• Авторизация


РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ I 11-10-2025 19:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО Тырса 2 (429x700, 163Kb)
Николай Андреевич Тырса (1887-1942). Автопортрет. 1928 г.
Бумага, сепия. 34 × 21,7 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. .

Николай Андреевич Тырса (1887-1942) – русский советский живописец, график, иллюстратор, педагог, представитель ленинградской школы пейзажной живописи. Приверженец и проводник новой французской живописи. Обучался на архитектурном отделении Императорской Академии художеств (1905-1909), в школе Е.Н. Званцевой (1906-1910) у Л. Бакста и М. Добужинского. С 1915 г. Тырса стал полноправным участником выставок объединения «Мир искусства», член «Союза молодежи» (с 1917), член Объединения новых течений искусства, член - учредитель общества художников «4 искусства» (с 1924, Москва). С 1921 г. занимался книжной графикой, с 1924 г. работал в издательствах. Оформил более 20 книг Бориса Житкова, Виталия Бианки, Вениамина Каверина, Николая Тихонова и др. Член комиссии Наркомпроса по охране памятников искусства и старины, комиссар и преподаватель Первых государственных свободных мастерских декоративных искусств, директор ВХУТЕМАСа (с 1921 г.). В 1926-1928 гг. Тырса создал несколько оригинальных портретов Анны Ахматовой.

1926 Автопортрет. Бум, кар. 31,6 х 17,6. Вологда КГ (493x700, 145Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Автопортрет. 1926 г. Бумага, карандаш. 31,6 х 17,6 см.
Вологодская областная картинная галерея.

Николай Андреевич Тырса родился 27 апреля (9 мая по новому стилю) 1887 года в небольшом селении Аралых Эриванской губернии, в Армении (ныне Аралык, Турция) в семье казака, офицера Кубанского казачьего войска. Увлекся рисованием в раннем детстве, удивив и друзей, и родителей, весьма далеких от искусства вообще и живописи в частности. В 1897–1905 гг. Николай учился в реальном училище в Екатеринодаре. С годами увлечение рисовать не прошло, а даже наоборот - только усилилось, практически вытеснив все остальные. Усилилось настолько, что родители наняли сыну учителя - профессионального художника, который и познакомил юного Николая с азами художественного мастерства.

1906-1910 Работа с обнажённой натурой. Серая бум, копт. 73 × 43,5 см. ЧС (444x700, 77Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Работа с обнажённой натурой. 1906-1910 гг.
Серая бумага, уголь. 73 х 43,5 см. Частное собрание.

1910-е Лежащая натурщица (700x451, 73Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лежащая натурщица. 1910-е гг. Бумага цветная, уголь. 70,7 × 45,5 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1910-е Обнаженная. Рисунок. Бумага, уголь 43 х 69 см. (700x442, 55Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, уголь 43 х 69 см. Аукционный дом СОВКОМ,
Москва, 2009 г. Эстимейт 300.000 – 550.000 руб.

1910-е Лежащая обнаженная. (471x700, 51Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лежащая обнаженная. 1910-е гг.
Бумага, уголь. 71,1 х 45,7 см. Частное собрание.

1910-е Обнага. Рисунок 1 (515x700, 76Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, уголь.
Частное собрание.
1910-е Натурщица (2) (517x700, 73Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица. 1910-е гг. Бумага, уголь.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.

1910-е Натурщица (463x700, 66Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица. 1910-е гг. Бумага, уголь.
Собрание галереи «Арт-Диваж», Москва.

1910-е Обнага. Бум, уголь. 42,6х35,3. СОВКОМ 2022 г.  Эстим.40.000-120.000 руб.  (561x700, 128Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1910-е гг. Бумага, уголь. 42,6 х 35,3 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2022 г. Эстимейт 40.000 - 120.000 руб.

1910-е Обнага. Рисунок 3 (485x700, 71Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натурщица. 1910-е гг. Бумага, уголь. 70 х 45,2 см.
Частное собрание.

1910-е Обнага. Рисунок 2 (495x700, 70Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная стоя. 1910-е гг. Бумага, уголь. 60 х 45 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2021 г. Эстимейт 50.000 – 100.000 руб.

1914 Сидящая обнаженная Бум, пастель, 40,5 х 32,5 см. ЧС (559x700, 114Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Сидящая обнаженная. 1914 г. Бумага, пастель. 40,5 х 32,5 см.
Частное собрание.

1920-е Сидящая обнаженная модель в носочках. Серая бум, кар. 36,3х22,5. СОВКОМ (442x700, 73Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Сидящая обнаженная модель в носочках. 1920-е гг.
Серая бумага, карандаш. 36,3 х 22,5 см. Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2023 г.
Эстимейт 60.000 – 120.000 руб.

1920 Обнаженная» Ь, ламп. коп.22 х 33,5 см. Собр. Романа Бабичева (700x449, 83Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обнаженная. 1920-е гг. Бумага, ламповая копоть. 22 х 33,5 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.

