janda, Zuzanna Lapicka-Olbrychska, Agnieszka Osiecka i Magda Umer
Этот  состав сам себя назвал "строгим исполнительным органом"(от заб.Агнешки: я бы назвала - исполком...). Мы рассказывали о своей жизни и работе, и, наверное, никогда позднее я не смеялась так от души и ежеминутно.  Дурачество старых пани или (как говорила Агнешка), "вечных девушек". После ее смерти пробуем еще иногда встречаться, но это уже только стон по стенаниям.  Без Нее нет смысла.
 
Ł Ходьба
 
Ей нравилось ходить на очень длительные прогулки, просто ходить,
бродить, ни к кому и никуда  не торопиться. Молчать долго,
говорить мало, быть  среди зелени. Мы прошли  вместе тысячи 
километров, может быть, даже  весь земной шар ...
 

М Замужество

Пробовала несколько раз, но безуспешно. Она всегда винила себя.
Слишком велик был разрыв между воображением и реальностью.
 
N Настроение
 
 То, что менялось чаще, нежели что-то иное. Не могла этим управлять. " У меня две души, одна, которая плачет, и другая, которая смеется. Та дерготня настроений - это и есть я"
 
О. Многоликая личность.
 
Так как многое из ее поведения я не понимала или понимала неверно , а также прочитала много воспоминаний о ней, как о личности, которой и не знала, то  решила почитать разные умные книжки по психологии, чтобы понять то, что не понято. И действительно, я поняла, благодаря умному журналу под названием "Персонажи", а особенно благодаря Пани Катажине Хамер и ее статье о множественной личности. Агнешка впрочем часто подчеркивала, что у нее  в жизни только один враг - Агнешка Осецка.
 
Р  Passent Agata
 
Любимая дочка. Сложный ребенок очень сложной
матери. Красива, талантлива и окружена защитной броней. Броню выковала мама..
В последние пять лет курирует метафорический музей
Агнешки Осецкой. Она основала фонд Okularnica, который призван
заботиться о молодых, талантливых   артистах, кому непросто живется.
 
R Риск
 
У нее было странное отношение к так называемой рискованной жизни. С одной стороны
она говорила о себе, как о страшном трусе, активистов  оппозиции
 называла героями, а с другой, сама жила, как циркачка на трапеции, без  защитной сетки и то и дело  попадала из огня да в полымя, а когда ее вытаскивали из очередного пожара, она обезоруживающе  произносила, заставляя замолчать спасителей:
"Человек  человеку подготовил эту судьбу» ... очевидно, с мыслью о себе.
 
S Общественное сознание.
 
Ей нравилось подчеркивать, что в молодости она была «утопической социалисткой». Ей было больно от того, что она наблюдала: «Есть несколько вещей, которые сдавливают горло. Например, неравномерность старта. Эта идиотская лотерея, в которой все участвуют с момента их рождения. Возьмите всех тех румынских детей, которые бегают по тротуарам Нового Свята. Какие у них  возможности для развития? И в то же время какой-нибудь остолоп , толкаемый в гору родителями и репетиторами, разъезжает, Бог знает где, на водном скутере ... »
 
Ś Смерть
 
 
Ей импонировало  отношение к смерти знаменитой Пани Ирены Шиманьской из Варшавского  Czytelnika. Ирена после просмотра пьесы Сэмюэля Беккета под названием «В ожидании Годо», - сказала  в кулуарах театра: «Беккет боится смерти, и я боюсь смерти. Но вы не можете  держать удар до  такой степени!» ... Агнешка  была на высоте, как никто.
 
Т Толерантность
 
Она была защитницей терпимости.  Больше всего мне нравились ее отстраненность и чувство юмора в отношении ее собственной работы. Она исправляла тексты, не обижаясь на артистов, 
 она не ссорилась, когда кто-то ошибался в стихах, хотя это могло означать что-то другое. Она была серьезно расстроена
лишь один раз, когда Iga Cembrzyńska вместо 
«Мальвы у хаток цветут и исчезают , через шесть лет уже ничто не является трагедией», - спела : «Обезьяны у хаток цветут и исчезают ...»
 
