• Авторизация


ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕИЯ БАРТОЛОМЕУС СПРАНГЕР / BARTHOLOMAUS SPRANGER (1546-1611), ЧАСТЬ I 18-09-2025 21:12 к комментариям - к полной версии - понравилось!


1580-1585 Автопортрет. Х, м. 62,5 × 45 см. ВЕНА (3) (592x700, 176Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Автопортрет. 1580-1585 гг.
Холст, масло. 62,5 х 45 см. Музей истории искусств, Вена.

Бартоломеус Спрангер - нидерландский художник и дизайнер, сделавший международную карьеру и сыгравший важную роль в распространении маньеризма в Северной Европе. Родился в 1546 году в Амстердаме. Учился в Антверпене, где попал под влияние Франса Флориса, затем отправился через Францию в Италию, где провёл десять лет (1565–1575), в основном в Риме. После пяти лет, проведённых в Вене, он наконец обосновался в Праге, где в 1581 году был назначен придворным художником императора Рудольфа II. Его картины часто посвящены мифологическим или аллегорическим сюжетам. Они отличаются высоким качеством исполнения и утончённостью - в этом они близки к работам его коллеги, придворного художника Ганса фон Аахена. Спрангер познакомился с писателем-историографом Карелом Ван Мандером в Риме, и благодаря рисункам, которые он ему подарил, его стиль распространился в Харлеме.

Якоб ван дер Ульфт (16211627–1689) Амстердам. Площадь Дам с ратушей. 1543 г. Амстердамский музей. (700x476, 176Kb)
Якоб ван дер Ульфт (1621-1689). Амстердам. Площадь Дам с ратушей. 1543 г. Амстердамский музей.

Бартоломеус Спрангер (Шпрангер, Bartholomeus Spranger) родился 21 марта 1546 года в Антверпене и был третьим сыном Иоахима Спрангера и Анны Рёландсинн. Его отец был торговцем, много времени проводил за границей, включая долгое пребывание в Риме. Бартоломеус, проявив интерес к рисованию, поступил в ученики к нидерландскому художнику Яну Мандейну в Антверпене, последователю Иеронима Босха, продолжавшему традиции фантастических изображений и заложившему основы так называемого северного маньеризма в противоположность итальянскому. В мастерской Мандейна Бартоломеус пробыл всего восемнадцать месяцев и после смерти учителя в 1560 году перешёл к Франсу Мостарту, который умер через несколько недель. После этого Бартоломеус два года учился у Корнелиса ван Далема, позднее получал консультации от Марка Дюваля.

1546-1611 Вера. Дер, м. 50,9 х 39,1 см. Старая пинакотека Мюнхена (555x700, 89Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Вера. 1546-1611 гг. Дерево, масло. 50,9 х 39,1 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

1546-1611 Благоухание. Дер, м.  51,1 х 39 см. Старая пинакотека Мюнхена (548x700, 90Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Благоухание. 1546-1611 гг. Дерево, масло. 51,1 х 39 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

1561-1611 Бичевание Христа. Медь, м.  22,5 х 17 см.  Нац. гал. Дании, Копенгаген (533x700, 85Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бичевание Христа. 1561-1611 гг.
Медь, масло. 22,5 х 17 см. Национальная галерея Дании, Копенгаген.

1565 Бичевание Христа. Коллекции Дома-музея Ивана Бруски (Ареццо) (595x700, 184Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бичевание Христа. 1565 г. Дерево, масло.
Коллекции Дома-музея Ивана Бруски, Ареццо, Италия.

1565 Бичевание Христа. Фрагмент. Коллекции Дома-музея Ивана Бруски (Ареццо) (466x700, 116Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бичевание Христа. Фрагмент. 1565 г. Дерево, масло.
Коллекции Дома-музея Ивана Бруски, Ареццо, Италия.

1565-1569  Горный пейзаж с отшельником. Дерево, м. 46,5 х 70 см Гос. картин. галерея Карлсруэ (700x462, 154Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Горный пейзаж с отшельником. 1565-1569 гг.
Дерево, масло. 46,5 х 70 см. Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.

1568 Святой Иероним в пустыне. Дер, м. 39 х 53 см. Музей Каподимонте, Неаполь. (700x511, 180Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Иероним в пустыне. 1568 г. Дерево, масло. 39 х 53 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.

1569  Горный пейзаж с фигурами. Дерево, м. 46,5 х 67 см Гос. картин. галерея Карлсруэ (700x472, 141Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Горный пейзаж с фигурами. 1569 г. Дерево, масло. 46,5 х 67 см.
Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.

1568 Бог Отец, четыре евангелиста и ангел. Фреска. церкви Сан-Лоренцо, Сант-Оресте, Италия. (700x345, 136Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бог Отец, четыре евангелиста и ангел. 1568 г. Фреска.
Церковь Сан-Лоренцо, Сант-Оресте, Италия.

 (451x700, 144Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святое семейство со Святым Иоанном
Крестителем на пути в Египет. 1569-1570 гг. Медь, масло. 18,5 х 12,5 см.
Палатинская галерея, Флоренция.

1570 Христос в окружении ангелов с символами Страстей Христовых. Медь, м. 29,2 x 21,6 см. Sphinx Fine Art, Лондон (517x700, 156Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Христос в окружении ангелов с символами
Страстей Христовых. 1570 г. Медь, масло. 29,2 x 21,6 см.
Художественная галерея Sphinx Fine Art, Лондон.

1569-1571 Бегство в Египет. Медь, м. 18,9 х 23,5 см. Музей Конинклийк для Шоне Кунстен, Брюссель (700x562, 193Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бегство в Египет. 1569-1571 гг. Медь, масло. 18,9 х 23,5 см.
Королевский музей изящных искусств, Брюссель.