1920-1930-е Лежащая обнаженная. Рисунок (700x512, 60Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лежащая обнаженная. 1920-1930-е гг. Бумага, ламповая копоть. 50 х 68 см.
Частное собрание.

1908-1909 Школа Званцевой. Крайний справа - Тырса — копия (700x458, 110Kb)
В школе Е. Званцевой, ученики мастерской Л. Бакста (слева направо): А.Н. Грекова, А. Зилоти, Ю. Оболенская,
Н. Лермонтова, М. Нахман, В. Климович, В. Козлов и Н. Тырса. 1908-1909 гг.

В 1905 году Николай Тырса поступил на архитектурное отделение Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге. Занимался с перерывами, академического курса не закончил. В 1909 году посещение училища прекратил, разочаровавшись в архитектуре. Параллельно с занятиями в училище, начиная с 1906 года посещал частную Школу живописи и рисования Елизаветы Званцевой (1886–1921), владелицы знаменитого имения Тарталеи. Педагогами Николая Тырсы в школе выступили замечательный мастер станковой живописи и театральной графики, участник объединения «Мир искусства» и будущих театрально-художественных проектов С.П. Дягилева (1872–1929), один из законодателей европейской моды на экзотику и ориентализм начала ХХ века Лев Самойлович Бакст (1866–1924) и известный мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик и мемуарист Мстислав Валерианович Добужинский (1975–1957). В 1910–1911 гг. Тырса посещал вечерние сеансы рисунка в мастерской гравера В.В. Матэ.

1918-1920 Рабочий. Бум, акв, тушь. 27,9x13,2. ГРМ (343x700, 82Kb)1918-1920 Сеятель. Бум, акв, тушь. 27,9x12,4. ГРМ (2) (336x700, 92Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). 1. Рабочий. 1918-1920 гг. Бумага, акварель, тушь. 27,9x13,2 см. 2. Сеятель.
1918-1920 гг. Бумага, акварель, тушь. 27,9x12,4 см. Оба - Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
1910-е Птицы. Эскиз декоративной росписи. Бум, кар, акв, 10,8 х 30,8 см (700x298, 85Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Птицы. Эскиз декоративной росписи. 1910-е гг. Бумага, карандаш, акварель.
10,8 х 30,8 см. Частное собрание.

1918-1920 Эскиз уличного оформления. Бум, акв. 21,6x27,9. ГРМ (700x535, 128Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз уличного оформления. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 21,6 x 27,9 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918-1920 Эскиз уличного оформления. Бум, акв. Л. 21,6 x27,8; И. 21,6x27,8.. ГРМ (700x540, 98Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз уличного оформления. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 21,6 x 27,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918 Эскиз уличного оформления. Бум, акв, тушь 20,7 x 29,4 см. (700x472, 143Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз оформления. 1918 г. Бумага, акварель, тушь. 20,7 x 29,4 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918-1920 Композиция. Бум, акв. 14,7 x20,1; И. 13,4x18,9.. ГРМ (700x517, 118Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Композиция. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 14,7 x 20,1 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1918-1920 Эскиз. Бум, акв. 14,4 x20,6; И. 13x19,4. ГРМ (700x505, 105Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз. 1918-1920 гг. Бумага, акварель. 14,4 x 20,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1920 Портрет В.И. Ленина.25×19,7 см. Бум, черная акварель, тростниковое перо. Литфонд (546x700, 108Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет В.И. Ленина. 1930-е гг. Бумага, тушь, перо. 25 х 19,7 см.
Аукционный дом «Литфонд», Москва, 2019 г.

1920-е Фабрика муз инстр. (585x700, 91Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет В.И. Ленина. Пролетарии всех стран, соединяйтесь!
Эскиз эмблемы. 1920-е гг. Калька, тушь. 7,5 х 6,3 см. Аукционный дом Егоровых, Москва, 2021 г.
Эстимейт 8.000 – 9.600 руб.

1919 Памятник борцам революции в Петрограде. Архитектор Руднев Л.В. Художники Конашевич В.М.,  Тырса Н.А. (700x518, 134Kb)
Памятник борцам революции в Петрограде. Архитектор Л.В. Руднев. Художники В.М. Конашевич,
Н.А. Тырса. 1919 г.

1915 Пластун (казак) (468x700, 126Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пластун казачьего войска (казак). 1915 г. Бумага на картоне,
графитный карандаш, уголь, акварель. 32,2 х 22,1 см. Аукционный дом «Литфонд»,
Москва, 2016 г. Эстимейт 200.000 - 220.000 руб.

1920 Машинист. Бум, кар, акв. 33  20,5 см. ЧС (428x700, 133Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Машинист. 1920 г. Бумага, карандаш, акварель.
33 х 20,5 см. Частное собрание.

