• Авторизация


СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРИМИТИВИСТ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ПАНКОВ (1910-1941/1942) 04-10-2025 15:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


ФОТО Панков (2) (700x511, 141Kb)
Константин Алексеевич Панков (1910-1942)

Константин Алексеевич Панков - советский ненецкий художник. Считается создателем «северного изобразительного искусства». Родился на Крайнем Севере в 1910 году в семье охотника. Его отец был ненцем, а мать манси. С детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картины. В 1934 году он поступил учиться в Институт народов Севера в Ленинграде. Художественной студией института в то время руководили Алексей Успенский и Леонид Месс. За творческим ростом Панкова следили крупные мастера: Исаак Бродский, Владимир Конашевич, Вячеслав Пакулин, Николай Тырса. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже награждён золотой медалью Гран-при. После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года Панков был призван Смольнинским райвоенкоматом Ленинграда в ряды Красной Армии. Воевал в Ленинграде, был звукоулавливателем-слухачом в 4-й роте прожекторного батальона 194-го зенитного артполка, по другим источникам был снайпером. В сентябре 1941 года пропал без вести. Большая часть художественного наследия Константина Панкова, погибла в пожаре во время блокады Ленинграда. До сегодняшнего дня сохранилось только порядка 20 работ Константина Панкова, которые хранятся в Русском музее, Музее Арктики и Антарктики, в частных коллекциях, самое большое собрание – в Тюменском музее изобразительных искусств, коллекция которого в 2008 году вошла в Музейный комплекс им. И.Я. Словцова.

Институт народов Севера (700x493, 158Kb)
Главный вход Института народов Севера в Санкт-Петербурге, проспект Стачек, 30.

Константин Алексеевич Панков родился в 1910 году в поселке Щекурья, Саранпауль, Тобольской губернии иди в селе Саранпауль, деревня Щекурья, Березовский район, Ханты-Мансийского округа в семье охотника. Отец Панкова был по национальности ненец, мать - манси. Сам же Константин говорил, что отец по национальности зырянин, а мать - ненка. И отчество неточно - то ли Алексеевич, то ли Леонидович (отзвуки колонизации). Родителей не стало рано, жил в семье старшего брата Прокопия, ловил рыбу, охотился. Дальше опять разногласия — то ли еще в детстве попал учиться в Москву, а потом переведен в Ленинград; то ли уже взрослым, в 1934 году, попал в Ленинград учиться на двухлетние курсы.

1930-е Дерево срублено, пойман олень. ЧС, Москва (700x506, 174Kb)
Константин Панков (1910-1942). Дерево срублено, пойман олень. 1930-е гг. Частное собрание, Москва.

1930-е + Оленья упряжка. Бумага, акварель. 65 х 90 см. Собрание Л.А. Месса. СПб (700x487, 137Kb)
Константин Панков (1910-1942). Оленья упряжка. 1930-е гг. Бумага, акварель. 65 х 90 см.
Музейный комплекс имени Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская область.
(Бывшее собрание Л.А. Месса, Санкт-Петербург)

1930-е Оленья упряжка. Фрагмент. Бум, акв, гуашь. Место. неизвестно (612x700, 171Kb)
Константин Панков (1910-1942). Оленья упряжка. Фрагмент. 1930-е гг. Бумага, акварель.
65 х 90 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Л.А. Месса, Санкт-Петербург)

1930-е +++ Поездка на оленях. Бум, гуашь, акв. 68,5 х 88,4 см. Художественная культура Русского Севера (700x540, 147Kb)
Константин Панков (1910-1942). Поездка на оленях (Оленья упряжка). 1930-е гг. Бумага, гуашь, акварель.
68,5 х 88,4 см. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», Архангельск.
(Бывшее собрание Е.Я. Саяновой. Санкт-Петербург)

1930-е Домики рыбачьего посёлка. Бум, акв, гуашь. 68.8×91.8 см. ГРМ (700x487, 132Kb)
Константин Панков (1910-1942). Домики рыбачьего посёлка. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 68,8 х 91,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как бы то ни было, Константин Панков был принят в Ленинградский институт народов Севера (ИНС). Занимался в художественных мастерских под руководством Алексея Успенского (рисунок и живопись) и Леонида Месса (скульптура). Как пишет исследователь этого периода: «Инсовцы рисовали, лепили, занимались резьбой по кости. Сочетание первобытно-реалистического взгляда на природу и методов профессионального искусства дали необычный художественный сплав, получивший название ″северный изобразительный стиль″».