1572 Христос у колонны. Медь, м. 22,5 x 17 см. ЧС (526x700, 157Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Христос у колонны. 1572 г.
Медь, масло. 22,5 x 17 см. Частное собрание.

Поскольку его учителя работали в основном как художники-пейзажисты Бартоломеус стал копировать гравюры с картин Франса Флориса и Франческо Пармиджанино. 1 марта 1565 года oн отправился в Париж, где шесть недель работал в мастерской Марка Дюваля, а затем уехал в Лион.
В 1565 году Бартоломеус прибыл в Италию; провёл восемь месяцев в Милане у Бернардино Гатти. Затем три месяца работал в Парме ассистентом Гатти над росписью купола церкви Санта-Мария-делла-Стекката, а также для кардинала Алессандро Фарнезе в Риме. Спрангер принимал участие в оформлении Виллы Фарнезе в Капрароле.

1570-1571 Страшный суд (Всеобщее правосудие). Медь, масло. 116 х 148 cm. Галерея Сабауда, Турин (700x538, 192Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). 1570-1571 гг.
Медь, масло. 116 х 148 см. Галерея Сабауда, Турин.

1570-1571 Страшный суд. Фрагмент (0) WGA (700x404, 126Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (1). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.

1570-1571 Страшный суд. Фрагмент (1) (700x466, 133Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (2). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.

1570-1571 Страшный суд. Фрагмент (2) (700x466, 145Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (3). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.

1570-1571 Страшный суд. Фрагмент (3) (700x466, 138Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (4). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.

1572-1573 Обращение Св Павла. Медь,м. 40х55см, Veneranda Biblioteca Ambrosiana, Pinacoteca-Milano (700x502, 183Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Обращение Святого Павла. 1572-1573 гг. Медь, масло. 40 х 55 см.
Коллекция библиотеки Амброзиана, Милан.

1572-1577 Святой Георгий и дракон. Дер (дуб), м. 26,7 х 39,5 см. Szépmüvészeti Múzeum, Будапешт (700x448, 167Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Георгий и дракон. 1572-1577 гг. Дерево (дуб), масло.
26,7 х 39,5 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.

1576 Меркурий несёт Психею на Олимп. Х, м. 95,3 х 135,4 см. Кристис Л-н 2017.  GBP 3,368,750 (700x497, 158Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Меркурий несёт Психею на Олимп. 1576 г. Холст, масло. 95,3 х 135,4 см.
Аукцион Christies, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 3 млн. 368 тыс. 750 фунтов стерлингов.

1574 Мученичество святого Иоанна Богослова. Х, м. 150 х 120 см. Церк. Сан-Джованни-а-Латерано, Рим (485x700, 152Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Мученичество Святого Иоанна Богослова.
1574 г. Холст, масло. 150 х 120 см. Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим.

1578-1580 Сретение во храме (473x700, 143Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сретение Господне во храме. 1578-1580 гг.
Дерево, масло. 78,5 x 54 см. Музей Мартина фон Вагнера, Университет Вюрцбурга,
Германия.

1576 Ecce Homo (Христос - Муж скорбей). Медь, м. 22,4 x 17,7 см. ЧС. Музей искусств Сан-Диего. (546x700, 187Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ecce Homo (Христос - Муж скорбей). 1576 г.
Медь, масло. 22,4 x 17,7 см. Художественный музей Сан-Диего, Калифорния, США.

1575 Снятие с креста. Медь, м. 13 x 10,3 см. Кристис Л-н 2023.150 000 - 250.000 фунт (556x700, 182Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Снятие с креста. 1575 г. Медь, масло. 13 x 10,3 см.
Аукцион Christies, Лондон, 2023 г. Эстимейт GBP 150.000 - 250.000 фунтов.

1576 Плач о Христе. Дерево, масло. 15 х 12,1 см. Баварские гос. коллекции живописи, Мюнхен (562x700, 184Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Оплакивание Христа. 1576 г. Масло, масло. 15 х 12,1 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.

1577-1580 Погребение, Медь, м. 16 х 11,3 см. Нац гал, Прага (500x700, 181Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Погребение. 1577-1580 гг. Медь, масло. 16 х 11,3 см.
Национальная галерея, Прага.

1576 Воскресение Христа. Дер, м.  112,5 x 85 см. Королевский каноник птемонстратов в Страхове, Прага (523x700, 163Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Воскресение Христа. 1576 г. Дерево, масло. 112,5 x 85 см.
Художественная галерея Страховского монастыря ордена премонстрантов, Прага.

1579 Мистический брак Св Екатерины со св Иоанном Крест и св.Иоанном Евангелистом. Дер,м.82,5 x 66,4 см. ЧС (533x700, 162Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Мистический брак Святой Екатерины
со Святым Иоанном Крестителем и Святым Иоанном Евангелистом. 1579 г.
Дерево, масло. 82,5 x 66,4 см. Частное собрание.

В Риме Бартоломеус стал протеже художник Джулио Кловио (1498-1578). Он также познакомился с писателем-историографом Карелом ван Мандером (1548-1606), который позже включил биографию Спрангера в «Книгу о художниках», впервые опубликованную в 1604 году.
В 1570 году папа Пий V назначил Спрангера своим придворным художником. Бартоломеус жил и работал в Ватикане. По распоряжению папы писал картины, посвящённые сценам Страстей Христовых, и сделал копию «Страшного суда» Микеланджело (позднее помещённую над первой гробницей папы в Ватикане). Однако в мае 1572 года папа умер и художник некоторое время оставался без работы. В 1572 году по рекомендации Джованни да Болонья Бартоломеус Спрангер получил приглашение прибыть в Вену от императора Священной Римской империи Максимилиана II. Когда Максимилиан скончался в 1576 году Спрангер, будучи уже известным художником, был приглашён ко двору императора Рудольфа II и в 1581 году переехал в Прагу, куда Рудольф II перенёс императорский двор.