Обучение в школе Званцевой продолжалось вплоть до 1910 года. Как отмечал позже сам Тырса, качество обучения и сами учителя дали ему так много как художнику, что он всю жизнь считал себя продолжателем традиций «Мира искусства». В последние годы обучения Тырса увлекся реставрацией. Начиная с 1909 года он неоднократно выезжал в творческие поездки для изучения памятников древнерусского искусства и старинных росписей в Ферапонтовом монастыре, церквях Новгорода, Ярославля, Ростова Великого, Романова-Борисоглебска и других городов. В 1910 г. принял участие в реставрации фресок собора Святого Василия в Овруче В 1911 году Николай Рерих (1874–1947) пригласил начинающего художника в помощники, получив заказ на художественное оформление Спасской церкви в Талашкино под Смоленском, в имении известного мецената княгини Марии Тенишевой.

1911 Церковь Святого Духа в Талашкино под Смоленском, образ Спаса (Николай Рерих и Николай Тырса) (700x472, 137Kb)
Николай Рерих (1874-1947), Н.А. Тырса (1887-1942). Церковь Святого Духа в Талашкино под Смоленском,
образ Спаса Нерукатворного. 1911 г.

1911 Чудо о Флоре и Лавре. Фрагмент иконы из бывшего собрания М.К. Тенишевой Бум, кар, акв, 22,1 х 22,9 см. Смоленский ХМ (700x631, 143Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Чудо о Флоре и Лавре. Фрагмент иконы из бывшего собрания М.К. Тенишевой.
1911 г. Бумага, карандаш, акварель, 22,1 х 22,9 см. Смоленская областная художественная галерея.

1911-1912 Интерьер церкви Николы Мокрого в Ярославле. Бум, кар, гуашь, 25 х 16,6 см3 (506x700, 174Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Интерьер церкви Николы Мокрого в Ярославле. 1911-1912 гг.
Бумага, карандаш, гуашь, 25 х 16,6 см. Частное собрание.

1911-1912 Давид, борющийся с медведем. Фреска церкви Иоанна Предтечи в Толчкове (Ярославль). Бум, кар, акв, гуашь, лак, 31 х 20,8 см (525x700, 156Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Давид, борющийся с медведем. Фреска церкви Иоанна Предтечи
в Толчкове, Ярославль. 1911-1912 гг. Бумага, карандаш, акварель, гуашь, лак. 31 х 20,8 см.
Частное собрание.

1912 Распятие. Фрагмент композиции из разрушенной церкви Варвары Великомученицы в Ярославле. 1910-е гг. Бум, гуашь, 21х16,7 см. СОВКОМ (2) (560x700, 124Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Распятие. Фрагмент композиции из разрушенной церкви
Варвары Великомученицы в Ярославле. 1910-е гг. Бумага, гуашь. 21 х 16,7 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2011 г. Эстимейт 150.000 – 200.000 руб.

1920-е Портрет Анатолия Луначарского (599x700, 122Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет первого наркома просвещения Анатолия Васильевича
Луначарского (1875-1933). 1920-е гг. Бумага, карандаш. Музей Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1920-е Портрет Григория Петникова. Бум, литогр. 21,1 х 14,3 см. ГМИИ им.Пушкина (473x700, 56Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет Григория Петникова. 1920-1930-е гг.
Бумага, литография. 21,1 х 14,3 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Григорий Николаевич Петников (1894-1971) - русский поэт, переводчик, издатель. Член СП СССР с 1955 года.
Член союза «Председателей земного шара».

1920-е Портрет жены и дочери (Е.А. Тырса) Карт, смеш. техн. 18,5х15,5. В Никитском 2019. Прод. 24.000 руб. (577x700, 155Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены и дочери 1920-е гг. Картон, смешанная техника.
18,5 х 15,5 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2019 г. Лот продан за 24.000 руб.
Елена Александровна Тырса (1898-1980), художник-сценограф, сотрудница ЛОСХ.

1925 Портрет жены Е.А.Тырса (1898-1980). художник-сценограф, сотрудница ЛОСХ. Б, литогр. 30 х 21; 34 х 24,5. Вологда КГ (504x700, 114Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены Е.А. Тырса. 1925 г. Бумага, литография.
34 х 24,5 см. Вологодская областная картинная галерея.

1926 Портрет жены художника. Бум, гуашь.  33 x 20,6 см. ЧС (430x700, 82Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет жены художника. 1926 г.
Бумага, гуашь. 33 x 20,6 см. Частное собрание.

1920-е Портрет Оли. Бум, акв, гуашь, 48,6 х 38,3 см (570x700, 263Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет Оли. 1920-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 48,6 х 38,3 см.
Частное собрание.

1920-е Два мальчика, гравюра. Б, литогр. 15х15,5 см. ГМИИ им.Пушкина (700x586, 144Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Два мальчика. 1920-е г. Бумага, литография. 15 х 15,5 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1928 Иллюстрация Н. Тырсы на обложке журнала «Ёж» 1928 № 5 (501x700, 196Kb)
Иллюстрация Н. Тырсы «Два мальчика» на обложке журнала «ЁЖ»,1928 г. № 5.

