Отто (Олег) Васильевич Энгельс. Фотография 1921 г.
Отто (Олег) Васильевич Энгельс - русский художник-авангардист, график, автор ряда живописных картин, гравюр и экслибрисов. Родился в 1880 году в Москве в семье «русских немцев». Учился в частном училище Ф.И. Рерберга. Член Московского товарищества художников, неоднократно участвовал в его выставках (1913-1924). Входил в секцию граверов ОПХ в Ленинграде (1928-1929). С 1925 по 1928 год наряду с В. Ватагиным, Б. Эрдманом и другими показывал свои работы на выставках «Искусство движения». Энгельс в живописи пытался отразить пластику человеческого тела в танце, эмоциональность праздничной атмосферы. Участвовал в оформлении спектаклей Камерного театра. Принимал участие в работе экспериментальной психофизической лаборатории искусствоведения Государственной академии художественных наук, которая среди прочего изучала творчество сумасшедших людей. После того, как Российская Академия художественных наук была ликвидирована в 1930 году, Оттона Васильевича Энгельса арестовали по делу участников антисоветского заговора составителей русско-немецкого словаря.
Дальнейшая судьба Энгельса неизвестна. Есть предположения, что он умер в 1940-х годах. Согласно каталогу Российской государственной библиотеки, умер в 1951 году.
Трудовая книжка Отто Васильевича Энгельса
Художник Оттон (Отон, Олег) Васильевич Энгельс родился в 1880 году в Москве и происходил, по всей видимости, из немецкой семьи, укоренившейся на российской почве. Энгельс принадлежит к позднему поколению символистов, переживших Октябрьскую революцию и ее радикальные изменения. Несмотря на очень скудные биографические сведения, ясно, что Энгельс был в основном графиком и что его особенно интересовала художественная передача движения тела, т.е. графическое изображение физического, точнее, физиологического движения.
Пристрастие Энгельса к элегантной, волнистой графической линии сближает его со многими рисовальщиками из круга «Мира искусства». В любом случае, Энгельс, внося свой вклад в памятный альбом, должен был, безусловно, признавать заслуги своего коллеги, и хотя Рерберг работал в технике масляной живописи и акварели, а не графики, его система преподавания была совершенной, гибкой и терпимой как к импрессионизму, так и к стилю модерн.5
О.В. Энгельс (1880-1951). Девушка в интерьере. 1907 г. Картон, гуашь.
Б. коллекция искусствоведа А.А. Сидорова.
О.В. Энгельс (1880-1951). На сундучке. 1914 г.
Тема рисунка отсылает нас к более или менее невинным сюжетам других художников-графиков начала ХХ века, например, к иллюстрациям Бориса Григорьева для книги «Intimité» или к картине Владимира Лебедева «Катька» (обе 1918), в которых черные чулки становятся повторяющимся сюжетным элементом, как и кринолины ХVIII века, заимствованные мирискусниками для своих картин, книжных иллюстраций и театральных эскизов. Не менее показательна в этом контексте одна из первых по времени известных работ Энгельса - акварель из бывшей коллекции А.А. Сидорова «Девушка в интерьере» (1907), где мы видим девушку в юбке с полуобнаженной спиной - композиция, напоминающая нам о нескромных и псевдо-невинных красотках К.А. Сомова.
О.В. Энгельс (1880-1951). Обнаженная женщина. 1910-е гг. Бумага, линогравюра. 15,7 х 17 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
В числе экслибрисов Энгельса - книжные знаки «Из книг А.П. Чернышева» (1915), «Н. Власьевский» (1926), «С. Рыбин» (1926), предназначавшиеся известным фотографам, «Ex libris Л. Семеновой», выполненный для балерины. Для А. Ларионова Энгельс выполнил два книжных знака (в разные годы). Линогравюра О.В. Энгельса (на одной из современных выставок она экспонировалась без названия, на другой - с названием «Кафешантан») отмечена явным влиянием кубизма.