1582 Бог-Отец со Святым Духом и ангел. Дер, м.  60 х 45,5 см. (овал). ВЕНА (516x700, 144Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бог-Отец со Святым Духом и ангел. 1562 г.
Дерево, масло. 60 х 45,5 см. (овал). Музей истории искусств, Вена.

1582 Святой Лука пишет Мадонну. Медь, м. 18,3 x 12 см. Старая Пинако, Мюнхен (435x700, 144Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Лука пишет Мадонну. 1582 г.
Медь, масло. 18,3 x 12 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.

1580-е Марс. Х, м. 172.7 x 100.3 cm. Кристис НЙ 2002. Прод. USD 336.000 дол. (2) (403x700, 131Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Марс. 1580-е гг. Холст, масло.
172,7 x 100,3 см. Аукцион Christies, Нью-Йорк, 2002 г.
Лот продан за $336.000 дол.

1581 Анжелика и Медоро. Х, м. 107,5 х 79,5 см. Старая пинакотека, Мюнхен. (507x700, 141Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Анжелика и Медоро. 1581 г.
Холст, масло. 107,5 х 79,5 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.

Современники часто упрекали Спрангера в чрезмерном изображение обнаженной натуры. В основе его сюжетов были классические древнегреческие и древнеримские мифы и легенды, но зачастую они были лишь ширмой для отображения причудливо переплетённых обнажённых персонажей. Его картины представляли своеобразную комбинацию из эротики, аллегорий и претенциозного восхваления Рудольфа II, но подобное творчество было очень востребовано императором, а Спрангер лишь следовал его вкусам.

1580-1585 Одиссей и Цирцея. Х, м. 108×72 см. ВЕНА (513x700, 109Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Одиссей и Цирцея. 1586-1587 гг.
Холст, масло. 108 х 72 см. Музей истории искусств, Вена.

1580-1585 Геркулес, Деянира и кентавр Несс. Х, м. 112 х 82 cm. ВЕНА (513x700, 166Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Геркулес, Деянира и кентавр Несс.
1581-1584 гг. Холст, масло. 112 х 82 см. Музей истории искусств, Вена.

1585 Геркулес и Омфала. Медь, масло. 24 х 19 cm. ВЕНА (546x700, 181Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Геркулес и Омфала. 1585 г.
Медь, масло. 24 х 19 см. Музей истории искусств, Вена.

1580 Вулкан и Майя. Oil on copper. 22,5 x 17,5 cm. ВЕНА (539x700, 137Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Вулкан и Майя. 1585 г. Медь, масло. 23 x 18 см.
Музей истории искусств, Вена.

1580-1582  Нимфа Салмакида и Гермафродит. 110 х 81 cm. ВЕНА (515x700, 165Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Нимфа Салмакида и Гермафродит.
1581-1582 гг. Холст, масло. 110 х 81 см. Музей истории искусств, Вена.

1582 Главк и Сцилла. Х, м. 110×81 см, ВЕНА (511x700, 116Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Главк и Сцилла. 1581-1582 гг.
Холст, масло. 110 х 81 см. Музей истории искусств, Вена.

1585 Венера и Меркурий. Х, м. 110×72 см. ВЕНА (464x700, 136Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Меркурий. 1585 г.
Холст, масло. 110 х 72 см. Музей истории искусств, Вена.

1586-1587 Венера и Марс, предупрежденные Меркурием (застигнутые ...) Х, м. 108×80 см. ВЕНА (507x700, 127Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Марс, предупрежденные Меркурием.
1585 г. Холст, масло. 108 х 80 см. Музей истории искусств, Вена.

1586-1587 Одиссей прощается с Цирцеей. Х, м. 110,2 x 73,5 см. ВЕНА (464x700, 141Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Одиссей прощается с Цирцеей.
1586-1587 гг. Холст, масло. 110,2 x 73,5 см. Музей истории искусств, Вена.

1585-1590 Венера и Адонис (Адонис отправляется на охоту). Дер, м. 135 х 109 см. Рейксмузеум (574x700, 197Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Адонис (Адонис отправляется на охоту).
1590 г. Дерево, масло. 135 х 109 см. Рейксмузеум, Амстердам.

1585 Гермес и Афина. Фреска. Пражский Град (700x698, 221Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Гермес и Афина. Фреска. 1585 г. D=275 см.
Картинная галерея Пражского Града.

1600 Бартоломей Шпрангер и его покойная жена Кристина Мюллер. Грав. Эгидий Саделер II. Нац. гал. иск, Вашингтон (700x475, 158Kb)
Эгидиус Саделер II (1568-1629). Портрет Бартоломеуса Спрангера с аллегорией на смерть его жены
Кристины Мюллер. 1600 г. Гравюра. Национальная галерея искусства, Вашингтон.

А вот личная жизнь художника не сложилась. В 1584 году в 38 лет он женился в на Кристине Мюллер, молоденькой дочери богатого пражского ювелира, но спустя шесть лет в 1600 году она умерла после смерти их детей, не смогла пережить их смерть. Эта печальная история изображена в «Портрете Бартоломеуса Спрангера с аллегорией на смерть его жены» Эгидиуса Саделера. Больше Спрангер так и не женился, целиком посвятив себя творчеству,
Затем Бартоломеус на некоторое время переехал в Вену, а в 1584 году вернулся в Прагу, где оставался до своей смерти в 1611 году.
Спрангер занимал дом за стенами Пражского замка. У художника сложились близкие отношения с императором Рудольфом, и они проводили много дней вместе в беседах о науках и искусствах. Император регулярно посещал студию Спрангера. В 1588 году он пожаловал Спрангеру герб сюзерена, а в 1595 году-наследственный дворянский титул. В 1602 году, будучи состоятельным человеком, художник посетил Нидерланды, где его принимали с почестями.

