[163x267]
Rus: Патрик Бьюкенен - Смерть Запада.
Издательство: АСТ (серия: Великие противостояния)
Формат: твердый переплет, 448 стр.
Предполагаемая аудитория читателей: широкая.
Патрик Бьюкенен – выдающийся политический деятель, баллотировавшийся в 1992 и 1996 на пост президента США от партии республиканцев. Последний факт особенно важен, поскольку дает дает ключ к понимают тех установок, которые Бьюкенен пропагандирует в своей книге «Смерть Запада». Политика, как бы там ни было, всегда остается политикой.
Бьюкенен говорит о том, что в наше время люди запада не находит под ногами той опоры, которая была еще в середине ХХ века. Причины этого он усматривает в сепаратизме, поразившем западную культуру – чем дальше, тем больше каждая страна дробится на этнические группировки, и это еще больше усложняет систему общества, делившуюся до того только на богатых и бедных. Однако сепаратизм – это лишь факт, лежащий на поверхности. Первопричину Бьюкенен видит в нарастающей депопуляции населения и связанную с ней эмиграцию из стран второго и третьего мира. Под «Смертью Запада» он подразумевает не только духовную, но и физическую: народы перестали воспроизводить себя. Бьюкенен приводит достаточно убедительные факты: в 1960 году лица европейского происхождения составляют 1.4 от населения земли, в 2000 – 1.6, а к 2050 будут составлять 1.10.
Культурная революция, произошедшая в второй половине ХХ века, кардинально обновила образ мысли, что сделало современные элиты (под ними Бьюкенен подразумевает население стран золотого миллиарда) невосприимчивыми к факту грядущей гибели их цивилизации, поскольку новый гедонизм не объясняет, зачем продолжать жить. Перемена эта, которую политик тщательно анализирует, пытаясь понять, почему женщины современного запада отказываются иметь детей, произошла в 60-е, на пике послевоенного благополучия, чему поспособствовали несколько факторов.
Экономический фактор: вырывание женщины из круга семьи в сферу офисной деятельности. Постиндустриальное общество, дав ей высокооплачиваемую работу, дало и достаточную финансовую независимость, чтобы самореализоваваться не только в семье. Жажда разнообразия деятельности, ставшей теперь доступной, привела к тому, что все больше женщин вследствие экономических амбиций стали предпочитать материнству карьеру.
Социальный фактор связан с получением широкого доступа к высшему образованию у послевоенной молодежи. В университетской среде прокатилась волна движений:
- антивоенная, связанна с войной во Вьетнаме;
- наркотическая (нация прозака, экстази, марихуаны и кокаина);
- сексуальная, в основе которой маркузианский принцип удовольствия: «занимайся любовью, а не войной»
Изменение ценностных приоритетов возникло, по мнению Бьюкенена, из-за свободы, которую удалось вкусить поколению американского изобилия. К вышеперечисленным движениях необходимо добавить и движение феминизма, которое ввело в 1964 году в акт о гражданских правах запрет на дискриминацию по половому признаку. Суть феминизма можно изложить в словах Вивиан Горник:
«Домохозяйка – беззаконная профессия. Выбор участи служанки, находящейся под опекой и мечтающей влиться в чужую семью – это выбор, которого не должна делать никакая женщина. В этом и состоит задача феминизма».
Анализируя новую культуру, Бьюкенен осуждает плюрализм, вводящий в систему ценностей новые положения, или, как обозначает их политик, «заповеди нового Евангелия».
- все образы жизни равноправны.
- Не суди, да не судим будешь (за исключением первой заповеди)
Новая этика основывается на уважении к другим людям, в то время как традиционная христианская угнетает общество. Терпимость, толерантность и ревпродуктивная свобода – вот черты новой культуры. Кроме этих Бьюкенен, анализируя ее, говорит о том, что в век индивидуализма люди верят в жизнь земную и отказываются верить в небесную – соотсветственно они верят в ее качество, а не святость, и никто не желает, чтобы ему рассказывали, как он должен жить. В новой культуре радости секса становятся выше радостей материнства ввиду своей продолжительности, происходит коллапс и религии: это и уже упомянутые легализация браков, абортов, и нововозникшее терпимое отношение к гомосексуализму, эвтаназии, самоубийству.
Бьюкенен считает, что только общественная контрреволюция и возврат к прежним религиозным ценностям (в случае США – протестантским, в случае России, к примеру - православным). Однако в оппозицию ему можно привести слова американского же социолога Алана Вульфа:
«Американцы не сумеют выжить в XXI веке, опираясь на ценности XVIII и XIX веков. Властям придется соотнести свои требования с реальными потребностями людей». Такая позиция представляется более реалистичной, а некоторую однобокость позиции Бьюкенена можно извинить разве что его сильнейшими республиканскими убеждениями.
Будущее представляется политику, помимо уже описанного разложения, длительной военно-экономической конфронтацией между культурными регионами востока и запада. Конфликт западной и восточной цивилизаций определяет и характер возможной войны, зачатки которой можно наблюдать сейчас, к примеру, в Ираке. Западный тип ведения боевых действий основан на принципе безусловной ценности человеческой жизни, в то время же как естественная технология войны на востоке – это широкомасштабное применение камикадзе. В таких условиях Запад беззащитен перед стратегией неограниченного террора, что уже недвусмысленно было продемонстрировано 11 сентября.
Впрочем война – это скорее сценарий глобального апокалипсиса, а не его непременное пришествие. Реалией же станет ядерный террор, присоединение к ядерному клубу все новых государств, что неизбежно, а поскольку США не способны быстро и решительно побороть своих оппонентов (в данный момент – в персидском заливе), постепенно страны будут уходить из зоны доллара, что приведет к снижению уровня жизни как в самих США, так и в Старом Свете.
Оценка: 8 из 10 - не за оригинальность идей, но за хороший анализ событий, произошедших и происходящих в западном обществе.