ФЛАМАНДСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕИЯ БАРТОЛОМЕУС СПРАНГЕР / BARTHOLOMAUS SPRANGER (1546-1611), ЧАСТЬ I18-09-2025 21:12к комментариям - к полной версии
- понравилось!
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Автопортрет. 1580-1585 гг.
Холст, масло. 62,5 х 45 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер - нидерландский художник и дизайнер, сделавший международную карьеру и сыгравший важную роль в распространении маньеризма в Северной Европе. Родился в 1546 году в Амстердаме. Учился в Антверпене, где попал под влияние Франса Флориса, затем отправился через Францию в Италию, где провёл десять лет (1565–1575), в основном в Риме. После пяти лет, проведённых в Вене, он наконец обосновался в Праге, где в 1581 году был назначен придворным художником императора Рудольфа II. Его картины часто посвящены мифологическим или аллегорическим сюжетам. Они отличаются высоким качеством исполнения и утончённостью - в этом они близки к работам его коллеги, придворного художника Ганса фон Аахена. Спрангер познакомился с писателем-историографом Карелом Ван Мандером в Риме, и благодаря рисункам, которые он ему подарил, его стиль распространился в Харлеме.
Якоб ван дер Ульфт (1621-1689). Амстердам. Площадь Дам с ратушей. 1543 г. Амстердамский музей.
Бартоломеус Спрангер (Шпрангер, Bartholomeus Spranger) родился 21 марта 1546 года в Антверпене и был третьим сыном Иоахима Спрангера и Анны Рёландсинн. Его отец был торговцем, много времени проводил за границей, включая долгое пребывание в Риме. Бартоломеус, проявив интерес к рисованию, поступил в ученики к нидерландскому художнику Яну Мандейну в Антверпене, последователю Иеронима Босха, продолжавшему традиции фантастических изображений и заложившему основы так называемого северного маньеризма в противоположность итальянскому. В мастерской Мандейна Бартоломеус пробыл всего восемнадцать месяцев и после смерти учителя в 1560 году перешёл к Франсу Мостарту, который умер через несколько недель. После этого Бартоломеус два года учился у Корнелиса ван Далема, позднее получал консультации от Марка Дюваля.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Вера. 1546-1611 гг. Дерево, масло. 50,9 х 39,1 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Благоухание. 1546-1611 гг. Дерево, масло. 51,1 х 39 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бичевание Христа. 1561-1611 гг.
Медь, масло. 22,5 х 17 см. Национальная галерея Дании, Копенгаген.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бичевание Христа. 1565 г. Дерево, масло.
Коллекции Дома-музея Ивана Бруски, Ареццо, Италия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бичевание Христа. Фрагмент. 1565 г. Дерево, масло.
Коллекции Дома-музея Ивана Бруски, Ареццо, Италия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Горный пейзаж с отшельником. 1565-1569 гг.
Дерево, масло. 46,5 х 70 см. Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Иероним в пустыне. 1568 г. Дерево, масло. 39 х 53 см.
Музей Каподимонте, Неаполь.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Горный пейзаж с фигурами. 1569 г. Дерево, масло. 46,5 х 67 см.
Кунстхалле, Карлсруэ, Германия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бог Отец, четыре евангелиста и ангел. 1568 г. Фреска.
Церковь Сан-Лоренцо, Сант-Оресте, Италия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святое семейство со Святым Иоанном
Крестителем на пути в Египет. 1569-1570 гг. Медь, масло. 18,5 х 12,5 см.
Палатинская галерея, Флоренция.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Христос в окружении ангелов с символами
Страстей Христовых. 1570 г. Медь, масло. 29,2 x 21,6 см.
Художественная галерея Sphinx Fine Art, Лондон.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бегство в Египет. 1569-1571 гг. Медь, масло. 18,9 х 23,5 см.
Королевский музей изящных искусств, Брюссель.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Христос у колонны. 1572 г.
Медь, масло. 22,5 x 17 см. Частное собрание.
