РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ РУССКОГО МУЗЕЯ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ (1873-1946)28-09-2025 19:25к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Мстислав Владимирович Фармаковский. Начало ХХ в.
Мстислав Владимирович Фармаковский (1873-1946) – русский художник, автор символистских композиций, искусствовед, археолог, преподаватель, доктор исторических наук, профессор. В 1895 г. окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе, затем Художественное училище Одесского Общества Изящных Искусств (1899) и Академию художеств в Дюссельдорфе, Германия (1902). В 1906-1908 гг. жил в Париже, изучал проблемы составления и сохранения музейных коллекций, технологию прикладного искусства (фарфор и витраж) и живопись; выступал на международных конкурсах прикладного искусства. В 1908-1918 гг. преподавал древние языки в Петергофской гимназии и мужских гимназиях Петербурга. В 1918-1931 гг. работал в Русском музее, был одним из организаторов и хранителем историко-бытового отдела. В 1930 г. в результате «чистки кадров» уволен из Государственной академии истории материальной культуры и выслан в Ярославль, где работал в краеведческом музее. С 1934 г,, вернувшись в Ленинград, до конца жизни работал главным хранителем в Русском музее. Во время блокады оставался в городе и занимался сохранением не эвакуированной из Ленинграда коллекции Русского музея.
Семейная фотография Фармаковских – отец, мать и пятеро детей. 1880-е гг.
Мстислав Владимирович Фармаковский родился 27 июня 1873 года в Вятке, в Российской империи. Всего у Фармаковских было пятеро детей - у Мстислава было два брата – Владимир и Борис, также связавший свою жизнь с археологией, и две сестры. Его отцом был просветитель и меценат Владимир Игнатьевич Фармаковский. В 1877 году, когда Мстиславу было 4 года, отец получил назначение на должность инспектора народных училищ Симбирской губернии, где директором училищ был тогда Илья Николаевич Ульянов, отец Ленина. – отца Владимира Ульянова-Ленина. Брат Мстислава, Борис, сдружился с Володей Ульяновым. Часто они играли в индейцев и переписывались тайными знаками – «тотемами». Письмо Ленина, знаменитое и так и не рас¬шифрованное «письмо тотемами», долгое время хранилось в семье Фармаковских. В 1881 году отец получил повышение - стал директором народных училищ, но в Оренбургской губернии. Еще через 4 года отца Фармаковского перевели ректором народных училищ в Херсонскую губернию, и семья переехала в Одессу.
Письмо с «тотемами» Володи Ульянова-Ленина Борису Фармаковскому, брату Мстислава. 1882 г.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Свежий ветер. 1897 г. Бумага, цветные карандаши, белила. 12 х 15 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2021 г. Эстимейт: 12.000 руб.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Летом перед грозой. 1897 г. Бумага, цветные карандаши, белила. 12 х 15 см.
Дом антикварной книги «В Никитском», Москва, 2021 г. Эстимейт: 12.000 руб.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Иллюстрации к книге Б.В. Фармаковского «Аттическая вазовая живопись и ее отношение к искусству монументальному в эпоху непосредственно после греко-персидских войн». Санкт-Петербург, Научная библиотека Государственного Русского музея. 1902 г.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Рисунок 1 из книги Б.В. Фармаковского «Аттическая вазовая живопись». 1902 г.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Рисунок 2 из книги Б.В. Фармаковского «Аттическая вазовая живопись».
Картина из амфоры Британского музея. 1902 г.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Рисунок 3 из книги Б.В. Фармаковского «Аттическая вазовая живопись».
Менады с картины Н.А. Дюте в Кабинете медалей в Национальной библиотеке Франции, Париж. 1902 г.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Изображение расписной крышки древнегреческого сосуда.
1890-е гг. Хромолитография. 45,9 х 35,3 см. Государственный исторический музей, Москва.
Мстислав Фармаковский-гимназист. 1880-е гг.