1930-е Охотник. Бум, акв, гуашь. 62.5×87.5 см. ГРМ (Б. Собрание Л.М. Бялик. СПб) (700x484, 115Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотник. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 62,5 х 87,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (Бывшее собрание Л.М. Бялик, Санкт-Петербург)

1930-е Охотник. Бум, акв, гуашь. ЧС (700x618, 143Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотник. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. Частное собрание.

1930-е Охотники. Бумага, акварель, гуашь. 64х84 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова. (700x510, 99Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотники. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 64 х 84 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание М.С. Лесмана, Санкт-Петербург)

1930-е Охотники. Бумага, акварель, гуашь. 64х84 см. Музейный комплекс им. Ивана  (478x700, 193Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охотники. Фрагмент. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь.
64 х 84 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание М.С. Лесмана, Санкт-Петербург)

Сейчас даже трудно представить такое учебное заведение как Институт Народов Севера (ИНС, 1930−1941) и его предшественники - Северный институт и Северный факультет Ленинградского государственного университета (1925−1929), которые должны были сделать из малограмотных или вовсе неграмотных, не говорящих по-русски подростков коренных народов Севера специалистов по экономике, юриспруденции, управлению, педагогике, журналистике. Когда на учебу в Ленинград привезли первых северян — ненцев, тунгусов, чукчей, вогулов, юкагиров, алеутов, - руководителями северного отделения рабфака стали профессоры В.Г. Богораз-Тан и Л.Я. Штернберг, патриарх российской этнографии, труды которого упоминал еще Ф. Энгельс. Рабфаковцев поселили в здании бывшего Лицея в Детском (Царском) Селе, и вечерами они собирались вокруг костра в парке.

1936 Рыболовецкий колхоз. Бум, акв, гуашь, лак. 62.3×84.5 см. Рос. гос. музей Арктики и Антарктики, СПб (700x488, 96Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыболовецкий колхоз. 1936 г. Бумага, акварель, гуашь, лак.
62,3 х 84,5 см. Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург.

1930-е Синее озеро. Бум, акв, гуашь. 66.4×90.2 см. Собрание Е.Я. Саяновой. СПб (700x490, 151Kb)
Константин Панков (1910-1942). Синее озеро. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 66,4 х 90,2 см.
Собрание Е.Я. Саяновой. Санкт-Петербург.

1937 Синее озеро. Бум, акв, гуашь.ю 64×89 см. Тюменский обл. музей ИЗО искусств, (Б. Собрание Г.С. Гора, Спб) (700x525, 166Kb)
Константин Панков (1910-1942). Синее озеро. 1937 г. Бумага, акварель, гуашь. 65,5 х 89,5 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Г.С. Гора, Санкт-Петербург)

1937 Синее озеро. Фрагмент (483x700, 183Kb)
Константин Панков (1910-1942). Синее озеро. Фрагмент. 1937 г. Бумага, акварель, гуашь.
65,5 х 89,5 см. Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Г.С. Гора, Санкт-Петербург)

Константин Панков с детства рисовал пейзажи, хотя никогда не видел картины. Он образовался как блестящий мастер до того, как впервые переступил порог Эрмитажа. Геннадий Гор вот что пишет: «Успенский и Месс пока откладывали эту экскурсию… именно потому, что Панков не видел раньше картин, если не считать портретов, которые висели в институте. Первую же увиденную работу большого мастера он мог воспринять как абсолют, как незыблемую норму, которой он обязан подражать, всецело подчинив свою волю законам «чужого» видения». Не произошло такого.

