Василий Николаевич Яковлев (1893-1953), русский советский художник, строгий приверженец академической живописной манеры. Стремился соединить «стиль старых мастеров» с программой соцреализма. С 1911 г. учился на физико-математическом факультете Московского университета, попутно (в 1913–1914) посещая студию Василия Мешкова. В 1914–1917 гг. занимался в МУЖВЗ у Абрама Архипова и Константина Коровина. Был одним из активных членов АХРР. Долгие годы работал реставратором живописи в разных музеях, заведовал реставрационной мастерской в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Образы итальянской, голландской и фламандской живописи, совмещенные с впечатлениями от творческих командировок, претворялись в очень своеобразные полотна, исполненные пафоса и технической маэстрии. В 1932-1933 гг. по приглашению А.М. Горького побывал в Италии. В 1938-1939 и 1949-1950 гг. занимал пост главного художника ВСХВ. В 1943 г. Яковлев получил высокое звание народного художника РСФСР. Кроме того, ему дважды присуждена Сталинская премия 1-й степени в 1943 г. за портрет Героя Советского Союза В.Н. Яковлева (1941) и картину «Партизан» (1942) и Сталинская премия 2-й степени в 1949 г. за картину «Колхозное стадо» (1948), а в 1947 г. избран действительным членом Академии художеств СССР.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Автопортрет. 1919 г. Картон, масло. 55 x 37 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.
Василий Николаевич Яковлев родился 2 (14 января по новому стилю) 1893 года на окраине Москвы в многодетной богатой купеческой семье провизора, купца 2-й гильдии, потомственного почётного гражданина (с 1899) Николая Васильевича Яковлева. Старший брат, Борис Николаевич Яковлев, также стал живописцем. В доме купцов Яковлевых всюду стояли цветы и пальмы, по углам горели разноцветные лампады и поблескивали в позолоченных и серебряных ризах иконы. После революции Яковлевых разорили. Дядя Василия Николаевича зарыл в лесу много золота и драгоценностей, а когда через несколько лет пришел его откапывать, то не нашел своего клада и повесился на ближайшем суку, забравшись на пенек. Василий был вторым по старшинству из четырех братьев, рос здоровым и крепким мальчиком. Рано увлекся рисованием. Его первое знакомство с искусством было связано с посещением Третьяковской галереи. Среди первых своих впечатлений он впоследствии часто вспоминал «Запорожцев» Ильи Репина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Голова мертвого мужчины. 1900-е гг. Чёрная бум, белый карандаш, сангина.
20 х 26,5 см. Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет дамы. 1900-е гг. Бумага серая, сангина, мел.
26 х 20 см. Самарский областной художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Голова крестьянина. 1910-1929 гг. Бумага, сангина. 32 x 22 см.
Самарский областной художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натура. Конец 1910-х - начало 1920-х гг. Бумага, сангина. 19,3 х 26,5 см.
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Рыба. 1910-е гг. Картон, масло. Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Дачный домик. Этюд. 1914-1915 гг. Картон, масло. 46 x 51 см.
Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Пейзаж в горах. Этюд. 1916 г. Коричневый картон, масло. 18,3 х 27,6 см.
Ярославский художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Пейзаж. Двор. 1918 г. Холст, масло. 86 x 67,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет старшего брата Бориса Николаевича Яковлева (1890-1972).
1913 г. Картон, масло. 45 х 41 см. Белгородский государственный художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Автопортрет. 1920 г. Бумага на картоне, графитный карандаш.
39 х 30 см. Масловка. Городок художников, Москва.
Василий легко учился в школе. В 1911 году поступил на физико-математический факультет Московского университета. Через год начал посещать художественную студию одного из наиболее уважаемых педагогов тогдашней Москвы Василия Никитича Мешкова (1868—1946), который годы спустя станет его тестем, поскольку дочка Мешкова, красивая голубоглазая и темпераментная блондинка Екатерина, станет женой Василия Яковлева. Яковлев, как и Рубенс, впоследствии часто писал жену обнаженной в постели с кроликами, кошками и маленькими собачками в руках. Портреты получались шикарные, но отдавали борделем… Прозанимавшись у Мешкова чуть больше года, в 1914 году Василий Николаевич поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где его педагогами выступили Абрам Архипов (1862-1930), Константин Коровин (1861-1939) и Сергей Малютина (1859-1937).