В Одессе Мстислав Фармаковский учился в Ришельевской гимназии и, окончив ее с золотой медалью, в 1891 году поступил там же в Новороссийский университет. В 1895 году Мстислав окончил отделение археологии историко-филологического факультета Императорского Новороссийского университета в Одессе. После окончания университета ездил вместе с братом Борисом Фармаковским, ставшим известным археологом, в археологические экспедиции. Хотя Мстислав с юных лет участвовал в археологических экспедициях, он сделал выбор в пользу искусства: «Я твёрдо иду по избранному пути художника и уверен, что существовать без живописи для меня невозможно». Вскоре утвердился в своем призвании и с 1895 года учился и в 1899 году окончил Одесское художественное училище, затем в 1899-1902 гг. продолжил образование в Германии, в Дюссельдорфе в Королевской Прусской Академии художеств у Э. фон Гебхардта.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Портрет поэта. Начало 1900-х гг.
Холст, масло. 34,5 х 27,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Чтение Священного писания. 1902 г. Дерево, масло. 87,5 х 124 см.
Галерея ArtGlobe, Москва. Картина экспонировалась на выставке в петербургской Академии художеств
и была опубликована в журнале «Нива» в 1903 г. № 21.
Тема нравственного преображения человека волновала художника в связи с религией и ее влиянием на внутреннее состояние человека. В числе своих любимых предшественников Фармаковский называл Виктора Васнецова и Михаила Нестерова.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Горе-злосчастие. 1903-1920 гг. Холст, масло. 142,3 х 107,4 см.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Иллюстрация к древнерусской повести XVII века «Повесть о Горе-Злочастии, как Горе-Злочастие
довело молотца во иноческий чин».
М.В. Фармаковский (1873-1946). «Тяжко есть иго на сынех Адамлих». Плакат. 1903 г.
Бумага, хромолитография, лак. 52,5х37 см. Государственный исторический музей, Москва.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Изображение страшного суда Божия. Плакат. 1904 г.
Бумага, хромолитография, лак. 74 х 52,5 см. Государственный исторический музей, Москва.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Обложка рассказа «Жиденя» Марии Фармаковской.
1906 г. Российская национальная библиотека (РНБ), Санкт-Петербург.
Мария Фармаковская, в девичестве Фесенко, первая жена М. Фармаковского, литератор,
владелица издательства.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Иллюстрация к рассказу «Жиденя» Марии Фармаковской. 1906 г.
Российская национальная библиотека (РНБ), Санкт-Петербург.
С 1902 по 1906 год Фармаковский работал как художник в типографиях, издательствах и музеях Одессы. Принимал активное участие в деятельности Одесского общества истории древностей.
В 1906-м году в Одессе Фармаковский стал членом общества Товарищества южно-рус¬ских художников (ТЮРХ), участвовал в выставках, в том числе в Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге (1903, 1904), ТЮРХ (1907), Художественно-промышленной выставки (Одесса, 1910) и др.
В 1905–1906 гг. с группой единомышленников из Общества южнорусских художников Фармаковский издавал сатирический журнал «Звон», был редактором, а затем и издателем. Журнал начал издаваться вскоре после разгромленной первой русской революции 1905 года, отличался политической направленностью и вскоре был закрыт, а Фармаковскому рекомендовали уехать из страны.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Тропический пейзаж. Вторая половина 1900-х гг.
Картон, пастель, акварель. 56 х 58 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Чёрное море. 1906 г. Бумага, акварель, тушь, бронза. 31 x 27,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Вечер на Ниле. Воспроизведено во французском журнале «Art et Decoration»
(«Декоративное искусство»). 1907 г. Картон, тушь, перо, кисть, бронзовая краска, белила. 27,8 x 42 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Люксембургский сад. Журнал «Сириус»,
Париж, 1907 г. № 3.
Мстислав Фармаковский в Париже.
