РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ I11-10-2025 19:00к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Николай Андреевич Тырса (1887-1942). Автопортрет. 1928 г.
Бумага, сепия. 34 × 21,7 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. .
Николай Андреевич Тырса (1887-1942) – русский советский живописец, график, иллюстратор, педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Приверженец и проводник новой французской живописи. Обучался на архитектурном отделении Императорской Академии художеств (1905-1909), в школе Е.Н. Званцевой (1906-1910) у Л. Бакста и М. Добужинского. С 1915 г. Тырса стал полноправным участником выставок объединения «Мир искусства», член «Союза молодежи» (с 1917), член Объединения новых течений искусства, член - учредитель общества художников «4 искусства» (с 1924, Москва). С 1921 г. занимался книжной графикой, с 1924 г. работал в издательствах. Оформил более 20 книг Бориса Житкова, Виталия Бианки, Вениамина Каверина, Николая Тихонова и др. Член комиссии Наркомпроса по охране памятников искусства и старины, комиссар и преподаватель Первых государственных свободных мастерских декоративных искусств, директор ВХУТЕМАСа (с 1921 г.). В 1926-1928 гг. Тырса создал несколько оригинальных портретов Анны Ахматовой.
Н.А. Тырса (1887-1942). Автопортрет. 1926 г. Бумага, карандаш. 31,6 х 17,6 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Николай Андреевич Тырса родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1887 года в небольшом селении Аралых Эриванской губернии, в Армении (ныне Аралык, Турция) в семье казака, офицера Кубанского казачьего войска. Увлекся рисованием в раннем детстве, удивив и друзей, и родителей, весьма далеких от искусства вообще и живописи в частности. В 1897–1905 гг. Николай учился в реальном училище в Екатеринодаре. С годами увлечение рисовать не прошло, а даже наоборот - только усилилось, практически вытеснив все остальные. Усилилось настолько, что родители наняли сыну учителя - профессионального художника, который и познакомил юного Николая с азами художественного мастерства.
Н.А. Тырса (1887-1942). Работа с обнажённой натурой. 1906-1910 гг.
Серая бумага, уголь. 73 х 43,5 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Лежащая натурщица. 1910-е гг. Бумага цветная, уголь. 70,7 × 45,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, уголь 43 х 69 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 300.000 – 550.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Лежащая обнаженная. 1910-е гг.
Бумага, уголь. 71,1 х 45,7 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, уголь.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица. 1910-е гг. Бумага, уголь.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица. 1910-е гг. Бумага, уголь.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, уголь. 42,6 х 35,3 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2022 г. Эстимейт 40.000 - 120.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица. 1910-е гг. Бумага, уголь. 70 х 45,2 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная стоя. 1910-е гг. Бумага, уголь. 60 х 45 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт 50.000 – 100.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Сидящая обнаженная. 1914 г. Бумага, пастель. 40,5 х 32,5 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Сидящая обнаженная модель в носочках. 1920-е гг.
Серая бумага, карандаш. 36,3 х 22,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2023 г.
Эстимейт 60.000 – 120.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1920-е гг. Бумага, ламповая копоть. 22 х 33,5 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Лежащая обнаженная. 1920-1930-е гг. Бумага, ламповая копоть. 50 х 68 см.
Частное собрание.
В школе Е. Званцевой, ученики мастерской Л. Бакста (слева направо): А.Н. Грекова, А. Зилоти, Ю. Оболенская,
Н. Лермонтова, М. Нахман, В. Климович, В. Козлов и Н. Тырса. 1908-1909 гг.
В 1905 году Николай Тырса поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге. Занимался с перерывами, академического курса не закончил. В 1909 году посещение училища прекратил, разочаровавшись в архитектуре. Параллельно с занятиями в училище, начиная с 1906 года посещал частную Школу живописи и рисования Елизаветы Званцевой (1886–1921), владелицы знаменитого имения Тарталеи. Педагогами Николая Тырсы в школе выступили замечательный мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и будущих театрально-художественных проектов С.П. Дягилева (1872–1929), один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм начала ХХ века Лев Самойлович Бакст (1866–1924) и известный мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик и мемуарист Мстислав Валерианович Добужинский (1975–1957). В 1910–1911 гг. Тырса посещал вечерние сеансы рисунка в мастерской гравера В.В. Матэ.