1936 Рыболовецкий посёлок. Бум, акв, гуашь. 120×160 см. Рос. гос. музей Арктики и Антарктики, СПб (700x486, 148Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыболовецкий посёлок. 1936 г. Бумага, акварель, гуашь. 120 х 160 см.
Российский государственный музей Арктики и Антарктики, Санкт-Петербург.

1938 Волны, (авторское) Холст, темпера. 64х84 см (рама). Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова, Тюменсеая об (700x522, 149Kb)
Константин Панков (1910-1942). Волны. 1938 г. Холст, темпера. 64 х 84 см. (рама).
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.

1939 Ловля птиц. Бум, акв, гуашь. 67.8×86 см. ГРМ (2) (700x574, 274Kb)
Константин Панков (1910-1942). Ловля птиц. 1939 г. Бумага, акварель, гуашь. 67,8 х 86 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

1940 Весна. Бум, гуашь, акв. 45 х 29 см. Коллекция Е.Я. Саяновой, Санкт-Петербург (450x700, 218Kb)
Константин Панков (1910-1942). Весна. 1940 г. Бумага, гуашь, акварель. 45 х 29 см.
Собрание Е.Я. Саяновой, Санкт-Петербург.

1940 Весна. Бумага, акварель, гуашь. 36,7 х 24,3 см. Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова, Тюмень (469x700, 184Kb)
Константин Панков (1910-1942). Весна. 1940 г. Бумага, акварель, гуашь. 36,7 х 24,3 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.

Что рисовал Панков и зачем он это делал? Глядя на картины Панкова, можно вспомнить об античных вазах, о японской и китайской графике. В самом деле, странные волнистые «поющие» горы Панкова» напоминают китайские росписи храма Цяньфодун или разрисованные ширмы. Но суть в невероятном изяществе простых охотничьих сцен К. Панкова. Константин Панков - реалист до корней волос. Но мало есть в наше время и таких романтиков, как он. Свои горы, деревья, облака, свои реки он описывает с такой же гордой одержимостью, с такой детской влюбленностью, как Клод Моне свой Руанский собор, во все времена и погоды.

1938 Волны, (авторское) Холст, темпера. 64х84 см (рама). Музейный комплекс им Ивана Яковлевича Словцова, Тюменсеая об (700x522, 149Kb)
Константин Панков (1910-1942). Волны. 1938-1940 гг. Бумага, акварель, гуашь. 62 х 82 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Г.С. Гора, Санкт-Петербург). Возможно, это вариант «Рыбной ловли».

1940 Охота (Hunting) Бум, акв, гуашь. 55×76 см. Собрание Б.И. Бурсова. СПб (700x498, 153Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охота (Hunting). 1940 г. Холст, масло. 55 х 74,5 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Б.И. Бурсова, Санкт-Петербург)

1940 Охота (Hunting) Фрагмент (609x700, 290Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охота (Hunting). Фрагмент. 1940 г. Холст, масло. 55 х 74,5 см.
Музейный комплекс им. Ивана Яковлевича Словцова, Тюменская обл.
(Бывшее собрание Б.И. Бурсова, Санкт-Петербург)

Константин Панков оказался самым ярким из учеников мастерских, с узнаваемым художественным почерком, кроме того - он единственный из всех северян видел себя именно художником. А выставки графики, живописи и скульптуры инсовцев в Ленинграде, Москве и за рубежом пользовались большим успехом. Картины Панкова и его товарищей по студии были неоднократно напечатаны во многих журналах в тридцатые годы. Они украсили Павильон Крайнего Севера на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке и советский павильон на Всемирной выставке искусства и техники в Париже в 1937 году. Тысячи и тысячи парижан при посещении советского павильона были глубоко впечатлены искусством малочисленных национальностей Советского Крайнего Севера, которым Октябрьская революция дала новую жизнь. Студентам ИНС присудили диплом и большую золотую медаль за произведения, которыми был украшен павильон Советской Арктики в том числе и Панков, который был удостоен Гран-при и золотой медалью. Почётный диплом выставки, которым был награждён Институт народов Севера, хранится в Ленинградском музее Арктики. Была выставка и в Нью-Йорке.

