Санкт-Петербург — город, в котором архитектура не просто фон, а действующее лицо городской драмы. Каждый дом здесь может рассказать историю, полную амбиций, моды, личных вкусов и исторических перипетий. Сегодня мы отправимся к одному из самых необычных зданий центральной части города — доходному дому Басина, розовому сказочному терему, притаившемуся у подножия площади Островского.

дом Басина. источник Википедия / автор Ninara
Это здание сразу притягивает взгляд — будто отрывок из старинной русской сказки оказался в самом сердце европейского Петербурга. Его точный адрес — площадь Островского, дом 5 / переулок Крылова, дом 7. Расположенное буквально в паре шагов от Александринского театра и корпуса Российской национальной библиотеки, оно стоит на пересечении истории и театральной жизни города.

Создателем этого удивительного здания был Николай Петрович Басин — человек с необычной архитектурной судьбой. Выпускник Императорской Академии художеств, Басин начинал как подающий надежды ученик, но быстро утвердился как самостоятельный мастер. После стажировки за границей, его первый проект в Петербурге был так высоко оценён, что архитектора удостоили звания академика архитектуры.
В разные годы он построил более 20 зданий: от величественных особняков и доходных домов до административных и учебных учреждений. Несмотря на деятельность в разных городах Российской империи, именно Петербург стал полем для большинства его творений. Его имя было хорошо известно в среде столичной архитектурной элиты 1870–1890-х годов.
Проект собственного доходного дома Басин задумал в 1878 году и реализовал его в течение двух лет. Архитектору не помешала стилистическая неоднородность окружающей застройки. Напротив — он сознательно отказался от традиционного академического подхода, выбрав неорусский стиль, ярко выделяющий его дом на фоне строгой классики площади Островского.

Дом Басина. источник pitir.ru / автор фото неизвестен
По мнению некоторых исследователей, к проекту оформления фасада был привлечён ещё один известный зодчий — Николай Никонов, архитектор, хорошо известный по проектам в русском стиле. Именно ему приписывают декоративную проработку фасадной части дома, насыщенной деталями, напоминающими деревянные палаты и терема.
Дом Басина словно сошёл со страниц иллюстрированного издания «Сказок Афанасьева». Его пятиярусный фасад оживляют эркеры, лепные кокошники, резные наличники, изящные пилястры и даже стилизованные фигуры петухов, за что в народе здание иронично прозвали «петушиным домом». Цвет фасада с годами менялся — от холодно-рубинового до насыщенного кирпично-розового, но всегда оставался необычным для петербургского пейзажа.

Магазин в доме Басина. 1913 год
Не все современники разделяли восхищение этим архитектурным экспериментом. В конце XIX века дом часто критиковали за эклектичность и декоративную перегруженность, но сегодня именно эта самобытность делает его выдающимся примером московско-русского влияния в северной столице.
До революции дом оставался собственностью самого Николая Петровича Басина. В нём располагались квартиры, сдаваемые внаём, и, по некоторым данным, небольшие мастерские. После 1917 года здание, как и большинство доходных домов Петербурга, было национализировано и приспособлено под коммунальное жильё. Многие декоративные элементы в интерьерах были утрачены, однако внешний облик дома в целом сохранился.
Сегодня здание остаётся жилым и, несмотря на свой век, продолжает выполнять ту же функцию, что и при Басине. Но теперь оно — не просто доходный дом, а памятник архитектурной смелости, индивидуального вкуса и художественной дерзости.
Источник