Сегодня у нас история про человека, который создал целую визуальную вселенную. И всё это — из комнаты, которую он почти не покидал. Борис Кустодиев создал целую страну из воспоминаний, любви и света — и сделал её вечной.
Он изобразил Россию не такой, какой она была, а такой, какой её хотелось помнить — нарядной, солнечной, с запахом сдобы и звоном самоваров. Его картины будто согревают: купчихи с конфетами, ярмарки с пряниками, шубы, самовары и коты.

Он родился в марте 1878 года в Астрахани, в бедной семье. Отец умер рано, мать воспитывала четверых детей на одну лишь пенсию. Кустодиев, став художником, не забыл о быте — напротив, он сделал его главным героем своих картин.
Маленький Борис жил во флигеле, который его семья снимала у купца. Он с интересом наблюдал за деталями: шалями, самоварами, пряниками. Позже он скажет: «У меня всё было перед носом». Именно эти впечатления стали основой его творчества.

Борис Кустодиев - Автопортрет, 1904 г.

Борис Кустодиев - Автопортрет у окна,1899 г.
Решение стать художником пришло после выставки передвижников в 1889 году. Путь от иконописца до любимого ученика Репина был стремительным.
Ранние работы Кустодиева — это в основном портреты: Волошин, Билибин, Николай II. Он схватывал не только внешность, но суть, внутренний нерв — и потому его портреты до сих пор говорят с нами.

Борис Кустодиев - Портрет Ивана Билибина, 1901 г.

Борис Кустодиев - Портрет художника И.И. Бродского, 1920 г.

Борис Кустодиев - Портрет Его Императорского Величества Государя Императора Николая Александровича, Самодержца Всероссийского, 1915 г.
Молодой Кустодиев был воплощением здоровья: он легко проплывал под волжским пароходом. В 1903 году он женился на Юлии Прошинской, которая стала его музой и опорой на всю жизнь. Их счастье отразилось в картине «Утро» (1904), где Юлия купает их первенца Кирилла. Впереди, казалось, был только свет.
В 1916 году у Бориса Михайловича обнаружили опухоль позвоночника. Началось лечение, последовали операции. Врач предупредил жену художника: нужно выбрать, что сохранить — руки или ноги. Она ответила без колебаний: «Оставьте руки, без них он не сможет жить». В тридцать пять лет Борис Михайлович оказался парализован.

Борис Кустодиев - Утро. Изображены Юлия Евстафьевна Кустодиева, жена художника, с сыном-первенцем Кириллом, 1904 г.

Борис Кустодиев - Портрет Ирины Кустодиевой с собакой Шумкой, 1907 г.

Борис Кустодиев с женой Юлией

Юлия Кустодиева

Борис Кустодиев - Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1903 г.

Борис Кустодиев - Портрет Ю.Е. Кустодиевой, 1920 г.
Его мир сузился до комнаты. «Теперь весь мой мир — моя комната», — писал он. Но что же делает художник, прикованный к инвалидному креслу? Пишет... роскошные, жизнерадостные картины. Весёлую Россию, полную пирогов, мехов, улыбок и радости.
Его знаменитые купчихи родились во время лечения в Швейцарии. Он, тоскуя по родине, воображал этих женщин — пышных, живых, будто из лубка. Они сидят за столом, щедро одарены фруктами, конфетами, кружевами.
«Купчиха за чаем» (1918 г.) – апогей этой серии. Гора сладостей, важный кот, безмятежная улыбка... Ирония судьбы: моделью была не купчиха, а 18-летняя баронесса-студентка Галина Адеркас! Эта картина, написанная в голодном революционном Петрограде, произвела фурор!

Борис Кустодиев - Молодая купчиха в клетчатом платочке, 1919 г.




Для парализованного Кустодиева его мастерская стала центром, откуда он создал десятки полотен. В 1920-е он пишет портрет Фёдора Шаляпина. Огромное полотно! Он пишет, лёжа, с помощью системы тросов и блоков. Шаляпин стоит в меховой шубе на фоне народного гулянья, а рядом сидит его пёс Ройка.
Когда певец говорит, что шуба, возможно, была «экспроприирована» советскими властями, Кустодиев весело замечает: «Запишем — шуба украдена!». Этот портрет воспевает силу, талант и широту русской души.

Борис Кустодиев - Портрет Шаляпина, 1922 г.

Юлия Кустодиева на фоне одной из картин мужа, 1915 г.

Борис Кустодиев за работой
Серия акварелей «Русь» — ещё одно чудо. Это миниатюрная энциклопедия провинциальной жизни: извозчик в трактире, купец в шубе, суетливый половой, булочник. Каждый персонаж – живой, узнаваемый, часть огромного пестрого полотна под названием Россия.

Борис Кустодиев - Купец-сундучник, 1923 г.

Борис Кустодиев - Странник. Из серии "Русь. Русские типы", 1920 г.

Борис Кустодиев - Сундучник. Из серии "Русь. Русские типы", 1920 г.

Борис Кустодиев - Булочник. Из серии "Русские типы", 1920 г.

Борис Кустодиев - Карусель. Из серии "Русь. Русские типы", 1920 г.

Борис Кустодиев - Извозчик в трактире. Из серии "Русь. Русские типы", 1920 г.
«Голубой Домик» или Ковчег? Эта картина – философская притча. Уютный деревянный дом под солнцем. В нем – вся жизнь: мать с ребенком, чаепитие на балконе, юноша на крыше, влюбленные у окна, игра в шахматы.
А на первом этаже – лавка гробовщика, спокойно читающего газету. Рождение, любовь, быт, смерть – вечный круговорот под одной крышей. Ковчег, плывущий по реке времени.

Борис Кустодиев - Голубой домик, 1920-е
Парадокс: чем темнее жизнь, тем ярче краски. Любимые темы Кустодиева – народные гулянья, шумные ярмарки, масленичные забавы. «...это было умопомраченье по краскам – такое разнообразие и игра», – писал он о ярмарке. Его полотна – не документальная фиксация, а воплощенная мечта, «лубочный дух» России, созданный силой воображения.
Иллюстрации к Лескову и Некрасову, афиши, эскизы — всего около 700 работ за 30 лет. И всё — с этой его светлой тоской по России, которую он не просто видел, а выдумал заново. Не копировал натуру, а создавал образ — как бы Россия Кустодиева: ароматная, шумная, кружевная.

Борис Кустодиев - Масленица (Масленичное катание), 1919 г.

Борис Кустодиев - Провинция, 1919 г.

Борис Кустодиев - Весна, 1921 г.

Борис Кустодиев - Вербный торг у Спасских ворот на Красной площади в Москве, 1917 г.

Борис Кустодиев - Осень в провинции. Чаепитие, 1926 г.
Он скончался в мае 1927-го, чуть-чуть не дожив до 50-ти. Его бесстрашная муза Юлия — та самая, что выбрала для художника "руки" — погибла в блокадном Ленинграде (1942 г.).
А его «Россия» – весёлая, праздничная, бесконечно живая – осталась с нами. Его искусство – доказательство: дух способен победить любую немощь тела. Его холсты – вечный источник света, который он так отчаянно искал и так щедро дарил нам.

Борис Кустодиев - На Волге, 1922 г.
Прав был Максим Горький, обращаясь к Кустодиеву: «Ваши картины до краев заполнены солнцем и радостью».
А какая работа Кустодиева для вас стала символом русской души?
Источник