Последние годы жизни великого Эдуара Мане (1832 – 1883), старшего товарища импрессионистов и революционера в живописи, мечтавшего об официальном признании, были временем борьбы с тяжелой болезнью. Еще в 1879-м ему диагностировали атаксию – нарушение координации движений. Недуг прогрессировал, и художнику становилось все труднее писать большие картины.

Цветы в хрустальной вазе

Розы в стеклянной вазе
Словно бы стараясь отогнать смерть и убедить самого себя, что жизнь не кончается, он все чаще и чаще с любовью рисует небольшие изящные букеты и фрукты на столе. Это помогает ему успокоиться и отвлечься. Друзья и незнакомые люди посылают ему цветы.
«Мне хотелось бы написать их все», - признается он.

Розы в фужере

Гвоздика и клематис в хрустальной вазе
Эти маленькие жемчужины, «упражнения в прекрасном», по изяществу сравнимы с шедеврами. Ничего не отвлекает внимания от роз, сирени, дыни, лимона, нет даже самых необходимых деталей натюрморта – стола, скатерти. Одно дыхание жизни, переполняющей последний великий холст Мане, его завещание «Бар в Фоли-Бержер». Здесь то же самое, максимально приближенная к зрителю красота. До нее можно дотронуться.

Клубника

Лимон

Дыня

Две груши

Белая сирень и розы

Белая сирень
Источник