Поскольку его учителя работали в основном как художники-пейзажисты Бартоломеус стал копировать гравюры с картин Франса Флориса и Франческо Пармиджанино. 1 марта 1565 года oн отправился в Париж, где шесть недель работал в мастерской Марка Дюваля, а затем уехал в Лион.
В 1565 году Бартоломеус прибыл в Италию; провёл восемь месяцев в Милане у Бернардино Гатти. Затем три месяца работал в Парме ассистентом Гатти над росписью купола церкви Санта-Мария-делла-Стекката, а также для кардинала Алессандро Фарнезе в Риме. Спрангер принимал участие в оформлении Виллы Фарнезе в Капрароле.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). 1570-1571 гг.
Медь, масло. 116 х 148 см. Галерея Сабауда, Турин.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (1). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (2). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (3). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Страшный суд (Всеобщее правосудие). Фрагмент (4). 1570-1571 гг.
Медь, масло. Галерея Сабауда, Турин.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Обращение Святого Павла. 1572-1573 гг. Медь, масло. 40 х 55 см.
Коллекция библиотеки Амброзиана, Милан.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Георгий и дракон. 1572-1577 гг. Дерево (дуб), масло.
26,7 х 39,5 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Меркурий несёт Психею на Олимп. 1576 г. Холст, масло. 95,3 х 135,4 см.
Аукцион Christies, Лондон, 2017 г. Лот продан за GBP 3 млн. 368 тыс. 750 фунтов стерлингов.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Мученичество Святого Иоанна Богослова.
1574 г. Холст, масло. 150 х 120 см. Базилика Сан-Джованни-ин-Латерано, Рим.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сретение Господне во храме. 1578-1580 гг.
Дерево, масло. 78,5 x 54 см. Музей Мартина фон Вагнера, Университет Вюрцбурга,
Германия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ecce Homo (Христос - Муж скорбей). 1576 г.
Медь, масло. 22,4 x 17,7 см. Художественный музей Сан-Диего, Калифорния, США.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Снятие с креста. 1575 г. Медь, масло. 13 x 10,3 см.
Аукцион Christies, Лондон, 2023 г. Эстимейт GBP 150.000 - 250.000 фунтов.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Оплакивание Христа. 1576 г. Масло, масло. 15 х 12,1 см.
Старая Пинакотека, Мюнхен.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Погребение. 1577-1580 гг. Медь, масло. 16 х 11,3 см.
Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Воскресение Христа. 1576 г. Дерево, масло. 112,5 x 85 см.
Художественная галерея Страховского монастыря ордена премонстрантов, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Мистический брак Святой Екатерины
со Святым Иоанном Крестителем и Святым Иоанном Евангелистом. 1579 г.
Дерево, масло. 82,5 x 66,4 см. Частное собрание.
В Риме Бартоломеус стал протеже художник Джулио Кловио (1498-1578). Он также познакомился с писателем-историографом Карелом ван Мандером (1548-1606), который позже включил биографию Спрангера в «Книгу о художниках», впервые опубликованную в 1604 году.
В 1570 году папа Пий V назначил Спрангера своим придворным художником. Бартоломеус жил и работал в Ватикане. По распоряжению папы писал картины, посвящённые сценам Страстей Христовых, и сделал копию «Страшного суда» Микеланджело (позднее помещённую над первой гробницей папы в Ватикане). Однако в мае 1572 года папа умер и художник некоторое время оставался без работы. В 1572 году по рекомендации Джованни да Болонья Бартоломеус Спрангер получил приглашение прибыть в Вену от императора Священной Римской империи Максимилиана II. Когда Максимилиан скончался в 1576 году Спрангер, будучи уже известным художником, был приглашён ко двору императора Рудольфа II и в 1581 году переехал в Прагу, куда Рудольф II перенёс императорский двор.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бог-Отец со Святым Духом и ангел. 1562 г.
Дерево, масло. 60 х 45,5 см. (овал). Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Лука пишет Мадонну. 1582 г.
