• Авторизация


Без заголовка 29-09-2025 22:25 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Stefaniia-Stefa Оригинальное сообщение

«Лунная соната» Бетховена: печальная история рождения шедевра



 

«Лунная соната» Бетховена: печальная история рождения шедевра

Таинственная и чудесная «Лунная соната» у многих ассоциируется с красотой природы, лунным светом, творческим вдохновением. Но на самом деле это произведение – совсем о другом: об огромной внутренней боли, угасании, безнадежности и отчаянии. Да и само название «Лунная соната» присвоено вовсе не Бетховеном: автор назвал его куда прозаичнее – «Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27, № 2». Познакомимся с настоящей историей этого бессмертного произведения.

Структура «Сонаты № 14»

Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен написал «Сонату» в 1801–1802 годах, когда ему было чуть больше 30 лет. Она получила порядковый номер 14 и вошла в опус 27 вместе с еще одной сонатой (номер 13). Обе сонаты (13 и 14) имеют заголовок Sonata quasi una fantasia – «В духе фантазии». Этим автор хотел подчеркнуть, что их форма отличается от композиции принятого в те времена классического сонатного цикла.

Партитура «Сонаты № 14»
Партитура «Сонаты № 14»

"Лунная соната Беховена"

«Лунная соната» Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27, 
«Соната № 14» делится на три части. Первая – как раз та самая известная часть, озаглавленная как «Лунная», написана в темпе adagio sostenuto (удержанное, расширенное адажио). Она звучит медленно, протяженно, сумрачно, почти скорбно и, по словам музыкально критика Александра Серова, выражает «смертельное уныние».
Бетховен Лунная соната (ч.3).




С первой частью резко контрастирует вторая, написанная в темпе allegretto (умеренный темп). Неискушенному слуху может показаться, что она звучит бодро, почти весело.



И в третьей части мелодия переходит в presto agitato («быстро взволнованно»), играется в весьма быстром темпе. Таким образом, общая продолжительность звучания всей «Сонаты № 14» составляет примерно 16 минут.

-2



Все три части настолько не похожи одна на другую, что незнающий вряд ли заключит, что это одно произведение. Многие начинающие пианисты во время обучения стремятся исполнить именно первую часть. Вторая и третья требуют значительного мастерства и не подходят большинству новичков.

Название «Лунная» присвоил немецкий музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году – то есть спустя пять лет после смерти Бетховена. Он сравнил произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером» (озеро в центральной части Швейцарии).

 

Долгий путь в тишину

А теперь – об истории появления шедевра. В 1796 году с Бетховеном произошло, пожалуй, худшее, что может случиться с талантливым музыкантом и композитором: он начал терять слух. Ему было всего 26 лет.

Дом Бетховена в Хайлигенштадте
Дом Бетховена в Хайлигенштадте

Первыми симптомами надвигающегося несчастья стал тиннитус – ощущение звона, свиста и других посторонних шумов в ушах. По настоянию врачей Бетховен переехал в маленький городок Хайлигенштадт, чтобы пожить в тишине и покое. Но не помогло. Музыкант продолжал медленно, но неумолимо терять слух, ему становилось трудно не только сочинять музыку, но и общаться с людьми.

К моменту написания «Лунной сонаты» Бетховен уже понимал, что потеря слуха необратима. Его психологическое состояние стало критическим, он даже подумывал покончить с жизнью. И в этом произведении звучит вовсе не восхищение лунной ночью и красивой природой, а боль и страх от неизбежного окончания музыкальной карьеры (как оказалось позже, карьера его не закончилась с глухотой и он продолжал творить) и ужас при мысли о том, что он больше не сможет ни слушать, ни писать, ни исполнять музыку.

Бетховен в 1801 году
Бетховен в 1801 году

Можно представить, какие душевные муки испытывал гений в этот период. Он стал угрюм и замкнут, редко выходил из дома. В общении с окружающими ему помогали слуховые трубки, изготовленные его другом – механиком Мельцелем (кстати, Мельцель прославился и другим изобретением, знакомым каждому музыканту: метрономом).


Таинственная возлюбленная

Но говорят, беда не приходит одна. И надвигающаяся глухота стала не единственной причиной скорби Бетховена в период написания «Сонаты». В это произведение он также вложил любовные муки.

«Лунная соната» имеет посвящение конкретному человеку: 18-летней Джульетте Гвиччарди. Джульетта имела итальянское происхождение, но в 17 лет переехала в Вену к родственникам матери. У Бетховена она стала брать частные уроки музыки, причем композитор не брал с нее денег за занятия. Но Джульетта вместо денег дарила ему сорочки, вышитые ее собственными руками. По всей вероятности, вскоре композитор влюбился в свою юную и талантливую ученицу.

Джульетта Гвиччарди
Джульетта Гвиччарди

Некоторые его биографы полагают, что именно она была загадочной «бессмертной возлюбленной», которой музыкант адресовал свое неотправленное письмо (оно было найдено в его шкафу в 1840 году – спустя годы после его смерти). Впрочем, это лишь предположение. Часть исследователей считает, что он мог посвятить письмо другой своей ученице – Джозефине Брунсвик (или даже ее сестре Терезе), другие называют несостоявшейся получательницей Антонию Брентано, дочь венского коллекционера.

Вот фрагмент этого письма:

    «Даже в постели мысли мои летят к тебе, Бессмертная Любовь моя! Меня охватывает то радость, то грусть в ожидании того, что готовит нам судьба. Я могу жить либо с тобой, либо не жить вовсе»

Ясно одно: некая таинственная любовь у композитора точно была в 1801 году, когда он занимался музыкой с Джульеттой. Возможно, ей была именно она. 16 ноября 1801 года он отправил письмо своему другу Францу Вегелеру, в котором писал, что влюблен в «милую и очаровательную девушку». Не исключено, что поначалу и она проявляла к нему интерес.

Первое издание с посввящением

Первое издание с посввящением

В любом случае, роман не получил дальнейшего развития: Джульетта вскоре увлеклась другим композитором – графом Галленбергом. В 1803 году они поженились и уехали в Италию. Впрочем, в 1821 году Джульетта оставил мужа и вернулась в Австрию. Известно, что она испытывала материальные трудности и обратилась за помощью к Бетховену. Но композитор ей по какой-то причине отказал.

Можно предположить, что любовь к Джульетте (разделенная или нет) стала источником вдохновения для великого композитора при написании «Лунной сонаты». Не зря готовую работу он посвятил именно ей.
 

https://dzen.ru/xronoscio

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Русиночка-Руся - Русиночка | Лента друзей Русиночка-Руся / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»