С 1906 по 1908 год Фармаковский жил и работал в Париже - занимался живописью, работал в Лувре и Люксембургском музее. Состоял членом Национального общества изобразительного искусства Франции «La Nationale». По рекомендации французского художника Вернье получил пропуск на фарфоровый завод в Нанси, где знакомился с технологией прикладного искусства (фарфор и витраж), изучал проблемы составления и сохранения музейных коллекций. Участвовал в Весеннем и Осеннем салонах в Париже (1900-е). В 1907-м году он получил две первые премии на конкурсе Морской лиги Франции за картоны с эскизами витражей на морскую тематику. В 1907 и 1908 получил три первые премии на Международных конкурсах декоративно-прикладного искусства в Париже и Вене. К парижскому периоду в жизни Фармаковского относятся большие графические серии «Жизнь» (1907) и «Эльдорадо», созданные по мотивам серии «Капричос» Гойи и ужасов Генриха Фюсли, которые вошли в историю символизма. В собрании Русского музея есть ряд репродукций и графических эскизов этого периода («Чёрное море», 1906; «Вечер на Ниле», 1907, Из серии «Жизнь», 1907).
Иоганн Генрих Фюсли (1741-1825). Ночной кошмар. 1790-1791 гг. Холст, масло.
Гётехаус, Франкфурт-на-Майне.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Смерть. Из серии «Жизнь», созданной по мотивам
серии «Капричос» Гойи. 1907 г. Картон, тушь, белила. 35,1 х 27,7 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Закон. Из серии «Жизнь». 1907 г.
Картон, тушь, белила. 35,5 х 27,3 см. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Семья. Из серии «Жизнь». 1907 г.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Жизнь (Lex). Из серии «Жизнь». Журнал «Сириус»,
Париж, 1907 г. № 2.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Глупость. Из графической серии «Жизнь». 1907 г.
Бумага, тушь, белила. 33,8 х 27,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Дружба. Из графической серии «Жизнь». 1907 г.
Картон, тушь, белила. 35,5 х 27,7 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Из серии «Жизнь» (1). 1907 г. Картон, тушь, белила.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Из серии «Жизнь» (2). 1907 г. Картон, тушь, белила.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Сила. Из серии «Жизнь». 1907 г. Картон, тушь, белила.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
Слева - обложка журнала «Сириус». Париж, 1907 г. №1. Справа журнал «В мире искусств», Киев, 1908 г.
№22-23 (здесь опубликована статья Н. Гумилева «М.В. Фармаковский. Artiste-peintre. Письмо из Парижа»)
Два года Фармаковский провел в Париже. В октябре 1906 года в Париже Фармаковский познакомился с Николаем Гумилёвым. Вместе они решили издавать русский художественно-литературный журнал «Сириус» (Sirius). Планы были грандиозными. «Мы полюбим все, что дает эстетический трепет нашей душе, будет ли это развратная, но роскошная Помпея, или Новый Египет, где времена сплелись в безумье и пляске, или золотое Средневековье, или наше время, строгое и задумчивое», - писал Гумилев в манифесте журнала. Им удалось выпустить в свет лишь три номера. Во втором номере состоялся литературный дебют Анны Горенко со стихотворением «На руке его много блестящих колец…» под именем Анна Г., которая вскоре станет известна как Анна Ахматова. В этом же номере опубликован «Женский портрет» работы Мстислава Фармаковского (это не Ахматова). Местоположение портрета неизвестно.
Журнал «Сириус». Париж, 1907 г. № 2. Слева стихотворение Анны Ахматовой «На руке его много блестящих колец…».
Справа «Женский портрет» работы Мстислава Фармаковского. Местоположение портрета неизвестно.
Анна Ахматова
На руке его много блестящих колец —
Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Но на бледной руке нет кольца моего,
Никому, никогда не отдам я его.
Мне сковал его месяца луч золотой
И, во сне надевая, шепнул мне с мольбой:
«Сохрани этот дар, будь мечтою горда!»
Я кольца не отдам никому, никогда.
Париж, 1907 г.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Женский портрет. Журнал «Сириус». Париж, 1907 г. №1.