О.В. Энгельс (1880-1951). 1-2. Книжный знак О. Энгельса. Автоэкслибрис. 1915 г.
Бумага, ксилография. 112х50; 107,5х46,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак П.Ф. Смирнова. Экслибрис. 1915 г. Бумага, ксилография.
55,5х69,5; 54х68 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Л. Леонидова. Экслибрис. 1915 г. Бумага, цветная (голубая),
ксилография. 65 х 75,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Из книг И.М. Модина. Экслибрис. 1915 г. Бумага, ксилография. 5,4х6,8 см. (лист);
4,7х6,5 см. (р.и.). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко.
О.В. Энгельс (1880-1951). Изъ книгъ букиниста И.А. Куликова. Экслибрис. 1915 г.
Бумага, ксилография. 70х55; 55х40 мм. Краснодарский краевой художественный музей
им. Ф. А. Коваленко.
О.В. Энгельс (1880-1951). Изъ книгъ И.Н. Жучкова. Экслибрис. 1915 г. Бумага, ксилография.
7,5х6,2 см. (лист); 6,5х5 см. (р.и.). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф. А. Коваленко.
Муза с вазой в одной руке, с кистями в другой возле груды предметов изобразительного искусства и книг.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак И. И. Леонтовича. Экслибрис. 1915 г.
Бумага, верже, ксилография. 87,5х63,5; 73х54 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Федор Ивагович Ренберг. Фотография Роберта Иохансона 1921 г.
Но белых пятен в творческой биографии Энгельса много и пока не удалось даже определить основные этапы его жизни (семья, образование, места работы, обстоятельства смерти). Живописи учился в частном училище Федора Ивановича Рерберга (1865-1938)*. Правда, по некоторым источникам известно, что Энгельс до того, как стал преподавать в школе Ф.И. Рерберга в Москве, учился в ней же одновременно с И.В. Клюном, К.С. Малевичем, В.Н. Масютиным и другими талантливыми мастерами, хотя, в отличие от Клюна и Малевича, он не стал «авангардистом». И хотя Рерберг работал в технике масляной живописи и акварели, а не графики, его система преподавания была совершенной, гибкой и терпимой как к импрессионизму, так и к стилю модерн. *О Федоре Ивановиче Рерберге см. подробнее мой пост
Заявление о принятии О.В. Энгельса в члены МТХ
Энгельс был членом Товарищества московских художников, в чьих выставках участвовал с 1913 по 1924 гг. Был также членом Союза русских граверов. Итальянская исследовательница Николетта Мислер небезосновательно соотносит его творчество с традициями художественного объединения «Мир искусства»: «По сути дела, его пристрастие к элегантной графической линии, предметом исследования которой является по преимуществу обнаженное женское тело, сближает его с великими рисовальщиками «Мира искусства» второго поколения, от Бориса Григорьева до Юрия Анненкова и Кузьмы Петрова-Водкина». На первой выставке «Искусство движения» (1925 г.) Энгельсом было представлено 39 работ, на выставке 1926 г. - 23 работы, на выставке 1927 г. - 18 работ. По всей видимости, его этюды движения были сделаны с натуры, в соответствии с планами Хореологической лаборатории по изучению движения.
О.В. Энгельс (1880-1951). Ева. 1916 г. Монотипия. 28 х 18,6 см.
Частное собрание.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак К. Трунова. Экслибрис. 1918 г. Бумага, ксилография.
52х57; 50х55 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Л.Н. Алексеевой. Экслибрис. 1918 г. Бумага, ксилография.
51х60; 49х58,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак А.А. Румнева. Экслибрис. 1918 г. Бумага, ксилография.
49,5х57; 48х56,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Н.И. Львова. Экслибрис. 1918 г. Бумага, ксилография.
55,5х50,5; 48х46 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Из книг А.П. Чернышева. Экслибрис. 1918 г.
