• Авторизация


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСААКОМ ЛЕВИТАНОМ КАРТИНЫ "У ОМУТА" 24-09-2025 07:29 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Прошлым летом мы с семьей побывали в путешествии, которое назвали «По следам знаменитых художников». Мне хотелось посмотреть на места, вдохновлявшие живописцев, хоть немного прикоснуться к тому миру, который заставлял их браться за кисти. И этот рассказ об одном из приключений, ждавших нас в этой поездке.

Весной 1891 года Исаак Ильич Левитан (1860-1900) приехал в Тверскую губернию по приглашению Лики Мизиновой. Лидия Стахиевна Мизинова (1870-1937) преподавала вместе с Марией Павловной Чеховой в гимназии Ржевской, дружила со всей семьей Чеховых. А поскольку по воспоминаниям её подруги Татьяны Щепкиной-Куперник «Лика была девушкой необыкновенной красоты. Настоящая «Царевна-Лебедь» из русских сказок», ею были очарованы и Левитан, и братья Чеховы, а Антон Павлович даже хотел на ней жениться. Но этого, как известно, не случилось.

1 (671x636, 130Kb)
Лидия Стахиевна Мизинова (в замужестве – Санина), русская певица, актриса, переводчица, мемуарист. Фотография

Дедом Лики был Александр Тихонович Юргенев, дом которого был перевезен из деревни Подсосонье в музей в Берново. Со слов экскурсовода, Левитан бывал в этом доме в гостях.

2 (670x502, 438Kb)
Дом помещика Юргенева. Фотография из Музея А.С. Пушкина в Берново, июнь 2024

А детство Лики проходило также рядом с Берново в имении её тети Серафимы Александровны Панафидиной. Вот сюда, в Курово-Покровское, она и позвала Левитана поработать на природе.

Художник приехал с Софьей Петровной Кувшинниковой (1847-1907) и поселился в небольшой деревеньке Затишье, рядом с имением Курово-Покровское. Отсюда он пишет Антону Павловичу Чехову 29 мая 1891 года:

«Пишу тебе из того очаровательного уголка земли, где все, начиная с воздуха и кончая, прости господи, последней что ни на есть букашкой на земле, проникнуто ею, ею божественной Ликой!
Ее еще пока нет, но она будет здесь, ибо она любит не тебя, белобрысого, а меня, волканическаго брюнета, и приедет только туда, где я. Больно тебе все это читать, но из любви к правде я не мог этого скрыть.
Поселились мы в Тверской губернии вблизи усадьбы Панафидина, дяди Лики, и, говоря по совести, выбрал я место не совсем удачно. В первый мой приезд сюда мне все показалось здесь очень милым, а теперь совершенно обратное, хожу и удивляюсь, как могло мне все это понравиться. Сплошной я психопат!»


3 (670x426, 292Kb)
Исаак Левитан. Лето. 1891 Холст, масло 82 х 127. Частное собрание

Надо сказать, что переписка друзей полна самоиронии и добрым взаимным подшучиванием.
Из следующего письма, датированного июнем 1991 года, узнаем, что Лика всё же приехала и Левитан нашел «довольно интересные мотивы»:

«С переменой погоды стало здесь интересней, явились довольно интересные мотивы. В предыдущие мрачные дни, когда охотно сиделось дома, я внимательно прочел еще раз твои «Пестрые рассказы» и «В сумерках», и ты поразил меня как пейзажист. Я не говорю о массе очень интересных мыслей, но пейзажи в них это верх совершенства, например, в рассказе «Счастье» картины степи, курганов, овец поразительны. Я вчера прочел этот рассказ вслух Софье Петровне и Лике, и они обе были в восторге. Замечаешь, какой я великодушный, читаю твои рассказы Лике и восторгаюсь! Вот где настоящая добродетель!»

А заинтересовала его речка Тьма и вид омута недалеко от старой развалившейся мельницы. Когда художник стал делать карандашный набросок, ему рассказали легенду про этот омут.

4 (670x442, 392Kb)
Исаак Левитан. У омута. 1891. Картон серый, графитный карандаш. 32,5 x 48. Государственная Третьяковская галерея

По одной из версий, он услышал рассказ от местных жителей, по другой – историю ему поведала баронесса Вульф, чьё имение и располагалось рядом с Берново и где сейчас находится музей.

