Эрик Булатов во время интервью в Москве. 10 июня 2017 г. Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсант
Эрик Владимирович Булатов (1933-2025)– российский и французский художник, график, книжный иллюстратор, представитель концептуального искусства и фотореализма, один из основоположников соц-арта. Почётный академик Высшей школы изобразительных искусств в Дрездене, почётный член Российской академии художеств (оба звания – 2008). Награждён премией в разделе «Власть» на биеннале в Кванджу (Южная Корея, 1997), премией «Инновация» (за творческий вклад в развитие современного искусства в РФ; присуждена в 2013), награжден орденом Российской академии художеств «За служение искусству» (2013) и орденом Дружбы за большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией, сохранение и популяризацию русского языка и культуры за рубежом (2014). Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция, 2015).
Эрик Булатов в молодости
Эрик Булатов родился 5 сентября 1933 года в Свердловске. Когда ему было три года родители вернулись в Москву. В 1941 году Эрик с матерью был эвакуирован в Саратов и позже в Свердловск.
В 1958 году Булатов окончил московский Художественный институт имени В.И. Сурикова, Уже с 3-го курса Булатов стал получать Сталинскую стипендию. В 1955 г. Булатов и несколько лучших учеников института в сопровождении преподавателя И.М. Лейзерова отправились на летнюю практику на ледоколе «Лена», следовавшем по Северному морскому пути из Архангельска во Владивосток. Студенты значились матросами, работали на корабле и писали этюды, представленные на отчётной выставке МГХИ. В 1956 г. практика проходила на торговом судне «Ставрополь», выполнявшем маршрут через Египет, Индию и Цейлон (ныне Шри-Ланка), Восточный Пакистан (ныне Бангладеш). Летом 1957 и 1958 гг. путешествовал по городам Средней Азии (Самарканд, Бухара, Шахрисабз) в поисках мотивов для дипломной работы.В 1956 г. выступил одним из организаторов открытого комсомольского собрания, на котором прозвучал призыв восстановить в должностях преподавателей, уволенных в 1948–1952 гг. по обвинению в формализме. Это поставило обучение и карьеру Булатова под угрозу, но руководство института приняло решение не отчислять художника, лишив его тем не менее диплома с отличием. После окончания института 30 лет иллюстрировал детские книги. В 1989 эмигрировал за границу, где получил мировое признание. Умер в Париже 9 ноября 2025 года.
Эрик Булатов на фоне картины «О». 2008 г. Фото В. Сычёва.
Э.В. Булатов (1933-2025). «О». 2008 г. Холст, масло, цветные карандаши, пастель. 200 х 200 см.
Собственность автора, Берлин.
Э.В. Булатов (1933-2025). Тучи растут. 2007 г. Холст, масло. 200 х 200,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Слова повторяют изображение - буквы впиваются в небо, облака темнеют, превращаясь в тучи, тревогу усиливают громадные черные буквы. «Поведение слова, его движение в пространстве, его взаимоотношения с другими элементами картины становятся содержанием картины и целью выражения», - говорит Булатов. Слова, идущие на нас из глубины холста, разрастающиеся к верхнему краю и вторящие движению облаков, подчеркивают напряженную динамику композиции.
Э.В. Булатов (1933-2025). Поезд – Поезд. 2007 г. Холст, масло. 170 х 230 см.
Коллекция Дитера и Си Розенкранц, Берлин.
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу дальше. 2007 г. Бумага, цветные карандаши, графитный карандаш.
27 х 25 см. Коллекция Н. Годзиной.
Э.В. Булатов (1933-2025). Живу дальше. 2008 г. Холст, масло. 200 х 200 см. Частная коллекция, Сеул.
Э.В. Булатов (1933-2025). «А». 2008 г. Холст, масло. 200 х 200 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). L'attente (Ожидание). 2007 г. Бумага, цветные карандаши. 20 x 16,8 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Аэропорт. 2007 г. ВКонтакте.ру.
Э.В. Булатов (1933-2025). Аэропорт, ожидание. 2008 г. Визуальная арт энциклопедия WikiArt.org.
Э.В. Булатов (1933-2025). Куда. 2009 г. Холст, масло, Бумага, цветные карандаши. 200 х 200 см.