Местонахождение портрета неизвестно.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Портрет поэта Николая Гумилёва. Париж. 1908 г. Карт, паст. 54 х 65 см.
Собрание литер-го музея ИРЛИ (Пушкинского Дома) РАН, Санкт-Петербург.
Один из лучших прижизненных портретов Николая Гумилева.
Николай Гумилёв в Париже написал статью, посвящённую графической серии Фармаковского «Жизнь» (1907), близкую по сюжетам к офортам Гойи и образам Фюсли, ужасные образы которого тогда произвели впечатление на Фармаковского. Статья была опубликована в киевском журнале «В мире искусств» в 1908 г. №22-23. Так поэт отзывался о произведении «Обожаемая женщина», в котором воссоздан образ из его стихо¬творения «Сады души»: «Чарующее пышное Эльдорадо, ради кото¬рого многие изысканные рыцари становились конквистадорами, сильными в своей неутолимой жажде истинного великолепия».
М.В. Фармаковский (1873-1946). Обожаемая женщина (Femina adorate).
Из графической серии «Жизнь». 1907 г. Картон, тушь, акварель, бронза. 35 x 28,8 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Это «Обожаемая женщина», работа Мстислава Фармаковского. Прямо сейчас её можно увидеть у нас на выставке «Сады Серебряного века». Разговору о женщине, её роли, мистическом образе много тысячелетий, но сейчас мы можем подглядеть и подслушать размышления, которым чуть больше ста лет, потому что в диалог с художником вступает Николай Гумилёв.
Вот, что он пишет об этой картине: «Femina adorata» стоит на золотом удаве, с кокетливым восхищением сложив руки и подняв глаза; она прошла стадию, когда женщина является подругой мужчины, она уже божественная игрушка, цель, достичь которую нет средств, кроме чуда. Может быть, будущая Ева — мечта Стриндберга. Две черные пантеры трутся у ее ног. Арумы, бананы, ирисы, пальмы четко вырисовываются в мягком просветленном воздухе. Изящный будуар природы. Лучшие мечты Фармаковского всегда на юге. Пример – обложка книги, где волны, змеи, облака и тигр придуманы, чтобы оправдать капризное распределение пятен чёрных и золотых. ... Все эти картины скрывают какой-нибудь декоративный фокус, искусно, спрятанный и потому особенно ценный. Эта вторая половина творчества Фармаковского доказывает, что если он и вызывает нечистых чудовищ, то умеет побороться с ними и победить их, и выйти к немыслимо ярким цветам другого берега... И мечом ему служит могучая техника!..»
М.В. Фармаковский (1873-1946). Виньетка из французского журнала «Декоративное искусство»
(«Art et Decoration»), в статье о М. Фармаковском. Январь, 1908 г.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Змей - искуситель. Иллюстрация к книге Эрнеста Ренана
«Жизнь Иисуса». 1907 г. В духе модного тогда модерна Змей с яблоком в пасти извивается.
Причем извивается в форме буквы Е, приманивая Еву.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Эскиз обложки каталога «Осеннего салона».
Париж, 1907 г. Бумага, тушь, бронза, перо, кисть. 35,9 х 25,6 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Париж. Фанатики. 1907 г. Холст, масло. 136 х 164 см.
Музей истории религии, Санкт-Петербург.
После возвращения из Парижа в Петербург с 1908 по 1917 год Фармаковский работал учителем, преподавал древние языки в гимназии в Петергофе. Одновременно, с 1908 года, работал инспектором гимназий, а также получал заказы от Императорской археологической комиссии, Эрмитажа и Городской думы, с 1913 года – член-корреспондент археологической комиссии. В 1908–1910-е участвовал в раскопках Боспора Киммерийского. Картина «Осенью в парке. Петергоф» (1911) связана со временем, когда семья Фармаковских жила в Петергофе.
Произведения Мстислава Фармаковского на выставке в Государственном Эрмитаже. Фрагменты росписи
Стасовского склепа 1908 года. Институт истории материальной культуры РАН.