Выполняя работы над церковными росписями, Николай Тырса пробовал свои силы и в декоративных работах на вполне светские сюжеты. В 1915 году вместе с товарищами по цеху С.В. Чехониным и В.М. Конашевичем выполнил росписи помещения, перестроенные после ремонта в Юсуповском дворце в Петрограде. Годом ранее, в 1914 году, Николай Тырса впервые удостоился внимания взыскательной столичной критики, представив на суд зрителей серию блестящих рисунков с изображениями обнаженных натурщиц, которые сразу стали пользоваться большим успехом у публики. Член кружка «Квартира № 5» (Петроград, 1915-1917).

1920-е Полный ремонт. Эскиз афиши. Бум, линогр, акв. 21,5 х 21,5 см. ЧС (700x654, 207Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Полный ремонт. Эскиз афиши. 1920-е гг. гг. Бумага, линогравюра, акварель.
21,5 х 21,5 см. Частное собрание.
Вид афиши похож на прототип эмблемы Американской выставки в Москве 1959 года.

Буклет выставки 1959 г (700x466, 563Kb)
Буклет и эмблема Американской выставки в Москве. Сокольники, лето 1959 года.

1920-е Обувь и мяч. (Вверху прототип  эмблемы Американской выставки в Мрскве 1959 г.)Бум на карт, линогр,акв 35,9 х 21,8. (499x700, 197Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обувь и мяч. 1920-е гг. Бумага на картоне, линогравюра,
акварель. 35,9 х 21,8 см. Частное собрание.

1920-е Починка. галош. Дизайн изделий. Бум. на карт, линогр, акв. 35,9 х 21,8 см. ЧС (514x700, 179Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Починка галош. Эскиз вывески. 1920-е гг.
Бумага на картоне, линогравюра, акварель. 35,9 х 21,8 см. Частное собрание.

1920-е Эскиз рекламной афиши. Ботинок женский. Бум, линогр, трафарет, 44,1 х 35,8 (595x700, 213Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламной афиши. Ботинок женский. 1920-е гг.
Бумага, линогравюра, трафарет. 44,1 х 35,8 см. Частное собрание.

1920-е Эскиз рекламной вывески «А. Зельтен. Ремонт галош и других резиновых изделий»Бум, тушь, акв. 14 х 22 см. ЧС (700x462, 118Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламной вывески «А. Зельтен. Ремонт галош и других резиновых изделий».
1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 14 х 22 см. Частное собрание.

1920-е Эскиз дизайна для рекламы косметики. Бум, кар, тушь, акв, гуашь. 15 х 13 см. Аук МакДуглас, 2013э (587x700, 125Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз дизайна для рекламы косметики. 1920-е гг.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, гуашь. 15 х 13 см.
Аукционный дом MacDougall’s, Лондон, 2013 г.

1920-е Пудра. Эскиз рекламы. Карт, тушь, акв. 34 х 29 см. ЧС (518x700, 180Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пудра. Эскиз рекламы. 1920-е гг. Картон, тушь, акварель.
34 х 29 см. Частное собрание.

1920-е Реклама пудры. Бум, смеш. техн. 35,5×21,8. ЧС (461x700, 104Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Реклама пудры. 1920-е гг. Бумага, смешанная техника.
35,5 х 21,8 см. Частное собрание.

1920-е Эскиз упаковочной обертки для шоколада «Миньон». Бум, акв. 9 х 16,5 см. (700x382, 260Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз упаковочной обертки для шоколада «Миньон». 1920-е гг. Бумага, акварель.
9 х 16,5 см. Частное собрание.

1920-е Эскизы двух эмблем и марок. Бум, тушь, акв. 8 х 8,5. ЧС (663x700, 198Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз марки фабрики музыкальных инструментов Л.Г.О.Н.О.
1920-е гг. Бумага, тушь, акварель. 8 х 8,5 см. Частное собрание.

1920-е Эскиз марки фабрики музыкальных инструментов. Бум, тушь, перо, гуашь. 14 х 10,5 см. (525x700, 222Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз марки фабрики музыкальных инструментов Л.Г.О.Н.О.
1920-е гг. Бумага, тушь, перо, гуашь. 14 х 10,5 см. Частное собрание.

1920-е Реклам. плакат Интуриста. Бумага (ватман); кар, акв. 50,5×32,2. ЧС (438x700, 143Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз рекламного плаката гостиницы Интурист «Метрополь».
1920-е гг. Бумага (ватман), карандаш, акварель. 50,5 х 32,2 см. Частное собрание.

1925 Эскиз эмблемы «Пролетарии всех стран соединяйтесь». Бум, тушь, цвет. кар-ши. 20,5 х 16 см. (554x700, 141Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз эмблемы «Пролетарии всех стран соединяйтесь». 1925 г. Бумага, тушь, цветные карандаши. 20,5 х 16 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г. Эстимейт 20.000 – 22.000 руб.