В.Н. Яковлев (1893-1953). 1. Натурщик стоящий. 1907 г. Холст, масло. 167х70 см. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств, Санкт-Петербург. 2. Мужчина, изображённый со спины. 1920 г. Холст, масло. 142х82 см. Частное собрание. Невероятно, но первый натурщик изображен художником, когда ему было 14 лет.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натурщик. 1923 г. Бумага, картон, масло. 68,5 x 103,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет художника Ксаверия Павловича Чемко (1896-1942). 1920-е гг.
Холст, масло. 52,5 х 70 см. Государственный художественный музей, Ханты-Мансийск.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет театрального декоратора Карла Фёдоровича Вальца
(1846-1929). 1920-е гг. Бумага, карандаш. 68,3 х 48,2 см.
Музей Государственного академического Большого театра, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Голова натурщика. 1920-е гг. Бумага, карандаш. 53 х 35 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2017 г. Эстимейт $1.000 – 2.000 дол.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет неизвестной. 1921 г. Холст на фанере, масло. 75 х 71,2 см.
Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Автопортрет. Конец 1920-х - начало 1930-х гг.
Бумага, графитный карандаш. 39,5 х 30 см. Масловка. Городок художников, Москва.
С раннего возраста Василию Яковлеву было свойственно чувство национальной гордости, резкое неприятие всего западного, того унизительного преклонения перед иностранщиной, каким были заражены буржуазно-эстетствующие круги дореволюционной интеллигенции. В этом отношении интересны и поучительны два эпизода его молодости, наглядно характеризующие жизненные установки.
В 1912 году полусумасшедший фанатик в Третьяковской галерее изрезал ножом знаменитую картину Репина «Иван Грозный». Это событие получило в то время широкий отклик, вызвало много обсуждений. Воспользовались этим и так называемые «левые» художественные круги того времени. В Москве был организован публичный диспут, на котором представители поклонников французского искусства выступали с критикой картины Репина, чуть ли не с оправданием изрезавшего ее изувера. На диспут пришел и сам Илья Ефимович Репин. Его взволнованное выступление дало повод публике выразить свое сочувствие великому русскому художнику. В числе устроивших овацию Репину был и молодой Василий Яковлев. Оказавшись рядом с Репиным, повинуясь непреодолимому чувству, он поцеловал Репину руку.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Мясной рынок в Москве. 1920-е гг. Дерево, масло. 102 x 101,5 см.
Аукцион Sotheby’s, Лондон, 2019 г. Эстимейт GBP 10.000 – 15.000 фунтов.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Газета на фронте. Репродукция. 1923 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Электрическая станция. 1922 г. Фанера, масло.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Сбор овощей - Обновленная земля. 1927 г. Холст, масло. 210 x 312 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Овощи. Эскиз к картине «Сбор овощей - Обновленная земля».
1927 г. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
И. Сталин и К. Ворошилов на выставке «10 лет РККА» в помещении Центрального телеграфа на улице Горького,
Москва. 1928.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Красные командиры. 1928 г. Холст, масло. Открытка.
«Командиры РККА» - соцреалистическая картина В.Н. Яковлева, написанная в 1928 году. Одно из центральных лиц - Муса Муртазин, башкирский комбриг, вместе с отрядом колчаковских войск перешедший на сторону Красной армии. В 1933 году издана на открытке массовым тиражом 115.000 экз. «Командиры Рабоче-Крестьянской Красной армии» и впервые экспонировалась на выставке «15 лет РККА». Картина имеет и второе название «Командиры Рабоче-Крестьянской Красной армии», которая в настоящее время находится в Центральном музее Вооруженных Сил Российской Федерации (бывший музей Красной Армии) в Москве.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Командиры Рабоче-Крестьянской Красной армии. 1928 г. Холст, масло.
Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). В студии. Обнаженная (со спины). 1928 г. Бумага, уголь.
Частное собрание. https://artchive.ru
В.Н. Яковлев у картины «Мужской торс» во время работы в Отделе реставрации
ГМИИ им. А.С. Пушкина. Москва, 1926-1932 гг.