150524_original (686x700, 173Kb)
Золотая медаль Всемирной выставки в Париже. 1937 год.

d37386310219bceac0674193f08b8257 (700x533, 201Kb)
Константин Панков (1910-1942). Пейзаж с упавшим деревом. 1930-е гг. Местонахождение неизвестно.

Охотник (Горы играют). Бумага, акварель, гуашь.  62 х 88 см. Собрание Г.С. Гора. СПб (700x488, 151Kb)
Константин Панков (1910-1942). Горы играют. 1930-е гг. Бумага, акварель, гуашь. 62 х 88 см.
Собрание Г.С. Гора. Санкт-Петербург.

Охота на белку. Бумага, акварель. 63 х 87 см. Собрание И.С. Соколова-Микитова. М (700x477, 177Kb)
Константин Панков (1910-1942). Охота на белку. 1930-е гг. Бумага, акварель. 63 х 87 см.
Собрание писателя И.С. Соколова-Микитова, Москва.

За творческим ростом Константина Панкова следили крупные мастера: Исаак Бродский, Владимир Конашевич, Вячеслав Пакулин, Николай Тырса. В 1937-м году преподаватели, создавшие уникальную образовательную систему в ИНС, были арестованы, некоторые - расстреляны, позже расформирован сам институт. Большая часть художественного наследия, включая работы Константина Панкова, погибла в пожаре во время блокады Ленинграда. Сгинул и сам Панков.

Геннадий Гор - «Панков»

Панкову помогает рисовать зима.
Лиса хвостом в снегу ему рисует танец.
И лес отдал часть чувств своих и часть ума.
Река ведет его великая, как тот испанец
Кого Веласкесом зовут.
Но имя трудное не высказать Панкову.
Панков счастливец что нашел подкову.
И нет художника умнее чем зима.
А на картине застыли воды
И горы уж не пишут оду.
Олень бежит, продев себя сквозь день,
Но то не день и не олень, Елена.
Олений рот покрылся пеной.
То человек иль пень,
Панков иль пан
Или в снегу тюльпан.
1942 г.
Геннадий Гор, ровесник Панкова, еще более поразительный по дару человек, писал эти стихи в 1942-м, после зимы, проведенной в блокадном Ленинграде, уже в безопасности. Писал о друге-художнике, который то ли уже погиб, то ли скоро погибнет.

Пейзаж 2 (700x528, 158Kb)
Константин Панков (1910-1942). Пейзаж. 1930-е гг. Частное собрание.

Пейзаж. Бумага, гуашь. 68 х 91 см. Собрание А.Г. Островского. СПб (700x514, 160Kb)
Константин Панков (1910-1942). Пейзаж. 1930-е гг. Бумага, гуашь. 68 х 91 см.
Собрание А.Г. Островского. Санкт-Петербург.

1940 Портрет Бумага, карандаш. 36 х 23 см. Собрание Г.С. Гора. СПб (443x700, 148Kb)
Константин Панков (1910-1942). Портрет. 1940 г. Бумага, карандаш. 36 х 23 см.
Собрание Г.С. Гора. Санкт-Петербург.

После начала Великой Отечественной войны, в июне 1941 года Константин Панков был призван Смольнинским райвоенкоматом Ленинграда в ряды Красной Армии. Воевал в Ленинграде, был звукоулавливателем-слухачом в 4-й роте прожекторного батальона 194-го зенитного артполка, по другим источникам во время войны К. Панков был разведчиком, стрелком-снайпером и воевал в Норвегии. Константин Панков без вести на войне в сентябре 1941 года или в 1942-м году. По официальной версии - Константин Алексеевич Панков был убит на Волховском фронте тридцати двух лет от роду.

Рыбная ловля» (Панковские рыбаки). Бум, акв. 63 х 87 см. Коллекция В.А. Каверина, Москва (700x482, 181Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыбная ловля (Панковские рыбаки). 1930-е гг. Бумага, акварель. 63 х 87 см.
Коллекция писателя В.А. Каверина, Москва.