Однажды одному Пану, который зарабатывал себе на жизнь пением хитов
 в ресторане Kongresowym, она написала польские строки к известной итальянской песне Mezanotte.
 
"Minęła północ, godzina czarna
Trzasnęły drzwi, zawyły psy,
Noc taka parna"
 
Так звучала версия поэтессы.  И когда однажды вечером Агнешка неожиданно  пришла в этот ресторан, то артисты, перенервничав от ее появления,  перепутали все песенные строки. Изумленная публика услышала:
 
"Minęła północ, godzina szósta...
Gdzie twoja sień, gdzie twoje drzwi,
Gdzie twoje usta?!"
 
Все лето в отеле Вроцлава мы распевали(не давая спать немецким туристам), версию артиста z Kongresowej 
 
U Внимание
 
У нее была негаснущая  способность фокусировать внимание на других людях, внимательно слушать, смотреть, дать ему немедленно все, что он хочет, луну с неба, если она чувствовала, что это нужно. Она не разговаривала с людьми «через губу», если уж говорила. Когда  была очень больна,  пыталась это скрыть. Она была хорошим человеком.
 
W Чувствительность
 
Фундамент ее поэтического таланта. Написала как-то одному человеку: "Ты видишь кресло, лавку, стол, а я - разодранное дерево".
 
Z Измена
 
Имела к ней большую склонность, потому что ей часто надоедала действительность,
в которой она уже немного побыла. Она не была в состоянии выдержать скуку или просто обыденность. Она влюбляла в себя людей, животных, растения
и бросала через полшага,  вдруг, может , даже
неожиданно для себя. Она написала: «Я не  умею иначе. 
Я развиваюсь через предательство ». И она уходила развиваться, но только на
наше счастье. У нас было больше прекрасных песен, а она
 была все более и более одинокой. И никто не мог ей помочь, хотя пара особ пробовала. 
 
 
 
Невесело заканчивается мой алфавит воспоминаний об Агнешке. Остается лишь надеяться, что в ее вымышленном "зеленом небе" Пан Бог заботится о ней постоянно "напрямую", прощает "дела сердечные" и заказывает  новые песни. Может, их когда-нибудь услышим...
 
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
 
 
Нашлись те самые "мальвы", которые превратились в обезьянок.
 
Malwy  Małpy 
 
1967 год...



 

ПРОЩАНИЕ С ПОЭТЕССОЙ
 
Когда со страниц газет исчезнет твоя строка,
и твой серебряный альт растает, как облака,
ты там, среди облаков, не забывай о нас,
пускай твой вечный покой прояснится хотя бы раз.
 
Ты запой нам так, как пела на прощанье:
до свиданья, до свиданья, до свиданья!
После зимнего, осеннего молчанья
сядем рядышком с тобою — до свиданья.
Не меняй костюма, грима, одеянья,
до свиданья, до свиданья…
Остаемся на земле осиротелой,
пролетишь над нами бабочкою белой.
 
Когда у нас с рукава твой волосок упадет,
и свору новых баб щедро судьба принесет,
ты там, среди облаков, не думай плохо о нас,
пускай твой вечный покой прояснится еще не раз.
 
Ты запой нам так, как пела на прощанье:
до свиданья, до свиданья, до свиданья!
Семь сеней пройдя и залов ожиданья,
сядем рядышком с тобою — до свиданья!
Остаешься в нашем сердце и в мечтаньях,
до свиданья, до свиданья, до свиданья…
Мы — напротив, на Земле, здесь так тоскливо,
закажи для нас там маленькое пиво!
 
 

Алфавит воспоминаний 

 взят с сайта Агнешки Осецкой.

https://web.archive.org/web/20060202235246/http://free.art.pl/osiecka/wyw5.html

 

Перевод мой.

 

 

 Мой прошлогодний пост об Агнешке Осецкой.

 https://www.liveinternet.ru/users/agnieszka75/post400357451

 

 

К  9 октября.

К дню рождения.

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник От Агнешки - день... Настоящей Агнешки... | lakti17 - Дневник lakti17 | Лента друзей lakti17 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»