1579 Святая Варвара. Дер, м.31,7 x 26,6 см. Szépmüvészeti Múzeum, Будапешт (597x700, 192Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Варвара. 1579 г. Дерево, масло. 31,7 x 26,6 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.

1583 Святые Екатерина, Урсула и Маргарита (Святая Урсула). Дер, м. Худ. музей Блэнтона, Остин, Техас, США. (530x700, 170Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святые Екатерина, Урсула и Маргарита. 1583 г.
Дерево, масло. Художественный музей Блэнтона, Остин, штат Техас, США.

1584 Святая Урсула. Дер.  м. 160 x 125 см. Литовский ХМ, Вильнюс, (548x700, 166Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Урсула. 1584 г. Дерево, масло.
160 x 125 см. Литовский художественный музей, Вильнюс.

1584-1587 Святая Урсула. Дер, м. 144,5 x 79,5 см. Королевский каноник премонстратов в Страгове, Прага (376x700, 107Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Урсула. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 144,5 x 79,5 см. Художественная галерея Страховского
монастыря ордена премонстрантов, Прага.

1584-1587 Святая Екатерина. Дер, м. 152 x 92 см. Нац гал, Прага (427x700, 147Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Екатерина. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 152 x 92 см. Картинная галерея Пражского Града.

1584-1586 Св. Екатерина. Х, м. 86,7 x 65 см. Гемедегалерея, Берлин (520x700, 159Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Екатерина. 1584-1586 гг.
Дерево (липа), масло. 86,7 x 65 см. Берлинская картинная галерея.

1584-1587 Святая Елизавета. Дер,м.154 x 92 см. Королевский каноник премонстратов в Страгове, Прага, (415x700, 113Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Елизавета. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 154 x 92 см. Художественная галерея Страховского
монастыря ордена премонстрантов, Прага.

1584-1586 Святая Маргарита. Дер, м. 94,5 х 59,5 см. Статни замок, Рожмберк (469x700, 129Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Маргарита. 1584-1586 гг.
Дерево, масло. 94,5 х 59,5 см. Картинная галерея замка Рожмберк, Чехия.

1584-1586 Святая Агата. Дер, м. 93 x 73,5 см. Статни замок, Рожмберк (538x700, 149Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Агата. 1584-1586 гг. Дерево, масло.
93 x 73,5 см. Картинная галерея замка Рожмберк, Чехия.

1584-1586 Святая Моника. Дер, м. 150,5 x 92,5 см.. Нац гал, Прага (421x700, 109Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Моника. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 150,5 x 92,5 см. Национальная галерея, Прага.

1584-1586 Святой Сигизмунд и Святой Адальберт, Дер (дуб),м.127х72см. Нац. гал, Прага. депозит из Замецкой галереи, Духцов (394x700, 115Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Сигизмунд и Святой Адальберт.
После 1585 г. Дерево (дуб), масло. 127 х 72 см. Национальная галерея, Прага.

1584-1586 Святой Вацлав и Святой Вит, Дер (дуб),м.127х72см Нац гал, Прага. на депозите Замецкой галереи, Духцов (388x700, 108Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Вацлав и Святой Вит. После 1585 г.
Дерево (дуб), масло. 127 х 72 см. Национальная галерея, Прага.

«РУДОЛЬФИНСКОЕ ИСКУССТВО» В ТВОРЧЕСТВЕ СПРАНГЕРА

На рубеже XVI—XVII веков Прага, столица Священной римской империи, стала одним из главных художественных и научных центров Европы. Император Рудольф II был оригинальной личностью и выдающимся меценатом. К пражскому двору он приглашал «художников и философов, теологов-католиков, алхимиков-протестантов и знатоков иудаизма», учёных математиков и астрономов, среди которых были Джордано Бруно, Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Император стремился создать в центре Европы собственный «замкнутый мир ренессансного гуманизма».

1587 Пир богов на свадьбе Амура и Психеи (Follower).  Дер, м. 51,1 х 90 см. Аук Bonhams 2021. Прод 5.737 фунт (700x387, 165Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), follower. Пир богов на свадьбе Амура и Психеи 1587 г.
Дерево, масло. 51,1 х 90 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 5.737 фунтов.

1587 Состязание между Аполлоном и Паном. Дерево, м. 39,8 х132,5 см. Герман. нац. музей, Нюрнберг. (700x206, 82Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Состязание между Аполлоном и Паном. 1587 г. Дерево, масло.
39,8 х 132,5 см. Германский национальный музей, Нюрнберг.

1587 Ангелы, несущие тело Христово. Медь, м. 33,7 х 26,6 см. Рейксмузеум, Амстер (546x700, 171Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ангелы, несущие тело Христово. 1587 г.
Медь, масло. 33,7 х 26,6 см. Рейксмузеум, Амстердам.

1587-1589 Эпитафия пражскому ювелиру Николаусу Мюллеру (Воскресший Христос, торжествующий над смертью). Х,м.243x160 см. Нац гал,Прага (463x700, 140Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия на смерть пражского ювелира
Николауса Мюллера (Воскресший Христос, торжествующий над смертью).
1587-1589 гг. Холст, масло. 243 x 160 см. Национальная галерея, Прага.

1587-1589 Эпитафия пражскому ювелиру. Фрагмент. П-т мужчины (528x700, 165Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия на смерть пражского ювелира
Николауса Мюллера (Воскресший Христос, торжествующий над смертью).
Фрагмент (1). 1587-1589 гг. Холст, масло. Национальная галерея, Прага.

1587-1589 Эпитафия пражскому ювелиру. Фрагмент. П-т женщины (528x700, 150Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия на смерть пражского ювелира
Николауса Мюллера (Воскресший Христос, торжествующий над смертью).
Фрагмент (2). 1587-1589 гг. Холст, масло. Национальная галерея, Прага.