1915 год стал годом начала полноценного участия молодого художника в выставках объединения «Мир искусства». На выставке объединения в Петрограде в этом году Николай Тырса выставил 7 рисунков обнаженной натуры углем и карандашом, написанных в 1914-1915 гг. (кат. № 285-291) и на выставке в Москве еще 6 рисунков (кат. № 270-275). На фронтах вовсю полыхала Первая мировая война, и летом 1916 года герой нашего повествования был призван в действующую армии. Службу художника проходил в броневом автомобильном батальоне. Видя все ужасы войны, Тырса стал ее активным противником. Как и многие солдаты Первой мировой был «разагитирован» и с энтузиазмом и пониманием встретил революционные события 1917 года.

1926 Эскиз ил. к стих-ю Б. Пастернака «Карусель» для ж-ла«Новый Робинзон» (1926 №9),Бум, черн акв, тростник перо, апплик.12,5 × 19,5 см. Ч (700x466, 146Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к стихотворению Бориса Пастернака «Карусель» для журнала
«Новый Робинзон», 1926 г. № 9. Бумага, черная акварель, тростниковое перо, аппликация. 12,5 х 19,5 см.
Частное собрание.

1926 Обложка книги Б.С.Житкова 'Про слона' (408x540, 147Kb)1926 Борис Житков. Про слона. Титул. лист (393x540, 82Kb)
Борис Житков. Про слона. Рисунки Н. Тырса. Ленгиз, Ленинград, 1926 г. Обложка и титульный лист. Эта книжечка про слона (Россия – родина слонов!) только до войны выдержит 8 изданий в 1926, 1927, 1929, 1930,1931, 1934, 1935 и 1938 году.

1920-е Эскиз к плакату Б.С. Житкова. Бум, акв, 41 х 47,5 см (2) (700x539, 117Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз к плакату Бориса Житкова. 1920-е гг. Бумага, акварель. 41 х 47,5 см.
Аукционный дом СОВКОМ, Москва, 2012 г. Эстимейт 300.000 - 450.000 руб.

1926 Афиша фильма Г.Козинцева и Л.Трауберга - Чертово колесо (466x700, 116Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Афиша фильма Григория Козинцева и Леонида Трауберга
«Чертово колесо». 1926 г.

1926 Обложка книги Вениамина Каверина 'Осада дворца' (485x700, 134Kb)
Рассказ для юношества Вениамина Каверина «Осада дворца». Рисунки Н. Тырсы.
Государственное издательство, 1926 г.

1927 Эскиз обложки к книге Б. Житкова Про обезьяну. Галеев-Галерея, Москва. (496x700, 169Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки к книге Бориса Житкова «Про обезьянку».
Государственное издательство, 1927 г. Галеев-Галерея, Москва.

1927 Книга для детей. Борис Житков. Голый король (532x700, 130Kb)
Борис Житков «Голый король». Книга для детей. Рисунки Н. Тырсы.
Государственное издательство, 1927 г.

1927 Вариант разворота обложки для книги Б.С. Житкова Голый король. Бум, клише. 20,8 х 12,8. Вологда КГ (428x700, 137Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Вариант разворота обложки для книги
Бориса Житкова «Голый король». 1927 г. Бум, клише. 20,8 х 12,8 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1920-е Обложка ж-ла ЧИЖ. Литогр. ГМИИ им.Пушкина (571x700, 187Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка журнала «ЧИЖ». 1920-е гг. Литография.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1928 Виталий Бианки. Снежная книга. Рис. Н. Тырсы (14 илл.) (515x700, 139Kb)
Виталий Бианки. Снежная книга. Рисунки Н. Тырсы. Лениздат, Ленинград, 1928 г.
1927 Марка почтовая. Карта с выделенной территорией СССР, из серии «10-летие Октябрьской социалистической революции». 1 (700x393, 158Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Марка почтовая. Карта с выделенной территорией СССР, из серии
«10-летие Октябрьской социалистической революции». 1927 г.

После Февраля 1917 года Тырса организовал левое художественное объединение «Свобода искусству», вступил в Союз молодежи и стал активно интересоваться политикой. В 1918 году художнику было поручено праздничное оформление Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Его панно и лозунги украсили Невский проспект. В 1920 г. участвовал в художественном оформлении города к празднику 1 Мая. В первой половине 1920-х годов Тырса много занимался общественной деятельностью, организовывал новые художественные группы и объединения, выставлял свои работы вместе с другими советскими художниками на выставке в Берлине.

1926 Пейзаж с забором. Из альбома репродукций Графика первого 10-летия 1917-1927. Москва, 1967 (700x455, 135Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пейзаж с забором. 1926 г. Из альбома репродукций «Графика первого 10-летия
1917-1927». Москва, 1967 г.

1928 Дома в Кобрино. Х, м. 48 х 58 см. ЧС (700x555, 237Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Дома в Кобрино. 1928 г. Холст, масло. 48 х 58 см. Частное собрание.