Бумага, ксилография. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Танцовщица. 1918 г. Бумага, карандаш. 19 х 15 см.
Частное собрание.
О.В. Энгельс (1880-1951). Кафешантан, 1919 г. Линогравюра.
Аукционный дом «Три века», Москва, 2014 г. Лот № 12.
О.В. Энгельс (1880-1951). Автоэкслибрис О. Энгельса. 1919 г. Бумага, ксилография. 29,5х39,5. 28х38 мм.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва. Обнаженные мужчина и женщина, держась за руки, кружатся в лучах солнца.
В 1910-е и 1920-е годы Энгельс принадлежал к интимной группе интеллигентов-библиофилов, сформировавшихся под влиянием философско-духовных поисков символистов, среди которых было принято обмениваться экслибрисами. Для них, однако, экслибрис—не простое «удостоверение личности», а полисемантический символ, не лишенный оттенка сладострастия и служащий своего рода пропуском в тайную «секту». Для другого, «секретного», но, по-видимому, мифического объединения - так называемого Клуба бездельников (1919–1920) - Энгельс даже изобрел эмблему.
О.В. Энгельс (1880-1951). Эмблема «Клуба бездельников». 1919–1920 гг.
Вверху надпись на английском языке: «To do nothing at all is the Most difficult thing in the World»
(Ничего не делать - самая трудная вещь на свете). Под эмблемой – по-французски:
«Hony soit qui pense» (Да будет стыдно тому, кто дурно об этом подумает).
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак декоративной мастерской М. Г. С. Экслибрис. 1919 г.
Бумага, ксилография. 26,5х39,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Б.Н. Липкина. Экслибрис. 1919 г. Бумага, ксилография.
31х51,5; 30х50 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Ю. Решимова. Экслибрис. 1919 г. Бумага, ксилография.
53,5х60; 44,5х52 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Л.М. Лера. Экслибрис. 1919 г. Бумага, мелованная
(жёлтая), ксилография. 47х42,5; 46х41 мм, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Л.Н. Семеновой. Экслибрис. 1919 г.
Бумага, ксилография. 54,5х47; 54х46 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Энгельса. Экслибрис. 1919 г.
Бумага, ксилография. 67,5 х 57,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Н.А. Маркварта. Экслибрис. 1919 г.
Бумага, ксилография. 84,5 х 76,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Бегущая. 1920-е гг. Бумага, цветная линогравюра. 22,6 х 22,4 см.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Танцовщица. 1920-1925 гг. Гравюра.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Восточный танец. Вторая половина 1920-х гг.
Имя художника Отона Васильевича Энгельса связано прежде всего с Хореологической лабораторией ГАХН. В Российскую академию художественных наук (с 1925 г. ГАХН) входили многопрофильные «отделы и секции, связанные с изучением изобразительных искусств, литературы, театра, музыки, полиграфии, философии и психологии». В их числе была и Хореологическая лаборатория. Цели и задачи ее деятельности были заявлены в проекте Положения о Хореологической лаборатории: «Хореологическая лаборатория при Российской академии художественных наук является экспериментально-исследовательским учреждением, имеющим своей задачей изучение художественных законов движения тела, а также связанных с этим проблем».
О.В. Энгельс (1880-1951). Танец с бубном и платком. Вторая половина 1920-х гг. Бумага акварельная, гуашь.
12,5 х 17,5 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2022. Эстимейт 5.000 руб.
О.В. Энгельс (1880-1951). Танцовщицы. 1925 г. Репродукция из книжного салона «Ретро книги.РФ» -
Документы художника прошлого века О.В. Энгельса.
О.В. Энгельс (1880-1951). Динамическая фигура. 1920-е гг. Бумага, гуашь. 33 х 25,5 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2023 г. Эстимейт 32.000 руб.
О.В. Энгельс (1880-1951). Обнажённая фигура. 1923 г. Бумага, тушь, соус. 33,4 х 26,9 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Испанский танец. 1925 г. Репродукция из книжного салона
«Ретро книги.РФ» - Документы художника прошлого века О.В. Энгельса.