Собственность автора.
Э.В. Булатов (1933-2025). Откуда я знаю куда. 2009 г. Холст, масло, Бумага, цветные карандаши. 200 х 200 см.
Собственность автора.
Эрик Булатов у картины «Наше время пришло». 2007 г.
Московскому коллекционеру Шалве Бреусу принадлежит, пожалуй, одна из самых пронзительных вещей Булатова последнего времени - картина «Наше время пришло» (этот лозунг художник увидел в 2006 году на рекламных плакатах в Москве). Подземный переход на первом плане навеян, похоже, мрачным переходом в районе Курского вокзала. Одни идут вверх, к свету, другие вниз, в темноту - этакая притча о новой необходимости выбора пути. Неплохо схвачено. Особенно учитывая, что художник уже более 20 лет жил в Париже. И если сходу покажется, что Булатов лишь визуализировал какое-то фото, вы сильно удивитесь.
Э.В. Булатов (1933-2025). Наше время пришло. 2007 г. Холст, масло, смешанная техника. 200 х 200 см.
Коллекция Шалвы Бреуса, Москва.
Эрик Булатов: «Мне очень дорого, что молодые люди сегодня отмечают «Наше время пришло», считая ее точным портретом нашего времени и нас сегодняшних. В картине изображен подземный переход около Курского вокзала, потому что мне кажется наша эпоха переходная. Из одной эпохи в другую, а мы (люди) находимся посередине. Словами «Наше время пришло» я обращаюсь именно к зрителю, в том смысле, что пришло время самоопределения, отдать себе отчет, где мы находимся и что будет завтра, куда идти и что делать. Идти ли нам в прошлое, или шагнуть в будущее. Вот такая была идея. На самом деле я очень долго мучился с этой картиной, и мне дорого, что она цепляет людей».
Э.В. Булатов (1933-2025). Наше время пришло. Эскиз (1) к картине. 2007 г. Бумага, цветные карандаши.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Наше время пришло. Эскиз (2) к картине. 2007 г. Бумага, цветные карандаши.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Наше время пришло. Эскиз (3) к картине. 2007 г. Бумага, цветные карандаши.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Наше время пришло. Эскиз (4) к картине. 2007 г. Бумага, цветные карандаши.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Осень. Париж. Севастопольский бульвар. 2009–2010 гг.
Холст, масло. Коллекция Шалвы Бреуса, Москва.
Изображение севастопольского бульвара на холсте Эрика Булатова больше похоже
на старую фотографию.
Эрик Булатов на фоне картины «Дверь». 2011 г.
В конце первого десятилетия нового века Эрик Булатов создает ряд картин, в которых доминирующим оказывается черный цвет - тьма, поглотившая реальность. Поток света, проникающий сквозь «разрез» в ранних произведениях, световой тоннель, пронизывающий, пробивающий плоскость картины, сменяется еле заметной щелью, сквозь которую проникает белый луч.
Э.В. Булатов (1933-2025). Дверь. 2009–2011 гг. Холст, масло. 210 х 150 см.
Коллекция Н. Годзиной.
Эрик Булатов на выставке у стенда со своими фарфоровыми тарелками. 2017 г. Самая большая коллекция фарфоровых тарелок, выполненных по рисункам Эрика Булатова в 2010 году, находится в галерее Саатчи (Saatchi Gallery) в Лондоне.
Э.В. Булатов (1933-2025). День-Ночь. 2010 г. Бумага, цветные карандаши. 28,8 x 19,4 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). День - Ночь. 2010 г. Тарелка, фарфор. Галерея Саатчи, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). День - Jour (День - День). 2010 г. Тарелка, фарфор. Галерея Саатчи, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). Птицы (Дневные). 2010 г. Тарелка, фарфор. Галерея Саатчи, Лондон.
12 Э.В. Булатов (1933-2025). Птицы (Заход Солнца). 2010 г. Тарелка, фарфор Галерея Саатчи, Лондон.
Эрик Булатов в Москве перед отъездом. 1989 г. Фото Игоря Мухина.