Стасовский склеп был открыт в 1872 г. на северном склоне горы Митридат в Керчи (древний Пантикапей, столица Боспорского царства) и впервые описан известным художественным критиком и искусствоведом В.В. Стасовым. Более достоверными являются копии 1908 г., выполненные в красках художником М. В. Фармаковским для историка-археолога М.И. Ростовцева, который датировал росписи склепа началом II в. н.э.
Произведения Мстислава Фармаковского на выставке в Государственном Эрмитаже.
Фрагменты росписи Стасовского склепа 1908 года. Фрагмент. Сцена конного боя.
Институт истории материальной культуры РАН.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Осенью в парке. Петергоф. 1911 г.
Картон, пастель. 74,5 х 52,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Осенью в парке. Петергоф. Фрагмент. 1911 г. Картон, пастель.
74,5 х 52,5 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист Министерства Народного Просвещения.
1912-1913 гг. Бумага, чернила, хромолитография, рукописный текст. 55 х 42,2 см.
Музей «Исаакиевский собор», Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист Министерства Народного Просвещения. Фрагмент (1).
1912-1913 гг. Музей «Исаакиевский собор», Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист Министерства Народного Просвещения.
Фрагмент (2). 1912-1913 гг. Музей «Исаакиевский собор», Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист Министерства Народного Просвещения. Фрагмент (3).
1912-1913 гг. Музей «Исаакиевский собор», Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист Министерства Народного Просвещения. Фрагмент (4).
1912-1913 гг. Музей «Исаакиевский собор», Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист Министерства Народного Просвещения.
Фрагмент (5). 1912-1913 гг. Музей «Исаакиевский собор», Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Обмер отделки перекрытия угловой комнаты нижнего этажа дачи М.Ф. Жербина на Б. Невке в Санкт-Петербурге. 1913 г. Бумага, акварель, тушь. 50,3 х 65 см. Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Обмер отделки перекрытия угловой комнаты нижнего этажа дачи М.Ф. Жербина на Б. Невке в Санкт-Петербурге. 1913 г. Бумага, акварель, тушь. 93,5 х 63,5 см. Научно-исследовательский музей Российской Академии Художеств, Санкт-Петербург
Заседание сотрудников Историко-бытового отдела Государственного Русского музея, посвященное
35-летнему юбилею научной деятельности Мстислава Фармаковского. 1922 г. Юбиляр сидит во главе стола.
После Октябрьской революции Фармаковский не покинул Россию, хотя в советские годы его художественная деятельность сменилась на научную и хранительскую работу. С 1918 по 1931 гг. он работал в Русском музее, с 1923 года преподавал на Высших курсах искусствоведения при Государственном институте истории искусств. В Русском музее он был одним из организаторов и хранителем историко-бытового отдела. В архиве Русского музея до сих пор хранятся его графические зарисовки коллег начала 1920-х годов, а также рукописный журнал «Чугунная шляпа», созданный около 1926 года и выполненный в традициях юмористических журналов рубежа XIX–XX веков. И с 1934 по 1938 гг. работал в Российской академии истории материальной культуры (РАИМК).
Рукописный журнал Историко-бытового отдела Государственного Русского музея
«Чугунная шляпа». 1926 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Рукописный отдел.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Экслибрис российско-польского ученого
Фаддея Францевича Зелинского (1859-1944). 1914 г. Бумага, цинкография. 83 х 44 см.
Государственный музей-заповедник «Петергоф».
М.В. Фармаковский (1873-1946). Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».
1913 г. Бумага, акварель. 31,7 х 23,8 см. Музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское»,
Псковская область.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист ученика 5-го класса
Пятой Петроградской гимназии Бронислава Лущика. 1914 г.
Частное собрание.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист ученика 5-го класса
Пятой Петроградской гимназии Бронислава Лущика. Фрагмент. 1914 г.
Частное собрание.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Похвальный лист за отличные успехи
и примерное поведение. 1915 г. Картон, литография. 52 х 45 см.