Медь, масло. 18,3 x 12 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Марс. 1580-е гг. Холст, масло.
172,7 x 100,3 см. Аукцион Christies, Нью-Йорк, 2002 г.
Лот продан за $336.000 дол.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Анжелика и Медоро. 1581 г.
Холст, масло. 107,5 х 79,5 см. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Современники часто упрекали Спрангера в чрезмерном изображение обнаженной натуры. В основе его сюжетов были классические древнегреческие и древнеримские мифы и легенды, но зачастую они были лишь ширмой для отображения причудливо переплетённых обнажённых персонажей. Его картины представляли своеобразную комбинацию из эротики, аллегорий и претенциозного восхваления Рудольфа II, но подобное творчество было очень востребовано императором, а Спрангер лишь следовал его вкусам.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Одиссей и Цирцея. 1586-1587 гг.
Холст, масло. 108 х 72 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Геркулес, Деянира и кентавр Несс.
1581-1584 гг. Холст, масло. 112 х 82 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Геркулес и Омфала. 1585 г.
Медь, масло. 24 х 19 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Вулкан и Майя. 1585 г. Медь, масло. 23 x 18 см.
Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Нимфа Салмакида и Гермафродит.
1581-1582 гг. Холст, масло. 110 х 81 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Главк и Сцилла. 1581-1582 гг.
Холст, масло. 110 х 81 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Меркурий. 1585 г.
Холст, масло. 110 х 72 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Марс, предупрежденные Меркурием.
1585 г. Холст, масло. 108 х 80 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Одиссей прощается с Цирцеей.
1586-1587 гг. Холст, масло. 110,2 x 73,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Адонис (Адонис отправляется на охоту).
1590 г. Дерево, масло. 135 х 109 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Гермес и Афина. Фреска. 1585 г. D=275 см.
Картинная галерея Пражского Града.
Эгидиус Саделер II (1568-1629). Портрет Бартоломеуса Спрангера с аллегорией на смерть его жены
Кристины Мюллер. 1600 г. Гравюра. Национальная галерея искусства, Вашингтон.
А вот личная жизнь художника не сложилась. В 1584 году в 38 лет он женился в на Кристине Мюллер, молоденькой дочери богатого пражского ювелира, но спустя шесть лет в 1600 году она умерла после смерти их детей, не смогла пережить их смерть. Эта печальная история изображена в «Портрете Бартоломеуса Спрангера с аллегорией на смерть его жены» Эгидиуса Саделера. Больше Спрангер так и не женился, целиком посвятив себя творчеству,
Затем Бартоломеус на некоторое время переехал в Вену, а в 1584 году вернулся в Прагу, где оставался до своей смерти в 1611 году.
Спрангер занимал дом за стенами Пражского замка. У художника сложились близкие отношения с императором Рудольфом, и они проводили много дней вместе в беседах о науках и искусствах. Император регулярно посещал студию Спрангера. В 1588 году он пожаловал Спрангеру герб сюзерена, а в 1595 году-наследственный дворянский титул. В 1602 году, будучи состоятельным человеком, художник посетил Нидерланды, где его принимали с почестями.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Варвара. 1579 г. Дерево, масло. 31,7 x 26,6 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святые Екатерина, Урсула и Маргарита. 1583 г.
Дерево, масло. Художественный музей Блэнтона, Остин, штат Техас, США.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Урсула. 1584 г. Дерево, масло.
160 x 125 см. Литовский художественный музей, Вильнюс.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Урсула. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 144,5 x 79,5 см. Художественная галерея Страховского
монастыря ордена премонстрантов, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Екатерина. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 152 x 92 см. Картинная галерея Пражского Града.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Екатерина. 1584-1586 гг.
Дерево (липа), масло. 86,7 x 65 см. Берлинская картинная галерея.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Елизавета. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 154 x 92 см. Художественная галерея Страховского
монастыря ордена премонстрантов, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Маргарита. 1584-1586 гг.