Эрик Булатов в Париже в мастерской у «Автопортрета». Фото 2011 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Автопортрет. 2011 г. Холст, масло. 146,5 x 114 см.
Собственность автора.
В данной экспозиции есть несомненный элемент самоисследования, самоанализа, о котором свидетельствует первый за 40 лет «Автопортрет» Булатова, созданный в 2011 году. Если в раннем «Автопортрете» 1970-х годов художник пытается «спрятаться за очертаниями фигуры Рене Магритта», то теперь все иначе. «На этой картине я не прячусь, но встречаюсь с собой лицом к лицу. В этом портрете есть некая абсурдность. Мой любимый художник - Фра Анджелико, и, пожалуй, здесь чувствуется его подспудное влияние, хотя бы в том, как моя фигура вписана в арку. На этой картине свет исходит из самой композиции и направлен к зрителю. А в предыдущем автопортрете свет исходит извне и направлен на саму композицию», - поясняет он.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вверх - Вниз. 2011 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Частная коллекция, Германия.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вверх - Вниз. 2011 г. Бумага, цветные карандаши. 28,8 x 27,8 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Верх - Вниз. 2011 г. Бумага, цветные карандаши. 28,8 x 27,8 см.
Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вниз. Вверх-вниз. Композиция из 4 частей. Часть 1. 2011 г.
Холст, масло. 61 x 46 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вниз. Вверх-вниз. Композиция из 4 частей. Часть 2. 2011 г.
Холст, масло. 61 x 46 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вверх. Вверх-вниз. Композиция из 4 частей. Часть 3. 2012 г.
Холст, масло. 61 x 50,5 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вверх. Вверх-вниз. Композиция из 4 частей. Часть 4. 2013 г.
Холст, масло. 61 x 50,5 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз к неосуществленной картине «Стойте-идите. 2011 г.
Бумага, коллаж, гелевая ручка, фломастер. Частное собрание, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Мост Понт-Ан-Сарденье (Le pont des Sardines), Фонтене-ле-Конт, Франция.
2013 г. Бумага, цветные карандаши. 21 х 28 см. Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Эрик Булатов в мастерской за работой над картиной «Картина и зрители». Париж, ноябрь 2012 г.
В ноябре 2012 года художник работал в Париже над произведением «Картина и зрители». На картине изображены экскурсанты в зале Третьяковской галереи, которые стоят перед «Явлением Христа народу»» Александра Иванова. Две трети всей поверхности холста занимает воспроизведение полотна А. Иванова, а изображению стоящих перед ним зрителей отдан лишь передний план. Работа представляет собой размышление автора о природе станковой живописи, её взаимоотношениях с окружающим пространством и зрителем, а также диалог классического академического искусства и концептуального, постмодернистского.
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. 2011-2012 гг. Холст, масло 200 х 250 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В 2017 году картину «Картина и зрители» Эрик Булатов передал в дар Третьяковской галерее.
Торжественная церемония передачи картины Эрика Булатова «Картина и зрители» в дар Третьяковской галерее. На снимке: генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и Эрик Булатов. Москва, 13 июня 2017 года. Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсант.
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Эскиз (1). 2011 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
Журнал «Искусство», 2014 г. № 2 (589)
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Эскиз (2). 2011 г. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
Журнал «Искусство», 2014 г. № 2 (589)
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Фрагмент (1). 2011-2012 гг.
Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Фрагмент (2). 2011-2012 гг.
Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Фрагмент (3). 2011-2012 гг.
Холст, масло Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Эскиз (3). 2010-2012 гг. Бумага, карандаш, цветные карандаши.
Журнал «Искусство», 2014 г. № 2 (589)
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Эскиз (4). 2010-2012 гг.
Бумага, карандаш, цветные карандаши. Журнал «Искусство», 2014 г. № 2 (589)
Э.В. Булатов (1933-2025). Картина и зрители. Эскиз (5). 2010-2012 гг.
Бумага, карандаш, цветные карандаши. Журнал «Искусство», 2014 г. № 2 (589)
Торжественная церемония передачи картины Эрика Булатова «Картина и зрители» в дар Третьяковской галерее. На снимке (слева направо): генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, Эрик Булатов и президент компании «Интеррос» Владимир Потанин. Москва, 13 июня 2017 года. Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсант.