О.В. Энгельс (1880-1951). Танцовщица с чёрным покрывалом. 1920-е гг.
Бумага, тушь, акварель. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО»,
Москва.
Директором Хореологической лаборатории был Александра Ларионов, фактическим соруководителем - Алексей Сидоров. Отон Энгельс принимал участие в работе Лаборатории как художник, в задачи которого «входило графическое или живописное отображение исследований, проводившихся Лабораторией в тесном сотрудничестве с мастерами фотографии». Подобные исследования вписывались в контекст телесных практик и изучений различных аспектов телесности первой трети ХХ в. Энгельс, что свидетельствует из протоколов заседаний, постоянно присутствовал на заседаниях Лаборатории, но в дискуссии не вступал.
О.В. Энгельс (1880-1951). 1.Экслибрис Exlibris Engels. Автоэкслибрис. 1920-е гг. Бумага коричневая, цинкография. 8,8х7,1 см. Ярославский художественный музей. 2. Танцовщица. 1915-1925 гг. Бумага, клише. 99х75 мм. Государственный музей-заповедник «Петергоф».
Документы художника прошлого века О.В. Энгельса. 1916 г.
Недавно на одном из арт-аукционов «Книжный салон Ретро книга.РФ» появился в продаже лот «Документы художника прошлого века О.В. Энгельса» и датируется 1916 годом. Представлена его трудовая книжка, альбом с фотографиями его работ с выставки и официальные письма из Московского товарищества художников с сургучными печатями. Цена лота 90.000 руб.
Книга «О. Энгельс». 1916 г.
Иллюстрации 1-2 из книги «О. Энгельс». 1916 г.
Иллюстрации 3-4 из книги «О. Энгельс». 1916 г.
Иллюстрации 5-6 из книги «О. Энгельс». 1916 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Экслибрис Софи (Sophie). До 1923 г.
Бумага, цинкография. 101 х 60 мм. Государственный музей-заповедник
«Петергоф», Санкт-Петербург.
С 1913 по 1924 год Энгельс экспонировался на выставках Московского Товарищества художников и был членом Союза русских граверов. С 1924 по 1928 год он работал в Хореологической лаборатории при ГАХН и участвовал в первых трех выставках, посвященных искусству движения (1925, 1926, 1927).6 В 1928 и 1929 годах Энгельс, имея солидную репутацию в области искусства экслибриса, которым он увлекался с 1910-х годов, был представлен на выставках в Лос-Анджелесе7 своими самыми известными тогда экслибрисами. Среди них были экслибрисы директора Хореологической лаборатории А.И. Ларионова (существует, по крайней мере, в двух вариантах), фотографов Н.Н. Власьевского (1926), С.В. Рыбина (1926) и А.П. Чернышева (1915), а также прославленной танцовщицы Л.Н. Семеновой (до 1927), одной из первых учениц хореографа Веры Майя, с которой Энгельс был близок.
Акробатическая поза. Фотография Андрея Телешова. 1926 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Акробатическая поза. 1926 г. Студия Веры Майя.
О.В. Энгельс (1880-1951). Цирковая сцена «Пирамида с лентами». Середина 1920-х гг.
О.В. Энгельс (1880-1951). Гимнастка с лентами (Цирк). Середина 1920-х гг.
О.В. Энгельс (1880-1951). Гимнастка с лентами (Цирк). Середина 1920-х гг.
О.В. Энгельс (1880-1951). Эскиз костюмов для пластического упражнения. Этюд с веревочкой.
Студия Веры Майя. Середина 1920-х гг.
Энгельс Оттон Васильевич писал живописные картины, создавал гравюры и занимался исполнением экслибрисов. Является автором экслибрисов для хореографа Л.Н. Алексеевой, актёра и хореографа А.А. Руснева, театрального врача и фотографа Н. Власьевского.