1588 Эпитафия Михаэля Петерле (Христос, торжествующий над грехом и смертью) Лер,м.150x120. Тынский храм, Архиепископский дом, Прага (547x700, 188Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия Михаэля Петерле
(Христос, торжествующий над грехом и смертью). 1588 г. Дерево, масло.
150 x 120 см. Тынский храм, Архиепископский дом, Прага.

1590 Аполлон и Музы. Мрамор, м. 37 х 49 см. ВЕНА (700x594, 191Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аполлон и Музы. 1590 г. Мрамор, масло. 37 х 49 см.
Музей истории искусств, Вена.

1590-1593 Меркурий и Минерва. Фреска. Д=275 см. Белая Башня, Пражский Град (700x644, 206Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Меркурий и Минерва. 1590-1593 гг. Фреска. D=275 см.
Белая Башня, Пражский Град.

1590-е конец. Нептун и Амфитрита. Дер, м. 28,9 x 23,2 см. ЧС,Нью-Йорк (532x700, 180Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Нептун и Амфитрита. Конец 1590-х гг.
Дерево, масло. 28,9 x 23,2 см. Частное собрание, Нью-Йорк.

1587-1588 Святое семейство с младенцем Иоанном. Х, м. 63,5 х 51 см. Музей герцога Антона Ульриха, Брауншвейг, Герм (554x700, 134Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святое семейство с младенцем Иоанном.
1587-1588 гг. Холст, масло. 63,5 х 51 см. Музей герцога Антона Ульриха,
Брауншвейг, Германия.

1590-е Сатир и нимфа. Нац гал, Прага (550x700, 128Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сатир и нимфа. 1590-е гг. Медь, масло.
110 х 87 см. Национальная галерея, Прага.

1586-1590 Иаиль убивает военачальника ханаанского войска Сисара. Дер, м. 70 x 33 см. Нац музей искусств, Копенгаген . (497x700, 145Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Иаиль убивает военачальника
ханаанского войска Сисара. 1586-1590 гг. Дерево, масло. 70 x 53 см.
Национальная галерея Дании, Копенгаген.

1590-1599 Венера и Купидон. Х, м. 91 х 71 см. Музей изящных искусств Труа, ФР (525x700, 142Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Купидон. Конец 1590-х - начало 1600 гг.
Холст, масло. 80 х 60 см. Музей изящных искусств Труа, Франция.

1590 Венера, Вакх и Церера. Х, м. Старая галерея Замок Эггенберг Универсальный музей Йоханнеум. См. ком (428x700, 92Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера, Церера и Бахус. 1590 г.
Холст, масло. 161 x 116 см. Универсальный музей Йоханнеум, Грац, Австрия.

1590 Без Цереры и Вакха Венера  замёрзла бы (Венера не боится ни Цереры, ни Вакха-Теренций). Х, м. 161,5 х 100 см. ВЕНА (417x700, 101Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Без Цереры и Вакха Венера замёрзла бы («Венера не боится ни Цереры, ни Вакха»). 1590 г. Холст, масло. 161 х 100 см. Музей истории искусств, Вена. Это высказывание «Sine Cerere et Libero friget Venus» впервые появилось в комедии римского драматурга Теренция «Евнух».

Однако «значение деятельности Спрангера выходило далеко за пределы Праги». Спрангер познакомил Северную Европу с итальянским маньеризмом, но он также изучал новые тенденции в искусстве и был вдохновлён зарождающимся стилем барокко. Поэтому именно Спрангера в отличие от других рудольфинцев считают предшественником многих барочных живописцев как, например, своего соотечественника Питера Пауля Рубенса. Работая в Праге в качестве придворного художника императора Священной Римской империи Рудольфа II, он ответил на эстетические предпочтения своего покровителя, разработав версию экстремального стиля, полного тщеславия, капризов, претенциозности и экспрессии, который стал известен как «северный маньеризм».

1590-е Христос, спаситель мира. , м. 32,5 х 25,5 см. Музей Энгра Бурделя, Монтобан, ФР (561x700, 191Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Христос, спаситель мира. 1590-е гг.
Дерево, темпера. 32,5 х 25,5 см. Музей Энгра, Монтобан, Франция.

1591 Noli Me Tangere. Х, м. 128,5 x 97,3 см. Нац муз искусств Румынии, Бухар (517x700, 184Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Noli Me Tangere («Не прикасайся ко мне»).
1591 г. Холст, масло. 128,5 x 97,3 см. Национальный музей искусств Румынии,
Бухарест.

1590-е Святое семейство со святым Иоанном и ангелом. Конец 16 в.  Х, м. 107 х 78 см. Галерея кардинала Феша (2) (499x700, 118Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святое семейство со Святым Иоанном
и ангелом. Конец XVI в. Холст, масло. 107 х 78 см. Музей Феша, г. Аяччо,
остров Корсика.

1591 Минерва защищает науки и искусства, побеждая невежество. Х, м. 163 х 117 cм. ВЕНА (496x700, 159Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Минерва защищает науки и искусства,
побеждая невежество. 1591 г. Холст, масло. 163 х 117 cм.
Музей истории искусств, Вена.

1592 Аллегория императора Рудольфа II. Медь, масло. 23 x 17 см. ВЕНА (518x700, 185Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория императора Рудольфа II. 1592 г.
Медь, масло. 24,5 x 19,7 см. Музей истории искусств, Вена.

1592 Аллегория справедливости и благоразумия,  Х, м. 131 х 106 см ЛУВР (562x700, 163Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория Справедливости и Благоразумия.
1595-1601 гг. Холст, масло. 131 х 106 см. Лувр, Париж.