Н.А. Тырса (1887-1942). 1. Рабочий. 1918-1920 гг. Бумага, акварель, тушь. 27,9x13,2 см. 2. Сеятель.
1918-1920 гг. Бумага, акварель, тушь. 27,9x12,4 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Птицы. Эскиз декоративной росписи. 1910-е гг. Бумага, карандаш, акварель.
10,8 х 30,8 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз уличного оформления. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 21,6 x 27,9 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз уличного оформления. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 21,6 x 27,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз оформления. 1918 г. Бумага, акварель, тушь. 20,7 x 29,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Композиция. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 14,7 x 20,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 14,4 x 20,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет В.И. Ленина. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо. 25 х 19,7 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет В.И. Ленина. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Эскиз эмблемы. 1920-е гг. Калька, тушь. 7,5 х 6,3 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
Эстимейт 8.000 – 9.600 руб.
Памятник борцам революции в Петрограде. Архитектор Л.В. Руднев. Художники В.М. Конашевич,
Н.А. Тырса. 1919 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пластун казачьего войска (казак). 1915 г. Бумага на картоне,
графитный карандаш, уголь, акварель. 32,2 х 22,1 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2016 г. Эстимейт 200.000 - 220.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Машинист. 1920 г. Бумага, карандаш, акварель.
33 х 20,5 см. Частное собрание.
Обучение в школе Званцевой продолжалось вплоть до 1910 года. Как отмечал позже сам Тырса, качество обучения и сами учителя дали ему так много как художнику, что он всю жизнь считал себя продолжателем традиций «Мира искусства». В последние годы обучения Тырса увлекся реставрацией. Начиная с 1909 года он неоднократно выезжал в творческие поездки для изучения памятников древнерусского искусства и старинных росписей в Ферапонтовом монастыре, церквях Новгорода, Ярославля, Ростова Великого, Романова-Борисоглебска и других городов. В 1910 г. принял участие в реставрации фресок собора Святого Василия в Овруче В 1911 году Николай Рерих (1874–1947) пригласил начинающего художника в помощники, получив заказ на художественное оформление Спасской церкви в Талашкино под Смоленском, в имении известного мецената княгини Марии Тенишевой.
Николай Рерих (1874-1947), Н.А. Тырса (1887-1942). Церковь Святого Духа в Талашкино под Смоленском,
образ Спаса Нерукатворного. 1911 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Чудо о Флоре и Лавре. Фрагмент иконы из бывшего собрания М.К. Тенишевой.
1911 г. Бумага, карандаш, акварель, 22,1 х 22,9 см. Смоленская областная художественная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Интерьер церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1911-1912 гг.
Бумага, карандаш, гуашь, 25 х 16,6 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Давид, борющийся с медведем. Фреска церкви Иоанна Предтечи
в Толчкове, Ярославль. 1911-1912 гг. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, лак. 31 х 20,8 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Распятие. Фрагмент композиции из разрушенной церкви
Варвары Великомученицы в Ярославле. 1910-е гг. Бумага, гуашь. 21 х 16,7 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 150.000 – 200.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет первого наркома просвещения Анатолия Васильевича
Луначарского (1875-1933). 1920-е гг. Бумага, карандаш. Музей Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет Григория Петникова. 1920-1930-е гг.
Бумага, литография. 21,1 х 14,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Григорий Николаевич Петников (1894-1971) - русский поэт, переводчик, издатель. Член СП СССР с 1955 года.
Член союза «Председателей земного шара».
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены и дочери 1920-е гг. Картон, смешанная техника.
18,5 х 15,5 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2019 г. Лот продан за 24.000 руб.
Елена Александровна Тырса (1898-1980), художник-сценограф, сотрудница ЛОСХ.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены Е.А. Тырса. 1925 г. Бумага, литография.
34 х 24,5 см. Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены художника. 1926 г.
Бумага, гуашь. 33 x 20,6 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет Оли. 1920-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 48,6 х 38,3 см.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Два мальчика. 1920-е г. Бумага, литография. 15 х 15,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Иллюстрация Н. Тырсы «Два мальчика» на обложке журнала «ЁЖ»,1928 г. № 5.
Выполняя работы над церковными росписями, Николай Тырса пробовал свои силы и в декоративных работах на вполне светские сюжеты. В 1915 году вместе с товарищами по цеху С.В. Чехониным и В.М. Конашевичем выполнил росписи помещения, перестроенные после ремонта в Юсуповском дворце в Петрограде. Годом ранее, в 1914 году, Николай Тырса впервые удостоился внимания взыскательной столичной критики, представив на суд зрителей серию блестящих рисунков с изображениями обнаженных натурщиц, которые сразу стали пользоваться большим успехом у публики. Член кружка «Квартира № 5» (Петроград, 1915-1917).