Дерево, масло. 94,5 х 59,5 см. Картинная галерея замка Рожмберк, Чехия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Агата. 1584-1586 гг. Дерево, масло.
93 x 73,5 см. Картинная галерея замка Рожмберк, Чехия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святая Моника. 1584-1587 гг.
Дерево, масло. 150,5 x 92,5 см. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Сигизмунд и Святой Адальберт.
После 1585 г. Дерево (дуб), масло. 127 х 72 см. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Вацлав и Святой Вит. После 1585 г.
Дерево (дуб), масло. 127 х 72 см. Национальная галерея, Прага.
«РУДОЛЬФИНСКОЕ ИСКУССТВО» В ТВОРЧЕСТВЕ СПРАНГЕРА
На рубеже XVI—XVII веков Прага, столица Священной римской империи, стала одним из главных художественных и научных центров Европы. Император Рудольф II был оригинальной личностью и выдающимся меценатом. К пражскому двору он приглашал «художников и философов, теологов-католиков, алхимиков-протестантов и знатоков иудаизма», учёных математиков и астрономов, среди которых были Джордано Бруно, Тихо Браге и Иоганн Кеплер. Император стремился создать в центре Европы собственный «замкнутый мир ренессансного гуманизма».
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), follower. Пир богов на свадьбе Амура и Психеи 1587 г.
Дерево, масло. 51,1 х 90 см. Аукционный дом Bonhams, Лондон, 2021 г. Лот продан за GBP 5.737 фунтов.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Состязание между Аполлоном и Паном. 1587 г. Дерево, масло.
39,8 х 132,5 см. Германский национальный музей, Нюрнберг.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ангелы, несущие тело Христово. 1587 г.
Медь, масло. 33,7 х 26,6 см. Рейксмузеум, Амстердам.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия на смерть пражского ювелира
Николауса Мюллера (Воскресший Христос, торжествующий над смертью).
1587-1589 гг. Холст, масло. 243 x 160 см. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия на смерть пражского ювелира
Николауса Мюллера (Воскресший Христос, торжествующий над смертью).
Фрагмент (1). 1587-1589 гг. Холст, масло. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия на смерть пражского ювелира
Николауса Мюллера (Воскресший Христос, торжествующий над смертью).
Фрагмент (2). 1587-1589 гг. Холст, масло. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Эпитафия Михаэля Петерле
(Христос, торжествующий над грехом и смертью). 1588 г. Дерево, масло.
150 x 120 см. Тынский храм, Архиепископский дом, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аполлон и Музы. 1590 г. Мрамор, масло. 37 х 49 см.
Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Меркурий и Минерва. 1590-1593 гг. Фреска. D=275 см.
Белая Башня, Пражский Град.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Нептун и Амфитрита. Конец 1590-х гг.
Дерево, масло. 28,9 x 23,2 см. Частное собрание, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святое семейство с младенцем Иоанном.
1587-1588 гг. Холст, масло. 63,5 х 51 см. Музей герцога Антона Ульриха,
Брауншвейг, Германия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сатир и нимфа. 1590-е гг. Медь, масло.
110 х 87 см. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Иаиль убивает военачальника
ханаанского войска Сисара. 1586-1590 гг. Дерево, масло. 70 x 53 см.
Национальная галерея Дании, Копенгаген.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Купидон. Конец 1590-х - начало 1600 гг.
Холст, масло. 80 х 60 см. Музей изящных искусств Труа, Франция.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера, Церера и Бахус. 1590 г.
Холст, масло. 161 x 116 см. Универсальный музей Йоханнеум, Грац, Австрия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Без Цереры и Вакха Венера замёрзла бы («Венера не боится ни Цереры, ни Вакха»). 1590 г. Холст, масло. 161 х 100 см. Музей истории искусств, Вена. Это высказывание «Sine Cerere et Libero friget Venus» впервые появилось в комедии римского драматурга Теренция «Евнух».
