ДОРОГИЕ МОИ ЗЕМЛЯКИ – В МОСКОВСКОМ ЦЕНТРЕ «ЗОТОВ» ОТКРЫЛАСЬ ВЫСТАВКА ВЛАДИМИРА ЕВГРАФОВИЧА ТАТЛИНА (1885-1953)25-11-2025 16:55к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Владимир Татлин. Москва, 1916 г.
22 ноября 2025 года в московском Центре «Зотов» при поддержке банка ВТБ открылась масштабная выставка «Татлин. Конструкция мира» к 140-летию со дня рождения художника Владимира Татлина. Это первая за 30 лет выставка в России, целиком посвященная творчеству Владимира Татлина. Экспозиция станет одной из самых крупных ретроспектив художника, собрав вместе более 220 экспонатов, в числе которых знаменитый «Летатлин». Оригинальные живописные и редко экспонируемые графические работы, эскизы, чертежи, фотографии и реконструкции позволят проследить весь творческий путь главного мечтателя русского авангарда. Владимир Татлин - одна из трагических фигур русского авангарда. Он был отчаянным романтиком и мечтателем, создателем «Летатлина», так и не взмывшего в небо. Другим его дерзким, но не осуществленным проектом стала знаменитая Башня - Памятник III Интернационалу, известная нам лишь по макетам и фотографиям. Как и многие авангардисты, в 1930-е он был отстранен от официального искусства и доживал свой век в забвении. Многие его работы после смерти были утрачены.
Студенты Пензенского художественного училища. На снимке (слева направо): Г. Савицкий, А. Субботин, В. Татлин,
Е. Москвичев, В. Кузьмин, Н. Минкельдей (внизу), Д. Шувалов, А. Антоненко, А. Таран. 1907 г.
Владимир Татлин. Натурщица. 1913 г. Государственная Третьяковская галерея.
Владимир Евграфович Татлин родился в 1885 году в Москве. В 1902 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». С 1905 по 1910 годы занимался в Пензенском художественном училище. В 1910 году Татлин оканчивает Художественное училище им. Н.Д. Селиверстова в Пензе. В этом городе судьба сводит его с Михаилом Ларионовым, братьями Бурлюками - бунтарями, отвечающими духу Татлина. Он увлекается футуризмом и кубизмом. Но вот он, уже крепкий живописец, участвует в выставке группы «Ослиный хвост», стремится стать сезаннистом, пишет «Лежащую натурщицу» (1912, РГАЛИ) и «Натурщицу» (1913, Третьяковская галерея), работы, завораживающие красотой и мощью.
В 1910-х годах участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства», «Союз молодежи», «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи». В 1927-1930 годах - профессор ВХУТЕМАСа в Москве. Знаменит своей живописью и контррельефами, которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо. Работы Татлина вдохновили немецких художников-дадаистов, которые поняли их как революцию в искусстве. Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году.
«Татлин. Конструкция мира», Центр «Зотов», 2025 г.
В нашем обзоре выставки мы соединили два репортажа об открытии. Накануне открытия выставки «Культура»
побеседовала с куратором выставки Полиной Стрельцовой.
Полина Стрельцова. Куратор выставки «Татлин. Конструкции мира» Фото предоставлено пресс-службой
Центра «Зотов»
— Как удалось собрать такую большую выставку — 220 экспонатов? Насколько мне известно, многие работы Татлина были утрачены после его смерти.
— С самого начала мы понимали, что столкнемся с трудностями, — но не могли предположить их масштаб. Произведения Татлина сосредоточены в нескольких музейных собраниях — Русском музее, Третьяковской галерее, Бахрушинском музее, РГАЛИ, а также в некоторых частных коллекциях. Работ сохранилось не так много, особенно ранних, поэтому от воли институций и коллекционеров зависела судьба всей выставки. Мы безмерно благодарны партнерам, согласившимся поддержать наш проект. И счастливы, что ядром выставки стал единственный сохранившийся безмоторный индивидуальный летательный аппарат «Летатлин», предоставленный нам на выставку Центральным музеем Военно-воздушных сил в Монине.