Второй эпизод, связанный с художественной молодостью Василия Яковлева, касается совсем другого раздела московской художественной жизни дореволюционных лет. В те годы крайний формализм западной живописи, представленный именами Матисса и Пикассо, находил себе поклонников в числе московских меценатов Сергея Ивановича Щукина (1854-1936) и Ивана Абрамовича Морозова (1871-1921), собиравших картинные галереи, посещение которых становилось обязательным для многих молодых художников. Пришел в галерею Щукина и молодой Василий Яковлев, но — чтобы выступить с протестом. Он был, возможно, единственным посетителем галереи, цитадели формализма, который открыто заявил хозяину о своем резко отрицательном отношении к «новому» французскому искусству. Для этого нужно было много мужества: в те годы формализм считался «последним словом» искусства.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Мужской торс. Академический этюд. 1926-1932 гг.
Холст, масло. 124 х 96 см. Музей изобразительных искусств Республики Карелия,
Петрозаводск.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Е.М. Владиславлевой. 1928 г. Картон, масло. 29 х 23 см.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет старушки. 1930-1940-е гг. Холст, масло. 97 x 76 см.
Владимиро-Суздальский музей-заповедник.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Мужской портрет. 1930-е гг. Бумага, карандаш. 48 x 40 см.
Галерея Леонида Шишкина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет казака. 1930-е гг. Бумага, карандаш. 57 х 41 см.
Галерея Леонида Шишкина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Балтийский судостроительный завод. На взморье. 1930-е гг.
Принт. 15 х 10 см. Государственный центральный музей современной истории России,
Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Рыбы. 1930 г. Бумага, дублированная на картон, масло. 35 х 50 см.
Тверская областная картинная галерея.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Рыбы Каспия. 1933 г. Холст, масло. 126 х 156 см.
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Рыбы Баренцева моря. 1931-1934 гг. Холст, масло. Собрание А.П. Яковлевой.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт с персиками. 1929 г.
Холст, масло. 60 x 45,5 см. Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Автопортрет. 1932 г. Бумага, карандаш, сангина. 42,5 х 31 см.
Ростовский областной музей изобразительных искусств, Ростов-на-Дону.
Учась в МУЖВЗ, Яковлев прилагал все силы к тому, чтобы не только повысить свое техническое мастерство, но и освоить те принципиальные приемы построения образа, которые казались ему необходимыми для большого и серьезного искусства. Настоящим событием в его художественной биографии явилось посещение им петербургского Эрмитажа в 1915 году. В Эрмитаже Яковлева более всего восхитила мужественная суровость старых мастеров, а его любимым художником сразу стал строгий и мрачный испанец Рибейра - самый «черный» из всех музейных мастеров.
В последующие годы Яковлев потратил много сил и времени на изучение техники старых мастеров, постигал их секреты, старательно копировал их шедевры и в этом добился впечатляющих успехов. Постепенно занятия в МУЖВЗ начали тяготить молодого художника. Его разочарование было в первую очередь связано с тем, что он так и не сумел найти там той строгой, серьезной живописной школы, которой он жаждал, к которой стремился. Тем не менее, он блестяще окончил МУЖВЗ в 1916 году и, переехав в столицу, поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств, в котором проучился только год до Октябрьской революции.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет А.М. Горького. 1933 г. Холст, масло. 177 х 132 см.
Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет А. М. Горького. 1930-е гг. Бумага, фотопечать, сангина.
48,7 х 33,2 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Итальянский уличный певец. 1932 г. Холст, масло.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Высадка рыбаков в Сорренто. 1932 г. Холст, масло. 109 х 125 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Высадка рыбаков в Сорренто. Фрагмент. 1932 г. Холст, масло. 109 х 125 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Рыбаки в Италии. 1932 г. Холст, масло. 106,5 х 120 см.
Государственный художественный музей Алтайского края, Барнаул.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Сорренто. 1932-1933 гг. Холст, масло. 125 х 108 см.
Пермская государственная художественная галерея.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Мастерская. 1934 г. Холст, масло. 212 х 269 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Вакханалия. 1920-1940-е гг. Картон, масло. 33,2 х 69,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2010 г. Эстимейт 800.000 - 1.200.000 руб.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Вакханалия. 1930-е гг. Картон, масло. 36 х 32 см.
Частное собрание.
Василий Николаевич Яковлев. Фотография 1933 г.