В 2014 году в Москве, в центральном выставочном зале «Манеж» открылась выставка Эрика Булатова «Живу – Вижу». Справа вице-премьер правительства РФ по социальным вопросам Ольга Голодец. Фото агентство «Москва», 8 сентября 2014 г.
Среди последних свежих работ Эрика Булатова можно упомянуть «Мостик» (2016) - дань Булатова одноименной картине Исаака Левитана, тревожные всполохи полотна «Bonne Année / С Новым годом» (2015), где автор размышляет о будущем России и Франции. От тяжких дум зрителя может отвлечь картина «Утро в Москве» (2014), написанная в специфической булатовской технике карандашом по холсту (закончив картину карандашом, он частично покрывает холст слоем краски). В 2015 году Эрик Булатов был приглашен для создания масштабных полотен при открытии нового здания Музея современного искусства «Гараж» в Москве.
Э.В. Булатов (1933-2025). Инсталляция «Гараж». 2015 г. Музей «Гараж», Москва. Фото: Егор Слизяк.
Э.В. Булатов (1933-2025). Эскиз афиши выставки «Все в наш гараж!». 2014 г.
Бумага, цветные карандаши. Собственность автора.
Э.В. Булатов (1933-2025). Лучший город земли. Эмблема Дня города. 2012 г.
В 2012 году у Дня города в Москве появился свой логотип. К 865-летию Москвы его сделал Эрик Булатов, правда, уже давно проживающий в Париже. Центром знака стала строка из песни Муслима Магомаева «Лучший город Земли» - это официальный девиз празднования 865-летия Москвы. Кстати, художник выполнил эту работу совершенно бесплатно.
Э.В. Булатов (1933-2025). Bonne Année / С Новым годом. 2015 г. Холст, масло.
Э.В. Булатов (1933-2025). Московское утро (1 января 2013 года). 2014 г. Холст, карандаш, цветные карандаши.
140 х 210 см. Журнал «Искусство», 2014 г. № 2 (589)
Э.В. Булатов (1933-2025). La Retour (Возвращение). 2012 г. Визуальная арт энциклопедия WikiArt.org.
Э.В. Булатов (1933-2025). Париж. Улица Гренета. 2014 г. Холст, масло. 130 х 90 см.
Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Маленький мост. 2016 г. Холст, масло. ВКонтакте
Эрик Булатов за работой над картиной «Свобода» в Ельцин Центре. Екатеринбург, 2015 г.
Фото Марата Габдрахманова из архива Ельцин Центра.
Ельцин-центр. Свердловск, нынешний Екатеринбург, - родной город Булатова. Спустя десятилетия художник вернулся сюда уже в статусе классика. В 2015 году специально для Ельцин-центра он создал масштабную работу «Свобода» - белый шрифт, прорывающийся сквозь облака. Это продолжение серии картин с этим словом в различных сочетаниях и вариациях, тоже отсылающих к стихотворению Всеволода Некрасова «Свобода есть». Картина занимает всю стену одноименного зала музея и воплощает еще одну грань булатовского искусства - умение формировать пространство. Художник превращает любую поверхность в часть высказывания, будь то страница детской книги, фасад завода или музейный зал.
Э.В. Булатов (1933-2025). «Свобода», 2015 г. Холст, масло. Источник: yeltsin.ru
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция «Вперед». 2016 г. Выставлялась у входа в Галерею Тейт Модерн, Лондон.
В 2016 г. Булатов создал две «объёмные картины» – скульптурные объекты для арт-пространства «The Foundry», открытого художником А.В. Молодкиным в комплексе бывшего литейного завода в коммуне Мобурге (департамент Верхние Пиренеи, регион Окситания): «Всё не так страшно» и «Вперёд, вперёд», составленные из красных и чёрных металлических букв высотой около 3 метров. Булатов впервые в своей творческой практике вывел текст в реальное пространство – для него этот шаг стал логичным продолжением работы над возможностями «картины».
