Творчество художника Аполлинария Михайловича Васнецова можно назвать действительно многообразным. В нем удивительным образом сочетаются как яркие этюды родных просторов, картины, наполненные глубоким философским смыслом, так и зарисовки из истории Москвы.

"Ахтырка". 1880 год.
Младший брат Виктора Васнецова, он изначально становиться художником не намеревался. В своих дневниках он честно писал, что больше всего тяготеет к науке. Это уже после живопись постепенно начала входить в его жизнь, сначала благодаря его старшему брату, который в то время уже учился в Академии художеств, а затем под впечатлением от кружка Саввы Мамонтова, проходивших в имении в Абрамцево, где собирались видные литераторы, музыканты и, конечно же, художники. Горячие споры об искусстве натолкнули Аполлинария Васнецова на мысль посвятить свою жизнь творчеству.

"Новодевичий монастырь. Башни". 1926 год.

"Флигель в Найденовском парке". 1920-е гг.

"Демьяново. В тени лип". 1907 год.

"Симонов монастырь. Облака и золотые купола*. 1927 год.

"Ярославль. Слобода Коровники". 1911 год.
Начиная с этого момента, берет частные уроки сначала у своего брата, а потом познакомившись с работами И. Репина, И. Шишкина и А. Куинджи, увлекается пейзажами. В его ранних работах прослеживается влияние старших коллег. Своего уникального почерка пока нет, он появится намного позже. А пока, что это действительно стоящие и правдивые по цвету и тону изображения.

"Новодевичий монастырь. Собор". 1926 год.

"Церковь Вознесения. Село Коломенское". 1927 год.

"Гроза идёт (Лето)". 1911 год.

"Москва-река. Село Коломенское". 1927 год.

"Ахтырка. Вид усадьбы". 1894 год.
Множество пейзажей написано художником в окраинах села Абрамцево. Также неизгладимое впечатление на мастера оставили его родные с детства места, к которым он не раз возвращался в своем творчестве.
«Природа, окружавшая меня с детства, воспитала во мне живописца. Местность моей родины, с. Рябово, была живописна и разнообразна» (А. Васнецов).

"Крымский пейзаж". 1890 год.

"Кипарисы. Крым". 1924-1925 год.

"Горный пейзаж". 1895 год.

"Чаша моря". 1924-1925 год.

"Крым". 1890 год.
Сначала это были ученические этюды, затем постепенно раскрывался талант и появилось свое уникальное самобытное звучание. Переломным моментом перехода от новичка в своем деле к признанию Васнецова молодым подающим надежды художником стало приобретение П. Третьяковым картины "Серый день".

"Крымский вид". 1893 год.

"Сосны. Абрамцево". 1880-1886 год.

"Демьяново. Дача, где я жил". 1903-1917 год.

"Царский пруд. Демьяново". 1915 год.

"Цветущий луг". 1882-1885 год.
Большой цикл произведений Васнецова посвящен природе Среднего и Южного Урала. Свои впечатления от поездки в эти удивительные места, художник описал в очерке "Из поездки на Урал":
«Если леса, то они здесь выросли страшные, дремучие; и холмы поднялись до облаков; и реки потекли многоводные, до черноты глубокие, могучими извивами теряясь на горизонте; а дали раскинулись на многие десятки верст, далеко уходя в холодную синеву».

"Лес".

"Сумрачный день". 1919 год.

"Демьяново. К вечеру в поле". Между 1903-1917 гг.

"Летний день". 1880-е гг.

"Рыбаки". 1886-1887 гг.
Аполлинарий Васнецов много путешествовал. Поднимался на высокие горы, чтобы оттуда запечатлеть невероятные и необъятные просторы, забирался в непролазные дебри, посетил Урал, Кавказ и Крым. И ото всюду привозил огромное множество разнообразных этюдов, где на кусочках картона делал пометки о составных смесях красок, чтобы потом в тиши мастерской повторить на холстах увиденные мотивы. Художник едет в Феодосию, чтобы собственными глазами наблюдать, как будут меняться краски неба при затмении.

"Летний день".

"Облака". 1890-1900 гг.

"Северный пейзаж". 1902 год.

"Лесная тропинка. Абрамцево". 1885 год.

"Абрамцево". 1880-е гг.

"Радуга в облаках". 1890-1900 гг.
Мало кто из художников так рьяно и самозабвенно относился к своей профессии. Аполлинария Васнецова увлекало и захватывало так много всего в этой жизни, и каждому своему интересу он уделял все свое внимание. Будь то пейзажи или история города Москвы.

"Тополь" 1887 год.
Спасибо за внимание! Продолжение следует...
Источник