В первые годы после Октябрьской революции руководящую роль в искусстве захватили авангардисты. Василий Николаевич Яковлев, однако, нашел себя в преподавательской деятельности. В Московском училище живописи были сохранены некоторые кафедры за мастерами старшего поколения, в том числе за С.В. Малютиным. Яковлев был его ассистентом с 1918 года, а в 1919 году стал «главным мастером» Свободных Государственных художественных мастерских и оставался им в течение трех лет. Обладая незаурядным даром художника-преподавателя, он все внимание обращал на рисунок и умел добиваться от своих учеников превосходных результатов. В 1920-1922 годах художник преподавал и в Московском высшем техническом училище. Главная же его работа в те годы протекала над изучением старых мастеров. Изучив их картины до тонкости, он стал превосходным знатоком старой живописной техники. Это привело к тому, что Яковлев стал реставратором старых картин, с неоспоримым мастерством восстанавливая их, порой подлинно воскрешая. Эта работа принесла огромную пользу самому художнику, введя его в творческую лабораторию великих мастеров искусства.
В.Н. Яковлев (1893-1953). И.В. Сталин на выпуске слушателей Военных академий в Кремле.
1935 г. Открытка.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет арфистки Веры Георгиевны Дуловой (1909-2000).
1934 г. Холст, масло. Источник: ВКонтакте.ру.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Константина Сергеевича Станиславского (1863-1938).
1936 г. Дерево, масло. 60 х 50 см. Пермская государственная художественная галерея.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет болгарского коммуниста Георгия Димитрова
(1882-1949). 1934 г. Холст, масло. 197 х 134 см. Государственный центральный музей
современной истории России, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет народного артиста СССР
Михаила Михайловича Климова (1880-1942). 1935 г. Холст, масло.
Источник: https://soviet-art.ru.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Заслуженного артиста СССР
Сергея Аркадьевича Головина (1879-1941) в роли Фамусова. 1934 г. Холст, масло.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). После завтрака. 1937 г. Холст, масло. 58 х 68 см.
Челябинский государственный музей изобразительных искусств.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Золотоискатель. 1937 г. Холст, масло. 80 х 63 см.
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Мужской портрет. 1935 г. Бумага, карандаш. 33 x 23 см.
Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Автопортрет. 1939 г. Холст, фанера, масло. 89 х 69 см.
Оренбургский областной музей изобразительных искусств.
В период 1920-1922 годов Яковлев исполнил ряд работ для Музея земледелия при МОЗО, а в 1922 году одним из первых вступил в АХРР, сразу став ее активным членом. С 1924 по 1926 год Яковлев являлся художником-реставратором Центральных государственных реставрационных мастерских (ЦГРМ), работал в секции новой живописи. При его участии в секции была произведена реставрация известных произведений живописи, таких как «Мадонна с Младенцем», «Се человек» Яна Мостарта, картины Xарменса ван Рейна Рембрандта, Фраческо Гварди, Карло Дольчи из Музея изящных искусств. С 1926 и по 1932 год Василий Николаевич занимал должность хранителя-реставратора, а затем заведовал реставрационной мастерской Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. В 1927 году Яковлев был командирован Наркомпросом в Западную Европу для изучения организации реставрационного дела в Германии (Берлин, Дрезден) и Франции (Париж). В последующем, как реставратор станковой масляной живописи, он внес неоценимый практический и теоретический вклад в спасение и сохранение дореволюционной и советской живописи.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции товарищу Сталину.
1937 г. Холст, масло. 249 x 501 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Решение для своей картины художник нашел в реальной жизни на прииске Валерьяновском Свердловской области. Изображена группа старателей, оживленно обсуждающая письмо, в котором рабочие пишут ответ Сталину на его призыв выполнить план по добыче золота. Композиция отдаленно напоминает сюжет картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».
И.Е. Репин (1844-1930). Запорожцы (пишут письмо турецкому султану). 1880-1891 гг.
Холст, масло. 203 х 358 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Из воспоминаний В.Н. Яковлева: «Боря показал мне какие-то пейзажные этюды, а я делал копию с репинских «Запорожцев», которую делал довольно своеобразно: с утра уезжал в Третьяковку, бежал, зажмуря глаза (чтобы не отвлекаться), прямо к «Запорожцам», долго и напряженно всматривался, а потом несся из Замоскворечья в Лефортово, бережно стараясь донести в памяти воспринятый образ. Дома у меня стоял холст, на котором я и делал свою копию. Рисовал то, что успел донести в памяти, но... стоп. Что же вот в этом месте? Как тут у Репина? Ах, не вспомнить - надо обратно, опять в Лаврушинский, к заветному полотну, да так раза по два, по три в день».
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции.
Фрагмент (1). 1937 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции. Фрагмент (2).