Н.А. Тырса (1887-1942). Полный ремонт. Эскиз афиши. 1920-е гг. гг. Бумага, линогравюра, акварель.
21,5 х 21,5 см. Частное собрание.
Вид афиши похож на прототип эмблемы Американской выставки в Москве 1959 года.
Буклет и эмблема Американской выставки в Москве. Сокольники, лето 1959 года.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обувь и мяч. 1920-е гг. Бумага на картоне, линогравюра,
акварель. 35,9 х 21,8 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Починка галош. Эскиз вывески. 1920-е гг.
Бумага на картоне, линогравюра, акварель. 35,9 х 21,8 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламной афиши. Ботинок женский. 1920-е гг.
Бумага, линогравюра, трафарет. 44,1 х 35,8 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламной вывески «А. Зельтен. Ремонт галош и других резиновых изделий».
1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 14 х 22 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз дизайна для рекламы косметики. 1920-е гг.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь. 15 х 13 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2013 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пудра. Эскиз рекламы. 1920-е гг. Картон, тушь, акварель.
34 х 29 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Реклама пудры. 1920-е гг. Бумага, смешанная техника.
35,5 х 21,8 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз упаковочной обертки для шоколада «Миньон». 1920-е гг. Бумага, акварель.
9 х 16,5 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз марки фабрики музыкальных инструментов Л.Г.О.Н.О.
1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 8 х 8,5 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз марки фабрики музыкальных инструментов Л.Г.О.Н.О.
1920-е гг. Бумага, тушь, перо, гуашь. 14 х 10,5 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламного плаката гостиницы Интурист «Метрополь».
1920-е гг. Бумага (ватман), карандаш, акварель. 50,5 х 32,2 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз эмблемы «Пролетарии всех стран соединяйтесь». 1925 г. Бумага, тушь, цветные карандаши. 20,5 х 16 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 20.000 – 22.000 руб.
1915 год стал годом начала полноценного участия молодого художника в выставках объединения «Мир искусства». На выставке объединения в Петрограде в этом году Николай Тырса выставил 7 рисунков обнаженной натуры углем и карандашом, написанных в 1914-1915 гг. (кат. № 285-291) и на выставке в Москве еще 6 рисунков (кат. № 270-275). На фронтах вовсю полыхала Первая мировая война, и летом 1916 года герой нашего повествования был призван в действующую армии. Службу художника проходил в броневом автомобильном батальоне. Видя все ужасы войны, Тырса стал ее активным противником. Как и многие солдаты Первой мировой был «разагитирован» и с энтузиазмом и пониманием встретил революционные события 1917 года.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к стихотворению Бориса Пастернака «Карусель» для журнала
«Новый Робинзон», 1926 г. № 9. Бумага, черная акварель, тростниковое перо, аппликация. 12,5 х 19,5 см.
Частное собрание.
Борис Житков. Про слона. Рисунки Н. Тырса. Ленгиз, Ленинград, 1926 г. Обложка и титульный лист. Эта книжечка про слона (Россия – родина слонов!) только до войны выдержит 8 изданий в 1926, 1927, 1929, 1930,1931, 1934, 1935 и 1938 году.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз к плакату Бориса Житкова. 1920-е гг. Бумага, акварель. 41 х 47,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г. Эстимейт 300.000 - 450.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Афиша фильма Григория Козинцева и Леонида Трауберга
«Чертово колесо». 1926 г.
Рассказ для юношества Вениамина Каверина «Осада дворца». Рисунки Н. Тырсы.
Государственное издательство, 1926 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки к книге Бориса Житкова «Про обезьянку».
Государственное издательство, 1927 г. Галеев-Галерея, Москва.
Борис Житков «Голый король». Книга для детей. Рисунки Н. Тырсы.
Государственное издательство, 1927 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Вариант разворота обложки для книги
Бориса Житкова «Голый король». 1927 г. Бум, клише. 20,8 х 12,8 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка журнала «ЧИЖ». 1920-е гг. Литография.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Виталий Бианки. Снежная книга. Рисунки Н. Тырсы. Лениздат, Ленинград, 1928 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Марка почтовая. Карта с выделенной территорией СССР, из серии
«10-летие Октябрьской социалистической революции». 1927 г.