Про гениев часто говорят: «опередил время». Но в случае с теоретиком русского авангарда Владимиром Татлиным это точно не красивые слова. Художник совершил сразу несколько открытий в масштабе мировой истории искусств. Повлиял на ни одно поколение художников, архитекторов и дизайнеров. А еще придумал форму работы с материалом и тот предметный мир, в котором мы живем до сих пор. Больших ретроспектив, способных объять весь масштаб его личности, не делали с 1993 года. Кураторы центра «Зотов» Полина Стрельцова и Наталья Стрижкова решили это исправить.
Как Татлин совершил революцию в искусстве?
«Я надеюсь, что зрители будут впечатлены разносторонности этого художника. Он был обаятельным и харизматичным человеком, хотя и со сложным характером. Татлин любил быть в центре внимания и пытался найти собственный путь в искусстве, потому и стал в 10-е годы XX века лидером авангарда, наравне с Малевичем. Его ключевые произведения – контррельефы, связаны с интересной страницей в его биографии — поездкой в качестве „слепца“-бандуриста в 1914 году в Париж на кустарную выставку для заработка. Он хотел встретиться с Пикассо и исполнить свою мечту. Оттуда он вернулся с „контрельефами в голове“ и совершил революцию в искусстве мирового масштаба».
Вскоре революция случилась уже в стране, и Татлин возглавил московское отделение Наркомпроса по изобразительному искусству. По словам Полины Стрельцовой, в 1919–1920 годах он работал над памятником III Интернационалу — той самой знаменитой Башней Татлина, ставшей символом авангарда и самым тиражируемым образом конструктивизма.
Через несколько лет художник заинтересовался идеей жизнестроения, пытался придумать новые формы для быта людей в Советской стране и стал пионером промышленного дизайна.
В конце 1920-х и в начале 1930-х гг. Татлин увлекся идеей полета и, словно алхимик, работал в колокольне Новодевичьего монастыря над безмоторным летательным аппаратом, изучая чертежи Леонардо да Винчи и строение крыльев птиц.
Именно на этом невероятном произведении - «Летатлине» - и закончилась история авангарда. По сути, это была яркая, завершающая вспышка, 1932 год - год, в котором было издано «Постановление о перестройке литературно-художественных организаций» и началось торжество формализма.
С 1930-х годов Татлина практически исключили из профессии. Он вернулся к живописи, экспериментировал, интересовался техникой старых мастеров и работал в театре. Несмотря на триумф соцреализма, он продолжал уделять большое внимание материалам, пытаясь найти пластический образ драматургии. Из-за этого Татлин часто не находил общего языка с режиссерами и всегда оформлял постановки в разных театрах. «Мы с коллегами обсуждали, что было бы здорово снять фильм про Татлина, но он был бы не только про искусство, и такой остросюжетный», - смеется Полина Стрельцова.
Что случилось с наследием Татлина?
Собрать творчество художника в одном месте — сложная задача. Во-первых многие его работы, особенно 1920-х и 1930-х годов, не сохранились. Художник собирал контррельефы из кусков дерева, металла, стекла, картона, веревок, ткани, — все недолговечные материалы. Они быстро стареют и плохо хранятся. Даже если странные для своего времени объемные композиции и попадали в музей, то часто они хранились не должным образом. Из-за экспериментальности работ их часто не воспринимали как искусство.
Оригинальные модели башен, которые Татлин показывал на выставках 1920-х годов, утрачены. Деревянно-металлические конструкции высотой под 5 метров было сложно хранить и транспортировать. По сохранившемся фотографиям в 1986–1993 годах команда «Культура материалов» создала самую точную на данный момент реконструкцию — именно она стала частью коллекции центра «Зотов» и украсила экспозицию, вернувшись с гастролей в Русском музее.
В основном произведения Татлина сосредоточены в трех культурных институциях и одном архиве. Ранний авангард - в Третьяковке и Русском музее, театральные работы - в Бахрушинском музее, фотографии, архивы и поздняя живопись — в Российском архиве литературы и искусств. «Нужно было, чтобы каждая институция согласилась участвовать, - объясняет Полина Стрельцова, - иначе был бы большой риск, что какой-то важный этап творчества художника будет пропущен. И это были довольно длительные переговоры. Больше года мы делали выставку».