С 1925 по 1928 год вместе с Ватагиным Василием Алексеевичем и Эрдманом Борисом Робертовичем экспонировал свои произведения на выставках «Искусство движения».
В 1928-1929 годах был участником секции гравёров Всероссийского общества поощрения художеств в Ленинграде.
Акробатические этюды на открытом воздухе. Студия Веры Майя.
Фотография Андрея Телешова. 19026 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак С. Рыбина. Экслибрис. 1926 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Акробатическая поза. Студия Веры Майя. 1926 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Акробатическая поза. 1926 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Наброски акробатических поз. Курсы «Искусство движения»
Валерии Цветаевой. 1926 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Наброски акробатических поз. Курсы «Искусство движения» Валерии Цветаевой. 1926 г.
Валерия Ивановна Цветаева (1883-1966) - единокровная сестра Марины Цветаевой, последовательница Айседоры Дункан, хореограф и педагог, с 1920 года руководила курсами «Искусство движения». В 1932 году курсы были ликвидированы.
О.В. Энгельс (1880-1951). 1925 Американская чечетка. Около 1925 г.
В 1929 г. Энгельс участвовал в Пятой международной выставке книжных знаков в Лос-Анджелесе. Его интерес к экслибрису лежал в русле традиций Серебряного века.
Оттон Энгельс принимал участие в работе экспериментальной психофизической лаборатории искусствоведения Государственной академии художественных наук, которая среди прочего изучала творчество сумасшедших людей. После того, как Российская Академия художественных наук была ликвидирована в 1930 году, Энгельса Оттона Васильевича арестовали по делу участников антисоветского заговора составителей русско-немецкого словаря. Далее жизнь Энгельса покрылась мраком неизвестности, есть предположения, что он умер в 1940-х годах, а данные каталога Российской государственной библиотеки утверждают о его смерти в 1951 году.
О.В. Энгельс (1880-1951). Танцовщицы. Иллюстрации из книги «О. Энгельс». 1916 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Этюд по симметрии движения. Занятия Хореологической лаборатории
по изучению явлений симметрии в пластических положениях и движениях. ГАХН. 1926-1927 гг.
О.В. Энгельс (1880-1951). Босоножка (Портрет Ирмы Дункан). 1927 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Дама и ловелас. Эскиз костюмов для агит-танца в спектакле «Маски города».
Студия Веры Майя. 1927 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Н. Власьевского. Экслибрис. До 1927 г.
Бумага, ксилография. 95х71; 88,5х66 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак «Из книг А. Ларионова». Экслибрис. До 1927 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Бирюльки (гимнастический этюд на музыку А.К. Лядова).
Студия «Искусство движения», класс Валерии Цветаевой. 1926 г.
О.В. Энгельс (1880-1951). Танцевальная поза. Студия «Искусство движения»,
класс Валерии Цветаевой. 1927 г.
Для Энгельс после Октябрьской революции подобные шутки, такая ирония стали опасными и, так как Энгельс был заметной фигурой в этой среде, можно предположить, что во время сталинских репрессий он был арестован как представитель элиты Серебряного века: после участия в выставке в 1929 года он внезапно «исчезает». Не исключено, что в начале 1930-х годов из-за «неудобной» немецкой фамилии, Энгельс был занесен в список участников так называемого антисоветского заговора составителей немецко-русского словаря, в создании которого были обвинены многие сотрудники ГАХН сразу после закрытия этого заведения в 1930–1931 годах. Следовательно, логично считать, что Энгельс был арестован, хотя обстоятельства его ареста и срок заключения до сих пор неизвестны. Однако кажется, что Энгельс, подобно призраку, вернулся в Москву, если поверить в дату «1946 год» на рисунке, ранее находившемся в коллекции Сидорова (ныне в РОСИЗО), которая может означать, что в этом году (или даже раньше?) он был на свободе. В коллекции РОСИЗО есть еще один рисунок Энгельса—киргизской танцовщицы с датой «1949»—последний след загадочной судьбы Энгельса.