Первое, что было сделано в металле − слово «ВПЕРЕД», повторенное по кругу. Вы оказываетесь внутри круга, стоите и смотрите из середины. А на каждую картину вы смотрите анфас. То есть вы поворачиваетесь вслед за изображением. И каждый раз перед вами плоская поверхность, на которой буквы. Поэтому эта работа из стали − картина, в которую нужно и можно войти.
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция «Вперед». 2016 г. Выставлялась у входа в Галерею Тейт Модерн, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция «Вперед». 2016 г. Выставлялась у входа в Галерею Тейт Модерн, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). Вперед. 2016 г. Холст, масло 300 х 300 см. Галерея Тейт Модерн, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). 1. Вперед. Бумага, цветные карандаши. 29,8x28,1 см. 2. Вперед-Вперед. Бумага, цветные карандаши. 20,3x29,6 см. Оба - 2016 г. Галерея Тейт Модерн, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). 3. Вперед-Вперед. Бумага, цветные карандаши. 20,3x29,7 см. 4. Вперед-Вперед. Бумага, цветные карандаши. 28,9x28 см. Оба - 2016 г. Галерея Тейт Модерн, Лондон.
Э.В. Булатов (1933-2025). 5. Вперед-Назад. Бумага, цветные карандаши. 27х26,2 см. 6. Вперед-Вперед. Холст, масло. 300х300 см. Оба 2016 г. - Галерея Тейт Модерн, Лондон.
Эрик Булатов на выставке в «Ельцин Центре». Екатеринбург, 2018 г.
В 2016 году яркий представитель соц-арта Эрик Булатов познакомился с дизайнером одежды Гошей Рубчинским. В то время автор готовился к открытию выставки на юго-западе Франции. Встреча послужила для стилиста толчком к идее разработки новой коллекции. После встречи Рубчинский выразил позитивное мнение о коллеге:
«Он далеко не консервативный художник, который живет прошлым, наоборот, он живет будущим». Дизайнер представил линейку в январе 2018-го, спустя два года после встречи с Булатовым. В качестве референса Гоша взял картину Эрика Владимировича «Друг вдруг враг». Показ прошел в закрытом формате в «Ельцин-центре» в Екатеринбурге, на родине иллюстратора.
Э.В. Булатов (1933-2025). Друг вдруг враг! 2018 г. Бумага, цветные карандаши.
Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Друг вдруг враг №1. 2019 г. Бумага, цветные карандаши. 65,5 х 102 см.
Эрик Булатов - Галерея popoffart.
Э.В. Булатов (1933-2025). Exit. Насрать. Формула самозащиты. 2018 г.
Эрик Булатов вспоминает: «Очень давно в Бухаре, еще будучи студентом», я познакомился с археологом и исламоведом Сергеем Юреневым, осужденным и сосланным в те края. Интересный был собеседник - с парадоксальным умом и отличной библиотекой. Очень я любил у него в гостях бывать, и всегда меня интриговал один угол, где было что-то спрятано за занавесочкой. И наконец я не выдержал - спросил, что там. А он и говорит: «Вот знаешь, когда мне совсем грустно и плохо становится, я отодвигаю занавесочку, смотрю - и сразу легче». И показывает бумажку, на которой от руки написано: «Насрать». Я тогда подумал: «Какой же мощный девиз!»
Э.В. Булатов (1933-2025). Exit – Насрать - Exit. 2018 г. Бумага, цветные карандаши. 76 x 110 см.
Галерея Дины Верни, Париж.
Э.В. Булатов (1933-2025). Exit - Exit № 2. 2019 г. Бумага, цветные карандаши. 65,5 х 102 см.
Эрик Булатов - popoffart.
Э.В. Булатов (1933-2025). Насрать! 2018 г. Бумага, цветные карандаши. 102 х 66 см.
Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
Э.В. Булатов (1933-2025). Ночной свет. 2018 г. Холст, масло. 50 х 60 см. Частное собрание.
Э.В. Булатов (1933-2025). Дверь открыта (Посвящается Диего Веласкесу). 2019 г.
Фото: архив Эрика Булатова.