1595 Поклонение волхвов. Х, м. 199.8 × 143.7 cm. Нац. гал, Лондон 2 (516x700, 156Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Поклонение волхвов. 1590 г. Холст, масло.
199,8 х 143,7 см. Национальная галерея, Лондон.
1598 Благовещение. Левая - Спрангер. Прав - Йозеф Хайнц Ст. Дер (дуб), м. 221 х 140 см. ВЕНА (358x700, 83Kb)1598 Благовещение. Левая - Спрангер. Прав - Йозеф Хайнц Ст.Три Марии у гробницы (446x700, 111Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Три Марии у гробницы 1598 г. Дерево, масло. 221 х 70 см.
Музей истории искусств, Вена.
«Три Марии у гроба» — одна из двух створок алтаря, уцелевших после разграбления собора иконоборцами в 1619 году. Когда триптих открыт, левая створка — это «Три Марии у гроба» Спрангера, правая створка – «Христос на пути в Эммаус» Йозефа Хайнца Старшего.

Спрангер использовал в этих целях традиционные аллегории и символы, мифологические сюжеты и персонажи, но интерпретировал с необычной экспрессивностью и даже деформацией, типичными для эпохи маньеризма с его тягой к мистике и алхимии. Знаменитый австрийский историк искусства Отто Бенеш, анализируя отношения науки и искусства в этот период, писал: «Если в Италии мощный реализм Караваджо покончил с маньеризмом в первые же годы XVII века, то в остальной Европе он ещё сохранился, незаметно, словно в сумерках, сливаясь с началом барокко». И далее, о картине Спрангера «Минерва защищает науки и искусства, побеждая невежество»: «Мир его художественных форм по своей сложности соперничает с самыми запутанными вычислениями астрономов и математиков», художник стремится «передавать отвлечённые движения, подобные геометрическим чертежам… Картина представляет собой сложный механизм из неустойчивых, слегка касающихся друг друга, крайне подвижных форм. Они изгибаются в пространстве серпентинами, параболами и гиперболами».

1597-1602 Ванитас-путто с черепом и песочными часами. Х, м. 68,5  х 96,5 см. Вавельский королевский замок, Краков (700x503, 123Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ванитас-путто с черепом и песочными часами. 1597-1602 гг.
Холст, масло. 68,5 х 96,5 см. Вавельский королевский замок, Краков.

1593 Грехопадение (Адам и Ева). Х, м. 126×79 см. ВЕНА (2) (406x700, 95Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Грехопадение, или Изгнание из Рая (Адам и Ева).
1593-1595 гг. Холст, масло. 126 х 79 см. Музей истории искусств, Вена.

1595 Геркулес и Омфала. Картин. гал. Пражского Града (559x700, 114Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Геракл и Омфала. 1595 г. Холст, масло.
Картинная галерея Пражского Града.

1595-1605 Луна. Х, м. 69,2 x 52 см.. Музей изящных искусств, Будапешт (513x700, 121Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Диана (Луна). 1595-1605 гг. Холст, масло.
69,2 x 52 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.

1597 Венера и Меркурий завязывают глаза Купидону. Х, м. Германский нац. музей, Нюрнберг (2) (543x700, 172Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Меркурий завязывают глаза Купидону.
1597 г. Холст на дереве, масло. 89,1 х 69,1 см. Германский нац. музей, Нюрнберг.

1595-1597 Юпитер и Антиопа. Х, м., 120×89 см. ВЕНА (525x700, 154Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Юпитер и Антиопа. 1595-1597 гг. Холст, масло.
120 х 89 см. Музей истории искусств, Вена.

1597-1600 Бахус и Венера. Х, м. 172 x 114 cm. Landesmuseum, Hannover (455x700, 133Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бахус и Венера. 1597-1600 гг. Холст, масло.
172 x 114 см. Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер, Германия.

1597 Венера и Адонис (объятия влюбленных). Х, м. 163 х 104.3 cm. ВЕНА (427x700, 105Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Адонис (объятия влюбленных).
1595-1597 гг. Холст, масло. 163 х 104,3 см. Музей истории искусств, Вена.

1597 Марс, Венера и Купидон. Х, м.  Старая галерея Замок Эггенберг Универсальный музей Йоханнеум. См. ком (428x700, 120Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Марс, Венера и Купидон. 1597 г. Холст, масло.
163 х 106 см. Старая галерея Замок Эггенберг Универсальный музей Йоханнеум.

1600 Венера и Меркурий. Копия. Дер (дуб), м. 46 х 31,5 см. Герман. нац. музей, Нюрнберг (493x700, 117Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Меркурий. Копия. 1600 г.
Дерево (дуб), масло. 46 х 31,5 см. Германский национальный музей, Нюрнберг.

1600 Триумф Венеры. Х, м. 159,4 х 91,1 см. Аук Кристис Л-н 2015. Прод. GBP 362,500 фунтов. (396x700, 92Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Триумф Венеры. 1600 г.
Холст, масло. 159,4 х 91,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г.
Лот продан GBP 362.500 фунтов.

1600-1625. Аллегория Фортуны. КРУГ. Дер (дуб), м. 108 х 70,3 см. Нац, музей, Варшава (466x700, 110Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), circle. Аллегория Фортуны. 1600-1625 гг.
Дерево (дуб), масло. 108 х 70,3 см. Национальный музей, Варшава.

Спрангер снабжал императора непрерывным потоком картин с изображением мифологических сцен с обнажёнными телами, а также произведениями, в которых превозносились достоинства Рудольфа как правителя. Примером произведений, сочетающих самым странным образом элементы эротики, политики и эзотерической философии, является картина «Аллегория добродетелей Рудольфа II», на которой изображена древнеримская богиня войны Беллона, сидящая на земном шаре в окружении Венеры, Амура, Афины и Вакха и эмблем, символизирующих Венгрию и хорватскую реку Сава, приток Дуная. Идея заключается в том, что империя находится в безопасности благодаря правлению Рудольфа.

1601 Женский портрет (Portrait of a God - Портрет Бога) Х, м. 50 x 38 см. Нац гал, Прага (524x700, 94Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Портрет Бога (Portrait of a God). 1601 г.
Холст, масло. 50 x 38 см. Национальная галерея, Прага.