По словам кураторов, раздел, посвященный поздней живописи Татлина станет открытием не только для широкой публики, но даже для специалистов, потому что мало кто в принципе знаком с этими искусство.
В зале живописи Владимира Татлина 1930-1950-х годов. Фото: Ярослав Чингаев АГН «Москва»
Но одна из самых интересных глав в творчестве Татлина - его увлечение производственным дизайном. По сути, еще в начале XX века он начал придумывать формы предметов, которые нас окружают и сегодня. К сожалению, сто лет назад многие его идеи были не поняты. Куратор Полина Стрельцова рассказывает, что Татлин ходил на машиностроительные заводы и в тресты, где производилась одежда, и предлагал услуги художника. Но люди не осознавали, чего он хочет, предлагали пойти к чертежникам и научить их красиво чертить. На деле он предвосхитил дизайн и современную работу синтетического мастера, который понимает, как конструируются предметы, и пытается придумать адекватную художественную форму, исходя из задач и возможностей производства. Татлин придумал концепцию «культуры материалов», то есть художественных исследований свойств дерева, стекла, металла. Он учился у природы и пытался найти такие формы, которые были бы органичны человеку.
Например, в 1920-е Татлин разработал минималистичный чайный сервиз. Сохранились эскизы и чертежи комплекта, поэтому его смогли реконструировать для выставки — смотрится очень современно. Авангардист также сконструировал экономичную печь, специально рассчитанную под бытовые задачи своего времени. Она легко встраивалась в маленькие помещения, а еще расходовала совсем немного топлива.
Татлин предлагал создать универсальный гардероб для человека новой эпохи —практичный, экономичный и функциональный. Художник называл эту новую одежду «нормаль».
«Меня поразил силуэт, похожий на современный оверсайз. Это такая прорезиненная всесезонная парка, к которой пристегивается изнутри меховая подкладка. Предполагалось, что отдельные части можно будет заменять. Например, протерся у тебя локоть — можно купить деталь и подшить. Это очень современные идеи. Даже не конец XX века, а уже XXI век, когда встают задачи экологичного потребления и экономии ресурсов».
Масштаб задач, которые перед собой ставил художник, и диапазон его интересов действительно поражают. Помимо прочего, Татлин был артистичным и музыкальным: играл на бандуре, обожал стихи Хлебникова и Маяковского. По воспоминаниям его знакомых, все мечтали попасть на вечер, где Татлин бы музицировал и читал стихи. Эту грань художника на выставке отразили с помощью особого музыкального сопровождения.
Всего в экспозиции семь разделов, каждый связан с новым этапом жизни Татлина и художественным изобретением, которое было своеобразным итогом этого периода. К разделам подобрана своя музыкальная тема, а также озвучены воспоминания о художнике. Читают их сами сотрудники центра «Зотов». Заговорит с посетителями и сам Татлин. За его голос отвечал архитектор экспозиции Юрий Аввакумов.
Владимир Татлин после возвращения из Парижа. 1914 г. РГАЛИ
УГЛОВОЙ КОНТРРЕЛЬЕФ
За полгода до начала Первой мировой войны, в феврале-марте 1914-го, в Берлин приехала Русская кустарная выставка. Изначально организованная в Санкт-Петербурге под покровительством императрицы Александры Федоровны, она представила Европе достижения народного хозяйства доживающей последние годы Российской империи: разнообразные ковры и игрушки, хитрые вышивки и иконы, а также «живые экспонаты» — умельцев с народными инструментами, исполнявших фольклорные мелодии. Одним из них оказался слепой бандурист в украинских шароварах. Слепец был мнимым — чтобы не выдать себя, он попросту закрывал глаза.
Владимир Татлин с бандурой, 1912 г.
Бандуриста звали Владимир Татлин — ему на тот момент было 28 лет, он уже ходил юнгой на корабле в Турцию, поступил в Московское училище ваяния и зодчества и был отчислен за неуспеваемость, поучаствовал в выставках мирискусников и бубнововалетовцев и написал не один авангардный портрет. Но в 1911 году все изменилось — сначала Татлин увидел в коллекции Щукина работы Пабло Пикассо и разочаровался во всем искусстве прошлого. А затем, осенью 1913-го, наткнулся на журнал Soirées de Paris, где была опубликована статья Гийома Аполлинера об испанском художнике, и решил во что бы то ни стало с ним познакомиться.
