Город-герой, город-мечта, город с душой моряка: литературные портреты Севастополя.

Альбом «Виды Крыма». Вид с бульвара на море, начало 20 века, Государственный исторический музей, Москва © Public domain
В Севастополе переплелись культуры греков, римлян, византийцев и русских. Он выдержал почти девять месяцев осады в Крымскую войну и пережил тяжелые испытания Великой Отечественной. Окруженный живописными бухтами с прозрачной водой, город хранит древние крепостные стены и живет насыщенной современной жизнью с фестивалями и культурными событиями. Взглянем на Севастополь глазами русских классиков.
Лев Толстой: мрачное величие

Фрагмент. Панорама «Оборона Севастополя», 1958 год, Государственный музей истории Санкт-Петербурга © Public domain
Толстой побывал на Крымском фронте во время обороны Севастополя в 1854–1855 годах. Молодой офицер наблюдал за боевыми действиями и видел мужество солдат и горечь потерь. Этот опыт лег в основу цикла «Севастопольские рассказы», где он описывает не только события войны, но и размышляет о человеческой природе, смерти, мужестве и бессмысленности страданий.
О чем? О ключевом эпизоде Крымской войны — длительной блокаде Севастополя. В книге подробно описывается обстановка в городе, ход боевых действий и эмоциональные переживания его жителей и защитников. Три рассказа цикла «Севастополь в декабре», «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года» охватывают весь период осады.
Образ города. Суровый, разрушенный, величественный. Город как организм, который умирает, но не сдается.
Цитата. «Восходя на ту сторону моста, почти каждый солдат снимал шапку и крестился. Но за этим чувством было другое, тяжелое, сосущее и более глубокое чувство: это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».
Константин Паустовский: поэзия моря

Писатель Константин Паустовский среди моряков Черноморского флота в Севастополе, 1956 год, Музей-заповедник героической обороны и освобождения Севастополя © Public domain
Паустовский провел в Севастополе много времени. Его манил воздух, архитектурный облик и особая «морская поэзия» этого места. Для него Севастополь — город‑мечта, наполненный и светом, и мраком.
О чем? О личных воспоминаниях. В «Повести о жизни» он рассказывает о своем путешествии на юг и встрече с городом. А в очерке «Мертвый город» размышляет о последствиях войны и возрождении Севастополя.
Образ города. Белокаменный, морской, выстоявший. Он разрушен, но дух его жив.
Цитата. «Я смотрел как зачарованный на все вокруг. Значит, на самом деле, а не только в книгах существует этот город, где умер Нахимов, где рвались на бастионах круглые ядра, где сражался артиллерист Лев Толстой, где клялся в верности народу лейтенант Шмидт. Вот он здесь, этот город, — в горячем дне, в перистой тени акаций».
«Повесть о жизни»
Владислав Крапивин: голос из детства

Приглашение на посещение презентации книжно-иллюстративной выставки «Магический кристалл Владислава Крапивина», 2008 год, Тюменское музейно-просветительское объединение © Public domain
Крапивин провел в Севастополе детство и юность. Город стал для него источником вдохновения и местом детских воспоминаний.
Во многих произведениях — «Трое с площади Карронад», «Шестая бастионная», «Граната», «Заяц Митька», «Сандалик» — главными героями становятся дети севастопольского города.
О чем? О детстве, дружбе, смелости и приключениях на фоне морского города.
Образ города. Сказочное пространство, где дыхание моря, шум ветра и героическая история окружают повседневную жизнь. Несмотря на следы войны и разрушений, для Крапивина город остается местом надежды.
Цитата. «Он оказался в точности таким, каким я его представлял: с синими бухтами, запутанными белыми улицами, лестницами‑трапами, старыми бастионами. С высокими мачтами над причалами, с жизнерадостными матросами на ракушечных набережных, с курантами, отбивающими севастопольский гимн…
Кое‑где на стенах еще видны были следы осколков и пулеметных очередей, но это лишь подчеркивало героизм удивительного города…»
Статья «Мальчики, храните белый город»
Александр Куприн: душа моряка

Открытка. Севастополь, пристань рыбаков, 19 — начало 20 века, Центральный военно-морской музей имени императора Петра Великого, Севастополь © Public domain
Куприн бывал в Севастополе, чтобы писать очерки жизни местных жителей. Его привлекала шумная и колоритная атмосфера города, где кипит повседневная жизнь.
О чем? О мирной жизни Севастополя и его людях. В очерке «Листригоны» Куприн рисует картину портового города: рыбаки, уличные торговцы, аромат жареной рыбы и свежего морского ветра. Это не героический, а будничный Севастополь.
Образ города. Теплый, соленый, шумный — город с душой моряка. Белый жар камней, блестящие рыбы на прилавках, корабельные гудки и дети, играющие под солнцем.
Цитата. «На набережной, поперек ее, во всю ширину, расстилаются сети. На грубых камнях мостовой они кажутся нежными и тонкими, как паутина, а рыбаки ползают по ним на четвереньках, подобно большим черным паукам, сплетающим разорванную воздушную западню. Другие сучат бечевку на белугу и на камбалу и для этого с серьезным, деловитым видом бегают взад и вперед по мостовой с веревкой через плечи, беспрерывно суча перед собой клубок ниток».
«Листригоны»
Именно в Севастополе стартует в этом году VIII Международный фестиваль Ильдара Абдразакова. С момента основания в 2018 году фестиваль прошел в 25 городах России — от Уфы и Казани до Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийска — и стал одной из ключевых культурных инициатив, развивающих оперное искусство в регионах. Фестиваль ежегодно собирает тысячи зрителей, а в концертах участвуют звезды мировой оперы, такие как Рамон Варгас, Лоуренс Браунли и Клаудио Згура.
Источник