1603 Крещение Христа. Дер, м. 102 х 88 cm. Нац. музей, Вроцлав (578x700, 199Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Крещение Христа. 1603 г. Дерево, масло.
102 х 88 см. Национальный музей, Вроцлав.

1599 Купидон, спасающий Психею,  Ольденбургский земельный музей истории искусства и культуры (534x700, 199Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Купидон, спасающий Психею. 1599 г.
Медь, масло. 63 х 47,5 см. Государственный музей истории искусства и культуры,
Ольденбург, Германия.

1601 Святой Себастьян. Дер, м. 156 x 118 см. Церковь Святого Фомы, Прага (486x700, 175Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Себастьян. 1601 г. Дерево, масло.
156 x 118 см. Церковь Святого Фомы, Прага.

1600 до. Смерть Лукреции. Втор. пол. 16 в. Дерево, м. 68.5 х  52.7 cm. Музей коллекции Иоанна Павла II, Варшава (518x700, 125Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Смерть Лукреции. До 1600 г. Втор. пол. XVI в.
Дерево, масло. 68,5 х 52,7 см. Музей коллекции Иоанна Павла II, Варшава.

1604-1610 Аллегория триумфа империи Габсбургов над турками, ЧС.  Нац. гал, Прага (439x700, 152Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория триумфа империи Габсбургов
над турками. 1604-1610 гг. Дерево, масло. 165,1 х 104,5 см. Частное собрание.
В экспозиции Картинной галереи Пражского Града.

1607 Аллегория судьбы Ганса Монта. Медь, м. 52,5 x 43,5 см. Карт. гал. Пражсеого Града (577x700, 195Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория судьбы Ганса Монта. 1607 г.
Медь, масло. 52,5 x 43,5 см. Картинная галерея Пражского Града.

1605 Самоубийство Софонисбы. Х, м. 125,5 х 97 см. Нац гал, Прага ОРИГИНАЛ Коммент (542x700, 169Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Самоубийство Софонисбы. 1605 г.
Холст, масло. 125,5 х 97 см. Национальная галерея, Прага.

1605 после. Весталка Тучча. Дер, м. 61 x 46,5 см.ЧС (531x700, 203Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Весталка Тучча. После 1605 г. Дерево, масло.
61 x 46,5 см. Частное собрание, Нью-Йорк.

РОМУЛ ++ И РЕМ С ВЕСТАЛКОЙ ТУЧЧИЕЙ. АТТР. Х, м. 77 х 62 см. Аук  Хампеля, 2016. Прод.10.300 евро (584x700, 166Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), атрибуция. Ромул и Рем с весталкой Туччей.
Холст, масло. 77 х 62 см. Аукционный дом Hampel Fine Art Auctions, Мюнхен, 2016.
Лот продан за EUR 10.300 евро.

Actaion ++ застаёт Диану за купанием в лесу + Roaelant Savery. Х, м. 89 х 135 см.ЧС2 (700x422, 110Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), Рулант Саверей (1575-1639). Актеон застаёт Диану за купанием в лесу.
Холст, масло. 87,5 х 133 см. Частное собрание.

1599-1605 Портрет Зденко Адальберта Попеля, 1-го князя Лобковица (1568–1628). Б.г. 60 х 45 см. Худ. музей. Коллекции Лобковица (542x700, 95Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Портрет Зденко Адальберта Попеля,
1-го князя Лобковица (1568–1628). 1599-1605 гг. Холст, масло. 60 х 45 см.
Национальная галерея, Прага. Коллекции Лобковица.

Ничто так не радует страждущего, как лекарь (Фавн-целитель). Барельеф. Дер. 32.5 x 27 x 4 cm. Колледж of Optometrists (584x700, 182Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ничто так не радует страждущего, как лекарь
(Фавн-целитель). Барельеф. Дерево. 32,5 x 27 x 4 см. Колледж оптометристов
(College of Optometrists), Лондон.

Спрангер также работал скульптором. Возможно, он приобрел навыки скульптура благодаря сотрудничеству с фламандским скульптором Гансом де Монтом, который также числился при пражском дворе. После того, как Монт около 1581 года покинул Прагу из-за ухудшения зрения, Спрангер, по-видимому, периодически выполнял скульптурные работы, по крайней мере, до тех пор, пока Врис, Адриан де Адриан де Врис не прибыл в Прагу в 1601 году. Терракотовый рельеф «Тело Христа, поддерживаемое ангелом» (Галерея Курто, Лондон) выполнен его рукой. В музее Уолтерса (США) хранится бронзовая скульптура «Ахелой и Деянира», приписываемая Спрангеру.

Тайная вечеря. Бум, гуашь. 16,5 х 11 см. Аук Millon & Associes, 2018 (468x700, 147Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Тайная вечеря. Бумага, гуашь. 16,5 х 11 см.
Аукционный дом Millon & Associes, Париж, 2018 г.

Отдых на пути в Египет. Х, м. 105 х 82 см. Аук 24.09.2025, Ноймастер. эст.12.000–18.000 евро (560x700, 81Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Отдых на пути в Египет. Холст, масло. 105 х 82 см.
Аукцион Neumeister Auctions, Мюнхен, 24.09.2025 г. Эстимейт EUR 12.000–18.000 евро.

Геркулес, коронованный Минервой. Х, м. Коллекция Шорра, Лондон. (507x700, 152Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Геркулес, коронованный Минервой. Холст, масло.
Коллекция Шорра, Лондон.

Сан-Франциско (Сан-Миниато), Церк. Сан-Мишель. — копия (561x700, 116Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сан-Мишель. Церковь Сан-Франциско,
Сан-Миниато, Тоскана.