Возможность подвернулась неожиданно — один из организаторов Второй Всероссийской кустарной выставки Сергей Чухонин, зная о необычном таланте Татлина (собственно, игре на бандуре), предложил ему поехать в Париж. По воспоминаниям Татлина, «нужен был бандурист, хорошо бы слепец. Сказал: могу петь и слепцом быть. Попросили показать. Изобразил. Понравилось. Шью украинские шаровары и репетирую слепца».
Пабло Пикассо, «Гитара», 1914 г. Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк.
Выставка прошла успешно - посетители благодарили музыканта и уважительно жали ему руки - и перед возвращением в Россию Татлин поехал в Париж. То ли литовский скульптор Жак Липшиц представил Татлина Пикассо, то ли тот и вовсе тайно проник в мастерскую художника, но они встретились - и российский конструктор увидел знаменитые рельефы Пикассо вживую. «Натюрморты» из древесины и картона, что-то среднее между объектом и живописной работой вроде как раз тогда законченной «Гитары» поразили Татлина и подсказали идею будущих контррельефов, новаторских для своего времени абстрактных композиций, размещенных в пространстве. Один из лучших примеров - находящийся в постоянной экспозиции Государственного Русского музея «Угловой контррельеф». От одной стены к другой тянутся корабельные тросы, подхваченные деревянными плашками. Посередине на них нанизываются металлические листы - абстрактные объекты, отбрасывающие друг на друга тени.
Владимир Татлин, «Контррельеф», 1916 г.
Уже в мае 1914 года Татлин демонстрирует свои живописные рельефы на одноименной выставке в мастерской на Остоженке. Абстрактные объекты из подручных материалов делают художника знаменитым — в марте 1915-го он показывает их на первой футуристической выставке «Трамвай В». В том же году Татлин придумал этим предметам название «контррельефы» — а в декабре показал уже на последней футуристической выставке («0,10»). Там его «Угловой контррельеф» повесили неподалеку от «Черного квадрата» Малевича.
Владимир Татлин, «Угловой контррельеф», 1914 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из уважительного поклона Пикассо татлинские контррельефы превратились в самобытные произведения искусства из металла, корабельных тросов и кусков ткани. «Выразив недоверие глазу, мы ставим глаз под контроль осязания», — писал Татлин об этих работах, подвергая сомнению визуальное восприятие искусства. Его объемно-пространственные композиции, по выражению кураторов Русского музея, «порывали с традиционной “картинной” плоскостью, выносили беспредметные конструкции в пространство». Помимо всего прочего, как и «Черный квадрат», «Угловая композиция» была подвешена в углу - словно икона.
ПАМЯТНИК III КОММУНИСТИЧЕСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛА
Владимир Татлин. Модель Памятника III Интернационала 1920 г. В настоящее время находится
в Третьяковской галерее на Крымском валу в Москве.
Новая уникальная реконструкция Памятника III Интернационала создана по принципам научной реконструкции командой Дмитрия Димакова (крупнейшего специалиста по творчеству Татлина), создана специально для выставки и находится в экспозиции Центра «Зотов» (фото см. выше)
Авторы реконструкции модели Памятника III Интернационалу. Слева направо - Д.Н. Димаков, Е.Г. Лапшина,
И.Н. Федотов. Пенза, мастерская Пензенского художественного училища. Фотография 1992 г.
Группа энтузиастов в Пензенском художественном училище во главе с преподавателем Дмитрием Николаевичем Димаковым с соратниками Еленой Лапшиной и Игорем Федотовым в 1990-е годы воспроизвела по фотографии модель Памятника III Интернационала. Потрясает тот факт, что Татлин к своему проекту не делал расчетов и привычных чертежей. Это было произведение искусства. По проекту Татлина внутри пространственной металлической конструкции 400-метровой высоты должны были располагаться подвешенные 4 застекленных объема со служебными помещениями. Электропривод с мотором вращает четыре внутренних тела (куб, пирамида, цилиндр и полусфера) с разной скоростью и во встречных направлениях. Группа Димакова на собственные деньги построила 5-метровый макет. На это ушло 6 лет. В 1993 году пензенский макет демонстрировался на ретроспективной выставке Татлина в Дюссельдорфе.
