"Со времен Куинджи никто еще не достигал такого мастерства в изображении и передаче разлитого в природе солнечного света", — писал о Шультце критик Николай Брешко-Брешковский.
И действительно Иван Федорович Шультце был мастером света. Особенно бесподобно у него получались зимние пейзажи, но сегодня подборка не о них. Давайте с вами полюбуемся летними произведениями замечательного художника.
“Летний день”
В 1917 году Иван Федорович создает картину "Летний день".
Нежный свет, пробивающийся сквозь листву, подчеркивает умиротворенную атмосферу. На переднем плане изображены две фигуры: женщина и девочка, сидящие в тени двух больших деревьев. Кажется, они укрылись от зноя, отдыхая в прохладе густой листвы.

"Летний день", 1917 год. Холст, масло. 50 x 70 см
Солнечный свет пробивается сквозь кроны деревьев, создавая живописную игру света и тени на земле. Вдали виднеется открытое поле, залитое солнечным светом, а за ним протянулась темная полоса деревьев, создающая глубину и контраст в композиции. Художник мастерски передает состояние покоя, гармонии и единения человека с природой.
Цветовая палитра теплая, естественная: зелень листвы, коричневые оттенки стволов, солнечное золото травы на фоне дарят ощущение тишины и безмятежности. Картина наполнена светом и воздухом.
Произведение находится в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой, Махачкала.
“Глициния в солнечных зайчиках”
Следующее летнее полотно Шультце называется “Глициния в солнечных зайчиках”. Год написания неизвестен. Эта работа — живописное воплощение тишины, уюта и поэтичного ландшафта, в котором природа дышит мягким светом южного солнца.

«Глициния в солнечных зайчиках». Холст, масло 46×37,8 см
Перед зрителем распахивается сад, застывший в безмятежный полуденный час.
Каменные ступени ведут к арке, поросшей зеленью, за которой открывается аллея с цветущими клумбами. Пространство устроено так, что взгляд постепенно проскальзывает вдаль, проводя зрителя мимо кустов и деревьев, укутанных в мягкую тень. На переднем плане ветви глицинии, каскадом спадающие вниз, словно шелковые ленты. Их лавандово-голубой цвет озарен солнечными пятнами, которые лежат и на каменной кладке, и на цветах, и на самой тропинке.
Шультце, мастер пленэрного света, работает здесь не только с цветом, но и с тишиной: которую видно между мазками. Здесь все живет, но ничто никуда не спешит. Даже тени, будто живые, играют с формами, создавая ощущение легкости света и движения воздуха. Пышные кусты роз и гортензий, полупрозрачная дымка глицинии и арка, ведущая куда-то в неведомую часть сада, напоминают о старинных виллах Южной Европы и духе ускользающего времени.
Это не просто ботанический или архитектурный этюд. Это картина о том, как свет оживляет камень и как природа словно вдыхает жизнь в творение человеческих рук. В “Глицинии в солнечных зайчиках” Шультце соединяет реальность и мечту, оставляя в сердце зрителя теплое послевкусие, подобное аромату цветущего сада, который невозможно унести с собой, но хочется помнить.
Картина находится в частном собрании.
"Пшеничные поля"
Год создания картины "Пшеничные поля" тоже неизвестен.
Здесь художник воспевает русское лето, его простор, тяжелое дыхание земли и тревожное предчувствие перемен, скрытое в небе. Перед нами сцена, где человеческое почти отсутствует, но всё пропитано его трудом, памятью и ожиданием жатвы.