Однако «значение деятельности Спрангера выходило далеко за пределы Праги». Спрангер познакомил Северную Европу с итальянским маньеризмом, но он также изучал новые тенденции в искусстве и был вдохновлён зарождающимся стилем барокко. Поэтому именно Спрангера в отличие от других рудольфинцев считают предшественником многих барочных живописцев как, например, своего соотечественника Питера Пауля Рубенса. Работая в Праге в качестве придворного художника императора Священной Римской империи Рудольфа II, он ответил на эстетические предпочтения своего покровителя, разработав версию экстремального стиля, полного тщеславия, капризов, претенциозности и экспрессии, который стал известен как «северный маньеризм».
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Христос, спаситель мира. 1590-е гг.
Дерево, темпера. 32,5 х 25,5 см. Музей Энгра, Монтобан, Франция.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Noli Me Tangere («Не прикасайся ко мне»).
1591 г. Холст, масло. 128,5 x 97,3 см. Национальный музей искусств Румынии,
Бухарест.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святое семейство со Святым Иоанном
и ангелом. Конец XVI в. Холст, масло. 107 х 78 см. Музей Феша, г. Аяччо,
остров Корсика.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Минерва защищает науки и искусства,
побеждая невежество. 1591 г. Холст, масло. 163 х 117 cм.
Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория императора Рудольфа II. 1592 г.
Медь, масло. 24,5 x 19,7 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория Справедливости и Благоразумия.
1595-1601 гг. Холст, масло. 131 х 106 см. Лувр, Париж.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Поклонение волхвов. 1590 г. Холст, масло.
199,8 х 143,7 см. Национальная галерея, Лондон.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Три Марии у гробницы 1598 г. Дерево, масло. 221 х 70 см.
Музей истории искусств, Вена.
«Три Марии у гроба» — одна из двух створок алтаря, уцелевших после разграбления собора иконоборцами в 1619 году. Когда триптих открыт, левая створка — это «Три Марии у гроба» Спрангера, правая створка – «Христос на пути в Эммаус» Йозефа Хайнца Старшего.
Спрангер использовал в этих целях традиционные аллегории и символы, мифологические сюжеты и персонажи, но интерпретировал с необычной экспрессивностью и даже деформацией, типичными для эпохи маньеризма с его тягой к мистике и алхимии. Знаменитый австрийский историк искусства Отто Бенеш, анализируя отношения науки и искусства в этот период, писал: «Если в Италии мощный реализм Караваджо покончил с маньеризмом в первые же годы XVII века, то в остальной Европе он ещё сохранился, незаметно, словно в сумерках, сливаясь с началом барокко». И далее, о картине Спрангера «Минерва защищает науки и искусства, побеждая невежество»: «Мир его художественных форм по своей сложности соперничает с самыми запутанными вычислениями астрономов и математиков», художник стремится «передавать отвлечённые движения, подобные геометрическим чертежам… Картина представляет собой сложный механизм из неустойчивых, слегка касающихся друг друга, крайне подвижных форм. Они изгибаются в пространстве серпентинами, параболами и гиперболами».
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ванитас-путто с черепом и песочными часами. 1597-1602 гг.
Холст, масло. 68,5 х 96,5 см. Вавельский королевский замок, Краков.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Грехопадение, или Изгнание из Рая (Адам и Ева).
1593-1595 гг. Холст, масло. 126 х 79 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Геракл и Омфала. 1595 г. Холст, масло.
Картинная галерея Пражского Града.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Диана (Луна). 1595-1605 гг. Холст, масло.
69,2 x 52 см. Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Меркурий завязывают глаза Купидону.
1597 г. Холст на дереве, масло. 89,1 х 69,1 см. Германский нац. музей, Нюрнберг.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Юпитер и Антиопа. 1595-1597 гг. Холст, масло.
120 х 89 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Бахус и Венера. 1597-1600 гг. Холст, масло.
172 x 114 см. Государственный музей Нижней Саксонии, Ганновер, Германия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Адонис (объятия влюбленных).