После Февраля 1917 года Тырса организовал левое художественное объединение «Свобода искусству», вступил в Союз молодежи и стал активно интересоваться политикой. В 1918 году художнику было поручено праздничное оформление Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Его панно и лозунги украсили Невский проспект. В 1920 г. участвовал в художественном оформлении города к празднику 1 Мая. В первой половине 1920-х годов Тырса много занимался общественной деятельностью, организовывал новые художественные группы и объединения, выставлял свои работы вместе с другими советскими художниками на выставке в Берлине.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж с забором. 1926 г. Из альбома репродукций «Графика первого 10-летия
1917-1927». Москва, 1967 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Дома в Кобрино. 1928 г. Холст, масло. 48 х 58 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленинград. Мойка. Конец 1920-х гг. Бумага, акварель.
Галеев-Галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Женщина за шитьем. Дача в Тайцы. 1926 г.
Бумага, акварель. 33,5 х 22 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Огородники. 1920-е гг. Бумага, акварель.
Галерея «На Ленивке», Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Летний сад. У памятника И.А. Крылову. 1927 г.
Бумага на картоне, акварель. 27,5 х 21,7 см. Музей Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Осенний парк. 1928 г. Бумага, акварель. 39 х 56 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Баржа на Мойке во время грозы. 1927 г. Бумага, акварель.
29,7 х 21,2 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Березовая аллея. 1929 г. Холст, масло. 62 х 51 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Плотина. 1929 г. Бумага, акварель. Музей изобразительных искусств
Республики Карелия, Петрозаводск.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки к книге С.Я. Маршака «Отряд».
Вариант. 1929 г. Бумага, акварель 15 х 29,5 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с мясом. 1929 г. Бумага, акварель. 47,8 х 37,6 см.
Вологодская областная картинная галерея.
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет и лимоны. 1929 г. Бумага, масло. 39,5 х 28,7 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.
После Октябрьской революции Николай Тырса много преподавал. Стал профессором живописи и рисунка Высшего училища декоративных искусств. Затем он стал одним из основателей Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСа), а в 1918 г. был назначен комиссаром Первых Государственных свободных мастерских декоративных искусств, руководил их реорганизацией во ВХУТЕМАС, однако в середине 1920-х годов художник вполне сознательно отступил с первых позиций ведущих мастеров Петрограда. Он активно занялся книжной иллюстрацией, в первую очередь детской. Первой его работой в книжной иллюстрации стало оформление книги «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе» (1921).
Н.А. Тырса (1887-1942). Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе. Свод Вл. Бакрылова.
Предисловие Иванова-Разумника. Обложка и рисунки Н. Тырсы. Москва, Государственное издательство, 1921 г.
Пьеса о царе Максимилиане занимала одно из главных мест в русском народном театральном репертуаре.
Почти три столетия она разыгрывалась по всей России.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка рассказа Николая Тихонова «Чорт». 1928 г. Пробный оттиск.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Николая Тихонова «Веселые кони». Госиздат, 1929 г. Гравюра.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Бориса Житкова «Коржик Дмитрий». 1929 г. Литография.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Николая Тихонова «Бетховен». 1929 г. Гравюра.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Рассказ для детей о лошади под кличкой «Бетховен».
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация к книге Бориса Житкова «Морские истории». 1928 г.
Бумага, тушь, акварель. 20,5 х 29 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Л. Савельева и В. Цауле «Тысяча путешественников».
1929 г. Бумага, черная акварель. 11 х 15 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт 20.000 – 22.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Л. Савельева и В. Цауле «Тысяча путешественников».
1929 г. Бумага, черная акварель. 11 х 16 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт 20.000 – 22.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Пробный оттиск обложки Бориса Житкова «Компас». 1928 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Бориса Житкова «Компас» (1). 1928 г.
Бумага, акварель. 17,5 х 12 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Два лота проданы за 55.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Бориса Житкова «Компас». 1928 г.
Бумага, акварель. 17,5 х12 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Два лота проданы за 55.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге В.В. Бианки «Охотник на взморье».
Москва - Ленинград, Государственное издательство, 1926 г.
В 1922 году Тырса вступил в «Объединение новых течений в искусстве». Работы Тырсы экспонировались на первой русской художественной выставке в Берлине. С 1924 преподавал рисунок и акварель в институте гражданских инженеров. С 1925 сотрудничал с ленинградской редакцией Отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Годом позже вступил в объединение «4 искусства».