В канун 2019 года Эрик Булатов закончил картину «Дверь открыта», над композицией которой бился почти 20 лет. На ней на фоне небес персонаж с картины Диего Веласкеса «Менины» распахивает дверь. «Он открывает дверь не в комнату, а во весь мир. И весь мир это может видеть. Смысл именно в том, что дверь была открыта, сейчас открыта и будет открыта. В будущее попадут не те, кого начальство назначает сегодня, а оттуда, из будущего, позовут тех, кто им будет нужен», - был уверен Булатов. Из раскрытой настежь Веласкесом двери идет поток яркого белого света.
Э.В. Булатов (1933-2025). Улица Сен-Дени. 2019 г. Холст, масло. 210 х 140 см.
Галерея современного искусства «Skopia», Женева.
— Как вы работали над новой картиной «Rue Saint-Denis»?
«Мне кажется, на ней удалось выразить свое отношение к Парижу, который я очень люблю. Хотя его изображали великие художники, а я с ними конкурировать не хотел и не хочу, я считаю, что он не ограничивается их работами. Париж - это место, где время имеет особое значение, и старые дома хранят память о прошлом, превращаясь в готические силуэты при свете. Люди приходят и уходят, а дома остаются, напоминая о важности основы. Я попытался передать это понимание, и, надеюсь, мне это удалось».
Эрик Булатов с супругой Натальей на церемонии открытия выставки фотографа из Монако Оливье Жуда
в Фонде культуры «Екатерина». Москва, 2019 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Композиция «Все не так страшно». Фрагмент. 2002-2016 гг. Частное собрание.
Ответом на фундаментальную неопределённость серии «Враг вдруг друг» у Булатова становятся работы с фразой «Всё не так страшно». Фрагменты слов «всё» и «страшно» в одном из рисунков оказываются как бы вписаны в перспективные прямоугольники, однако фраза читается, как обычный текст: сверху вниз, слева направо. Взгляд зрителя путешествует по поверхности листа, углубляясь внутрь иллюзорного пространства произведения и возвращаясь обратно.
Э. Булатов: «Для меня металлические конструкции − та же самая работа над картиной. Я их воспринимаю не как объекты, не как инсталляции, а именно как картины. Поэтому для меня это одно и то же. К опытам с металлом я пришел логическим путем. Потому что я все время старался сделать такую картину, в которую можно было бы войти. Не снаружи смотреть, как наблюдатель, а стать участником, войти внутрь».
Э.В. Булатов (1933-2025). Все не так страшно. 2019 г. Эрик Булатов - popoffart.
В апреле 2019 года Булатов и Молодкин открыли совместную выставку «Black horizon» («Чёрный горизонт») в художественном музее BPS22 в Шарлеруа, в Бельгии. Её тема – освобождение от любой господствующей идеологии, сопротивление попыткам цензуры, манипуляции или давления массмедиа. Здесь Булатов представил инсталляцию «Всё не так страшно», а также серию картин с изображёнными в разных плоскостях словами «exit» (с англ. – выход) и «насрать» (часть цикла «Формула самозащиты»).
Эрик Булатов на фоне своих работ на выставке «Black Horizon» в Шарлеруа, Бельгия. 2019 г.
На выставке «Свобода есть» в Арт-галерее Ельцин Центра. Екатеринбург, 2018 г.
Фото: BBC News Русская служба.
Э.В. Булатов (1933-2025). Всё не так страшно. 2019 г. Эрик Булатов - Галерея popoffart.
Эрик Булатов в Париже. 2020 г. Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
Выкса. В 2020 году по эскизам Эрика Булатова на фасаде трубоэлектросварочного цеха Выксунского металлургического завода в Нижегородской области создали две гигантские настенные росписи «Стой. Иди» и «Амбар в Нормандии». Размах поражает: общая площадь изображения, на нанесение которого ушло 20 дней, - около 2500 квадратных метров. На открытие приехал сам художник, которому тогда было уже 87 лет.
Э.В. Булатов (1933-2025). Настенные росписи «Стой-Иди» и «Амбар в Нормандии». Выкса, 2020 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Амбар в Нормандии. 2011 г. Холст, масло. 200 х 200 см.
Коллекция Наталии Годзиной, Париж, Москва.