1937 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции. Фрагмент (3).
1937 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции. Фрагмент (4).
1937 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции. Фрагмент (5).
1937 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу Великой Конституции. Фрагмент (6).
Маргаритки. 1937 г. Холст, масло. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу конституции И.В. Сталину. Вариант. 1936 г.
Холст, масло. Смоленская художественная галерея.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Старатели пишут письмо творцу конституции И.В. Сталину. Вариант. Фрагмент.
1936 г. Холст, масло. Смоленская художественная галерея.
Фотография с орденской книжки к ордену Ленина академика Яковлева
Василия Николаевича. 1939 г.
Художник много путешествовал, побывав на берегах Баренцева моря и в гостях у рыбаков рыболовецких колхозов на Каспии. Выполнил целую серию замечательных картин в Киргизии и Хабаровске. Подмосковные пейзажи в его творчестве перемежались видами озера Иссык-куль. В 1927 году он побывал в Париже. В 1932 году по приглашению А. М. Горького Яковлев поехал в Италию к великому русскому писателю и с подлинной симпатией писал людей и пейзажи Средиземного моря, создав ряд выдающихся по мастерству картин, из которых выделяются виды Сорренто. В далекой солнечной Италии его в первую очередь интересовали простые трудящиеся люди: погонщики мулов, нищие и рыбаки, а любимыми темами были берег моря, рыбацкие лодки и ларьки с рыбой, которые прельщали больше, чем витрины магазинов. Во время своей поездки в Италию художник написал свой известный портрет А.М. Горького.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет И. В. Сталина. 1938 г. Холст, масло. 139 х 104 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Вамаза Чисануа - орденоносца, председателя
Дунганского колхоза им. М.В. Фрунзе. 1938 г. Фанера, масло. 75,5 х 76 см.
Государственный центральный музей современной истории России, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Генетик, академик Николай Васильевич Цицин (1898-1980).
1935 г. Холст, масло. Источник: ВКонтакте.ру. Картина экспонировалась на выставке
«Сталин и люди Советской страны в изобразительном искусстве» в Третьяковской галерее.
В.Н. Яковлев (1893-1953). 1-2. Старатель (Золотоискатель). 1937 г. Холст, масло. Источник: ВКонтакте.ру.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет старика. 1938 г. Холст, масло. 80 x 60 см.
Музей изобразительных искусств Кузбасса, Кемерово.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Мнева. Холст, масло. 48 х 38 см.
Белгородский государственный художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Купание краснофлотцев. Открытка. Издательство «Искусство», Москва, 1938 г.
На выставке «XV лет РККА». 1933 г. Слева направо: С.М. Спирин, И.Г. Дроздов, М.Б. Греков, И.Ф. Колесников, Г.Н. Горелов, В.А. Зверев, В.Н. Яковлев, Е.М. Чепцов, М.И. Авилов, В.А. Кузнецов, И.А. Владимиров, Н.И. Дормидонтов, С.А. Павлов.
При всем разнообразии художественных жанров, в которых работал Яковлев, портретный жанр в его творчестве всегда занимал особое место. Если его ранним портретам были свойственны тональная резкость, чернота и сухость живописи, то в 1930-х годах в палитре художника появились звучные краски (портреты С.А. Головина, В.Г. Дуловой, М.М. Климова, К.С. Станиславского). Его портреты всегда подкупали особой правдивостью и портретным сходством, законченностью формы, но вместе с тем несли в себе некоторую салонность. Кроме станковой живописи Яковлев постоянно обращался к графике - выполнил несколько автопортретов и множество рисунков обнаженной натуры («Обнаженная со спины», 1928; «Обнаженная натурщица», 1941). В 1939 году Яковлев был приглашен на пост главного художника Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ), для которой выполнил несколько панно: «Праздник в колхозе», «Ловля рыбы в Куре», «Охота в Азербайджане», «Овцы на выпасе», «Табун в горах». Успешное руководство бригадами художников принесло ему первую высокую правительственную награду - орден Ленина (1939).
В.Н. Яковлев (1893-1953). Мясо. 1941 г. Холст, масло. Одесский национальный художественный музей.
Картина впервые экспонировалась на выставке «Индустрия социализма» в начале 1941 года.
В.Н. Яковлев (1893-1953). А.С. Пушкин. 1944 г. Холст, масло. 131 х 92 см.
Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). А.П. Чехов. Середина 1940-е гг. Холст, масло. 131,5 х 92,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет М.И. Глинки. 1940-е гг. Холст, масло. 131,5 х 92,5 см.
Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Обнажённая натурщица. 1941 г. Масловка. Городок художников,
Москва. По мнению газеты «Экспресс» в образе обнаженной изображена жена художника
В.Н. Яковлева.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Стоящий натурщик. 1940-е гг.
Бумага, карандаш. 118 х 55 см. Галерея Леонида Шишкина.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт. Овощи. 1942 г. Холст, масло. 60 х 90 см.
Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт с вазой цветов. 1942 г.
Холст, масло. 119,5 х 88,5 см. Частное собрание.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Увядшие цветы. 1942 г. Холст, масло. 90 х 60 см.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Чертополох. Натюрморт. 1942 г. Открытка.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Осоед (тетерев). 1940-е гг. Бумага, фанера, дерево, масло.
83 х 65 см. Волгоградский музей изобразительных искусств им. И.И. Машкова.
Василий Николаевич Яковлев. Фотография 1940-е гг.
Высшей точки своего развития искусство Василия Яковлева достигло в годы Великой Отечественной войны. Он неоднократно выезжал на фронт, выполняя ответственные задания по написанию портретов. Яковлев написал ряд батальных картин, создал ряд героических портретов военных деятелей: «Герой Советского Союза В. Н. Яковлев» (1941), «Портрет Героя Советского Союза генерал-майора И. В. Панфилова» (1942), «Портрет А. М. Василевского», «Портрет К. К. Рокоссовского» (1944), несколько портретов маршала Г. К. Жукова (1945-1946), а также портрет И. В. Сталина, где он изображен в форме генералиссимуса Советского Союза (1945). Портрет маршала Г. К. Жукова на фоне пылающих берлинских руин (1945-1946, Музей блокады Ленинграда) вышел чересчур патетическим, как бы ущемляющим авторитет генералиссимуса, и был запрещен для показа. И тем не менее в 1943 году Яковлев получил высокое звание народного художника РСФСР. Кроме того, В.Н. Яковлеву была дважды присуждена Сталинская премия первой степени в 1943 году за портрет Героя Советского Союза В.Н. Яковлева (1941) и за картину «Партизан» (1942) и Сталинская премия второй степени в 1949 году - за картину «Колхозное стадо» (1948).
В.Н. Яковлев (1893-1953). Бой под слободой Стрелецкой. 1942 г. Холст, масло. 151 х 354 см.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В январе 1942 года Яковлев выезжал на фронт. Художник видел лично места, где только что шли бои, он побывал возле Иосифо-Волоколамского Успенского монастыря в Московской области. В мужском монастыре после революции был расположен детский дом и школа. В начале Великой Отечественной войны основная часть детдомовцев была эвакуирована. Однако, к концу октября 1941 года немецким войскам удалось постепенно оттеснить 16-ю армию генерал-лейтенанта К.К. Рокоссовского к Москве. В конце октября части вермахта заняли и Теряево, и монастырь, и все окрестные деревни. Под слободой Стрелецкой 6 декабря 1941 года Красная армия, защищавшая Москву, перешла в общее наступление. После ожесточенных боев 18 декабря 1941 года территория монастыря была освобождена. После освобождения в монастырь вернулся детский дом. За картину «Бой под слободой Стрелецкой» В.Н. Яковлеву в 1943 г. был присужден Диплом первой степени Комитета по делам искусств при Совнаркома СССР.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Бой под слободой Стрелецкой. Фрагмент (1). 1942 г. Холст, масло.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Бой под слободой Стрелецкой. Фрагмент (2). 1942 г. Холст, масло.
Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Бой под слободой Стрелецкой. Фрагмент (3). 1942 г.
Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Героя Советского Союза Василия Николаевича Яковлева
(1908-1987). 1941 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет партизана. 1942 г. Бумага, наклеенная на фанеру, масло.
65 х 50 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
За портрет Героя Советского Союза В.Н. Яковлева и «Портрет партизана» художнику В.Н. Яковлеву
19 марта 1943 г. была присуждена Сталинская премия Первой степени.
Диплом Совнаркома СССР о присуждении Сталинской премии 1-й степени Яковлеву В.Н. за картины
Портрет Героя Советского Союза Яковлева и Портрет партизана. 1943 г.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет маршала СССР Бориса Михайловича Шапошникова
(1882-1945). 1941 г. Холст, масло. 200 х 150 см.