1595-1597 гг. Холст, масло. 163 х 104,3 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Марс, Венера и Купидон. 1597 г. Холст, масло.
163 х 106 см. Старая галерея Замок Эггенберг Универсальный музей Йоханнеум.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Меркурий. Копия. 1600 г.
Дерево (дуб), масло. 46 х 31,5 см. Германский национальный музей, Нюрнберг.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Триумф Венеры. 1600 г.
Холст, масло. 159,4 х 91,1 см. Аукцион Christie’s, Лондон, 2015 г.
Лот продан GBP 362.500 фунтов.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), circle. Аллегория Фортуны. 1600-1625 гг.
Дерево (дуб), масло. 108 х 70,3 см. Национальный музей, Варшава.
Спрангер снабжал императора непрерывным потоком картин с изображением мифологических сцен с обнажёнными телами, а также произведениями, в которых превозносились достоинства Рудольфа как правителя. Примером произведений, сочетающих самым странным образом элементы эротики, политики и эзотерической философии, является картина «Аллегория добродетелей Рудольфа II», на которой изображена древнеримская богиня войны Беллона, сидящая на земном шаре в окружении Венеры, Амура, Афины и Вакха и эмблем, символизирующих Венгрию и хорватскую реку Сава, приток Дуная. Идея заключается в том, что империя находится в безопасности благодаря правлению Рудольфа.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Портрет Бога (Portrait of a God). 1601 г.
Холст, масло. 50 x 38 см. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Крещение Христа. 1603 г. Дерево, масло.
102 х 88 см. Национальный музей, Вроцлав.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Купидон, спасающий Психею. 1599 г.
Медь, масло. 63 х 47,5 см. Государственный музей истории искусства и культуры,
Ольденбург, Германия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Святой Себастьян. 1601 г. Дерево, масло.
156 x 118 см. Церковь Святого Фомы, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Смерть Лукреции. До 1600 г. Втор. пол. XVI в.
Дерево, масло. 68,5 х 52,7 см. Музей коллекции Иоанна Павла II, Варшава.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория триумфа империи Габсбургов
над турками. 1604-1610 гг. Дерево, масло. 165,1 х 104,5 см. Частное собрание.
В экспозиции Картинной галереи Пражского Града.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Аллегория судьбы Ганса Монта. 1607 г.
Медь, масло. 52,5 x 43,5 см. Картинная галерея Пражского Града.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Самоубийство Софонисбы. 1605 г.
Холст, масло. 125,5 х 97 см. Национальная галерея, Прага.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Весталка Тучча. После 1605 г. Дерево, масло.
61 x 46,5 см. Частное собрание, Нью-Йорк.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), атрибуция. Ромул и Рем с весталкой Туччей.
Холст, масло. 77 х 62 см. Аукционный дом Hampel Fine Art Auctions, Мюнхен, 2016.
Лот продан за EUR 10.300 евро.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), Рулант Саверей (1575-1639). Актеон застаёт Диану за купанием в лесу.
Холст, масло. 87,5 х 133 см. Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Портрет Зденко Адальберта Попеля,
1-го князя Лобковица (1568–1628). 1599-1605 гг. Холст, масло. 60 х 45 см.
Национальная галерея, Прага. Коллекции Лобковица.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Ничто так не радует страждущего, как лекарь
(Фавн-целитель). Барельеф. Дерево. 32,5 x 27 x 4 см. Колледж оптометристов
(College of Optometrists), Лондон.
Спрангер также работал скульптором. Возможно, он приобрел навыки скульптура благодаря сотрудничеству с фламандским скульптором Гансом де Монтом, который также числился при пражском дворе. После того, как Монт около 1581 года покинул Прагу из-за ухудшения зрения, Спрангер, по-видимому, периодически выполнял скульптурные работы, по крайней мере, до тех пор, пока Врис, Адриан де Адриан де Врис не прибыл в Прагу в 1601 году. Терракотовый рельеф «Тело Христа, поддерживаемое ангелом» (Галерея Курто, Лондон) выполнен его рукой. В музее Уолтерса (США) хранится бронзовая скульптура «Ахелой и Деянира», приписываемая Спрангеру.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Тайная вечеря. Бумага, гуашь. 16,5 х 11 см.