По преданию, у прадеда баронессы был крепостной, который влюбился в дочь мельника Наташу, и их любовь была взаимной. Но барину это не понравилось, и он отправил влюбленного юношу в солдаты. А Наташа не вынесла разлуки и утопилась.
Более того Левитану стало известно, что эта легенда вдохновила Александра Сергеевича Пушкина (1799-1837) на создание поэмы «Русалка». Правда, у Пушкина река Тьма превратилась в Днепр, а крепостной в князя, вынужденного жениться на другой. Но девушка всё же утопилась:

Александр Пушкин
Русалка (отрывок)


По камушкам по желтому песочку
Пробегала быстрая речка,
В быстрой речке гуляют две рыбки,
Две рыбки, две малые плотицы.
А слышала ль ты, рыбка-сестрица,
Про вести-то наши, про речные?
Как вечор у нас красна девица топилась,
Утопая, мила друга проклинала.


А Александр Сергеевич не раз гостил в этих местах: останавливался он в имении Малинники у Прасковьи Александровны Осиповой-Вульф, своей соседки по Тригорскому.

5 (670x502, 414Kb)
Фотография с места, где располагалась усадьба Малинники, июнь 2024

Сейчас на месте дома в усадьбе Малинники, где останавливался Пушкин, – остатки фундамента.

6 (670x502, 444Kb)
Фотография с места, где располагалась усадьба Малинники, июнь 2024

7 (670x502, 252Kb)
Фотография с места, где располагалась усадьба Малинники, июнь 2024

Но и в усадьбе Берново Пушкин тоже бывал. Здесь в имении своего деда воспитывалась Анечка Полторацкая, будущая Анна Петровна Керн.

8 (670x502, 456Kb)
Усадебный дом в имении Берново. Фотография из Музея А.С. Пушкина в Берново, июнь 2024

Когда поэт оставался погостить на два-три дня в Берново, ему выделяли комнату на втором этаже, с балконом и с видом на пруд.

9 (670x539, 351Kb)
Усадебный дом в имении Берново. Фотография из Музея А.С. Пушкина в Берново, июнь 2024

И вот Левитан, узнав о том, что понравившийся ему пейзаж вдохновил Пушкина, что вероятно поэт бывал возле этой старой мельницы, загорелся идеей написать большую картину.

Надежда Сергеевна Шер (1890-1976) в своей книге «Рассказы о русских художниках» так описывает эти события:

«Левитана взволновал рассказ. Он еще долго ходил один у плотины – все не мог отрешиться от тревожного чувства. На следующий день он снова вернулся к старой мельнице. Как-то сама собою возникла мысль о картине. Но ходить из имения на мельницу с большим подрамником было трудно. И вот целую неделю каждое утро он и Кувшинникова усаживались в тележку. Левитан на козлы, Софья Петровна на заднее сиденье, и везли подрамник на мельницу. К вечеру так же возвращались обратно»

10 (670x670, 222Kb)
Алексей Степанов. Исаак Ильич Левитан и Софья Петровна Кувшинникова на этюдах. 1887 / Художник Алексей Степанович Степанов (1858-1923), друг Левитана, вместе с ним и Софьей Кувшинниковой работал в Плесе

Осенью, когда Кувшинникова уехала, семья Панафидиных предложила художнику перебраться к ним в усадьбу, где отвела ему под мастерскую большой светлый зал.

11 (670x446, 233Kb)
Софья Кувшинникова. Дом в Курово-Покровском. 1891. Тверская областная картинная галерея

12 (670x456, 351Kb)
Исаак Левитан. Осень. 1891. Холст, масло. 21 x 30. Государственный Литературный музей, Москва

«Панафидины любили и ценили Левитана-художника, бережно относились к нему, оберегали его рабочие часы…», – пишет Надежда Шер.

Это подтверждает и биограф художника Иван Евдокимов:

«За художником благородно и бескорыстно ухаживал весь дом. Исаак Ильич не остался в долгу. Он написал во весь рост портрет хозяина Николая Павловича Панафидина и подарил этому симпатичному трогательному человеку. Портрет был не в жанре Левитана, труден, непривычен, – и художник потратил много труда, чтобы сделать всё-таки отличный портрет».