Картину «Амбар в Нормандии» Булатов создал еще раньше во Франции, в Нормандии, как один сельский пейзаж. Обе картины Булатова представляют собой максимальный контраст. В одном случае это пространственный контраст (стой - иди, статика - динамика), в другом случае - контраст света и темноты. Художник хотел показать, что эти контрастные понятия могут не отрицать друг друга, а наоборот, сотрудничать, образуя некое единство.
Позже Булатов создал еще одно произведение по мотивам поездки в Выксу - автопортрет «Между светом и пламенем» на фоне цехов, который сейчас хранится в местном музее истории ВМЗ.
Э.В. Булатов (1933-2025). Автопортрет «Между светом и пламенем». 2020 г.
Холст, масло. Выкса, музей Выксунского металлургического завода.
И пока в Выксе устанавливали его панно, Эрик Булатов отдыхал в Новороссийске и на досуге
нарисовал пару этикеток для винодельческой компании «Абрау-Дюрсо».
Э.В. Булатов (1933-2025). Контрэтикетка для бутылки выдержанного игристого вина «Абрау-Дюрсо» «Премиум Каберне брют красное». 2019 г. Этикетка самоклеящаяся, на подложке белого цвета. Типографская печать. 9,5 х 6,5 см. Новороссийский исторический музей-заповедник. Из лимитированной коллекции Эрика Булатова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Контрэтикетка для бутылки выдержанного игристого вина «Абрау-Дюрсо» «Премиум брют белое». 2019 г. Этикетка самоклеящаяся, на подложке белого цвета. Типографская печать. 9,5 х 6,5 см. Новороссийский исторический музей-заповедник. Из лимитированной коллекции Эрика Булатова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Этикетка для бутылки выдержанного игристого вина «Абрау-Дюрсо» «Премиум брют белое». 2019 г. Этикетка самоклеящаяся, на подложке белого цвета. Типографская печать. 10,6 х 14,7 см. Новороссийский исторический музей-заповедник. Из лимитированной коллекции Эрика Булатова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Этикетка для бутылки выдержанного игристого вина «Абрау-Дюрсо» «Премиум Каберне брют красное». 2018 г. Этикетка самоклеящаяся, на подложке белого цвета. Типографская печать. 10,6 х 14,7 см. Новороссийский исторический музей-заповедник. Из лимитированной коллекции Эрика Булатова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Кольеретка для бутылки выдержанного игристого вина «Абрау-Дюрсо» «Премиум Каберне брют красное». 2019 г. Этикетка самоклеящаяся, на подложке белого цвета. Типографская печать. 7,5 х 15,5 см. Новороссийский исторический музей-заповедник. Из лимитированной коллекции Эрика Булатова.
Э.В. Булатов (1933-2025). Кольеретка для бутылки выдержанного игристого вина «Абрау-Дюрсо» «Премиум брют белое». 2019 г. Этикетка самоклеящаяся, на подложке белого цвета. Типографская печать. 7 х 16 см. Новороссийский исторический музей-заповедник. Из лимитированной коллекции Эрика Булатова.
Эрик Булатов в студии в Париже перед работой «С Днем Рождения, Наташа». 2019 г.
Март 2021-го года ознаменовался визитом Эрика Владимировича в Россию, где его произведения вошли в экспозицию московской выставки «Тень души, но заостренней чуть». В июле следующего года художник презентовал очередную работу под названием «Не ведаем, что творим», которую создал на заброшенном заводе во Французских Пиренеях. Полотна были продемонстрированы в арт-центре The Foundry.
Под конец 2024-го в «Мультимедиа Арт Музее» Москвы открылась выставка рисунков Эрика Булатова и Олега Васильева, превратившаяся в своеобразную машину времени. В экспозиции «Чудесное путешествие» показали образы, которые вошли в золотую коллекцию детской литературы и сформировали визуальную память у нескольких поколений читателей.
Композиция «Exit – Насрать - Exit» на выставке Эрика Булатова и Андрея Молодкина «Черный горизонт».
2019 г. Художественный музей Шарлеруа, Бельгия.
Э.В. Булатов (1933-2025). Все не так страшно №1. 2022 г. Бумага, цветные карандаши. 75 x 110 см.
Онлайн-ярмарка ТЕО Cosmoscow, Москва-С.Петербург.
