Лейтенант американского флота решает обзавестись японской подругой на то время, что его корабль стоит в порту Нагасаки. Пользуясь простотой японских законов о браке и разводе, он женится на пятнадцатилетней гейше Чио-Чио-сан по прозвищу Бабочка-Баттерфляй, сохранив за собой право в любой момент расторгнуть брачный контракт... Лирическая драма, полно и многогранно раскрывающая образ главной героини. Чередование певучих кантиленных арий и выразительных речитативов, объединяемых в широкие сцены, что вообще свойственно оперной манере Пуччини, особенно характерно для «Мадам Баттерфляй». В музыке оперы использовано несколько подлинно японских мелодий, органично вплетённых в музыкальную ткань. Либретто Луиджи Иллики и Джузеппе Джакозы. По мотивам драмы Давида Беласко «Гейша», написанной по мотивам одноимённой журнальной повести Джона Лютера Лонга. Японская трагедия. В России известна под названием «Чио-Чио-сан».

В рассказе Лонга лейтенант военно-морского флота США Бенджамин Франклин Пинкертон женится на юной гейше Чио-Чио-Сан по прозвищу «мадам Баттерфляй» и вынуждает ее отказаться от всех связей с друзьями и родственниками. Наивная бабочка уверена, что ее брак настоящий и горячо любит мужа. Пинкертон покидает Нагасаки вместе с кораблем, на котором служит и обещает вернуться. Когда у Чио-Чио-Сан рождается ребенок, она называет его Беда и планирует заменить имя на Джой (анг. Надежда), когда воссоединится с мужем. Корабль Пинкертона наконец возвращается. Баттерфляй узнает, что он женился на американке, которая хочет забрать ее ребенка в США. Чио-Чио-Сан пытается покончить с собой, но выживает, благодаря дилетантскому, но трогательному финалу.
Опера Пуччини. Мадам Баттерфляй. Выпущено: Германия (ФРГ).
А начиналось все так… Джакомо Пуччини не говорил по-английски. Тем не менее, прославленный композитор «Богемы» и «Тоски» отправился в 1900 году в лондонский театр, чтобы посмотреть одноактную пьесу о гейше, брошенной американским мужем. Трагическая история поразила его: он бросился за кулисы, чтобы просить драматурга позволить ему превратить «Мадам Баттерфляй» в оперу.