"Пшеничные поля". Холст, масло 54 х 68
Во весь холст раскинулись золотые пшеничные нивы. Они плотные, зрелые, звенящие от зноя и тишины. Колосья плотной массой тянутся к горизонту, где на их фоне отчетливо выделяются два дерева: одно большое, раскидистое, с крепким, изогнутым стволом, словно сторож этой равнины; другое едва виднеется вдали, скромнее, на фоне бело-серых облаков, уходящих к лесной полосе.
Верхняя часть картины более драматична. Небо, будто разорванное надвое: с одной стороны легкие, почти акварельные облака, с другой — туча,
плотная, грозовая, зреющая, таящая грядущий ливень. Этот фон не так прост, как кажется, но важная часть дыхания картины, предвестие
перемены. Такой контраст придает пейзажу напряжённость и глубину: будто сама природа замерла в нерешительности. Словно она еще не решила, оставить ли ей знойное солнце или выплеснуться дождь.
На переднем плане дорога, влажная от утренней росы, с крупными камнями у обочины, поросшими травой. Всё дышит правдой и прямолинейностью. Здесь нет излишней идеализации, но есть любовь к земле.
Картина находится в частном собрании.
"Шторм на горизонте"
В этой картине проникновенное размышление о природе в ее противоречивой красоте: одновременно спокойной и тревожной, тихой и наэлектризованной ожиданием. Зрителю открывается залитый золотым светом луг, усыпанный густыми деревьями, с прозрачной водой на переднем плане, где пьют коровы. Всё здесь погружено в медлительный, сосредоточенный ритм летнего дня.

"Шторм на горизонте". Холст, масло 54 × 65 см
Но это спокойствие обманчиво. Над густыми кронами нависло тяжелое, насыщенное плотными, почти угольно-чёрными тучами, надвигающимися с
горизонта. Это пока не буря. Но уже чувствуется, что воздух сгустился, что тени стали темнее, что вот-вот случится сильный порыв ветра. Мягкий свет, который словно вырывается из последних солнечных лучей перед грозой, на этом фоне выглядит особенно уязвимым. Он ложится на спины животных, на камни у берега, на листву, придавая всему оттенок живой, но затаенной драмы.
Шультце мастерски передает контраст: между стихией, зреющей вдали, и мирным настоящим, между тяжёлым небом и лёгкой водой, между тревогой и покоем. Пейзаж не только реалистичен, но и наполнен незримой загадкой природы. Всё живёт в предвкушении. Даже деревья — особенно высокие, вытянутые тополя — как будто вслушиваются в небо, чувствуя, что надвигается нечто великое.
Это картина о балансе. О том, как рядом существуют свет и тьма. О природе, как о зеркале внутреннего состояния человека: ведь и мы,
подобно этим животным у воды, часто пребываем в покое, даже если над нами уже собирается буря.
Картина находится в частном собрании.
“Приближение грозы”
Это драматичный и выразительный пейзаж, передающий ощущение тревожного ожидания и мощи природы. Композиция построена на резком контрасте между светлым передним планом и нависшими над горизонтом грозовыми тучами.

"Приближение грозы". Холст, масло 73,5 х 92,5 см
На переднем плане изображена извилистая тропинка, ведущая через холм, покрытый зеленью и редкими деревьями. Взгляд невольно скользит по тропинке, проложенной художником. Это придает сцене живость и подчеркивает масштаб окружающего пространства. Яркий солнечный свет, освещающий землю, контрастирует с мрачными тучами, нависшими над равниной и кажется, что ещё немного, и буря обрушится на всё вокруг.
Особое внимание художник уделил небу: густые облака, клубящиеся и тяжелые, создают впечатление движения и надвигающейся стихии. Светлые участки неба, пробивающиеся сквозь тучи, добавляют драматизма и усиливают ощущение надвигающейся перемены.
Картина находится в частном собрании, Великобритания.
“Побережье в лунном свете”
И, напоследок, картина “Побережье в лунном свете”. Она поражает своей атмосферной глубиной и мастерской передачей света. Это ночной пейзаж, в центре которого помещено спокойное море, освещенное мягким, но ярким светом луны, пробивающимся сквозь густую крону дерева.

"Побережье в лунном свете»". Холст, масло, 35 х 26,5
Лунный свет отражается на поверхности воды серебристой дорожкой, создавая ощущение таинственности и уединения. Волны спокойно плещутся у подножия прибрежных скал, в тени которых теряется контур берега. На переднем плане справа изображены деревья, чёрные силуэты которых драматично выделяются на фоне светлого неба и сияющего моря.
Композиция построена таким образом, что взгляд зрителя сначала останавливается на золотисто-желтом круге луны, затем скользит по ветвям дерева и уходит вдаль по мерцающей дорожке, исчезающей в темноте горизонта. Художник тонко передает ощущение тишины, покоя и природного величия. Картина навевает романтическое настроение, словно приглашая остановиться, замереть и послушать шепот ночного моря.
Картина находится в частной коллекции.
Понравились картины? Что более всего?
Источник