Середина 1920-х годов - это время, когда все внимание художника было сосредоточено на графике. Тырса старательно оттачивал свое мастерство в станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры. Увлеченно работал и в промышленной графике, хотя она и была для него прежде всего средством заработка на жизнь. Творческие интересы художника были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.
Н.А. Тырса (1887-1942). В.И. Ленин (Неизвестное неопубликованное изображение В.И. Ленина).
1930 г. Бумага, уголь. 71 х 46 см. Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Женская голова. 1930 г. Бумага, черная акварель. 21,8 х 19,5 см.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет девочки (Спящая девочка). 1929 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка журнала «ЁЖ», 1928 г. № 2.
Виталий Бианки. Лесные домишки. Рис. Н. Тырсы. Государственное издательство, 1930 г.
Виталий Бианки. Лесные домишки. Рисунок Н. Тырсы. 1930 г.
Н.А. Тырса (1887-1942). Филин. Эскиз иллюстрации к книге В. Бианки «Лесная книга».
1929 г. Бумага, графитный карандаш. 21 х 17 см. Дом антикварной книги «В Никитском»,
Москва, 2016 г. Эстимейт 15.000 – 17.000 руб.
Н.А. Тырса (1887-1942). На лодках. 1930 г. Открытка.
Н.А. Тырса (1887-1942). Лещи. 1930 г. Бумага, акварель, гуашь. 50,4 х 67 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). Два букета. 1930 г. Холст, масло. 59 х 69 см. Коллекция Ю.М. Носова.
Н.А. Тырса (1887-1942). Два горшка с цветами. 1930 г. Холст, масло. 54 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Работы Николая Тырсы этого периода лишены, как правило, какой бы то ни было идеологической нагрузки, которая была столь востребована действующей властью, писались исключительно для близких друзей и для себя. В 1926–1928 гг. художник создал серию удивительных по исполнению графических портретов Анны Ахматовой. Работы более позднего периода 1930-х годов как бы продолжают эту тенденцию. Они написаны словно вне существующего времени и, возможно, именно поэтому и сегодня кажутся удивительно современными. Близкие художнику люди, красивые женщины, дети, лирические пейзажи, натюрморты с цветами…
Н.А. Тырса (1887-1942). 1-2. Портрет Анны Ахматовой. 1926 г. Бумага, ламповая копоть. 33,6 х 22 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.
Портрет работы Николая Тырсы, помещенный на фронтиспис ее сборника «Из шести книг» (Л, 1940), сама Ахматова считала своим лучшим изображением. Сейчас он входит в собрание Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Санкт-Петербурге. К этой серии принадлежат еще два портрета поэта, хранящиеся в том же музее, портреты в собрании Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного литературного музея.
Н.А. Тырса (1887-1942). 3. Портрет Анны Ахматовой. 1927 г. Бумага, ламповая копоть. Частное собрание. 4. Портрет Анны Ахматовой. 1927.
Н.А. Тырса (1887-1942). 5. Анна Ахматова. 1928 г. Бумага верже, ламповая копоть, черная акварель. 33,6x21,9 см.
6. Анна Ахматова, Бумага верже, ламповая копоть, черная акварель. 34,8x20,5 см. Оба рисунка - Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Н.А. Тырса (1887-1942). 7. Портрет Анны Ахматовой. 1928 г. Бумага, ламповая копоть. 36,5x22,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 8. Портрет Анны Ахматовой. 1928 г. Бумага, ламповая копоть. 33,4х20,9 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). 9. Портрет Анны Ахматовой. Эскиз. 1928 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург. 10. Анна Ахматова. 1928 г. Бумага, ламповая копоть. 33,6x21,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Н.А. Тырса (1887-1942). Автопортрет. Фотография. 1920-е гг.
В 1937 году Николай Тырса уехал на два года в Киев на преподавательскую работу. Возможно, благодаря тому, что он постепенно ушел в тень своих более активных товарищей по цеху, он не добился высокого положения и громкой славы в 1930-х годах, однако, волна репрессий, развернувшаяся в стране в этот период, обошла его стороной. В 1939 году он стал одним из организаторов «Боевого карандаша».
ИСТОЧНИКИ
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 439-440, 452.
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 30-31, 157-158, 180-182, 320 и др.