Модель Памятника III Интернационала. Королевская академия художеств, Лондон, Англия.
Фото 27 февраля 2012 г.
Пожалуй, самый известный проект Татлина - как и большинство его работ, оставшийся на стадии прототипа - был заказан отделом изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению для высших органов Коминтерна. Башня, напоминающая Вавилонскую, была призвана поражать - 400-метровая конструкция из металлических спиралей, выводящая коммунистические лозунги прямо на облака. Внутри размещались бы здания в виде разных геометрических фигур — куба, пирамиды, цилиндра и полусферы. По задумке Татлина они предназначались для законодательной, исполнительной и информационной власти (то есть типографии, информбюро, издательства и телеграфа). Каждое здание вращалось бы вокруг своей оси с разной скоростью — один оборот в час, день, месяц и год.
Владимир Татлин с помощниками работают над макетом башни. На снимке (слева направо):
С.И. Дымшиц-Толстая, В.Е. Татлин, Т.М. Шапиро, И.А. Меерзон во время работы над моделью
Памятника III Интернационала. 1920 г.
Впервые Татлин представил проект на VIII съезде Советов в 1920 году. 5-метровый макет высмеяли; нарком просвещения Анатолий Луначарский выразился так: «Если Ги де Мопассан писал, что готов был бежать из Парижа, чтобы не видеть только железного чудовища Эйфелевой башни, то, на мой взгляд, Эйфелева башня — настоящая красавица по сравнению с кривым сооружением тов. Татлина».
Проект так и остался нереализованным — к концу 1920-х правительство устало от авангардных экспериментов и обратилось к классической монументальной скульптуре.
Тем не менее башня Татлина стала визитной карточкой конструктивизма, ее модели украшают Центр Помпиду и главную столовую Оксфордского университета, а скульпторы и архитекторы черпают в ней вдохновение до сих пор — от дома «Патриарх» в Москве до скульптуры Ай Вэйвэя «Фонтан света».
НОРМАЛЬ-ОДЕЖДА
В 1880 году немецкий биолог Густав Йегер опубликовал книгу «Нормальная одежда как способ охраны здоровья». Согласно его мысли, поскольку человек — животное, то и одежда у него должна быть шерстяной. А еще предельно рациональной («сужающейся во всех свободных местах») и разборной, как конструктор: каждый элемент в таком костюме можно было бы заменить, оставляя общий фасон.
Татлин загорелся идеей универсального костюма в начале 1920-х, на фоне голода и массовой нехватки товаров. Его нормаль-одежда должна была стоить очень дешево. Продолжая мысли Йегера о съемных элементах, Татлин придумал съемные подкладки, да и вообще многое учел — скажем, высота карманов варьировалась в зависимости от длины рук, а «каркасный приклад», держащий форму классического костюма, и вовсе был отброшен из-за трудностей в производстве.
Как мы писали, Татлин разработал пальто и костюм, которые могли выручать человека в России круглый год. Пальто состояло из трех частей: непромокаемого верха и двух съемных подстежек — из фланели для осени и меха/овчины для зимы. Книзу пальто и костюм суживались — по мысли Татлина, такая одежда лучше грела благодаря дополнительной прослойке воздуха и не пускала холод благодаря более узким манжетам и низу. Конструкция воротника костюма также позволяла при необходимости застегивать его наглухо, обходясь без шарфа.
Несмотря на рекламную кампанию, в которой Татлин предстал перед объективом в собственном костюме, нормаль-одежда так и не была запущена в производство. Человек эпохи НЭПа не спешил отказываться от буржуазных мод — те, у кого были деньги и возможности, предпочитали старую добрую классику, а те, у кого ни того, ни другого не было, донашивали старое, не понимая (и не принимая) визионерских задумок Татлина.
СТУЛ ТАТЛИНА
Мебель в первой трети XX века по-прежнему оставалась дорогим штучным товаром. Однако еще в 1903 году австрийские модернисты основали «Венские мастерские» — дизайнерскую лабораторию, где разрабатывали прообраз будущего промышленного дизайна. Йозеф Хоффман и Коломан Мозер выпускали все подряд: диваны и кресла, светильники и посуду, которые впоследствии лягут в основу массовых объектов обихода.