Частное собрание.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Вид мызы Антониево на Волхове. 1920 г.
Бумага, акварель. 34,8х26,5 см. (изобр.); 51,5х37,2 см (паспарту).
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Усадебный дом в Вергеже на Волхове. 1920 г.
Бумага, акварель. 34,8 х 26,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Вид усадебного дома в Захарьино. 1920 г.
Бумага, акварель. 27,7 х 20,7 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
В 1930-е годы в СССР начались репрессии. Одной из жертв стал и Мстислав Фармаковский. В 1930 году в результате «чистки кадров» Фармаковский был уволен из Государственной академии истории материальной культуры и в 1931 году сослан в Ярославль, как «чуждый классовый элемент». В Ярославле он нашел работу в местном краеведческом музее, где работал научным сотрудником сектора истории общественной формации и приводил в порядок фонды.
В Русском музее находятся «Автопортрет» (1920) художника и портрет жены Веры Евгеньевны Фармаковской (1921), сотрудника народного отдела Государственного Русского музея, а также небольшой пейзаж «Река Которосль» (1933). Этот пейзаж относится к периоду ссылки в Ярославль (1931–1934).
М.В. Фармаковский (1873-1946). Интерьер крестьянской избы. 1921 г. Бумага, акварель. 26 х 34,7 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Зарисовка печного изразца. 1920 г. Бумага, акварель, карандаш. 20,7 х 27,7 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Профессор Шилейко с Тапой. Из цикла «Шаржи».
1923 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Рукописный отдел.
Владимир Шилейко, известный востоковед, ассиролог, поэт и переводчик, второй муж Анны Ахматовой. Тапу - огромного сенбернара - они подобрали на Марсовом поле в 1920 году, когда пес умирал от голода. После их расставания сенбернар остался с Ахматовой.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Директор Русского музея и ученый секретарь
на капустных грядках. Из цикла «Шаржи». 1920 г. Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург. Рукописный отдел.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Григорий Степанович Ятманов, заведующий отделом
музеев и охраны памятников искусства и старины. Из цикла «Шаржи». 1920 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Рукописный отдел.
М.В. Фармаковский (1873-1946). «Идущий ко мне оставь надежду». Из цикла «Шаржи».
1920 г. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Рукописный отдел.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Чемпион на гастролях. Из цикла «Шаржи». 1920 г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Рукописный отдел.
Мстислав Фармаковский. Фотография 1930-е гг.
В 1934 году по ходатайству Игоря Грабаря, заступившегося за талантливого художника и ученого, Фармаковскому удалось вернуться в Ленинград и продолжить работу в Русском музее. Работает научным консультантом, заведующим реставрационной мастерской, главным хранителем. Он известен благодаря работе в области музейного учета и хранения, реставрации и климатологии. Он сыграл важную роль в процессе формирования реставрационного дела в Русском музее, разработал «Проект организации отдела реставрации» Русского музея, учитывающий всё разнообразие музейного собрания, особенности каждого вида изобразительного материала, требования к его хранению. В молодости специалист по античности, на склоне лет Фармаковский выпустил несколько книг о консервации и реставрации музейных ценностей, от древних тканей до акварели: «Хранение музейных ценностей» (Л, 1940), «Воздушный режим в музеях» (1941), «Консервация и реставрация музейных коллекций» (М., 1947).
1. Русский художественный фарфор. Сборник статей о Государственном фарфоровом заводе. Редакторы Э.Ф. Голлербах, М.В. Фармаковский. Государственное издательство, Ленинград, 1924 г. 2. М.В. Фармаковский. Техника экспозиции в историко-бытовых музеях. Издание 1928 г.
3. М.В. Фармаковский. Воздушный режим в музеях. По данным наблюдений, проведенных в Государственном Русском музее, с весны 1939 г. по июнь 1940 г. Издание. Государственного Русского музея, Ленинград, 1941 г. 4. М.В. Фармаковский. Консервация и реставрация музейных коллекций. Москва, 1947 г.