Юдифь и голова Олоферна. Х,м.208,5х149,5. Музей изящ-х иск-в Валенсии (Испания). Кол-я Королевской академии изящ-х иск-в Сан- Карлоса . (508x700, 118Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Юдифь и голова Олоферна. Холст, масло.
208,5 х 149,5 см. Музей изящных искусств Валенсии. Коллекция Королевской академии
изящных искусств Сан- Карлоса, Испания.

1607 Туалет Венеры и Вулкана. Дер, м. 52 x 62 см. Барон К. Грипенштедт, Бюста, Швеция (700x566, 195Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Туалет Венеры и Вулкана. 1607 г. Дерево, масло. 52 x 62 см.
Собрание барона К. Грипенштедта, Бюсте, Швеция.

Три грации (Follower) Дер, м. 14 х 19 см. Аук Миллон и Ассоциации, 2021. Прод. 2.800 евро (700x493, 95Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), follower. Три грации. Дерево, масло. 14 х 19 см.
Аукционный дом Millon & Associes, Париж, 2021 г. Лот продан за EUR 2.800 евро.

Сусанна и старцы. Х, м. 58,5 х 50 см. ЧС Прод. 1200 австрал. дол. (587x700, 137Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сусанна и старцы. Холст, масло. 58,5 х 50 см.
Частное собрание.

Лето, беременная божественными близнецами Артемидой и Аполлоном,16 в. Х,м.159х112. Музей изящных иск-в, Блуа, ФР. (491x700, 95Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Лето, беременная божественными близнецами
Артемидой и Аполлоном. XVI в. Холст, масло. 159 х 112 см. Музей изящных искусств,
Блуа, Франция.

Купидон вырезает свой лук. Медь, м. 24,8 x 18,4 см. Сотбис НЙ 22.05.2025 г. Прод. 38.100 долларов США (509x700, 96Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Купидон вырезает свой лук. Медь, масло.
24,8 x 18,4 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 22.05.2025 г. Лот продан за $38.100 дол.

Индивидуальный стиль Спрангера, сочетающий элементы нидерландского маньеризма и итальянского влияния, оказал большое влияние на других художников в Праге и за её пределами, главным образом посредством его рисунков, которые широко распространялись через гравюры. Известный гравёр своего времени Хендрик Гольциус с 1583 года использовал многие картины Спрангера для своих произведений. Рисунки Спрангера гравировал Эгидий Саделер. Эти гравюры «произвели переворот в искусстве Северной Европы, названный „шпрангеровской революцией“ и означал начало распространения искусства маньеризма в Нидерландах».

Адам и Ева. Х, м. 60 x 47.5 cm. ЧС (550x700, 130Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Адам и Ева. Холст, масло. 60 x 47,5 см.
Частное собрание.

Аллегория Победы. АТТР. Х, м.  65 х 49 см. Стокгольм. аук. дом, 2022. Прод. 73.627 долларов США) (539x700, 151Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), атрибуция. Аллегория Победы. Холст, масло.
65 х 49 см. Стокгольмский аукционный дом, 2022 г. Лот продан за $73.627 дол.

1610 Венера в кузнице Вулкана. Х, м. 140 х 95 см. ВЕНА (477x700, 102Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера в кузнице Вулкана. 1607-1609 гг.
Холст, масло. 138,5 х 94,5 см. Музей истории искусств, Вена.

Венера и Амур.  Медь, м. 20 х 14 см. Аук Кински 2023. Эст.10.000–20.000 евро (473x700, 132Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Амур. Медь, масло. 20 х 14 см.
Аукционный дом Kinski, Вена, 2023 г. Эстимейт EUR 10.000–20.000 евро.

Леда и лебедь. Дер, м. 105.7 x 138.4 x 4.1 cm. ЧС (700x496, 125Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Леда и лебедь. Дерево, масло. 105,7 x 138,4 x 4,1 см.
Частное собрание.

1609 Отдых Дианы после охоты. Х, м. 129 х 199,5 см. Музей ИЗО искусств, Будапешт. (700x450, 93Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Отдых Дианы после охоты. 1609 г. Холст, масло. 129 х 199,5 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.

1610 Венера и Адонис. Х, м. 118 x 175 см. Гос. замок Духцов, Замковая галерея, кол-я Вальдштейна, Духцов (700x466, 151Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Адонис. 1610 г. Холст, масло. 118 x 175 см.
Государственный замок Духцов, Картинная галерея, коллекция Вальдштейна, Чехия.

1610 Свадьба Пелея и Фетиды. Дер, м. 66,5 x 86,5 см. ЧС (700x584, 209Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), circle. Свадьба Пелея и Фетиды. 1610 г. Дерево, масло. 66,5 x 86,5 см.
Аукционный дом Arthouse Hejtmanek, Прага, 2024 г. Эстимейт 650.000 – 800.000 чешских крон.

1611 до. Апофеоз искусств (Слава, ведущая искусство на Олимп) Х, м. 158х113. Нац гал, Прага (496x700, 147Kb)
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Апофеоз искусств (Слава, ведущая искусство на Олимп).
Копия. До 1611 г. Холст, масло. 158 х 113 см. Национальная галерея, Прага.

Знаменитый художник-гравёр Хендрик Гольциус и другие гравёры создали множество оттисков гравюр по эскизам Бартоломеуса Спрангера, но и сам Спрангер также сделал несколько гравюр самостоятельно, и его работы пользовались большой популярностью примерно в 1600 году. Но об этом смотрите во второй части нашей программы.

ИСТОЧНИКИ

1.Спрангер, Бартоломеус – Википедия

2.Откровенная чувственность на картинах Бартоломеуса

3.Мастер непристойных картин под фиговым листком античности. Маньеризм Бартоломеуса Шпрангера

(Окончание следует)
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕИЯ БАРТОЛОМЕУС СПРАНГЕР / BARTHOLOMAUS SPRANGER (1546-1611), ЧАСТЬ I | Слава44 - Дневник Слава44 | Лента друзей Слава44 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»