К 1927 году к этим исканиям присоединяется Владимир Татлин. Он придумывает собственную «русскую печь», кровать, а также посуду — например, чайник без ручек. Но, пожалуй, наиболее значительная его работа в этой области — консольный стул из гнутого дерева, идеальный геометрический организм, в котором нет ничего лишнего — ни пружин, ни украшательств. Только бесконечные кривые линии.
Николай Рогожин, «Стул из гнутого дерева». Руководитель – Владимир Татлин.
Дерметфак, ВХУТЕИН. 1927-1929 гг.
Модель была выполнена студентом Татлина Рогожиным под непосредственным надзором учителя на деревообделочном факультете Вхутеина. До нас дошла лишь современная реконструкция из стальных трубок, которая хранится в постоянной экспозиции Центра Помпиду. Взяв за основу венский стул середины XIX века, Татлин избавился от вертикальных опор и изогнул деревянные прутья в трехступенчатую систему из ножки-опоры, консоли для сидения и спинки. Дешевизна и элегантная простота этого решения удивляют до сих пор.
Как и нормаль-одежду, стул Татлина не запустили в массовое производство. Но его проект отразил искания современников — Ле Корбюзье, Марселя Брейера, Людвига Мис ван дер Роэ, — чья мебель определила интерьер жилых домов вплоть до нынешних каталогов IKEA.
ЛЕТАТЛИН
О собственном безмоторном индивидуальном летательном аппарате Татлин задумался еще в 1910-х, упоминание о нем есть в записных книжках поэта Велимира Хлебникова. Он же подарил аппарату название — «Летатлин», — продолжив тем самым футуристическую традицию придумывания полезных неологизмов (слово «самолет», напомним, популяризировал и применил в нынешнем значении Василий Каменский). Авангардистский шедевр, напоминающий проекты Леонардо да Винчи, так и не взлетел в воздух — но остался символом идеалистических надежд конструктивистов.
Разрабатывая «Летатлин» в 1929-1932 годах, конструктор держал в памяти и объемно-пространственные композиции контррельефов, и эксперименты с гнутым деревом. Аппарат из китового уса, сыромятного ремня, шариковых подшипников, дерева и пробки имел массу 32 килограмма, размах крыльев 9 метров. Инженеры были убеждены, что «Летатлин» не взлетит, — а Татлину было все равно, в чем убеждены инженеры. Главное, что «летательный аппарат - это форма, которая отвечает потребности момента в преодолении человеком пространства».
Владимир Татлин с крылом «Летатлина». Начало 1930-х гг.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Было выполнено три экземпляра «Летатлина», ни один из которых не прошел испытания — каждый раз они срывались: то крыло по дороге оторвется, то организаторы запретят Татлину проводить мероприятие. Утопические замыслы Татлина уже не в первый раз потерпели крах. Первая и единственная прижизненная выставка конструктора прошла в 1932 году, а затем он двадцать лет — вплоть до своей смерти в мае 1953-го — будет проживать в безвестности. Леонардо да Винчи XX века оценили по достоинству уже после Второй мировой — в 1977-м восстановленный орнитоптер представили публике на персональной выставке Татлина в Центральном доме литераторов.
Владимир Татлин, махолет «Летатлин». Фото: Ярослав Чингаев, АГН «Москва»
Татлин так и остался символической фигурой, художником мегаломанских амбиций, пришедшим слишком рано визионером.
Как в 1916 году написал Велимир Хлебников:
«Татлин, тайновидец лопастей
И винта певец суровый,
Из отряда солнцеловов.
Паутинный дол снастей
Он железною подковой
Рукой мертвой завязал».
Велимир Хлебников. Конец мая 1916 г.
Одна из последних фотографий Владимира Татлина.
Владимир Евграфович Татлин скончался в Москве 31 мая 1953 года через 3 месяца после смерти Сталина. Был кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища. На его похороны пришло всего семь-восемь человек.
Урна с прахом В.Е. Татлина в колумбарии на Новодевичьем кладбище в Москве. Вместе с художником похоронена Корсакова (Рудович) Александра Николаевна (1904–1990), художник, жена В.Е. Татлина.