13 (670x633, 230Kb)
Исаак Левитан. Портрет Н.П. Панафидина. 1891. 88.5 х 71. Тверская областная картинная галерея / Николай Павлович Панафидин - дядя Лики Мизиновой

Завершал же картину «У омута» Левитан уже в Москве в начале 1892 года. Впервые работа была представлена публике на 20-й выставке передвижников в 1892 году.

14 (670x471, 258Kb)
Исаак Левитан. У омута. 1892. Холст, масло. 151,5 x 212. Государственная Третьяковская галерея

Поиски омута на реке Тьма

И вот мы отправляемся на речку Тьма искать тот самый омут. Как и предупреждали нас в музее, «язык до мельницы доведет». Надо признать, что берновцы прекрасно знают о существовании «левитановского омута». У спуска к плотине, где раньше была мельница, даже установлена плита, на которой полустёршиеся строчки рассказывают о том, чем примечательно это место.

15 (700x525, 458Kb)
Плита недалеко от плотины на речке Тьма, июнь 2024

Погода была жаркая, и у плотины купалось много ребятишек. Их бабушки нам с удовольствием рассказали, что прекрасно знают про место, где работал Левитан над картиной, но сейчас этот омут за двумя заборами и по берегу туда не пройти – там ведь ёлок насажали.

16 (700x525, 667Kb)
У плотины на речке Тьма в Берново, июнь 2024

Мы с надеждой стали вглядываться в реку. И местные жительницы нас успокоили: «Да, тут не глубоко, дойдете».

Название речки, конечно, навевало некоторые опасения, но мы с мужем всё же решились: переоделись в шорты, взяли покрепче телефон и в путь. Самое глубокое место оказалось в начале пути и мне пришлось идти на носочках, чтобы не измочиться.

А дальше было не выше колена, но… всё дно в очень скользких камнях. Если бы мы не обули сланцы, идти было бы невозможно. Утопиться теперь здесь очень проблематично, а вот утопить телефон вполне.

19 (670x502, 388Kb)
21 (670x502, 393Kb)
На речке Тьма, июнь 2024

Шли мы довольно долго (по крайней мере нам так показалось), не торопясь:))) и высматривая похожий лесной пейзаж.

23 (670x502, 310Kb)
Лес у речки Тьма, июнь 2024

И вот течение речки значительно ускорилось – из-за уступов и большого количества камней образовалась речная быстрина.

24 (670x417, 351Kb)
На речке Тьма – быстрина, июнь 2024

По краю обошли быстрину, ещё немного и сквозь заросли уже открывается вид на омут.

25 (700x415, 326Kb)
На речке Тьма, около омута, июнь 2024

И вот он – омут Исаака Левитана. Мостика здесь уже давно нет. Да и выйти на заросший берег, чтобы сделать фотографию, похожую на картину, практически невозможно.

26 (670x502, 401Kb)
27 (670x502, 473Kb)
Омут на речке Тьма, июнь 2024
И всё же мы его нашли! И ничего зловещего в нем нет. Не то, что у Пушкина:

Александр Пушкин
Русалка (отрывок)


Князь
Знакомые, печальные места!
Я узнаю окрестные предметы —
Вот мельница! Она уж развалилась;
Веселый шум ее колес умолкнул;
Стал жернов — видно, умер и старик.
Дочь бедную оплакал он недолго.
Тропинка тут вилась — она заглохла,
Давно-давно сюда никто не ходит;
Тут садик был с забором, неужели
Разросся он кудрявой этой рощей?
Ах, вот и дуб заветный, здесь она,
Обняв меня, поникла и умолкла...
Возможно ли?..
/Идет к деревьям, листья сыплются./
Что это значит? листья,
Поблекнув, вдруг свернулися и с шумом
Посыпались как пепел на меня.
Передо мной стоит он гол и черен,
Как дерево проклятое.



Возвращаться было значительно веселее.

28 (670x495, 205Kb)
В зале Исаака Левитана Государственной Третьяковской галереи

Теперь, когда я буду стоять перед картиной «У омута» в зале Исаака Левитана в Третьяковской галерее, она уже не будет казаться мне такой мрачной, ведь у неё больше нет от меня тайн.

С любовью, ваша Света В.

Источник

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ИСААКОМ ЛЕВИТАНОМ КАРТИНЫ "У ОМУТА" | MOLODA_I - Дневник MOLODA_I | Лента друзей MOLODA_I / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»