Э.В. Булатов (1933-2025). Обложка журнала «VOGUE», сентябрь 2020 г.
Э.В. Булатов (1933-2025). Хватит! 2024 г. Бумага, тиражная гелиогравюра. 55,5 х 59 см.
Нижегородский государственный художественный музей.
Э.В. Булатов (1933-2025). Красное небо. Холст, масло. 130 х 80 см.
www.MoscowArt.ru.
В 2023 году супруги отпраздновали 45-летний юбилей совместной жизни. Булатовы на фоне «Картины и зрителей».
Семья и личная жизнь
Эрик Булатов был трижды женат.
Первая жена - Ирина Шимоновна Лукашевич (1930-2019), художник-постановщик киностудии «Мосфильм».
Сын от первого брака - Владимир Эрикович Булатов (род. 1960), кандидат географических наук (2002), заведующий отделом картографии Исторического музея в Москве.
Вторая жена - Светлана Георгиевна Левиатова. Сын от второго брака – Алексей Эрикович Булатов (род. 1962), профессор Международного института экономики и финансов Высшей школы экономики (Москва).
Третья жена - Наталия Сергеевна Годзина. После безвременной смерти поэта Михаила Соковнина Эрик Булатов в 1978 году женился на его вдове Наталье Сергеевне Годзиной (род. 1943), балетоведе, которая стала его музой и арт-директором, с которой он находился в браке до конца жизни.
Эрик Булатов. Последняя фотография 11 сентября 2025 г. Фото: Global Look Press/Natalia Chernokhatova
Эрик Булатов мечтал о своих планах: «Сейчас вообще отовсюду русское искусство гонят, и это очень грустно. Мои картины, которые были в постоянной экспозиции Центра Жоржа Помпиду, сняли. Но все равно выставки какие-то проходят. В октябре, например, в Музее города Парижа (Musée de la Ville de Paris) будет выставка «Атомный век», на которой будут собраны произведения крупных современных художников, там в том числе будут и мои работы. Кроме того, в Швейцарии в женевской галерее Skopia с успехом прошла моя выставка Bon anniversaire, Monsieur Bulatov. Было очень много людей. А до 15 июля в Мультимедиа Арт Музее идет моя выставка «Живу дальше. Лаборатория художника», на которой представлено более ста моих работ — семь живописных произведений и графика».
Эрих Владимирович Булатов скончался 9 ноября 2025 года в возрасте 92 лет в больнице в Париже из-за эмфиземы лёгких. Прощание с художником состоялось в церкви Святой Троицы 14 ноября. После кремирования прах покойного похоронят в Москве.
14 ноября 2025 г. Париж. Прощание с художником Эриком Булатовым в церкви Святой Троицы.
Вот несколько публикаций из многочисленных изданий и выставок Эрика Булатова
1. ERIK BULATOV. Galeria fernando Duran, Мадрид. Каталог одной из первых зарубежных персональных выставок Эрика Булатова. Мадрид, 1991 г. 2. Эрик Булатов. Живу дальше. Статьи и интервью. Москва, Издательство «Артист. Режиссёр. Театр», 2009 г.
Каталог работ Эрика Булатова к выставке «ВОТ» в Государственной Третьяковской галерее. Москва, 20 сентября - 19 ноября 2006 г.
1. Erik Bulatov. Come to Garage! Каталог выставки в музее «Гараж». Москва, Издание художественных руководств, 2016 г. 2. Афиша выставки «Эрик Булатов. Свобода есть» в Ельцин-Центре. Екатеринбург, 16 ноября 2018 – 20 января 2019 г.
1. Эрик Булатов - Картины 1952-2011. Каталог-резоне. Т. 1. Сост. К. Рибер, под ред. М. Арндт. 2012 г. На рус. и англ. яз. 2. Афиша выставки Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника». 2017 г.
1. Обложка книги «Эрик Булатов рассказывает». Составители З.Трегулова и М. Лошак. Москва, Издательство «Бомбора», 2025 г. 2. 2. Афиша фильма «Эрик Булатов» из документального сериала «Художник говорит». Русский центр науки и культуры в Париже. 08.10.2019 г.