1927-1929 1920-е конец. Ленинград. Мойка. Галеев-Галерея, Москва (532x700, 160Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Ленинград. Мойка. Конец 1920-х гг. Бумага, акварель.
Галеев-Галерея, Москва.

1926 Женщина за шитьем, Дача в Тайцы (458x700, 129Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Женщина за шитьем. Дача в Тайцы. 1926 г.
Бумага, акварель. 33,5 х 22 см. Частное собрание.

1920-е Огородники. (406x700, 120Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Огородники. 1920-е гг. Бумага, акварель.
Галерея «На Ленивке», Москва.

1927 Летний сад. У памятника И.А.Крылову. Бум. на карт, акв. 27,5х21,7. Музей АА в Фонтан. доме (537x700, 145Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Летний сад. У памятника И.А. Крылову. 1927 г.
Бумага на картоне, акварель. 27,5 х 21,7 см. Музей Анны Ахматовой
в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1928 Осенний парк. Бум, акв. 39 х 56 см. Гал. Леонида Шмшкина,Мск (700x474, 115Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Осенний парк. 1928 г. Бумага, акварель. 39 х 56 см.
Галерея Леонида Шишкина, Москва.

1927 Баржа на Мойке во время грозы. Бум, акв. 29,7х21,2. Музей АА в Фонтан. Доме (497x700, 120Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Баржа на Мойке во время грозы. 1927 г. Бумага, акварель.
29,7 х 21,2 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1929 Березовая аллея. Х, м. 62 х 51 см. ЧС (656x700, 309Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Березовая аллея. 1929 г. Холст, масло. 62 х 51 см. Частное собрание.

1929 Плотина. Бум, акв, Музей ИЗО респ. Карелии, Петрозаводск. (700x557, 191Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Плотина. 1929 г. Бумага, акварель. Музей изобразительных искусств
Республики Карелия, Петрозаводск.

1929 Эскиз обложки к книге С.Я. Маршака Отряд. Вариант. Бум, акварель 15 х 29,5 см..jpg (499x700, 173Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз обложки к книге С.Я. Маршака «Отряд».
Вариант. 1929 г. Бумага, акварель 15 х 29,5 см. Частное собрание.

1929 Натюрморт с мясом. Бум, акв. 47,8 х 37,6. Вологда КГ (517x700, 126Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Натюрморт с мясом. 1929 г. Бумага, акварель. 47,8 х 37,6 см.
Вологодская областная картинная галерея.

1929 Букет и лимоны. Бум, масло. 39,5 х 28,7 см.Собр. Романа Бабичева (511x700, 129Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Букет и лимоны. 1929 г. Бумага, масло. 39,5 х 28,7 см.
Собрание Романа Бабичева, Москва.

После Октябрьской революции Николай Тырса много преподавал. Стал профессором живописи и рисунка Высшего училища декоративных искусств. Затем он стал одним из основателей Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАСа), а в 1918 г. был назначен комиссаром Первых Государственных свободных мастерских декоративных искусств, руководил их реорганизацией во ВХУТЕМАС, однако в середине 1920-х годов художник вполне сознательно отступил с первых позиций ведущих мастеров Петрограда. Он активно занялся книжной иллюстрацией, в первую очередь детской. Первой его работой в книжной иллюстрации стало оформление книги «Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе» (1921).

1921 Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе. Свод Вл.Бакрылова. Предисловие Иванова-Разумника. Обл и рис. Н.Тырсы (482x700, 139Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Комедия о царе Максимилиане и непокорном сыне его Адольфе. Свод Вл. Бакрылова.
Предисловие Иванова-Разумника. Обложка и рисунки Н. Тырсы. Москва, Государственное издательство, 1921 г.
Пьеса о царе Максимилиане занимала одно из главных мест в русском народном театральном репертуаре.
Почти три столетия она разыгрывалась по всей России.

1928 Обложка р-за Н. Тихонова Чорт. ГРМ (700x480, 119Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка рассказа Николая Тихонова «Чорт». 1928 г. Пробный оттиск.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1929 Обложка к книге Н.Тихонова Веселые кони, гравюра. ГМИИ им.Пушкина (700x470, 104Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Николая Тихонова «Веселые кони». Госиздат, 1929 г. Гравюра.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1929 Обложка к книге Б.Житкова Коржик Дмитрий. Литогр. ГМИИ им.Пушкина (700x538, 147Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Бориса Житкова «Коржик Дмитрий». 1929 г. Литография.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1929 Обложка к книге М. Тихонова Бетховен, гравюра. ГМИИ им.Пушкина (700x455, 157Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге Николая Тихонова «Бетховен». 1929 г. Гравюра.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Рассказ для детей о лошади под кличкой «Бетховен».

1928 Иллюстрация к книге Б.Житкова Морские истории Джарылгач». Б, тушь, акв.20,5 х 29 см. ЧС (700x487, 119Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Иллюстрация к книге Бориса Житкова «Морские истории». 1928 г.
Бумага, тушь, акварель. 20,5 х 29 см. Частное собрание.