Аукционный дом Millon & Associes, Париж, 2018 г.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Отдых на пути в Египет. Холст, масло. 105 х 82 см.
Аукцион Neumeister Auctions, Мюнхен, 24.09.2025 г. Эстимейт EUR 12.000–18.000 евро.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сан-Мишель. Церковь Сан-Франциско,
Сан-Миниато, Тоскана.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Юдифь и голова Олоферна. Холст, масло.
208,5 х 149,5 см. Музей изящных искусств Валенсии. Коллекция Королевской академии
изящных искусств Сан- Карлоса, Испания.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Туалет Венеры и Вулкана. 1607 г. Дерево, масло. 52 x 62 см.
Собрание барона К. Грипенштедта, Бюсте, Швеция.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), follower. Три грации. Дерево, масло. 14 х 19 см.
Аукционный дом Millon & Associes, Париж, 2021 г. Лот продан за EUR 2.800 евро.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Сусанна и старцы. Холст, масло. 58,5 х 50 см.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Лето, беременная божественными близнецами
Артемидой и Аполлоном. XVI в. Холст, масло. 159 х 112 см. Музей изящных искусств,
Блуа, Франция.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Купидон вырезает свой лук. Медь, масло.
24,8 x 18,4 см. Аукцион Sotheby’s, Нью-Йорк, 22.05.2025 г. Лот продан за $38.100 дол.
Индивидуальный стиль Спрангера, сочетающий элементы нидерландского маньеризма и итальянского влияния, оказал большое влияние на других художников в Праге и за её пределами, главным образом посредством его рисунков, которые широко распространялись через гравюры. Известный гравёр своего времени Хендрик Гольциус с 1583 года использовал многие картины Спрангера для своих произведений. Рисунки Спрангера гравировал Эгидий Саделер. Эти гравюры «произвели переворот в искусстве Северной Европы, названный „шпрангеровской революцией“ и означал начало распространения искусства маньеризма в Нидерландах».
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Адам и Ева. Холст, масло. 60 x 47,5 см.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), атрибуция. Аллегория Победы. Холст, масло.
65 х 49 см. Стокгольмский аукционный дом, 2022 г. Лот продан за $73.627 дол.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера в кузнице Вулкана. 1607-1609 гг.
Холст, масло. 138,5 х 94,5 см. Музей истории искусств, Вена.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Амур. Медь, масло. 20 х 14 см.
Аукционный дом Kinski, Вена, 2023 г. Эстимейт EUR 10.000–20.000 евро.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Леда и лебедь. Дерево, масло. 105,7 x 138,4 x 4,1 см.
Частное собрание.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Отдых Дианы после охоты. 1609 г. Холст, масло. 129 х 199,5 см.
Музей изобразительных искусств, Будапешт.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Венера и Адонис. 1610 г. Холст, масло. 118 x 175 см.
Государственный замок Духцов, Картинная галерея, коллекция Вальдштейна, Чехия.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611), circle. Свадьба Пелея и Фетиды. 1610 г. Дерево, масло. 66,5 x 86,5 см.
Аукционный дом Arthouse Hejtmanek, Прага, 2024 г. Эстимейт 650.000 – 800.000 чешских крон.
Бартоломеус Спрангер (1546-1611). Апофеоз искусств (Слава, ведущая искусство на Олимп).
Копия. До 1611 г. Холст, масло. 158 х 113 см. Национальная галерея, Прага.
Знаменитый художник-гравёр Хендрик Гольциус и другие гравёры создали множество оттисков гравюр по эскизам Бартоломеуса Спрангера, но и сам Спрангер также сделал несколько гравюр самостоятельно, и его работы пользовались большой популярностью примерно в 1600 году. Но об этом смотрите во второй части нашей программы.