О.В. Энгельс (1880-1951). Экслибрис Александра Гринберга. 1926 г.
Publié par DantéBéa le 5 Mai 2025.
О.В. Энгельс (1880-1951). Испанский танец. 1927 г. Бумага, итальянский карандаш.
30,5 х 24 см. Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2023 г.
Лот продан за 12.000 руб.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак художника Ивана Федоровича Рерберга (1892-1957).
1930 г. Бумага, литография. 12 х 9,2 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Облачный день. ХХ век.
О.В. Энгельс (1880-1951). Танцовщица с браслетами. 1930-е гг. Бумага, карандаш. 23 х 18 см.
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Киргизский танец. 1949 г. Бумага, акварель, белила.
20 x 14,6 см. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва.
И В ЗАКЛЮЧЕНИЕ, НЕСКОЛЬКО НЕДАТИРОВАННЫХ ГРАВЮР ОТТО ЭНГЕЛЬСА
О.В. Энгельс (1880-1951). Мать с ребенком. Бумага, цветная линогравюра. 174х157; 163х151 мм.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак О. Энгельса. Автоэкслибрис. Бумага, ксилография.
107,5х94; 80х80 мм, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак A. de Livron. Экслибрис. Бумага, ксилография. 60 х 131,5 мм.
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Гравюра. Танцовщица. Бумага, гравюра. 22,2 х 25,7 мм.
Государственный Центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак А.В. Кожевникова. Экслибрис. Бумага, ксилография.
78,5х62,5; 77х60,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Е.В. Островой. Экслибрис.
Бумага мелованная, ксилография. 50 х 42,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина,
Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак Бориса Петровича Степанова. Экслибрис.
Бумага, ксилография. 68х44,5; 61х43,5 мм. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
О.В. Энгельс (1880-1951). Книжный знак А.И. Чекрыгина. Экслибрис.
Бумага, гравюра. 88х57,5; 68х54 мм ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва.
Страница из трудовой книжки О.В. Энгельса с последней записью от 13.IX.1941 г.
«Освобожден от занимаемой должности в хореографическом училище ГАБТ (Большого театра)
в виду выезда из г. Москвы».
Оттон (Олег) Васильевич Энгельс. Фотография Николая Свищова-Паола. Середина 1910-х гг.
В настоящее время архив Энгельса находится в частном собрании и насчитывает восемь картин (шесть пейзажей и два портрета), линогравюры и около 200 рисунков.
В 2008 году в московской Галерее на Солянке прошла художественная выставка «Наши русские немцы. XX век», в экспозиции которой были представлены работы Оттона Васильевича Энгельса.
Ответ на комментарий Слава44 #
Умер 16 апреля 1960г. В нынешней Республике Казахстан город Караганда . Похоронен на старом Михайловском кладбище в районе ЦОФ Сабурханская.
Ответ на комментарий Илья_Ли #Илья_Ли, Спасибо за поправку, Очень ценное замечание, но пока ничего исправлять не буду. Это в компетенции Академии художеств или Союза художников РФ
Ответ на комментарий Слава44 #
Ни в коем разе, не сочтите за замечание, а просто как дополнение к вложенному Вами труду. Так как являюсь правнуком и прямым потомком, хочу выразить огромную благодарность, за проделанный труд. Так же могу дополнить , что у Энгельс Отто Васильевича была дочь Ирма (по паспорту Энгельс Ирина Оттовна) годы жизни 16.08.1923-04.02.2008г. похоронена в поселке Краснооктябрский ,Майкопский район , Республика Адыгея .
Ответ на комментарий #, Спасибо за дополнение, вместе мы устраняем белые пятна в биографии Отто Васильевича Энгельса. Еще раньше корреспондент Илья Ли указал точную дату смерти художника 16 апреля 1960 г. в Караганде. Еще раз спасибо.