1929 Эскиз иллюстрации к книге Л. Савельева и В. Цауле «Тысяча путешественников». Бум, черная акварель. 11 х 15 см. (700x490, 135Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Л. Савельева и В. Цауле «Тысяча путешественников».
1929 г. Бумага, черная акварель. 11 х 15 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт 20.000 – 22.000 руб.

1929 Эскиз иллюстрации к книге Л. Савельева и В. Цауле «Тысяча путешественников». Бум, черная акварель. 11 х 16 см. (700x517, 164Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Л. Савельева и В. Цауле «Тысяча путешественников».
1929 г. Бумага, черная акварель. 11 х 16 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2016 г.
Эстимейт 20.000 – 22.000 руб.

1928 Пробный оттиск обложки Житков Компас (700x512, 182Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Пробный оттиск обложки Бориса Житкова «Компас». 1928 г.

1928 Эскиз иллюстрации к книге Б. Житкова Компас. Бумага, акварель. 17,5 х12 см (485x700, 98Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Бориса Житкова «Компас» (1). 1928 г.
Бумага, акварель. 17,5 х 12 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Два лота проданы за 55.000 руб.

1928 Эскиз иллюстрации к книге Б. Житкова Компас. Бумага, акварель17,5 х12 см. (415x700, 95Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Эскиз иллюстрации к книге Бориса Житкова «Компас». 1928 г.
Бумага, акварель. 17,5 х12 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2015 г.
Два лота проданы за 55.000 руб.

1929 Обложка к книге В.В. Бианки «Охотник на взморье» (468x700, 93Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка к книге В.В. Бианки «Охотник на взморье».
Москва - Ленинград, Государственное издательство, 1926 г.

В 1922 году Тырса вступил в «Объединение новых течений в искусстве». Работы Тырсы экспонировались на первой русской художественной выставке в Берлине. С 1924 преподавал рисунок и акварель в институте гражданских инженеров. С 1925 сотрудничал с ленинградской редакцией Отдела детской и юношеской литературы Государственного издательства. Годом позже вступил в объединение «4 искусства».
Середина 1920-х годов - это время, когда все внимание художника было сосредоточено на графике. Тырса старательно оттачивал свое мастерство в станковой графике - многочисленных рисунках и акварелях с натуры. Увлеченно работал и в промышленной графике, хотя она и была для него прежде всего средством заработка на жизнь. Творческие интересы художника были очень разнообразны, и в каждой из областей он проявлял себя высокопрофессионально и самобытно.

1930 В.И. Ленин [Неизвестное неопубликованное изображение В. И. Ленина] Бум, уголь. 71 × 46 см. ЧС (499x700, 126Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). В.И. Ленин (Неизвестное неопубликованное изображение В.И. Ленина).
1930 г. Бумага, уголь. 71 х 46 см. Частное собрание.

1928 Женский портрет. Бум., ламповая копоть (515x700, 81Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Женский портрет. 1928 г. Бумага, ламповая копоть.
Художественная галерея «Арт СПб», Санкт-Петербург.

1930 Женская голова. Бум, черная акв. 21,8 х 19,5. Центр. выст. гал Манеж, СПб (483x700, 63Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Женская голова. 1930 г. Бумага, черная акварель. 21,8 х 19,5 см.
Центральный выставочный зал «Манеж», Санкт-Петербург.

1929 Портрет девочки (Спящая девочка). Бум, акв. ЧС (665x700, 162Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Портрет девочки (Спящая девочка). 1929 г. Бумага, акварель.
Частное собрание.

1929 Обложка журнала ЁЖ, № 2. (501x700, 168Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Обложка журнала «ЁЖ», 1928 г. № 2.

1930 Виталий Бианки. Лесные домишки. Рис. Н. Тырсы (15 илл.) (531x700, 117Kb)
Виталий Бианки. Лесные домишки. Рис. Н. Тырсы. Государственное издательство, 1930 г.

1930 Виталий Бианки. Лесные домишки (700x700, 190Kb)
Виталий Бианки. Лесные домишки. Рисунок Н. Тырсы. 1930 г.

1929 Филин. Эскиз иллюстрации к книге В. Бианки «Лесная книга». Бум, графит. кар. 21 х 17 см. Аук В Никитском 2Эстимейт 15000 - 17000 руб.. (544x700, 183Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Филин. Эскиз иллюстрации к книге В. Бианки «Лесная книга».
1929 г. Бумага, графитный карандаш. 21 х 17 см. Дом антикварной книги «В Никитском»,
Москва, 2016 г. Эстимейт 15.000 – 17.000 руб.

1930 На лодках (Открытка) (538x700, 165Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). На лодках. 1930 г. Открытка.

1930 Лещи. Бум, акв, гуашь. 50,4 х 67. ГМИИ им. Пушкина (700x507, 153Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Лещи. 1930 г. Бумага, акварель, гуашь. 50,4 х 67 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.