Б. Институт русского реалистического искусства, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Маршал Григорий Иванович Кулик (1890-1950). 1941 г
Холст, масло. 211 х 133 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2006 г.
Эстимейт $80.000 - 90.000 дол.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Героя Советского Союза генерал-майора
Ивана Васильевича Панфилова (1893-1941). 1942 г. Холст, масло. 150 x 127 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет Героя Советского Союза генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова
(1893-1941). Фрагмент. 1942 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Пианист и дирижер Василий Ильич Сафонов (1852-1918).
1944 г. Холст, масло. Москва, Московская консерватория. Музей им. Н.Г. Рубинштейна.
Овальный зал.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Натюрморт. Серебряный сервиз. 1944 г. Открытка.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Патриотическое молебствие 22 июня 1942 года в Москве.
1942-1944 гг. Холст, масло. 399 х 301,5 см. Ярославский художественный музей.
В картине В.Н. Яковлева запечатлен момент произнесения будущим архиепископом Ярославским и Ростовским Сергием (Лариным) патриотической проповеди на молебне о победе советской Армии в годовщину начала Великой Отечественной войны. Молебствие совершалось в Никольской церкви Преображенского кладбища, бывшей церкви Единоверческого, Никольского монастыря в Москве. Полотно имеет внушительные размеры 3 на 4 метра. Художник писал картину два года и В 1944 года подарил ее отцу Сергию. С тех пор холст, намотанный на специальный валик, 20 лет путешествовал вместе с ним. В ноябре 1966 архиепископ Ярославский и Ростовский Сергий передал это произведение в дар Ярославскому художественному музею,
Картина хранилась в свернутом виде в запаснике музея. И оно впервые экспонировалось в 2005 году на выставке «Война и Мир», посвященной 60-летию Великой Победы. Несмотря на десятилетия, которые картина пролежала в свернутом виде, она сохранилась почти в первоначальном виде. Потребовалась лишь небольшая реставрация.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет И.В. Сталина в форме генералиссимуса Советского Союза.
1945 г. Холст, масло. 185 x 115 см. Музей Вооруженных сил РФ, Санкт-Петербург.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет маршала Георгия Константиновича Жукова (1896-1974).
1944 г, Холст, масло. 180 х 130 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г.
Эстимейт 1.000.000 – 1.500.000 руб.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет маршала Николая Николаевича Воронова (1899-1968).
1943 г. Холст, масло. 192 х 151 см. Курганский областной художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет главного маршала артиллерии
Николая Николаевича Воронова (1899-1968). 1943 г. Источник: ВКонтакте.ру.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет маршала Александра Михайловича Василевского
(1895-1977). 1944 г. Холст, масло. 196 х 136 см. Курганский областной художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет маршала Константина Константиновича Рокоссовского
(1896-1968). 1944 г. Холст, масло. 196 x 136 см. Курганский областной художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет маршала Ивана Степановича Конева (1897-1973).
1945 г. Холст, масло. 201 х 136 см. Курганский областной художественный музей.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Портрет маршала Г.К. Жукова на лошади. 1945-1946 гг.
Холст, масло. 60 х 40 см. Чайковский историко-художественный музей, Пермский край.
Портрет маршала Г.К. Жукова на фоне пылающих берлинских руин (1945-1946) вышел чересчур патетическим, как бы ущемляющим авторитет маршала, и был запрещен для показа. Подробнее об истории с этим портретом Жукова см. в источниках приложения. А второй аналогичный портрет до сих пор не приобретен ни одним музеем и находится на хранении в РОСИЗО.
В.Н. Яковлев (1893-1953). Конный портрет маршала СССР Г.К. Жукова. 1946 г.
Холст, масло. 295 х 210 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»,
Москва.
Орденоносец, лауреат Сталинской премии, Народный художник РСФСР
Василий Николаевич Яковлев. 1948 г.
Василий Николаевич Яковлев и в послевоенные годы продолжал активно заниматься педагогической деятельностью, которую считал важнейшей составляющей в творческом становлении каждого художника. Щедро делясь с молодежью накопленными знаниями, навыками и умением, художник сам получал дополнительный прилив творческих сил, открывал для себя новые горизонты художественного мастерства. Он преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова (МГАХИ, 1948-1950).