Рыбная ловля. Фрагмент (610x700, 267Kb)
Константин Панков (1910-1942). Рыбная ловля (Панковские рыбаки). 1930-е гг.
Бумага, акварель. 63 х 87 см. Коллекция писателя В.А. Каверина, Москва.

ФОТО Панков (436x600, 51Kb)
Константин Алексеевич Панков (1910-1942)

ФОТО Дом, в котором род (700x465, 144Kb)
Саранпауль, деревня Щекурья. Дом, в котором родился и писал свои первые картины Константин Панков.
Фото Усик Маркосян.

Всего семь лет Константин Панков был художником, а если не считать студенчества, то вообще — 3. Почти неизвестен, но имеет альбом-монографию. До сегодняшнего дня сохранилось только порядка 20 работ Константина Панкова, которые хранятся в Русском музее, Музее Арктики и Антарктики, в частных коллекциях, самое большое собрание – в Тюменском музее изобразительных искусств, коллекция которого в 2008 году вошла в Музейный комплекс им. И.Я. Словцова.
В 2011 году петербургский Русский музей собрал все, что осталось от славного ИНСа, на выставке с грустным названием «След метеора».

ФОТО Дом с мемор. доской (700x466, 101Kb)
Саранпауль, деревня Щекурья. Мемориальная доска на доме, в котором родился и жил Константин Панков.
Фото Усик Маркосян.

ЛИТЕРАТУРА
ФОТО 1968 Ненецкий художник К. Панков (400x460, 82Kb)ФОТО 1973 Konstantin Pankov. Геннадий  Гор - Конст. Панков - ненецкий художник, Изд-во Аврора, Л-д,1973. - 120 стр, ил (404x460, 121Kb)
1. Ненецкий художник К. Панков. Москва, 1968 г. 2. Konstantin Pankov. Геннадий Гор - Конст. Панков - ненецкий художник. Издательство «Аврора», Ленинград, 1973 г. - 120 стр, ил.

ФОТО 1976 Konstantin Pankow  Гор Геннадий. VEB E. A. Seemann Verlag,Лейпциг, 1976 (406x470, 76Kb)ФОТО 2010 Каталог выставки к 100 летию Константина Панкова. Из фондов Тюменского музея. 2010. Тир.1400 экз (394x470, 103Kb)

3. Konstantin Pankow. Автор-составитель Геннадий Гор. VEB E. A. Seemann Verlag, Лейпциг, 1976 г. – 56 p., il.
4. Каталог выставки к 100-летию Константина Панкова. Из фондов Тюменского музея. 2010. Тир.1400 экз.

ФОТО 2002Северный изобразительный стиль. Константин Панков. 1920-1930-е годы  альбом  Автор-составитель Федорова Н.Н. - М. Наше наследие, 2002. 144 с. (590x700, 168Kb)
Северный изобразительный стиль. Константин Панков. 1920-1930-е год. Альбом.
Автор-составитель Н.Н. Федорова. Москва, Издательство «Наше наследие», 2002 г. 144 с., ил.

ИСТОЧНИКИ

1.Konstantin_Pankov – Wikipedia.en

2.Панков, Константин Алексеевич – Википедия.ру

3.История о югорском самородке, который охотился не за дичью, а за цветом

4.«Панков иль пан, Или в снегу тюльпан»: этюд о первом ненецком художнике Константине Панкове



вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (4):
lira_lara 04-10-2025-20:18 удалить
Слава44, благодарю за интересного художника
Благодарю, Слава!Чудесного воскресного дня!
Слава44 06-10-2025-14:45 удалить
Ответ на комментарий Алла_Студентова # Алла_Студентова, Спасибо, Алла! Проехали.
Слава44 06-10-2025-14:47 удалить
Ответ на комментарий lira_lara # lira_lara, Спасибо! Приглашаю Вас в клуб любителей русского авангарда


Комментарии (4): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-ПРИМИТИВИСТ КОНСТАНТИН АЛЕКСЕЕВИЧ ПАНКОВ (1910-1941/1942) | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»