«Лунная соната» Бетховена: печальная история рождения шедевра
Таинственная и чудесная «Лунная соната» у многих ассоциируется с красотой природы, лунным светом, творческим вдохновением. Но на самом деле это произведение – совсем о другом: об огромной внутренней боли, угасании, безнадежности и отчаянии. Да и само название «Лунная соната» присвоено вовсе не Бетховеном: автор назвал его куда прозаичнее – «Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, op. 27, № 2». Познакомимся с настоящей историей этого бессмертного произведения.
Структура «Сонаты № 14»
Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен написал «Сонату» в 1801–1802 годах, когда ему было чуть больше 30 лет. Она получила порядковый номер 14 и вошла в опус 27 вместе с еще одной сонатой (номер 13). Обе сонаты (13 и 14) имеют заголовок Sonata quasi una fantasia – «В духе фантазии». Этим автор хотел подчеркнуть, что их форма отличается от композиции принятого в те времена классического сонатного цикла.
Партитура «Сонаты № 14»
"Лунная соната Беховена"
«Лунная соната» Соната для фортепиано № 14 до-диез минор, ор. 27,
«Соната № 14» делится на три части. Первая – как раз та самая известная часть, озаглавленная как «Лунная», написана в темпе adagio sostenuto (удержанное, расширенное адажио). Она звучит медленно, протяженно, сумрачно, почти скорбно и, по словам музыкально критика Александра Серова, выражает «смертельное уныние».
Бетховен Лунная соната (ч.3).
С первой частью резко контрастирует вторая, написанная в темпе allegretto (умеренный темп). Неискушенному слуху может показаться, что она звучит бодро, почти весело.
И в третьей части мелодия переходит в presto agitato («быстро взволнованно»), играется в весьма быстром темпе. Таким образом, общая продолжительность звучания всей «Сонаты № 14» составляет примерно 16 минут.
Все три части настолько не похожи одна на другую, что незнающий вряд ли заключит, что это одно произведение. Многие начинающие пианисты во время обучения стремятся исполнить именно первую часть. Вторая и третья требуют значительного мастерства и не подходят большинству новичков.
Название «Лунная» присвоил немецкий музыкальный критик Людвиг Рельштаб в 1832 году – то есть спустя пять лет после смерти Бетховена. Он сравнил произведение с «лунным светом над Фирвальдштетским озером» (озеро в центральной части Швейцарии).
Долгий путь в тишину
А теперь – об истории появления шедевра. В 1796 году с Бетховеном произошло, пожалуй, худшее, что может случиться с талантливым музыкантом и композитором: он начал терять слух. Ему было всего 26 лет.
Дом Бетховена в Хайлигенштадте
Первыми симптомами надвигающегося несчастья стал тиннитус – ощущение звона, свиста и других посторонних шумов в ушах. По настоянию врачей Бетховен переехал в маленький городок Хайлигенштадт, чтобы пожить в тишине и покое. Но не помогло. Музыкант продолжал медленно, но неумолимо терять слух, ему становилось трудно не только сочинять музыку, но и общаться с людьми.
К моменту написания «Лунной сонаты» Бетховен уже понимал, что потеря слуха необратима. Его психологическое состояние стало критическим, он даже подумывал покончить с жизнью. И в этом произведении звучит вовсе не восхищение лунной ночью и красивой природой, а боль и страх от неизбежного окончания музыкальной карьеры (как оказалось позже, карьера его не закончилась с глухотой и он продолжал творить) и ужас при мысли о том, что он больше не сможет ни слушать, ни писать, ни исполнять музыку.
Бетховен в 1801 году
Можно представить, какие душевные муки испытывал гений в этот период. Он стал угрюм и замкнут, редко выходил из дома. В общении с окружающими ему помогали слуховые трубки, изготовленные его другом – механиком Мельцелем (кстати, Мельцель прославился и другим изобретением, знакомым каждому музыканту: метрономом).
Таинственная возлюбленная
Но говорят, беда не приходит одна. И надвигающаяся глухота стала не единственной причиной скорби Бетховена в период написания «Сонаты». В это произведение он также вложил любовные муки.
«Лунная соната» имеет посвящение конкретному человеку: 18-летней Джульетте Гвиччарди. Джульетта имела итальянское происхождение, но в 17 лет переехала в Вену к родственникам матери. У Бетховена она стала брать частные уроки музыки, причем композитор не брал с нее денег за занятия. Но Джульетта вместо денег дарила ему сорочки, вышитые ее собственными руками. По всей вероятности, вскоре композитор влюбился в свою юную и талантливую ученицу.
Джульетта Гвиччарди
Некоторые его биографы полагают, что именно она была загадочной «бессмертной возлюбленной», которой музыкант адресовал свое неотправленное письмо (оно было найдено в его шкафу в 1840 году – спустя годы после его смерти). Впрочем, это лишь предположение. Часть исследователей считает, что он мог посвятить письмо другой своей ученице – Джозефине Брунсвик (или даже ее сестре Терезе), другие называют несостоявшейся получательницей Антонию Брентано, дочь венского коллекционера.
Вот фрагмент этого письма:
«Даже в постели мысли мои летят к тебе, Бессмертная Любовь моя! Меня охватывает то радость, то грусть в ожидании того, что готовит нам судьба. Я могу жить либо с тобой, либо не жить вовсе»
Ясно одно: некая таинственная любовь у композитора точно была в 1801 году, когда он занимался музыкой с Джульеттой. Возможно, ей была именно она. 16 ноября 1801 года он отправил письмо своему другу Францу Вегелеру, в котором писал, что влюблен в «милую и очаровательную девушку». Не исключено, что поначалу и она проявляла к нему интерес.
Первое издание с посввящением
В любом случае, роман не получил дальнейшего развития: Джульетта вскоре увлеклась другим композитором – графом Галленбергом. В 1803 году они поженились и уехали в Италию. Впрочем, в 1821 году Джульетта оставил мужа и вернулась в Австрию. Известно, что она испытывала материальные трудности и обратилась за помощью к Бетховену. Но композитор ей по какой-то причине отказал.
Можно предположить, что любовь к Джульетте (разделенная или нет) стала источником вдохновения для великого композитора при написании «Лунной сонаты». Не зря готовую работу он посвятил именно ей.