1930 Два букета. Х, м. 95 х 69 см. (700x592, 148Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Два букета. 1930 г. Холст, масло. 59 х 69 см. Коллекция Ю.М. Носова.

1930 Два горшка с цветами. Х, м, 54 x 44,5 см. ГРМ, ГосфондРФ (582x700, 191Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Два горшка с цветами. 1930 г. Холст, масло. 54 x 44,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Работы Николая Тырсы этого периода лишены, как правило, какой бы то ни было идеологической нагрузки, которая была столь востребована действующей властью, писались исключительно для близких друзей и для себя. В 1926–1928 гг. художник создал серию удивительных по исполнению графических портретов Анны Ахматовой. Работы более позднего периода 1930-х годов как бы продолжают эту тенденцию. Они написаны словно вне существующего времени и, возможно, именно поэтому и сегодня кажутся удивительно современными. Близкие художнику люди, красивые женщины, дети, лирические пейзажи, натюрморты с цветами…

1926 Портрет А. Ахматовой. Бум, копоть ламп. 33,6х22. ГЛМ имДаля, Мск (403x610, 68Kb)1926 Портрет Анны Ахматовой. Рисунок. 33,7 x 22 см. ГЛМ (486x610, 56Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). 1-2. Портрет Анны Ахматовой. 1926 г. Бумага, ламповая копоть. 33,6 х 22 см. Государственный литературный музей им. В.И. Даля, Москва.

Портрет работы Николая Тырсы, помещенный на фронтиспис ее сборника «Из шести книг» (Л, 1940), сама Ахматова считала своим лучшим изображением. Сейчас он входит в собрание Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме в Санкт-Петербурге. К этой серии принадлежат еще два портрета поэта, хранящиеся в том же музее, портреты в собрании Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственного литературного музея.

1927 Портрет Анны Ахматовой (385x640, 98Kb)1927 Портрет Анны Ахматовой. Рисунок. (413x640, 93Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). 3. Портрет Анны Ахматовой. 1927 г. Бумага, ламповая копоть. Частное собрание. 4. Портрет Анны Ахматовой. 1927.

1928 Анна Ахматова. Бум., ламповая копоть. 34,8 x 20,5 см. ГТГ (395x595, 69Kb)1928 Анна Ахматова, Бум, черная аква. ГТГ (403x595, 75Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). 5. Анна Ахматова. 1928 г. Бумага верже, ламповая копоть, черная акварель. 33,6x21,9 см.
6. Анна Ахматова, Бумага верже, ламповая копоть, черная акварель. 34,8x20,5 см. Оба рисунка - Государственная Третьяковская галерея, Москва.

1928 Портрет А. А. Ахматовой. Бум, ламп. копоть. 36,5 x 22,7 см. ГРМ (405x650, 70Kb)1928 Портрет Анны Ахматовой. Бум, ламп. копоть. 33,4 х 20,9 см. Музей АА в Фонтан. Доме (403x650, 86Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). 7. Портрет Анны Ахматовой. 1928 г. Бумага, ламповая копоть. 36,5x22,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. 8. Портрет Анны Ахматовой. 1928 г. Бумага, ламповая копоть. 33,4х20,9 см. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург.

1928 Портрет А.Ахматовой. Эскиз. Музей АА (390x640, 98Kb)1928 АннаАхматова. Бум, ламп. копоть. 33,6 x 21,3 см. ГРМ (406x640, 65Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). 9. Портрет Анны Ахматовой. Эскиз. 1928 г. Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург. 10. Анна Ахматова. 1928 г. Бумага, ламповая копоть. 33,6x21,3 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1920-е Автопортрет. Фотография (511x700, 98Kb)
Н.А. Тырса (1887-1942). Автопортрет. Фотография. 1920-е гг.

В 1937 году Николай Тырса уехал на два года в Киев на преподавательскую работу. Возможно, благодаря тому, что он постепенно ушел в тень своих более активных товарищей по цеху, он не добился высокого положения и громкой славы в 1930-х годах, однако, волна репрессий, развернувшаяся в стране в этот период, обошла его стороной. В 1939 году он стал одним из организаторов «Боевого карандаша».

ИСТОЧНИКИ

ФОТО В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. (700x515, 114Kb)
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. В 2-х томах. Москва,
Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г. Том II Л-Я, Биографии. Стр. 439-440, 452.

Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2 (490x700, 87Kb)
Антон Успенский. Между авангардом и соцреализмом. Из истории советской живописи
1920-1930-х годов. Москва, Издательство «Искусство-XXI век», 2024 г. –
Стр. 30-31, 157-158, 180-182, 320 и др.

1.Тырса, Николай Андреевич – Википедия

2.Николай Тырса в коллекции Государственного Русского музея, СПб.

(Продолжение следует)



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник РУССКИЙ СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-АВАНГАРДИСТ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ ТЫРСА (1887-1942), ЧЛЕН ОБЪЕДИНЕНИЯ «МИР ИСКУССТВА», ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»