5. Проф. М.В. Фармаковский. Акварель. Ее техника, реставрация и консервация. Ленинград, 1950 г. 6. М.В. Фармаковский. Акварель. Ее техника, реставрация и консервация. Москва, Издательство В. Шевчукa, 2000 г.
В годы Великой Отечественной войны, Фармаковский не уехал из города и, занимая должность Главного хранителя, посвятил себя сохранению не эвакуированной из Ленинграда части коллекции Русского музея. Именно в годы блокады Фармаковский провёл первые подробные наблюдения за температурно-влажностным режимом в залах Михайловского дворца. И это огромный труд, мужество, благодаря которым ныне многое в музее достойно памяти о нем. Уже после войны, 9 декабря 1946 года Мстиславу Владимировичу Фармаковскому была присуждена ученая степень доктора исторических наук без предъявления диссертации.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Портрет Веры Евгеньевны Фармаковской,
второй жены художника. 1921-1939 гг. Бумага на картоне, пастель. 66 х 52 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Портрет Веры Евгеньевны Фармаковской,
второй жены художника. 1921 г. Бумага, карандаш, акварель.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург. Рукописный отдел.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Фигура крючника. Из серии «Костюмы,
бытовавшие в 1924 году в Ленинграде». 1924 г. Бумага, акварель, тушь. 17,7 х 11,5 см.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Фигура наружного часового Государственного Русского музея.
Из серии «Костюмы, бытовавшие в 1924 году в Ленинграде». 1924 г. Бумага, акварель, тушь.
17,7 х 13,3 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Вид Саровской пустыни с северо-западной стороны. 1923-1939 гг.
Бумага, хромолитография. 53 х 74 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Этюд. Ночная работа на Волге. 1932 г. Картон, гуашь. 58 х 80 см.
Музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха», Ярославская обл.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Река Которосль. 1933 г. Картон, пастель. 72 х 52 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Ленинград. Февраль 1942 г. Холст, масло. 63 х 49 см.
Государственный музей истории Санкт-Петербурга.
СЕМЬЯ
Юрий, сын Мстислава Фармаковского, артист театра, и первая жена Мария Фесенко.
Первая жена Мстислава Фармаковского Мария Фесенко была родом из Киева, у них было трое детей: Татьяна, Юрий и Мария, около 1920 года из-за материальных трудностей супруги развелись и она уехала в Киев.
Вторая жена Вера Евгеньевна Голышкина-Фармаковская работала ранее в народном отделе Русского музея, детей у них не было.
Сын Юрий от первой жены, артист театра, родился в 1906 году в Одессе, был репрессирован и расстрелян в 1942 г. из-за принадлежности к какому-то немецкому обществу. Реабилитирован в 1956 г.
По этой причине долгие годы живописное наследие Мстислава Фармаковского не афишировалось и было практически забыто. Выставка в Русском музее в 2014 году представила посетителям Фармаковского как яркого мастера отечественного искусства серебряного века. К выставке издан буклет и подготовлен фильм о Фармаковском.
М.В. Фармаковский (1873-1946). Автопортрет. 1920 г. Картон, пастель. 36 х 26,5 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.
Мстислав Владимирович Фармаковский умер 28 марта 1946 года в Ленинграде в возрасте 72 лет.
Ответ на комментарий Светлана_Ковалевска #Слава44, Светлана, спасибо! Да как-то я уже писал, что невыездной, редко хожу в гости, поэтому, наверное, и меня не любят и лайки не ставят. Как-нибудь зайду к вам всенепременно. Ведь я сказал До свидания, не в смысле Прощай, а в смысле До встречи. С уважением В.Д.
Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.
Дневник РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ГЛАВНЫЙ ХРАНИТЕЛЬ РУССКОГО МУЗЕЯ, ДОКТОР ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК, ПРОФЕССОР МСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ФАРМАКОВСКИЙ (1873-1946) | Слава44 - Дневник Слава44 |
Лента друзей Слава44
/ Полная версияДобавить в друзья
Страницы:
раньше»